Государственная идеология в области экономического развития Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 23:46, реферат

Описание работы

Вступив в XXI век, человечество столкнулось с целым рядом сложных проблем, обусловленных, с одной стороны, противоречиями между обществом и природой, с другой стороны, политическими, экономическими, культурными противоречиями между экономически развитыми и остальными странами мира.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 21.26 Кб (Скачать файл)

1. Стратегия XXI века. 
 
Вступив в XXI век, человечество столкнулось с целым рядом сложных проблем, обусловленных, с одной стороны, противоречиями между обществом и природой, с другой стороны, политическими, экономическими, культурными противоречиями между экономически развитыми и остальными странами мира.  
Трансформационные процессы в мире связаны, прежде всего, с глобализацией – объективным процессом превращения экономик отдельных стран из относительно замкнутых систем в элементы единого мирового хозяйства. В основе глобализации лежит международное разделение труда и связанные с ним экономические, политические и другие отношения между государствами, предприятиями, фирмами, объединяющие национальные экономики, создающие единый мировой рынок и его инфраструктуру. Сегодня мировая экономика предстает не в виде простой суммы национальных хозяйств, а в виде реально существующей геоэкономики, то есть целостной экономической системы с наличием наряду с национальными государствами новых субъектов – транснациональных корпораций (ТНК), международных (межнациональных) компаний (МНК), их союзов, региональных группировок, международных организаций. 
Наиболее существенным отражением глобализации мировой экономики является динамичный рост международной торговли. Если за 1991–2000 гг. мировое производство продукции и услуг увеличилось на 37%, то объем мирового экспорта возрос на 72%, то есть на 1% прироста валового внутреннего продукта (ВВП) приходилось почти 2% прироста экспорта. 
Значительно возрастают международные потоки капитала. Объемы прямых иностранных инвестиций в мире увеличиваются в среднем на 16% в год, а общий их объем накопления по состоянию на 2000 г. составил 6,3 трлн долл. США. Основными донорами выступают промышленно развитые страны, чьи достижения в области научно-технического прогресса и возросший экономический потенциал потребовали расширения внешних рынков.  
Особенностью мирохозяйственных связей в последние десятилетия стало формирование региональных интеграционных объединений стран. В мире насчитывается около десятка интеграционных группировок, появившихся на всех континентах и различающихся между собой по целям и глубине интеграции. Наиболее интегрированным является Европейский Союз (ЕС), объединяющий с 1 мая 2004 г. 25 государств.  
Главными проводниками глобализации в современном мире выступают транснациональные компании. В настоящее время в мире насчитывается 63 тыс. ТНК. Число ТНК за последние два десятилетия увеличилось более чем в 6 раз. Они контролируют 2/3 всей мировой торговли и 80% иностранных инвестиций, на их долю приходится 80% патентов и лицензий на новейшую технику и современные технологии.  
Согласно прогнозу международных организаций, ожидается ускорение глобального экономического роста: темпы прироста мирового ВВП возрастут с 2,7% в 1986–2000 гг. до 3,7% в 2001–2015 гг. Производство ВВП на душу населения в среднем увеличится с 6,8 тыс. долл. в 2000 г. (в ценах и по ППС 1995 г.) до 10 тыс. долл. США в 2015 г., в том числе в западноевропейских странах – с 21,5 до 31,1 тыс. долл., в США – с 31 до 43,8, в развивающихся странах – с 3,4 до 5,7, в постсоциалистических странах – с 7,8 до 15 (Россия – с 7,5 до 16,2 тыс. долл. США).  
Основу новой мировой экономики составят отрасли и производства V и VI технологических укладов, базирующиеся на использовании новых знаний и информации. Доля сферы услуг в ВВП в экономически развитых странах прогнозируется на уровне 70–75%. Усилится значение государственной политики, прежде всего в выборе и поддержке приоритетных направлений науки и техники.  
Указанные тенденции определяют внешние условия для разработки НСУР-2020, которые необходимо учитывать при определении основных направлений и механизмов устойчивого развития нашей страны. 
 
Республика Беларусь вошла в XXI век с открытой и ориентированной на экспорт экономикой. Около 60% ее ВВП органично связано с внешними рынками, что определяет высокую зависимость страны от мировых тенденций экономического развития. После распада СССР и связанного с ним экономического кризиса (1991–1995 гг.) Республика Беларусь смогла к 1996 г. преодолеть спад производства и достигнуть в последующие годы положительной динамики макроэкономических процессов – обеспечить ежегодные приросты ВВП, производства промышленной продукции и потребительских товаров, стабилизировать положение на внутреннем потребительском рынке. Была восстановлена система управления экономикой, отвечающая реалиям переходного периода, улучшена система социальной защиты населения. Уже в 2000 г. был превышен уровень докризисного 1990 г. по производству промышленной продукции (100,7%), потребительских товаров (110%), реальным денежным доходам населения (107%). При этом ВВП составил 89%, продукция сельского хозяйства – 71%, инвестиции в основной капитал – 52% к уровню 1990 г. Эти показатели значительно выше чем в других странах СНГ. В частности, производство ВВП в России в 2000 г. составило 67,3% от уровня 1990 г., в Украине – 43,3, в Казахстане – 69,4, промышленное производство – соответственно 56,8, 57,4 и 57,6%. 
По данным ПРООН Доклад о развитии человека за 2003 год, Минск «Юнипак», 2003., по индексу развития человеческого потенциала (0,804) в 2001 г. Беларусь находилась на 53 месте среди 175 стран мира и вошла в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала, опередив все страны СНГ. 
О месте Республики Беларусь в мировом сообществе, Европейском Союзе и среди стран СНГ свидетельствуют основные социально-экономические показатели (табл.1). 
Таблица 1 
 
Место Республики Беларусь в мировом сообществе государств 
Сопоставительный анализ произведен за 2000 г. или 2001 г. 
Единица измерения Мировое сообщество Европейский Союз СНГ Беларусь 
Удельный вес Беларуси:  
территория % 0,15 0,9 0,94  
численность населения – – 0,16 1,4 3,6  
Продолжительность жизни:  
мужчины лет 63,4 Справочник «Состояние населения мира». Фонд ООН по народонаселению, 1998 г. 75,3 62 62,8 
женщины - - 67,73 81,4 72 74,5 
Естественный прирост на 1000 жителей ‰ 15,7 2,8 -2,0 -4,9 
Удельный вес безработных, % % 7,3 2,3 2,3 
ВВП на душу населения (по ППС) долл. США 7410 25532 5155 7620 
Удельный вес в ВВП:  
конечное потребление % 78 65 80 
валовое накопление - - 20,1 22 24 
чистый экспорт - - 13 -4 
Экспорт товаров на одного жителя долл. США 946 5948 507 747 
Импорт товаров на одного жителя долл. США 978 5800 293 831 
Производство основных видов продукции на душу населения:  
электроэнергия кВт. ч. 2448 6621 4472 2514 
прокат черных металлов кг 140 419 277 146 
телевизоры, на 1000 населения шт. 22,4 7,3 73 
холодильники и морозильники, на 1000 населения шт. 11,4 11,1 83 
масло животное кг 1,2 1,8 6,7 
зерно кг 342 537 617 517 
мясо в убойном весе кг 38,6 95,3 30 63 
молоко кг 80,8 319 230 485 
 
Данные таблицы показывают, что Республика Беларусь имеет достаточно весомые предпосылки для перехода к устойчивому развитию. 
 
 
2. Устойчивое развитие экономики Республики Беларусь. 
 
Устойчивое развитие – это такое развитие, при котором удовлетворение нужд нынешнего поколения происходит без ущемления возможностей будущих поколений удовлетворять свои потребности. Эта формулировка из доклада «Наше общее будущее», подготовленного Международной комиссией по окружающей среде и развитию ООН в 1987 году, стала сутью новой парадигмы развития человечества. В принятой на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году представителями 179 стран «Повестке на XXI век» концепция устойчивого развития приобрела статус важнейшего принципа существования земной цивилизации. 
Особенно активно идеи устойчивого развития распространялись в мире в последние 10–15 лет. Большое количество стран сделало реальные шаги по переходу к устойчивому развитию. В них созданы государственные органы, ответственные за устойчивое развитие (советы, комиссии, комитеты при правительствах или главах государств), разработаны или разрабатываются документы национального уровня, ориентирующие развитие на путь устойчивости (концепции и стратегии устойчивого развития, законы, другие нормативные и методические документы). Все большее распространение получают модели устойчивого производства и потребления. Расширяется участие общественности, ученых, бизнеса в решении проблем устойчивого развития. 
 
Устойчивое развитие характеризуется непрерывным и эффективным, стабильным и не истощающим природный ресурс развитием общества, в котором обеспечивается полноценное развитие человеческого капитала, духовных и культурных ценностей. Концепция устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь определяет стратегическую цель на перспективу как «динамичное повышение уровня благосостояния, обогащение культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранение окружающей среды для нынешних и будущих поколений».  
 
Схема 1. Источники, задачи и этапы национальной стратегии. 
 
Второй этап до 2020 года: 
 
• формирование основ нового постиндустриального информационного общества с новым технологическим базисом и обеспечение перехода к ресурсосберегающему типу воспроизводства; 
• создание зрелых институтов рыночной экономики, расширение частного бизнеса; 
• широкое внедрение достижений науки и техники; 
• создание экологически чистых производств; 
• ускорение интеграционных процессов со странами ближнего и дальнего зарубежья; 
• сбалансированное развитие территорий и населенных пунктов. 
 
Первый этап до 2010 года: 
• развитие человеческого потенциала на основе совершенствования систем образования, здравоохранения, жилищного строительства и других отраслей сферы услуг; 
• инновационное развитие национальной экономики; 
• наращивание экспортного потенциала на основе конкурентоспособности, перевооружения, внедрения наукоемких, ресурсосберегающих, экологически чистых производств; 
• развитие агропромышленного комплекса и социальное возрождение села. 
 
Задачи: 
 
 
Государственность: 
 
Правовое 
государство 
 
Общественное развитие: 
демократия, 
гражданское общество, 
социальное партнерство, 
человеческий капитал  
Экономика: 
 
социально-ориентированная рыночная экономика  
Экология: 
 
экологическое равновесие  
Культура и нравственность 
высокообразованный, творческий человек, здоровый нравственный климат в обществе 
 
Источники Республики Беларусь: 
 
Природные ресурсы  
Человеческий, научно-производственный и инновационный потенциал Выгодное географическое положение  
 
 
Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР-2020) разрабатывается в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь». 
Впервые НСУР Республики Беларусь (НСУР-97) была разработана и одобрена Правительством страны в 1997 г. Она основывалась на идейных принципах и методологических подходах «Повестки дня на XXI век», определенных Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). НСУР-2020 призвана учесть изменения, произошедшие в стране и мире за последние годы, а также важнейшие программные документы, принятые в Республике Беларусь, новые международные соглашения, в том числе Декларацию тысячелетия Организации Объединенных Наций, принятую Генеральной Ассамблеей 8 сентября 2000 г., Политическую декларацию и План выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (сентябрь 2002 г.) и др.  
В Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 г. дальнейшее развитие получили основные положения действующих прогнозных документов, утвержденных Президентом или Советом Министров Республики Беларусь – Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г., Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 гг., Комплексный прогноз научно-технического прогресса на 2001–2020 гг., Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998–2015 гг., Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь, Концепция национальной безопасности Республики Беларусь и другие целевые и отраслевые программы........ 
 
 
Литература: 
1. Основы идеологии Белорусского государства: Учеб.-метод. комплекс / Авт.-сост. И.А. Черкасов; Рецензент Т.Г.Румянцева; Науч.ред. А.Н.Алпеев. – Мн.: ЗАО «Веды», 2004, – 191 с. 
2. Мельник В.А. Государственная идеология: Понятие, элементы, функции / В.А. Мельник. – Мн.: Тесей, 2007. 
3. Основы идеологии белорусского государства: Учеб. для вузов / под. ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова.-Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь.-2004.- 690с. 
4. Кузнецов В.Н. Идеология: социологический аспект. Учебник. М.: Книга и бизнес, 2005–816 с. 
5. Михеев В.М. Идеология: размышления и выводы / В.М. Михеев. – ОДО «Тонпик», 2008


Информация о работе Государственная идеология в области экономического развития Республики Беларусь