Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 22:03, реферат
Организация эффективного государственного регулирования и поддержки образования и науки является непростой задачей. Можно выделить несколько основных этапов реформирования правовой идеологии, предшествовавшие нынешним представлениям о государственном регулировании и финансовом обеспечении в образовании и науке.
В период до 90 годов государственное регулирование и финансирование в области образования имело в своей основе простую схему. На основе общей численности населения страны прогнозировалось количество школьников, а также определялось плановое количество студентов.
Государственная политика в области образования
Организация эффективного государственного
регулирования и поддержки образования
и науки является непростой задачей. Можно
выделить несколько основных этапов реформирования
правовой идеологии, предшествовавшие
нынешним представлениям о государственном
регулировании и финансовом обеспечении
в образовании и науке.
В период до 90 годов государственное регулирование
и финансирование в области образования
имело в своей основе простую схему. На
основе общей численности населения страны
прогнозировалось количество школьников,
а также определялось плановое количество
студентов. Далее по нормативам рассчитывали
объем государственных затрат на образование.
Объем бюджетного финансирования в области
науки рассчитывали, исходя из директивно
устанавливаемого количества научных
работников в стране и среднего планового
норматива материально-технического оснащения
штатного рабочего места в научной организации.
Правовое регулирование деятельности
в области образования и науки определялось
целями и нуждами государства. Главную
роль играла политическая воля, аранжированная
инструкциями, методическими указаниями
и рекомендациями. Подзаконные акты государственных
органов исполнительной власти использовались
чаще, чем нормы законов. Тексты законов
(см. Закон СССР от 19.07.1973 Об утверждении
основ законодательства Союза ССР и союзных
республик о народном образовании , Закон
РСФСР от 02.08.1974 О народном образовании
и другие) во всех важнейших для практики
случаях отсылали гражданина к актам министерств
и ведомств. Особенностью правовой идеологии
государственного управления, доминирующей
в тот исторический период, являлось уравнивание
минимальных доходов внутри каждого из
слоев населения, выделенных по формальным
признакам (по профессиональной принадлежности,
стажу работы или иным факторам). Правовая
система страны в целом и, в частности,
конкретное содержание отдельных норм
отражали тогдашнее экономическое и политическое
устройство страны, когда единственным
координатором, работодателем и социальным
партнером для участников образовательного
процесса было государство. Законодательство
в области образования и науки постоянно
прирастало требованиями, распространяющими
на участников образовательной и научной
деятельности разного рода доплаты, льготы
и иные преференции, относящиеся к пенсионному,
жилищному или другим отраслям права.
После известных социально-политических
реформ начала 90-х годов правила финансирования
в области образования и науки в целом
сохраняли прежнюю схему, но бюджетные
назначения перестали исполняться. Для
компенсации недостачи бюджетных ассигнований
учреждениям образования и науки разрешили
использовать средства, полученные в результате
предпринимательской деятельности. Были
введены налоговые льготы в области образования
и науки, чтобы компенсировать недополучаемые
бюджетные назначения. Проникновение
либеральных тенденций в правовую идеологию
российских законодателей имело своим
результатом инкорпорацию ряда не свойственных
прежде концепций и идей в тексты законов
России. Все чаще стали появляться цитаты
и обороты из зарубежной юридической практики,
а также принципы и положения, по своей
обоснованности и лексике напоминающие
декларации. Правовые новшества не всегда
были обеспечены экономическими, материально-техническими
или кадровыми ресурсами. Поэтому неисполнение
предписаний закона стали достаточно
привычным явлением. В качестве средства
борьбы с указанным явлением в дополнение
к одним неисполняемым законам стали принимать
другие, имевшие целью отследить исполнение
предыдущих. Нормы бюджетного и налогового
законодательства, административного,
трудового и иных отраслей права стали
занимать чуть ли не самостоятельное положение
в текстах отраслевых законов в области
образования и науки. Примером может служить
появившийся в этот период закон Об образовании
в новой редакции. Указанная тенденция
была даже некоторым образом узаконена
вследствие принятия Федерального закона
от 9 июля 1999 года 159-ФЗ О введении в действие
Бюджетного кодекса Российской Федерации
, где сказано: Законодательные акты Российской
Федерации в области образования, науки,
научно-технической политики, культуры,
принятые до введения в действие Кодекса,
содержащие нормы, регулирующие бюджетные
отношения, действуют, если они не признаны
утратившими силу . В связи с принятием
Гражданского кодекса Российской Федерации,
изменением налогового и бюджетного законодательства
Российской Федерации текст закона Об
образовании был заново отредактирован,
но сохранил межотраслевой характер правового
регулирования. Подобные заимствования
из иных разделов правовой системы России
способствовали возникновению коллизий
и противоречий. Юридические несоответствия
выправить не удавалось, так как даже федеральный
бюджет не исполнялся, что позволяло в
любой момент признать не действующим
любой договор вследствие обстоятельств
неодолимой силы.
После 2000 года роль государственного управления
начала меняться. Бюджетные назначения
начали исполняться. Целевая бюджетная
поддержка образования и науки начала
вытеснять налоговые льготы. На процесс
развития законодательства в области
образования и науки целенаправленно
и последовательно оказывает влияние
международное сотрудничество, обусловленное
стремлением России стать полноправным
партнером в сообществе развитых стран.
Источником и основой реформ служат действующие
социальные и экономические реалии нашей
жизни. Реформирование правовой системы
России в области образования и науки
реализуется в следующих основных направлениях:
исключение из федеральных нормативных
правовых актов отраслевого законодательства
норм, не относящихся к полномочиям Российской
Федерации, а также уточнение прав собственности
в части распоряжения федеральным имуществом
и подведомственными учреждениями;
_________________________
См. Постановление Правительства Российской
Федерации 71 от 10.02.2004 О создании, реорганизации
и ликвидации федеральных государственных
учреждений
исключение из отраслевого законодательства
норм финансового права, административного
права, конституционного права;
_________________________
См. Бюджетное послание Президента Российской
Федерации Федеральному Собранию от 12.07.2004
О бюджетной политике в 2005 году и Постановление
Правительства Российской Федерации от
22.05.2004 249 О мерах по повышению результативности
бюджетных расходов
исключение норм или отмена федеральных
нормативных правовых актов, не обеспеченные
федеральным бюджетом;
_________________________
См. Бюджетное послание Президента Российской
Федерации Федеральному Собранию от 30.05.2003
О бюджетной политике в 2004 году
введение унифицированных юридико-технических
конструкций и приемов для нормативных
правовых актов из различных отраслей
права.
В целом, сеть федеральных государственных
образовательных организаций выполняет
задачу обеспечения права граждан на образование,
гарантированных Конституцией Российской
Федерации (ст. 43) и другими законодательными
актами Российской Федерации. Обилие рассредоточенных
по разным отраслям права нормативных
правовых актов, содержащих юридические
нормы в области образования и науки, вызвало
к жизни идею систематизации отраслевого
законодательства в области образования
и науки, чтобы устранить несогласованность
его с нормами финансового, административного
и международного права, а также убрать
внутренние противоречия. Особенно резко
проблемы несогласованности правовой
системы Российской Федерации начали
проявляться в области разделения компетенций
между уровнями власти. Проблемы накапливались
давно, но широкие публичные дискуссии
возникли при обсуждении проекта федерального
закона О внесении изменений в законодательные
акты Российской Федерации и признании
утратившими силу некоторых законодательных
актов в связи с принятием федеральных
законов О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон Об общих принципах
организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации
и Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации
. Примерно 200 федеральных нормативных
правовых актов были изменены или утратили
силу после принятия этого закона.
_________________________
Сырых В.М. Образовательное право как отрасль
российского права // Институт законодательства
и сравнительного правоведения при Правительстве
Российской Федерации - М., 2000, 135 с.; Сырых
В.М. Образовательное право как отрасль
Российского права // Исследовательский
центр проблем качества подготовки специалистов.
- М., 2000, 136 стр.; Концепция общей части Кодекса
Российской Федерации об образовании
(проект) / Под общей и научной редакцией
В.М. Сырых, д.ю.н., проф.; Ю.А. Кудрявцева,
к.ф.н., с.н.с. - М.: Исследовательский центр
проблем качества подготовки специалистов,
2001. - 69 с.
Помимо уточнения предметов ведения и
раздела полномочий упомянутым выше законом
внесены поправки во многие акты в области
образования и науки. Возникновение последних
обусловлено разными причинами. Давно
стало очевидным, что нужно очистить правовое
поле в области образования и науки от
недействующих, коллизионных, дублирующих
и иных норм. Нормы, заимствованные или
пересекающиеся с положениями из иных
отраслей права, стали играть роль нормативных
сорняков . Нынешняя система правоотношений
и субъектов в области образования и науки
была создана в рамках прежней социально-экономической
ситуации, от которой сейчас мало что осталось.
Кроме того, существовавшая в определенный
период политическая неопределенность
в сочетании с юридической эйфорией, как
результат корпоративных или личных, идеологических
или экономических лоббистских интересов,
способствовали насыщению отраслевых
законов отрывочными нормативными сентенциями.
Настоящая работа имеет целью проанализировать
системные изменения правового регулирования,
произведенные в области образования.
Информация о работе Государственная политика в области образования