II. Проблемы преобразования
государственной собственности в отечественной
экономике.
В процессе формирования рыночных
отношений доля государственной собственности
постепенно сокращается, зато развиваются
различные формы индивидуальной и коллективной
собственности: индивидуальные предприятия, полные
общества и общества с ограниченной ответственностью, закрытые
и открытые акционерные общества, ассоциации
и др.
Различные формы собственности, функционирующие в
общей системе экономических отношений, не
могут быть изолированными друг от друга.
Преодолевая свою специфику, они неизбежно
переплетаются. На основе этого переплетения
могут возникать смешанные формы собственности.
Объективная основа этого переплетения
- взаимное дополнение и использование
тех специфических возможностей, которые
заложены в каждой из конкретных форм хозяйствования. Так, в российских акционерных
обществах сейчас сливается собственность
отдельных граждан, коллективов и государства.
Создание и развитие АО является главным
путем разгосударствления собственности.
Несколько лет назад появились, и сейчас
развиваются фермерские хозяйства (это индивидуальные
предприятия), которые во многих случаях
не теряют производственных и экономических
связей с колхозами и совхозами, у которых
они "унаследовали" землю и определенную
часть средств производства.
В настоящее время в нашей стране
полным ходом идет переход на "рельсы"
рыночной экономики, вырабатываются специфические
для нас черты.
Стержнем преобразования государственной
собственности стала приватизация. Поэтому
рассмотрим отдельные моменты приватизации
в Российской Федерации, чтобы выяснить
проблемы преобразования государственной
собственности в отечественной экономике.
Экономическая реформа в России
(структурная, ценовая, финансовая) проводится
в каждой сфере как бы в разных временных
потоках, с разной скоростью и интенсивностью.
Приватизация государственного и муниципального
имущества, являющаяся сердцевиной экономической
реформы, проходило быстро, последовательно
и стала (наряду с либерализацией цен)
самым ощутимым проявлением изменений
в экономике.
Приватизация представляет
особую систему экономических отношений,
возникающих в связи с изменением формы
собственности на средства производства:
с "государственной" на "частную".
Она включает взаимосвязь приоритетов,
отражающую сочетание интересов органов
государственной власти, трудовых коллективов
предприятий, населения в целом в процессе
глубинных изменений. Диалектика приватизации
и разгосударствления заключается в том,
что приватизация является разгосударствлением
собственности. Особенностями и проблемами
начального этапа приватизации в России
(1991-1994 гг.) являются: приоритет политических
целей процесса, введение системы приватизационных
чеков; сверхвысокие темпы приватизации;
преимущественно формальный характер
приватизации при акционировании крупных
предприятий; аукционная продажа малых
объектов; низкая доходность приватизации.
Эмиссия и обращение приватизационных
чеков стали эффективным инструментом
быстрого перераспределения государственного
имущества среди негосударственных инвесторов.
Вторичный же рынок акций приватизированных
предприятий развивается медленно из-за
отсутствия спроса на акции большинства
акционерных обществ (и, соответственно,
их низкой ликвидности), малой доходности
акций и неразвитости инфраструктуры
фондового рынка.
Рассмотрение методологических
основ разгосударствления и приватизации
позволяет раскрыть экономическое содержание
приватизации как системы отношений по
изменению формы собственности на средства
производства с государственной на частную
(в том числе индивидуальную, паевую, акционерную)
под непосредственным воздействием государственных
органов.
Специфика сложившейся в начале
процесса приватизации в России ситуации
характеризуется следующими чертами:
практическое отсутствие крупных частных
фирм, слабость негосударственного сектора,
отсутствие финансовых компаний и инвестиционных
банков. Формализация и унификация структур
экономической деятельности до сих пор
сказывается на темпах и масштабах приватизации.
Различные способы приватизации
приводят к передаче государственного
имущества в "частную", "общую долевую"
или "акционерную" собственность.
При продаже предприятия происходит реальная
приватизация государственной собственности.
Преобразование предприятия в акционерное
общество можно назвать формальной приватизацией,
так как после выкупа акций бывшего государственного
предприятия членами трудового коллектива
остальные акции остаются в государственной
собственности, и требуется время, пока
их не выкупят другие инвесторы.
Содержание системы отношений
приватизации раскрывается через ее цели.
В этом аспекте приватизация - не цель
реформы, а ее инструмент.
Важным средством приватизации
является перераспределение доходов и
имущества. Однако приватизация имущества,
капитала вовсе не означает равноценную
приватизацию доходов. Последняя происходит
как благодаря изменениям в структуре
собственности, так и одновременному изменению
(в результате приватизации) уровня и структуры
цен.
Приватизация является важнейшим
инструментом институциональной политики,
и ее осуществление ведет к формированию
новой социально-экономической структуры
народного хозяйства. Приватизация на
самом деле сделала реформы необратимыми,
поскольку здесь возврат затронул бы интересы
миллионов людей. Возник искусственный
инвестиционный спрос и определенная
концентрация прав собственности.
Сложившийся механизм приватизационного
процесса в России соответствует балансу
интересов различных групп и слоев населения.
В российской концепции приватизации
соединились два разнонаправленных подхода.
Первый подход во главу угла ставит интересы
трудовых коллективов приватизируемых
предприятий, второй - задачи народной
приватизации и соблюдение принципа социальной
справедливости при распределении государственной
собственности. Занявший ведущее место
на начальном этапе приватизации механизм
закрытой подписки и чековых аукционов
совмещает оба эти подхода. Наиболее трудным
стал для предприятия выбор момента начала
приватизации предприятия в целом (или
арендуемого имущества).
Массовое преобразование государственных
предприятий в акционерные общества создало
возможность развития фондового рынка
в Российской Федерации. Были сняты ограничения
на продажу акций, приобретенных работниками
предприятий на трудовых льготных условиях.
Отмена трехлетнего моратория на продажу
акций способствовала выбору второго
варианта акционирования большинством
трудовых коллективов. Важное значение
для приобретения дальнейшей самостоятельности
приватизированными предприятиями имело
принятие законодательных актов, регламентирующих
продажу земельных участков.
Процесс приватизации нуждается
в поддержке на двух уровнях: всего общества
и трудового коллектива конкретного предприятия.
Недостаточная пропаганда идей приватизации
привела к тому, что у значительной части
как специалистов, так и населения в целом
сформировался негативный образ приватизационного
процесса. Хотя в действующей модели приватизации
превалировали способы, формально ориентированные
на уравнительную справедливость ("чековая
приватизация").
Передача собственности на
государственное имущество сложившимся
коллективам предприятий несовместима
с рыночным механизмом отбора покупателей,
как мелких, так и стратегических. Поэтому
в схеме приватизации, реализуемой через
аренду с выкупом государственного имущества,
закрепляется нерыночный результат - долговременная
консервация прямого соединения собственников
с имуществом. В основе выбора именно этого
способа лежит критерий не эффективности
(или массовости), а приоритета трудового
коллектива.
Основным способом приватизации
(в начале этого процесса) являлась продажа
имущества предприятий по конкурсу или
на аукционе.
Преобразование предприятий
в открытые акционерные общества стало
набирать темпы со второй половины 1992
г. и стало в России наиболее распространенной
формой перехода к приватизации предприятий.
В соответствии с Государственной программой
приватизации государственных и муниципальных
предприятий в Российской Федерации все
предприятия, имеющие по состоянию на
1 января 1994 г. балансовую стоимость основных
фондов свыше 20 млн. рублей, могут быть
(по желанию трудового коллектива) приватизированы
путем преобразования в открытые акционерные
общества.
Приватизация муниципального
имущества по количественным показателям
наиболее активно проходила в 1993 г. Способом
приватизации объектов муниципальной
собственности преимущественно является
продажа на открытых аукционных торгах
и выкуп арендованного имущества. Для
приватизации муниципальных предприятий
характерен и большой удельный вес средств,
поступающих от продажи на аукционе, по
конкурсу по сравнению со средствами,
поступающими от продажи акций.
Одной из форм становится так
называемая "парциальная" приватизация,
предлагаемая многими комитетами имущества
на местах. Государственное (муниципальное)
предприятие в таком случае ликвидируется,
а имущество вносится в качестве вклада
во вновь создаваемое акционерное общество,
обычно закрытого типа. Другими участниками
данного общества становятся члены трудового
коллектива и сторонний инвестор. К развитию
подобных способов приватизации подталкивает
и сложная ситуация, складывающаяся с
приватизацией недвижимости в городах.
Новым способом приватизации,
оговоренным впервые в Государственной
программе приватизации, становится банкротство
государственных и муниципальных предприятий.
На этапе денежной приватизации передача
обанкротившегося предприятия кредиторам
превращается в одну из форм приватизации
с привлечением инвестора. Однако банкротство
как способ приватизации не получит в
России широкого распространения. Оно
будет применено для 700-800 средних предприятий,
включая их переход в руки кредиторов.
Управления по делам о несостоятельности
(банкротстве) будут заниматься предотвращением
банкротств тех государственных предприятий
и акционерных обществ, где высока государственная
доля в уставном капитале.
Приватизация в России резко
расширяет сферу действия отношений предпринимательства.
Структура современного предпринимательства
характеризуется многообразием критериев
ее формирования. Можно выделить экономическую
структуру бизнеса (определяемую различием
форм собственности) и организационно-правовую
структуру (показывающую распределение
бизнеса по формам предприятий).
Становление структуры российского
бизнеса характеризуется нарастанием
многообразия видов структур. В процессе
приватизации принудительная жесткая
иерархичность государственного предпринимательства
сменяется слабой экономической иерархичностью,
которая постепенно усиливается.
Программы приватизации, принимаемые
государственными органами различных
уровней, могли бы быть более привлекательными
и простыми, если бы в них использовалось
большее количество методов приватизации.
К сожалению, чаще проводится линия на
сужение сферы приватизации и ограничение
ее форм.
Весьма сложной в теоретическом
и практическом плане проблемой является
приватизация объектов недвижимости,
особенно крупных, и земельных участков
в городах. Непродуманный механизм их
приватизации (приватизация земельных
участков в ценах 1992 г.; предоставление
права выкупа недвижимости не только арендаторам,
но и пользователям) приводит к объяснимому
торможению данного процесса в регионах.
Реформирование механизма приватизации
в России будет осуществляться по следующим
направлениям. Ведущим способом приватизации
должна стать продажа предприятий (имущества,
пакетов акций) по инвестиционному конкурсу.
Необходимо перейти к оригинальным моделям
приватизации в регионах. Дифференцированный
отраслевой и внутриотраслевой подход
к приватизации приведет к индивидуализации
условий реорганизации оставшихся государственных
крупнейших научно-производственных комплексов.
Большую роль должны играть ранее слабо
используемые способы приватизации малых
и средних предприятий (банкротство, инвестиционные
контракты).
Еще одной проблемой в разгосударствлении
собственности стало своевременное непринятие
соответствующих нормативных актов. Так
до сих пор затягивалось принятие нового
Земельного кодекса Российской Федерации.
Более того, ввиду преобладания в Государственной
Думе РФ прокоммунистически настроенных
депутатов, которые выступают против продажи
земли и против приватизации крупных государственных
предприятий, задерживается процесс принятия
«современного и своевременного» законодательства.
Однако в Республике Татарстан
был принят свой Земельный кодекс, в соответствии
с которым, в республике начата программа
продажи государственной недвижимости
(земельных участков, зданий, сооружений),
что существенно пополняет бюджет республики,
а также развивает рыночные отношения.
Такие законы были приняты еще
в нескольких республиках Российской
Федерации, однако, по сути, этот вопрос
по-прежнему остается нерешенным.
Таким образом, в настоящее
время, большой проблемой по-прежнему
является недостаточное законодательное
урегулирование отдельных вопросов разгосударствления
собственности.
Еще одна важная проблема в
развитии государственной собственности
- преодоление монополизма, характерного
для административно-командной системы.
К концу 1990 г. в машиностроении бывшего
СССР доля монополизированного производства
достигла 72%. С превращением бывших республик
в независимые государства монополизм
еще более усугубился, так как многие предприятия-дублеры
оказались по разные стороны новых государственных
границ.
Понятно, что демонополизация
производства, основанного на государственной
собственности, - это долгий и сложный
процесс. Отчасти преодоление монополизма
может осуществляться путем разукрупнения
предприятий, механического раздела их
на части. Для строительства же новых предприятий-дублеров
потребовалось бы слишком много средств,
которыми наша страна в настоящее время
не располагает.