Государственная собственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 22:29, доклад

Описание работы

Государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.[8]
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ ст. 294, 296.

Файлы: 1 файл

Государственной собственностью.docx

— 25.13 Кб (Скачать файл)

Государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее  на праве собственности РФ (федеральная  собственность), и имущество, принадлежащее  на праве собственности субъектам  РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность  субъекта РФ).

Земля и другие природные  ресурсы, не находящиеся в собственности  граждан, юридических лиц либо муниципальных  образований, являются государственной  собственностью.[8]

Имущество, находящееся в  государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями  и учреждениями во владение, пользование  и распоряжение в соответствии с  ГК РФ ст. 294, 296.

Средства соответствующего бюджета и иное государственное  имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну РФ, казну  республики в составе РФ, казну  края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.[3]

Отнесение государственного имущества к федеральной собственности  и к собственности субъектов  РФ осуществляется в порядке, установленном  законом.

Объекты, составляющие основу национального богатства страны:

Ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской  экономической зоны Российской Федерации.

Охраняемые или особым образом используемые природные  объекты (заповедники, в том числе  биосферные, национальные природные  парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение).

Объекты историко-культурного  и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского  значения, расположенные на территории Российской Федерации.

Объекты, необходимые для  обеспечения функционирования федеральных  органов власти и управления и  решения общероссийских задач:

Государственная казна Российской Федерации (средства республиканского бюджета Российской Федерации, Пенсионного  фонда Российской Федерации, фонда  социального страхования и других государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, Центрального банка  Российской Федерации; золотой запас, алмазный и валютный фонды).

Имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и  внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а  также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся  из государственного бюджета СССР.

Высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты  Российской Академии наук, отраслевых академий наук, Министерства образования  Российской Федерации, Министерства науки  и технической политики Российской Федерации, Министерства здравоохранения  Российской Федерации, государственных  научных центров.

Предприятия и объекты  геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической службы, контроля за состоянием и охраны окружающей природной среды и природных  ресурсов.

Предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы, службы защиты растений.

Предприятия патентной службы, стандартизации и метрологии, машиноиспытательные  станции и полигоны.

Государственные запасы и  мобилизационные резервы, а также  предприятия, обеспечивающие их сохранение.

Предприятия исправительно-трудовых учреждений и лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Российской Федерации.[5]

Объекты оборонного производства:

Все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, расщепляющиеся и радиоактивные материалы, ракетные носители, космические и летательные  аппараты, военное снаряжение, предприятия  и объекты, обеспечивающие обслуживание, запуск и сопровождение космических  аппаратов, осуществляющие НИР и  ОКР в указанных областях - независимо от доли военных заказов.

Защищенные рабочие помещения  запасных пунктов управления всех органов  государственной власти и управления, а также объекты связи и  инженерной инфраструктуры, предназначенные  для использования в особый период.

Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства  России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства:

Предприятия добывающей промышленности, за исключением добычи местного сырья (определяемого в соответствии с  законодательством Российской Федерации).

Предприятия топливно-энергетического  комплекса.

Предприятия и объекты  электроэнергетики

Предприятия и объекты  отраслей железнодорожного, воздушного и трубопроводного транспорта, речного  и морского флота, предприятия газификации.[20]

Федеральные автомобильные  дороги общего пользования и обслуживающие  их организации.

Предприятия связи, телевизионные  и радиопередающие центры.

Государственные племенные  и конные заводы и совхозы, селекционно-гибридные  центры, государственные семенные инспекции  и лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, предприятия  и хозяйства по производству ценных и анадромных видов рыб, серпентарии.[15]

Прочие объекты:

Предприятия фармацевтической промышленности, промышленности медико - биологических препаратов.

Предприятия и организации  по производству спиртовой и ликеро - водочной продукции.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и  структуре федеральных органов  исполнительной власти» Правительством РФ было установлено:

что Федеральное агентство  по управлению федеральным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных  отношений, функции по оказанию государственных  услуг и правоприменительные  функции в сфере имущественных  отношений.

что Федеральное агентство  по управлению федеральным имуществом находится в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.

что Федеральное агентство  по управлению федеральным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно  и через свои территориальные  органы.

что основными функциями  Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в пределах установленных полномочий являются:

проведение единой государственной  политики в области имущественных  и земельных отношений;

осуществление полномочий собственника в пределах и в порядке, определенных федеральным законодательством, в  отношении имущества федеральных  государственных унитарных предприятий  и государственных учреждений (за исключением полномочий собственника, которые в соответствии с законодательством  РФ осуществляют иные федеральные агентства), акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, составляющего  казну РФ, а также полномочий по изъятию у учреждений и казенных предприятий излишнего, неиспользуемого  либо используемого не по назначению федерального недвижимого имущества, передаче федерального имущества физическим и юридическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества;

разграничение государственной  собственности, в том числе на землю, на собственность РФ, собственность  субъектов РФ и собственность  муниципальных образований;

осуществление полномочий собственника имущества должника – федерального государственного унитарного предприятия  при проведении процедур банкротства;

защита имущественных  и иных прав и законных интересов  РФ при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории РФ и за рубежом;

осуществление учета федерального имущества и ведение реестра  федерального имущества.

Установлена предельная численность  работников центрального аппарата Федерального агентства по управлению федеральным  имуществом в количестве 530 единиц (без  персонала по охране и обслуживанию зданий) и предельную численность  работников территориальных органов  в количестве 3251 единицы (без персонала  по охране и обслуживанию зданий).

   

 

Государственная собственность - это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), а также имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Такое определение дается в ст. 214 (п. 1 и 2) части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Если средства соответствующих бюджетов или иное государственное имущество, не закреплены за государственными предприятиями и учреждениями, то они составляют государственную казну Российской Федерации или казну соответствующего субъекта Федерации. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

На базе имущества, находящегося в государственной собственности  могут быть образованы унитарные, а  также казенные предприятия.

Унитарное предприятие - это хозяйственная коммерческая организация, основанная на праве хозяйственного ведения. Унитарное предприятие создается по решению уполномоченного на то государственного или муниципального органа. В форме унитарных предприятий могут быть только государственные или муниципальные предприятия. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создавать другое унитарное дочернее предприятие, утверждать его устав как юридического лица и передавать ему часть своего имущества. Орган - собственник имущества не несет ответственности по обязательствам унитарных предприятий. По решению Правительства, на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может создаваться унитарное предприятие на праве оперативного управления - федеральное казенное предприятие. Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия.

Управление государственной  собственностью осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом и другими  законодательными актами, регулирующими  имущественные отношения в Российской Федерации. Российское государство  по отношению к государственной  собственности в целом должно относится как собственник-пользователь, т.е. монополист по всем параметрам. Особую роль в управлении государственной  собственностью играет система федеральных  органов исполнительной власти, включая Правительство Российской Федерации, министерства, государственные комитеты, агентства, и другие уполномоченные правительством специальные органы и государственные представители в акционерных обществах с государственным капиталом и т.д.

Правительство обладает широкими полномочиями в разработке и принятии стратегических, принципиальных решений  по вопросам трансформации государственной  собственности, распоряжения и пользования  ею, контроля за исполнением функций  всех государственных органов, осуществляющих управление государственной собственностью. Учитывая огромные масштабы деятельности в этой сфере и необходимость  квалифицированного решения управленческих задач, Правительство передает часть  своих полномочий по управлению государственной  собственностью федеральным органам  исполнительной власти. Важные функции  управления государственной собственностью, возложены на Министерство имущественных  отношений Российской Федерации.

В рамках действующих законов  и других нормативных актов органы, осуществляющие управление, распоряжение и пользование государственной  собственностью выполняют весьма важные функции. Они управляют пакетом  государственных акций в соответствии с государственной дивидендной  политикой и порядком регулирования  курсовой стоимости акций государственных (или со смешанной собственностью) предприятий, вырабатывают и реализуют  стратегию управления развитием  государственного предпринимательства, формируют государственные целевые  программы, планы и госзаказы.

Они создают адаптированную к рынку конкурентоспособную  структуру управления коммерциализированным  сектором и объектами государственного сектора, вырабатывают политику ценообразования  при обмене между государственными предприятиями и рыночными формированиями. Указанные органы ведут вариантное стратегическое прогнозирование, программирование, ведают долгосрочным развитием государственного имущественного потенциала, занимаются решением стратегических и текущих  задач ресурсного обеспечения государственных  предприятий (хозяйств). В их задачу входят разработка и реализация стратегии  научного и кадрового обеспечения  управленческих структур и объектов госсобственности, а также руководство  процессом эффективного взаимодействия субъектов, совместно пользующимся государственным имуществом и др.

Эти и другие функции управления государственной собственностью должны четко распределяться между органами управления федерального, регионального  и муниципального уровней на основе конкретных критериев. Учитывается  при этом значимость объектов собственности  для России в целом, субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований, а также оценка возможностей их воспроизводства на каждом уровне управления. Важнейшим критерием  является соблюдение интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечение общенациональной экономической безопасности.

Управление государственной  собственностью означает прежде всего  управление процессом ее эффективного использования, а также ее воспроизводства  в необходимом масштабе и качестве.

Многое предстоит сделать  по дальнейшему совершенствованию  функционирования акционерных обществ  с государственным капиталом. Это  чрезвычайно актуально, поскольку  акционерные государственные крупные  корпорации во многом определяют лицо современной российской экономики.

Перспективным путем разрешения отмеченного противоречия является последовательная коммерциализация акционерных  обществ с государственным капиталом. Одной из важных задач совершенствования  организации управления государственной  собственностью является формирование эффективного института представителей государства в акционерных обществах  с государственным капиталом. Существуют и другие направления совершенствования  управления воспроизводством государственной  собственности в акционерных  обществах с государственным  капиталом, функционирующих на доверительном  управлении. Например, организация  выполнения в АО таких функций  менеджмента как научно-обоснованное планирование и прогнозирование, координация, превентивный экономический контроль и др.

Информация о работе Государственная собственность