Государственно-частное партнерство в Африке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 19:59, реферат

Описание работы

В последнее время государственно-частное партнерство рассматривается как одна из перспективных форм экономического сотрудничества между властью и бизнесом. ГЧП может обеспечить равноправие сторон в рамках реализации экономических проектов, направленных на привлечение и эффективное использование государственных, муниципальных и частных ресурсов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 3
Часть 1. Арктическая стратегия России……………………………….. 4
Часть 2. Примеры государственно-частного партнерства В Арктике.. 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. 9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТЧОНИКОВ……………….… 10

Файлы: 1 файл

Государственно-частное партнерство в Африке.docx

— 55.31 Кб (Скачать файл)

2012

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………    3

Часть 1. Арктическая стратегия России………………………………..    4

Часть 2. Примеры государственно-частного партнерства  В Арктике..   5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….    9

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТЧОНИКОВ……………….…     10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В последнее  время государственно-частное партнерство  рассматривается как одна из перспективных  форм экономического сотрудничества между  властью и бизнесом. ГЧП может обеспечить равноправие сторон в рамках реализации экономических проектов, направленных на привлечение и эффективное использование государственных, муниципальных и частных ресурсов.

Прогрессивная роль государственно - частного партнерства в развитии экономики России неоспорима, но в  то же время для регионов Крайнего Севера оно имеет особое значение. Это вытекает, с одной стороны, из тех задач, которые предстоит решить по социально - экономическому развитию этих регионов в период до 2020 года, а с другой стороны - из реального уровня развития территорий, накопившихся здесь проблем, ошибочной политики федерального центра, проводившейся до последнего времени по финансированию долгосрочных программ по Крайнему Северу.

Необходимо  комплексно решать стратегические задачи развития экономики. Для этого должна быть развернута полномасштабная национальная инновационная система по формированию перспективных территориально - промышленных районов, по созданию благоприятных условий жизни населения, в том числе с учетом экологических требований и интересов защиты среды обитания и традиционного уклада жизни коренных малочисленных народов Севера.

Как бы не было тяжело для федерального и региональных бюджетов, государство и субъекты федерации должны выступить в  роли координатора и инициатора крупных  инфраструктурных проектов.

При оценке этих составляющих становится особенно ясно, что без совместных усилий государства и бизнеса  задачи не решить. Планы могут быть реализованы только на принципах государственно - частного партнерства, в одиночку это не под силу ни бизнесу, ни государству.

Часть 1. Арктическая стратегия  России

 

Интересы России в Арктике определяются несколькими факторами. На первом месте стоят экономические интересы. В настоящее время этот регион обеспечивает около 11% национального дохода России, поскольку здесь добывается более 90% никеля и кобальта, 60% меди, 96% платиноидов. Прогнозируемый объем углеводородов в зоне потенциального  экономического влияния РФ в Арктике равен 5 млрд. т. условного топлива. Кроме того, в случае дальнейшего таяния льдов Россия может извлечь немалые экономические выгоды от развития и эксплуатации Северного морского пути - кратчайшей трассы между европейскими и дальневосточными морскими и речными портами.

Присутствие в Арктике имеет  непосредственное отношение к обеспечению  безопасности России. В случае постоянного присутствия ядерного подводного флота США и размещения систем ПРО морского базирования (которые активно разрабатываются в США), здесь будут созданы возможности для перехвата пусков баллистических ракет и нанесения превентивного удара.

Основные усилия российское руководство  планирует направлять на расширение границ континентального шельфа России за пределы 200-мильной зоны в сторону полюса, если удастся доказать в комиссии ООН, что шельф является продолжением хребта Ломоносова и хребта Менделеева. Речь идет не о суверенитете на заявленной террито рии, а только о праве на разведку и использование недр и морского дна.

В сентябре 2009 г. президентом был утвержден документ "Основы государственной  политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу". В нем закреплены интересы РФ, которые состоят в разработке ресурсов Арктики, превращении Северного морского пути в национальную единую транспортную коммуникацию и сохранении региона зоной международного сотрудничества.

Часть 2. Примеры государственно – частного партнерства в Арктике

 

На сегодняшний  день Россия имеет растущий интерес  к районам Крайнего Севера.

Рассмотрим  примеры государственно – частного партнерства в Арктике.

1. «Генеральная уборка» в Арктике.

Программа очистки российской Арктики  от мусора является необходимым условием для расширения присутствия России в этом регионе, которое должно происходить  в рамках баланса между экологическими и экономическими интересами.

Недавно были подведены итоги осенней  экспедиции «Полярного фонда» и Росгидромета. Его специалистам удалось провести утилизацию более тысячи бочек ГСМ. Процесс включал доставку бочек, их обжиг, прессовку с помощью 25-тонного пресса, складирование и дальнейшую транспортировку на материк. Это – один из успешных проектов, о которых премьер-министр РФ Владимир Путин заявлял, как о крайне необходимых. «Генеральная уборка» Земли Франца Иосифа – один из примеров частно-государственного партнерства. Именно такая форма, по мнению премьер-министра Владимира Путина, наиболее эффективна при реализации проектов в Арктике.

По оценке полярной геологоразведочной экспедиции, которая проводила исследовательские  работы в 1995-2005 годах, всего на архипелаге Земля Франца-Иосифа брошено до 250 тысяч бочек с 40-60 тысячами тонн нефтепродуктов, металлолом в виде бочкотары - свыше  миллиона штук, в частности, смазки и масла в бочках, уголь, техника - самолеты, радарные станции, автомобильная  техника и строения. Правительство РФ выделило 740 млн. рублей на очистку Земли Франца Иосифа в 2012 году [1].

 

2. Фонд социального развития «Фонд Купол».

В 2009 году корпорация Кинросс Голд (мировой  лидер золотодобычи с горнодобывающими проектами) основала Фонд социального  развития «Фонд Купол». Первоначальный целевой взнос Кинросс составил один миллион долларов; в последующие 8 лет объем добровольных взносов  компании составит 250 тысяч долл. ежегодно. На сегодняшний день, Фондом уже  профинансировано и реализуется  на территории Арктики 26 социально- значимых проекта на сумму более 16 млн. рублей по направлениям: «Традиции коренных народов», «Здравоохранение», «Образование и обучение», «Устойчиво равитие  малого и среднего предпринимательства».

3. Партнерство в освоении нефтегазовых ресурсов арктического шельфа.

В последние  лет десять особую остроту приобрела  дискуссия вокруг режимов освоения углеводородных ресурсов континентального шельфа российской Арктики.

В принятой Правительством Энергетической стратегии  России на период до 2020 г. отмечено, что  поиск, разведка и освоение нефтяных и газовых месторождений на шельфе арктических, дальневосточных и  южных морей являются одним из наиболее перспективных направлений  развития сырьевой базы нефтяной и  газовой промышленности России.

Месторождения характеризуются высокой капиталоемкостью их освоения. В соответствии с технико-экономическим обоснованием, подготовленным ЗАО «Севморнефтегаз», общие затраты на разработку Приразломного месторождения – 3,8 млрд долл., капитальные вложения – 1,6 млрд долл. (из которых на строительство платформы – 875 млн долл.). Окупаемость вложений порядка 10–11 лет. Штокмановское месторождение оценивается в сумму до 30–36 млрд долл. США. [1]. Высокая стоимость второго проекта объясняется его технической сложностью: большой удаленностью от материка; значительными глубинами моря; большими приливами; частыми штормами; дрейфующими льдами. Затрудняют освоение месторождения и различные инженерно-геологические факторы. Все это требует создания новых технических средств и технологий, во многом уникальных и не имеющих аналогов в мире [3. C.35].

Из отечественных  нефтегазовых компаний углеводородные ресурсы арктического шельфа интересуют, в первую очередь, ОАО «Газпром»  и, в определенной мере, ОАО «Роснефть». ГАЗПРОМ, посредством дочернего ЗАО «Севморнефтегаз», имеет лицензии на разработку названных выше месторождений. Но очевидно, что отечественные компании, ввиду недостатка технических средств и эффективных технологий, отсутствия опыта, сегодня и в ближайшем будущем самостоятельно не смогут осваивать труднодоступные месторождения российского континентального шельфа, особенно арктические. Поэтому международное сотрудничество в этой сфере весьма полезно.

4. Льготы для компаний, осуществляющих пассажирские и грузовые перевозки в Арктике.

Госсобрание Якутии ввело льготы для компаний, осуществляющих пассажирские и грузовые перевозки в Арктике. По информации агентства "Интерфакс-Дальний Восток", министр экономического развития региона Михаил Осипов, представляя поправки, мотивировал их установление "чрезвычайно непростым" финансовым положением компаний-перевозчиков. Преференции касаются налогов на прибыль предприятий и на имущество, уплачиваемых компаниями в бюджет республики в 2011-2015 годах и распространяются на судоходные компании при перевозках грузов на судах смешанного "река-море" плавания и на авиакомпании, доля пассажирских перевозок на социально значимых направлениях, в которых составляет не менее 50 процентов [4].

5. Модернизация арктической транспортной системы.

Модернизация арктической транспортной системы является приоритетным направлением развития арктической зоны Российской Федерации.

Развитие опорной транспортной сети арктических территорий для  обеспечения перевозок по нему предусматривает  и развитие инфраструктуры арктических  портов Тикси и Зеленый Мыс. Намечено строительство устьевых перегрузочных комплексов в устьях рек Лены, Яны, Индигирки и Колымы.

Для реализации планов по разработке арктического шельфа и доставке углеводородов  в Европу и США, а также использованию  СМП для транзитных перевозок  между странами Северо-Западной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона (Япония, Китай, США, Канада) планируется  развивать инфраструктуру безопасности мореплавания по Северному морскому пути. Предполагается кардинальное обновление ледокольного флота, строительство специализированных судов ледового класса и усиленного ледового класса, двухкорпусных танкеров, имеющих дополнительное аварийное снабжение.

Создание транспортных судов ледовых  категорий, в частности танкеров, будет осуществляться за счет акционерных  производственно-транспортных предприятий, осваивающих природные ресурсы  Арктики. Развитие прибрежной портовой инфраструктуры предполагается обеспечить за счет средств заинтересованных грузовладельцев и приарктических субъектов Российской Федерации на принципах государственно-частного партнерства. Создание новых портовых транспортно-технологических комплексов в районе Кольского полуострова, портов-терминалов Индига, Харасавэй, Яся (Обская губа); новых рейдовых отгрузочных терминалов для наливных грузов (Варандей, Приразломное, Липатниково/Игарка, контейнерных терминалов в портах Мурманск, Тикси, Эгвекинот, Провидения) предусматривается за счет собственных средств коммерческих предприятий [3. C. 37].

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Основными национальными интересами Российской Федерации в Арктике являются: а) использование Арктической зоны Российской Федерации в качестве стратегической ресурсной базы Российской Федерации, обеспечивающей решение  задач социально-экономического развития страны; б) сохранение Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества; в) сбережение уникальных экологических систем Арктики; г) использование Северного морского пути в качестве национальной единой транспортной коммуникации Российской Федерации в Арктике [1].

Проблемы  Арктики и регионов Севера настолько  велики и значимы для России, что  их практическое решение требует  масштабной интеграции научного и интеллектуального  потенциала страны и эффективного международного сотрудничества.

До сих  пор недостаточно активна роль частного российского бизнеса в освоении Арктики, который ждет активизации  государства в этом направлении  по развитию транспортной инфраструктуры.  Заслугой предыдущего поколения России является открытие Северного морского пути, дальнейшее развитие и освоение которого становится задачей нашего поколения.

В дальнейшем необходимо осуществить комплексное  наращивание конкурентных преимуществ  Арктической зоны Российской Федерации  в целях укрепления позиций России в Арктике, упрочения международной  безопасности, поддержания мира и  стабильности в Арктическом регионе.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Медведев Д.А. Проект  «Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу”.
  2. Шадрина Н.А. «За разработку законопроекта об Арктике обещано пять миллионов». // Журнал «Российская Газета», № 5918. – С. 16-17.
  3. Шкатов М.Ю. «О международном партнерстве в освоении нефтегазовых ресурсов арктического шельфа» // Журнал «Проблемы современной экономики», № 1 (25), 2008. – С. 34-37.
  4. www.arms-expo.ru - Россия озвучила основы своей политики в Арктике.
  5. www.rosnord.ru -  Роль государственно – частного партнерства Арктического региона России.

 




Информация о работе Государственно-частное партнерство в Африке