Государственное антициклическое регулирование экономики - БГЭУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы — раскрыть особенности государственного антициклического регулирования.

Файлы: 1 файл

Государственное антициклическое регулирование экономики - БГЭУ.doc

— 293.50 Кб (Скачать файл)

Дж. Кейнс, выдвинул в  качестве важнейшей причины циклического развития инвестиционный импульс. Первоначальные изменения автономных инвестиций ΔIа преобразуются с помощью механизма мультипликатора в цепочку последующих изменений спроса и НД. Вместе с тем мультипликатор, вызывающий изменения потребительского спроса и НД, порождает изменения индуцированных инвестиций и вызывает эффект акселератора. Производные инвестиции, в свою очередь, тоже приводят в действие мультипликационный механизм и т. д. Таким образом, основной двигатель цикла — изменения инвестиций, а мощный фактор нестабильности уровня инвестиций и спроса и главный "виновник" экономических колебаний — мультипликаторно-акселераторнып эффект.

К числу других теорий, делающих акцент на внешних либо на внутренних факторах экономического цикла, можно отнести следующие [7, с. 90-91].

Денежные теории, основоположником которых является Р. Хаутри, а однимиз сторонников — М. Фридмен, объясняют деловой цикл расширениями и сжатиями денежного обращения и кредита. Так, спад в США в 1981 — 1982 гг. произошел, когда Федеральная резервная система, чтобы не допустить роста инфляции, подняла номинальные ставки до 18%.

Авторы политических теорий цикла (М. Калецкий, У. Нордхаус, Э. Туфте) видят причину колебаний экономической активности в действиях государственных чиновников, манипулирующих денежно-кредитными и налогово-бюджетными инструментами, чтобы добиться своего повторного избрания. В качестве примера они приводят, в частности, историю президентства Р. Рейгана. В начале его первого срока пребывания на посту президента США вошли в глубокий спад, но к тому времени, когда в 1984 г. он вступил в борьбу за свое повторное избрание, экономика находилась в самом разгаре продолжительного бума, что положительно повлияло на переизбрание Р. Рейгана.

Теории равновесного экономического цикла строятся на неадекватном восприятии людьми изменений цен и заработной платы, из-за чего на рынке труда предлагается слишком много или слишком мало труда, что приводит к циклическим изменениям выпуска и занятости. В соответствии с одной из этих теорий безработица увеличивается в периоды спадов, поскольку рабочие удерживают заработную плату на слишком высоком уровне. Авторами этих теорий являются Р. Лукас, Р. Барро, Т. Сарджент.

В теориях реального  делового цикла утверждается, что отрицательные или положительные шоки производительности в одном секторе хозяйства могут распространиться на всю остальную экономическую систему и вызывать колебания деловой активности (Э. Прескотт, П. Лонг, Ч. Плоссер).

Какая из этих теорий лучше  всего объясняет характер и причины  экономического цикла? В целом можно согласиться с П. Самуэльсоном и У. Нордхаусом, подчеркивающими, что "каждая из конкурирующих теорий содержит в себе некоторые элементы истины, но ни одна из них не является универсальной, справедливой для всех времен и стран".

 

 

3. Антициклическая политика государства

 

Государственное воздействие  на экономику способно существенно  повлиять на ход делового цикла. Оно меняет характер экономической динамики, в том числе амплитуду, продолжительность, соотношение, частоту периодов спада и роста, а также и всего цикла.

Для поддержания экономической  стабильности в обществе государство  проводит антициклическую политику, направленную, прежде всего, на смягчение циклических колебаний.

В экономической науке XX в. обозначились две основные теории на проблему государственного вмешательства в экономику в целях преодоления влияния циклических колебаний: классическая и кейнсианская.

Первая основывалась на том, что рыночная экономика способна к автоматическому саморегулированию, а конкуренция обеспечивает равенство спроса и предложения. При этом цена, заработная плата, процентная ставка приспосабливаются к любой ситуации рынка и его конъюнктуре.

Вторая сводилась к  необходимости государственного регулирования для ограничения стихийности экономических процессов и обеспечения полной занятости населения.

На основе анализа  причин возникновения и протекания общемирового экономического кризиса 1929-1933 и его воздействия на экономику английский экономист Дж. М. Кейнс опубликовал работу «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). По утверждению Кейнса, экономические кризисы неизбежны и вытекают из природы рынка. Кроме того, рынок включает в себя различные проявления монополизма и сочетается с государственным регулированием, отчего цены и заработная плата являются негибкими [4, с. 57].

Заслугой Кейнса в исследовании фактора цикличности является разработка им теории мультипликатора, Кейнс отказался от анализа традиционных категорий стоимости, цены и доходов и обратил внимание на соотношение между такими экономическими категориями, как совокупный общественный спрос, накопление, потребление, государственные расходы. Основному положению классической школы - «сбережения определяют инвестиции» - Кейнс придает свое толкование - «инвестиции определяют уровень сбережений». Общество, считал он, сберегает не больше и не меньше того, что предприниматели пожелают инвестировать в экономику. По его мнению, спросом управляют бюджетная политика государства в целом и государственные расходы. Это главные инструменты стимулирования инвестиций и потребления. Кредитно-денежная политика должна играть вспомогательную роль, приспосабливаясь к бюджетной политике. Идеи Дж.М. Кейнса сыграли важную роль в определении места государства в обществе и положили начало многочисленным разработкам по государственному регулированию экономики.


Кейнсианское антициклическое регулирование не устранило внутренних причин цикличности развития экономики. Способствуя смягчению глубины кризисных спадов производства, оно повлекло серьезные инфляционные последствия, стимулируя чрезмерный рост денежного предложения. Под влиянием резкого усиления темпов инфляции кейнсианская теория была подвергнута критике. Возродилось множество школ, получивших общее наименование неоконсерватизма (неоклассицизма), развивающих теорию в соответствии с постулатами классической теории общего экономического равновесия и автоматического приспособления экономики к любым нарушениям закона спроса и предложения. Неоклассическое направление рассматривало кризисы как случайное, быстро проходящее явление.

Значительное место в общем направлении неоконсерватизма (неоклассицизма) занимает монетаризм, основателем и лидером которого является американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 1976 М.Фридмен. По мнению монетаристов, деньги являются гл. инструментом, определяющим все развитие экономики. Главное направление стабилизации, по М. Фридмену, – это регулирование денежной массы в обращении [4, с. 58].

Исследование роли государства и выявление причин кризисов и циклов на современном этапе связано прежде всего с разработкой двух направлений: равновесного делового цикла и политического делового цикла.

Несмотря на разнообразие циклов и подходов к выработке концепции антициклического регулирования, все они тяготеют к одному из двух направлений регулирования: неокейнсианскому или неоконсервативному. Первое ориентируется на регулирование совокупного спроса, второе - на регулирование совокупного предложения.

Таким образом, важнейшими инструментами, с помощью которых государство воздействует на экономический цикл, выступают кредитно-денежные и бюджетно-налоговые рычаги. Во время кризиса государственные меры направлены на стимулирование производства, а во время подъема — на его сдерживание [3, с. 184].

Так, в фазе подъема  дорожает кредит, вводятся новые налоги, повышаются старые, отменяется ускоренная амортизация и налоговые льготы на новые инвестиции. В условиях кризиса, наоборот, государственные меры направлены на удешевление кредита, сокращение налогов, на ускоренную амортизацию и налоговые скидки на новые инвестиции.

Таким образом, происходит переплетение стихийно-рыночного механизма функционирования экономики в форме циклических кризисов с сознательным государственным воздействием на воспроизводственный процесс.

Нельзя не отметить, что  неотъемлемым элементом современного экономического кризиса стала инфляция. Она взаимодействует с циклическим движением экономики и меняет механизм цикла. Это изменение характеризуется уменьшением “чувствительности” цен к кризисному сужению рыночного спроса и увеличению этой чувствительности к росту спроса. Дело в том, что крупный капитал, монополии приспосабливаются к сужению платежеспособного спроса населения путем сокращения производства при сохранении высоких цен. Государство же помогает крупным фирмам “управлять” таким путем кризисом. В результате в современных кризисах наблюдается противоборство двух тенденций в ценообразовании: повышательной, связанной с деятельностью крупного капитала и государства, и понижательной, порождаемой циклическим сокращением емкости рынка. Таким образом, механизм современных циклов сочетает кризис и инфляцию. В связи с этим, антициклическая направленность государственной политики сменяется антиинфляционной [3, с. 184].

Таким образом, государственная  экономическая политика воздействует на ход цикла и модифицирует его. В случае применения эффективных  регуляторов цикла колебания становятся менее глубокими, потери национального продукта сокращаются, а смена фаз цикла становится более предсказуемой. Концепций, объясняющих причины цикличности и предлагающих рецепты излечения экономики, достаточно много. Очевидно, ни одну из них нельзя рассматривать в качестве догмы. Оптимальный вариант антициклического регулирования находится в точках соприкосновения и синтеза различных теорий.

 

4. Особенности антициклического регулирования экономики Республики Беларусь

 

Республика Беларусь прошла сложный путь построения государственности, наполнения суверенитета реальным содержанием, перехода к рыночным отношениям в очень трудных условиях преодоления системного социально-экономического кризиса, вызванного распадом СССР.

Формирование социально  ориентированной рыночной экономики в Республике Беларусь происходит в сложных условиях мирового экономического развития, которые характеризуются возрастанием экономических, политических, культурных и других противоречий между различными странами.

Мировые трансформационные  процессы связаны прежде всего с глобализацией – объективным процессом превращения экономик отдельных стран из относительно замкнутых систем в элементы единого мирового хозяйства. В основе глобализации лежит международное разделение труда и связанные с ним экономические, политические и другие отношения между государствами, предприятиями, фирмами, объединяющие национальные экономики и создающие единый мировой рынок и его инфраструктуру. Сегодня мировая экономика предстает не в виде простой суммы национальных хозяйств, а в виде реально существующей геоэкономики, т. е. целостной экономической системы, где наряду с национальными структурами функционируют новые субъекты – транснациональные корпорации (ТНК), международные (межнациональные) компании (МНК), их союзы, региональные группировки, международные организации [9].

Сегодня наша страна сформировала ключевые элементы новой экономической системы, создав новые органы экономической власти, национальные финансы, внутренний и внешний рынки, систему рыночных институтов, нормы хозяйственного законодательства и т.п. [8, с.14]

По данным ПРООН, по индексу развития человеческого потенциала, характеризующего достигнутый уровень социально-экономического развития, Беларусь заняла 64 место среди 177 стран мира и вошла в группу государств со средним уровнем развития человеческого потенциала, опередив все страны СНГ.  Основные социально-экономические показатели развития Республики Беларусь в 1990-2006 г. представлены в прил. Б.


Большое внимание в республике уделяется созданию макроэкономических условий для обеспечения перехода национальной экономики на инновационный путь развития, расширения производственной и инвестиционной деятельности посредством снижения инфляции и налоговой нагрузки, обеспечения стабильности национальной валюты, расширения банковского кредитования, в том числе за счет сокращения разрыва между процентными ставками по кредитам и депозитам.

Осуществляемая в стране денежно-кредитная и валютная политика направлена на замедление роста потребительских цен и выход на среднемесячный прирост на уровне менее одного процента.

Динамика  инфляции представлена в табл. 3.1.

Таблица 3.1. Индексы потребительских цен (ИПЦ) и цен производителей промышленной продукции (ИЦПП), % .

Год

ИПЦ к декабрю предыдущего  года

ИЦПП к декабрю предыдущего  года

1991

247,5

378,3

1992

1659,1

3374,4

1993

2096,6

2415,5

1994

2059,9

1966,7

1995

344,0

221,8

1996

139,3

131,4

1997

163,1

189,3

1998

281,7

300,1

1999

351,2

345,1

2000

207,5

268,0

2001

146,1

139,1

2002

134,8

142,7

2003

125,4

128,7

2004

114,4

118,8

2005

108,0

110,0

2006

106,6

108,5


Примечание. Источник [14]

За шесть месяцев 2007 года инфляция на потребительском рынке  составила 3,6% против 3,1% за аналогичный период предыдущего года. Среднемесячный прирост цен за январь-июнь 2007 года (0,6%) был на 0,1 процентных пункта выше, чем за тот же период 2006 года. 

Информация о работе Государственное антициклическое регулирование экономики - БГЭУ