Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 00:36, курсовая работа
Государственное регулирование экономики в условиях рынка или рыночного хозяйства представляет собой определенную систему мер контролирующего, исполнительного, законодательного характера. Данные меры осуществляются государственными учреждениям, имеющими законные права в целях регулирования и приспособления существующей социально- экономической системы к постоянно изменяющимся условиям.
При применении методов цены последующей реализации и затратного метода (оба метода подробно описаны в п. 10 ст. 40 НК РФ) обычный размер прибыли для конкретной сферы деятельности может быть исчислен по данным государственных органов статистики и органов ценообразования на основе уровня рентабельности, сложившегося по аналогичным товарам (работам, услугам). При отсутствии указанной информации используется среднеотраслевая рентабельность по товарам либо группам товаров (см. упомянутое выше Письмо УМНС по г. Москве от 25 апреля 2003 г. N 03-08/16182).
Налогоплательщики очень часто задают вопросы относительно необходимости пересчета налогов исходя из уровня рыночных цен в различных хозяйственных ситуациях.
В этой связи следует подчеркнуть, что для целей налогообложения в общем случае принимается фактическая цена реализации товаров (работ, услуг), независимо от того, как эта цена соотносится с уровнем рыночных цен. Пересчет налогов, исходя из рыночных цен на аналогичные товары (работы, услуги) может производиться только в случаях, специально указанных в п. 2 ст. 40 НК РФ.
Кроме того, следует принимать во внимание и тот факт, что даже в отношении тех сделок, которые перечислены в п. 2 ст. 40 НК РФ, Кодекс совсем не обязывает налоговые органы производить доначисление налогов и пени исходя из уровня рыночных цен. Речь идет лишь о праве налоговых органов производить такое доначисление. Поэтому на практике вопрос о доначислении налогов решается налоговыми органами в каждой конкретной ситуации исходя из фактических условий совершения сделок. При этом следует учитывать, что в соответствии с п. 3 ст. 40 НК РФ даже в тех случаях, которые подпадают под контроль налоговых органов, доначисление налогов и пени исходя из рыночных цен может осуществляться только, если фактические цены на товары (работы, услуги), примененные сторонами сделки, отклоняются от рыночных цен более чем на 20%. Если же отклонение фактической цены сделки от рыночной цены составляет менее 20%, то никакого доначисления налогов и пени не производится.
Таким образом,
налогоплательщикам при решении вопроса
о том, какую цену товаров (работ, услуг)
принимать для целей налогообложения
(фактическую цену сделки или рыночную),
следует исходить из двух факторов.
Во-первых, необходимо определить,
подпадает ли совершенная сделка под контроль
со стороны налоговых органов. Если сделка
под такой контроль не подпадает, то у
предприятия нет нужды производить пересчет
налогов исходя из уровня рыночных цен.
Для целей налогообложения в этом случае
принимается фактическая цена реализации
товаров (работ, услуг), независимо от того,
насколько она соответствует уровню рыночных
цен.
Если сделка подпадает в разряд
сделок, контролируемых налоговыми органами,
то налогоплательщику необходимо оценить
вероятность того, что налоговые органы
воспользуются своим правом и осуществят
доначисление налогов и пени исходя из
уровня рыночных цен. Если вероятность
такого развития событий достаточно велика,
то, по нашему мнению, налогоплательщику
есть смысл самостоятельно осуществить
доначисление и уплату налогов исходя
из уровня рыночных цен, что позволит ему
сэкономить на сумме пеней.
С другой стороны, нельзя не отметить, что НК РФ никак не обязывает налогоплательщиков самостоятельно осуществлять доначисление налогов исходя из уровня рыночных цен. Поэтому если налогоплательщик, осуществивший сделку, подлежащую контролю со стороны налоговых органов, не произвел самостоятельно пересчет налогов исходя из рыночных цен, то налоговые органы при принятии решения о доначислении налогов никаких штрафных санкций к нему применить не смогут. Единственным "наказанием" для налогоплательщика в этом случае будут пени на суммы доначисленных налоговыми органами налогов.
- На практике наиболее часто
бухгалтеры задаются вопросом
о необходимости применения
В этой связи следует отметить, что сделки между предприятием и его работниками сами по себе не включены в перечень сделок, подпадающих под контроль со стороны налоговых органов. Поэтому в отношении таких сделок контроль применяемых цен со стороны налоговых органов возможен лишь в случае выполнения одного из двух условий6:
- если при реализации товаров (работ, услуг) своим работникам предприятие допускает 20-процентное колебание цен по аналогичным (однородным) товарам (работам, услугам);
- если предприятие и его
Если при реализации товаров (работ, услуг) своим работникам предприятие в пределах непродолжительного периода времени допускает 20-процентное отклонение от уровня цен, применяемых им по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам), то в соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 40 НК РФ налоговые органы автоматически получают право контролировать правильность примененных предприятием цен.
В соответствии со ст. 20 НК РФ предприятие и его работники могут быть признаны взаимозависимыми лицами только в судебном порядке. Это означает, что при отсутствии 20-процентного колебания цен на реализуемые товары (работы, услуги) контроль цен, примененных предприятием при реализации товаров (работ, услуг) своим работникам, возможен только в том случае, если по иску налоговых органов суд признает предприятие и его работников взаимозависимыми лицами. Причем такое решение должно быть принято судом в отношении каждой отдельной сделки, совершенной между предприятием и работниками.
На сегодняшний день нам не известны случаи обращения налоговых органов в суд с исками о признании предприятия и его работника взаимозависимыми лицами. Поэтому в отсутствие сложившейся арбитражной практики сегодня очень трудно предугадать, какую позицию по этому вопросу может занять суд. Однако, учитывая тот факт, что бремя доказывания наличия взаимозависимости лежит на налоговых органах (причем доказательства должны быть представлены по каждому работнику и по каждой отдельной сделке), можно предположить, что налоговые органы будут обращаться с исками в суд и настаивать на контроле цен в отношении сделок по реализации товаров (работ, услуг) работникам предприятия только в тех ситуациях, когда пересчет цен приведет к доначислению значительной суммы налогов и пени.
Таким образом, вопрос о применении рыночной цены при налогообложении сделок по реализации товаров (работ, услуг) работникам предприятия должен решаться в каждой конкретной ситуации исходя из фактических условий совершения сделки.
Порядок отражения в учете сумм доначисленных в результате пересчета цен налогов в нормативных документах не установлен. По нашему мнению, при доначислении НДС исходя из уровня рыночных цен дополнительно начисленная сумма налога должна уплачиваться налогоплательщиком за счет собственных средств, поскольку фактически эта сумма представляет собой налог, недополученный налогоплательщиком от покупателя в связи с занижением цены сделки по сравнению с рыночной ценой.
Если доначисление налогов по какой-либо
сделке осуществляется налогоплательщиком
по собственной инициативе, то помимо
отражения дополнительно начисленной
суммы НДС в учете налогоплательщику необходимо:
- выписать счет-фактуру на сумму разницы
между рыночной ценой и фактической ценой
реализации товаров (работ, услуг) с указанием
суммы доначисленного налога и отразить
этот счет-фактуру в книге продаж. Счет-фактура
в этом случае выписывается в одном экземпляре
по аналогии с порядком, изложенным в Письме
ГНС РФ от 23 мая 1997 г. N ПВ-6-03/393 "О счетах-фактурах";
- отразить результаты пересчета в налоговой
декларации по НДС, составляемой за тот
отчетный период, в котором был совершен
оборот по реализации товаров (работ, услуг).
При заполнении декларации по НДС показатель
выручки (строка 1 Декларации по НДС) следует
указывать с учетом произведенной для
целей налогообложения корректировки.
Одним из главных объектов государственного регулирования являются - цены. Динамика и структура цен отражает состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу.
Исходя из вышесказанного следует отметить, что:
- Фирмы подходят к проблемам ценообразования по-разному. В мелких фирмах цены часто устанавливаются высшим руководством. В крупных компаниях проблемами ценообразования обычно занимаются управляющие отделений и управляющие по товарным ассортиментам;
- Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара;
- Цена является инструментом коммерческой политики предпринимателя, поэтому выбор методов и правил свободного ценообразования организации предопределяется основными целями ее коммерческой политики;
- В соответствии со статьей 71 Конституции РФ основы ценовой политики относятся к предметам исключительного ведения Федерации;
- Публично-правовые основы ценообразования охватывают как государственное, так и муниципальное управление. Оба вида публичного регулирования цен должны осуществляться в единых формах, соответствующих экономическому единству Федерации;
- Порядок определения рыночной цены для целей налогообложения достаточно подробно изложен в п. 3-11 ст. 40 НК РФ;
- Воздействие на цены служит глобальным целям государственного регулирования экономики, целям конъюнктурной и структурной политики, борьбе с инфляцией, усилению национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной экономической политики на другие объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования цен;
- Государственные мероприятия по регулированию цен могут носить законодательный, административный и судебный характер;
- Прямым государственным вмешательством в процесс ценообразования является государственная политика установления цен на так называемые акцизные товары. Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в отраслях, где доля государства в потреблении товаров и услуг значительна, например, в военных отраслях промышленности, в ряде подотраслей строительства;
- Особым направлением государственной экономической политики является государственное воздействие на внешнеторговые цены.
1 Булатова А.С. Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов. Под редакцией кандидата экономических наук, доцента. Издательство БЕК. Москва 2004
2 Булатова А.С. Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов. Под редакцией кандидата экономических наук, доцента. Издательство БЕК. Москва 2004
3 Рыночная экономика. Учебник. Том 1, часть 1. Издательство “Соминтек”. Москва 2004
4 Рыночная экономика. Учебник. Том 1, часть 1. Издательство “Соминтек”. Москва 2004
5 Определение цены реализации товара для целей налогообложения Кучер О. // "Актуальная тема" Русаудит №3 2003.
6 Определение цены реализации товара для целей налогообложения Кучер О. // "Актуальная тема" Русаудит №3 2003.
Информация о работе Государственное регулирование цен и рынок