Государственное регулирование деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:44, реферат

Описание работы

Государство оказывает наиболее значительное влияние на формирование экономической безопасности предприятия. Используя прямые и косвенные рычаги вмешательства, оно создает и регулирует экономические условия деятельности предприятий. Эти условия предназначены для защиты экономических интересов государства и его национальной экономики.
Государственное регулирование деятельности предприятий носит характер прямого и косвенного воздействия. Косвенное регулирование управления деятельностью промышленных предприятий формирует систему мотивации, создает стимулирующие условия для деятельности субъектов рыночных отношений и выступает в таких формах, как налоговая система, ценовая и финансово-кредитная политика, государственный заказ. Государственное регулирование деятельности промышленных предприятий независимо от формы собственности на средства производства осуществляется с помощью правовых, экономических и социальных мер.

Файлы: 1 файл

Курсач экономика.docx

— 32.54 Кб (Скачать файл)

Пока что и в экономической  науке, и в практике отсутствует  четкое представление о том, каким  образом должна строиться политика государства в отношении монополистов, которые существуют в украинской промышленности со времени централизованной экономики, а опыт государственного регулирования уровня монополизма  недостаточен. Бороться с негативным эффектом монополизации, как известно, можно двумя способами: либо дробя  крупные предприятия, запрещая их объединения  и добиваясь таким путем расширения сферы конкуренции (путь американских антитрестовских законов), либо наоборот, используя организованность крупных  монополистических объединений  для государственного регулирования, договариваться о приемлемых для  общества ценах, нормах рентабельности, распределении ресурсов и т.д.

Развитые в промышленном отношении страны накопили значительный опыт в регулировании уровня монополизма. Характерным для практики решения  антимонопольных задач в регулируемых сферах экономики США и ЕС является использование принципа законодательного запрета монополистической практики (эта же модель используется в Канаде и Аргентине), создание монополий  и заключение соглашений монопольного характера, не нарушающих свободу конкуренции, введение исключений из конкурентного  законодательства, определение условий  доступа частного капитала в регулируемые отрасли, разработка механизмов ценообразования (Франция), введение государственного регулирования цен, посредством  которого цены устанавливаются на уровне, позволяющим максимизировать производимую в отрасли часть ВВП путем  приближения цен к предельному  уровню издержек производства (США), введение дополнительных налогов на монополии  и разрешенные картельные образования (Япония). Привязывая уровень цен  к издержкам производства в расчете  на единицу продукции, органы государственного регулирования в США стремятся  искусственно достичь того же эффекта, который дает работа рыночного механизма.

Учитывая, с одной стороны, существование в промышленности Украины крупных предприятий-монополистов, с другой – особенности развития украинской промышленности на современном  этапе, среди которых следует  особо выделить такие, как техническую  и технологическую отсталость, невысокий  уровень конкурентоспособности  продукции, можно утверждать, что  более действенным путем преодоления  последствий высокого уровня монополизма  является не дробление крупных монополистических  образований на мелкие, а их преобразование.

Антимонопольная политика в  Украине должна строиться так, чтобы  всемерно стимулировать появление  параллельных производящих структур и  субъектов, поддерживая при этом большие объединения, ибо только они благодаря своему потенциалу, обеспечивающему концентрацию ресурсов, развитие инноваций по полному циклу, эффективность использования ресурсов, способны обеспечить производство товаров  на уровне мировых стандартов. Более  того, в настоящее время экономически целесообразно не только не разрушать  уже сложившиеся формы объединений  предприятий, но и способствовать такому объединению существующих отдельных  небольших и мелких предприятий. В последнее время в управлении украинской промышленностью, не только в теории, но и в практике, утверждается именно такая точка зрения.

Формирование и развитие инфраструктуры предпринимательства  относится исключительно к компетенции  государства. В ст. 92 Конституции  Украины указывается, что исключительно  законами Украины устанавливаются "... основы создания и функционирования финансового, денежного, кредитного и  инвестиционного рынков". Если учесть, что формирование таких рынков, как  финансовый и инвестиционный, с переходом  к рыночной экономике было начато практически с нуля, то в этой сфере государственного регулирования  деятельности предприятий за прошедшие  десять лет уже имеются определенные достижения. Особенно они заметны  на фондовом рынке, который рассматривается  как совокупность субъектов, создающих  необходимые условия для его  функционирования. Все более заметное место в экономике Украины  занимает рынок корпоративных ценных бумаг, хотя и нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании. Он стал формироваться с 1992 г. и за прошедшее  время его доля в совокупной структуре  рынка ценных бумаг Украины возросла с 3,5% до 55,1%.

Необходимость государственного регулирования инновационных процессов  вызвана, в первую очередь, их возрастающим значением для экономики и  общества в целом. Вклад научно-технического прогресса в прирост валового внутреннего продукта наиболее развитых стран составляет по различным оценкам  от 75 до 100%. Инновации изменяют также  экономическую организацию общества: появляются новые элементы в спектре основных хозяйственных структур (например венчурные фирмы), трансформируется содержание взаимосвязей между ними, происходят сдвиги в структуре и реализации различных форм собственности, развиваются технологии управления, вертикальные воздействия во все большей мере дополняются и заменяются горизонтальными связями и, в конечном итоге, претерпевает изменения и содержание собственно государственного регулирования экономики.

Способность к инновациям в настоящее время стала одной  из важнейших детерминант безопасности государства. Наличие у страны мощного  инновационного потенциала позволяет  противостоять любому диктату извне, связанному с ограничением доступа  к передовым технологиям, разрывом основных сложившихся технологических  цепей. Необходимость государственного регулирования инновационных процессов  объясняется не только их общенациональным значением, но и экономическим содержанием, вследствие чего в условиях классических рыночных механизмов получение существенных научно-технических результатов  очень затруднено, а многие нововведения просто не могут быть внедрены в  хозяйственную практику.

Характер и особенности  инновационного процесса, его значение для экономической безопасности страны определяют следующие функции  государственного регулирования в  этой сфере: аккумулирование средств  на научные исследования и инновации, координация инновационной деятельности, стимулирование инноваций, создание правовой базы инновационных процессов, кадровое обеспечение инноваций, формирование научно-инновационной инфраструктуры, институциональное обеспечение  инновационных процессов, регулирование  социальной и экологической направленности инноваций, повышение общественного  статуса инновационной деятельности, региональное регулирование инновационных  процессов, регулирование международных  аспектов инновационных процессов.

Формирование инновационных  механизмов в Украине находится  пока в начальной стадии. Однако можно отметить некоторые характерные  черты этого процесса, в котором  уже нашли отражение особенности  экономического, социального, научно-технического развития страны, географическое расположение и позиция в мировом сообществе: включение инновационных программ в общую экономическую стратегию  развития национальной экономики, формирование специализированных государственных  структур, механизмы взаимодействия государственных органов и местных  властей. Меры государственной инновационной  политики разделяются на создающие  благоприятную для инноваций  социально-экономическую среду и  непосредственно инициирующие и  регулирующие инновационные процессы. В настоящее время в Украине преобладают меры первого вида.

Государственное регулирование  в каждой из рассмотренных сфер преследует цель соблюдения определенных интересов. При этом следует заметить, что  интересы государства и предприятия  не всегда совпадают. В результате несовпадения государственных интересов и  интересов отдельного предприятия  или группы предприятий, сформированной по ряду признаков (например отраслевая принадлежность или региональное расположение, форма собственности, организационно-правовая форма деятельности, масштаб деятельности и т. п.) можно утверждать, что государственное  регулирование деятельности предприятий  имеет как положительные, так  и отрицательные проявления. К  такому же выводу приходит ряд авторов. Соответственно различные виды государственного регулирования деятельности предприятий  влияют на экономическую безопасность предприятия положительно или отрицательно. Особенно ощутимо отрицательное  влияние государственного регулирования  на экономическую безопасность для  предприятий негосударственного сектора, поскольку государство не несет  ответственности за результаты их деятельности независимо от того, являются ли низкие или негативные результаты деятельности следствием неэффективного менеджмента  или вызваны отрицательным влиянием государственного регулирования деятельности предприятий. Поскольку государственное  регулирование в ряде случаев  оказывает положительное влияние  на деятельность предприятий, покажем  с помощью таблицы последствия  такого влияния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Влияние государственного регулирования  деятельности предприятий на их экономическую  безопасность

Формы государственного регулирования

Последствия государственного регулирования

Влияние государственного регулирования  на экономическую безопасность предприятия

Введение многообразия форм собственности

Появление негосударственного сектора в экономике

Возможность проявления частной  инициативы, повышение заинтересованности в результатах деятельности предприятия

Формирование и регулирование  финансового рынка

Появление сети финансовых посредников

Увеличение числа источников инвестиционных ресурсов

Ограничение и регулирование  уровня монополизма

Создание условий для  конкурентной борьбы

Снижение угрозы со стороны  предприятий-монополистов

Ограничение импорта товаров  с целью защиты интересов отечественного товаропроизводителя

Создание условий для  сбыта продукции отечественных  предприятий

Увеличение емкости национального  рынка


Следует, правда, отметить, что  некоторые из приведенных в таблице  мер государственного регулирования  деятельности предприятий имеют  двойственный характер и, очевидно, со временем должны быть скорректированы. Так, защита интересов отечественного товаропроизводителя с помощью  введения ограничений на импорт продукции, с одной стороны, увеличивают  емкость отечественного рынка, позволяют  в полной мере предприятиям перестроить  свою деятельность в соответствии с  новыми для них требованиями экономики  рыночного типа.

Однако, с другой стороны, проведение жесткой протекционистской  политики в течение длительного  времени может повлечь за собой  из-за отсутствия конкурентной борьбы снижение качества и дизайна продукции, отставание ее технического уровня даже несмотря на то, что покупатели продукции  имеют право выбора ее производителей.

Вместе с тем содержание целого ряда форм государственного регулирования  не отвечает, если не сказать больше – противоречит интересам предприятий  и оказывает отрицательное влияние  на их экономическую безопасность. С целью защиты своих интересов предприятия предпринимают как ряд мер законного характера, так и меры, противоречащие законам Украины, несмотря на возможные последствия таких мер. В наибольшей мере это касается налогового регулирования деятельности предприятий. Именно противоречия в области налогообложения предприятий имеют самые обширные и самые негативные последствия для экономической безопасности предприятий.

 


Информация о работе Государственное регулирование деятельности предприятия