Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 19:08, реферат
Цель работы: рассмотреть органы государственного регулирования инновационной деятельности, финансирование, льготы в налоговой и кредитной системах, внеэкономической деятельности, формы поддержки в научно-методическом и информационном обеспечении инновационной деятельности, стимулирование кооперации и повышения конкурентоспособности выпускаемых товаров.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1.ФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ………………………. 5
1.1 Структура финансирования НИОКР …………………………………. 5
1.2 Государственная политика в сфере финансирования НИОКР 6
ГЛАВА 2 ОПЫТ ЯПОНИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ НТП................................................................................. 9
2.1. Прямое и косвенное регулирование, функции государства…………. 9
2.2 Особенности государственного регулирования в Японии………….. 11
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ………………………………. 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …. …………………………………………………….……… 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………. 16
ГЛАВА 2. ОПЫТ ЯПОНИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ НТП
2.1. Пямое и косвенное регулирование, функции государства
Научно-технический прогресс регулируется во всех странах с рыночной экономикой. Этого требуют комплексный подход к научным и техническим проблемам и масштабность научно-технических проектов, что не под силу частному капиталу. Государственное регулирование в Японии охватывает:
• долгосрочные и стратегические направления НТП;
• грандиозные радикальные разработки в новых отраслях;
• создание новых отраслей;
• согласование множества небольших модернизаций;
• координацию потоков капитала на НТП на макроуровне;
• стимулирование развития НТП;
• последствия НТП: стремительное истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и т.д.
Государство выступает как институт, организующий, управляющий и финансирующий НТП. Государственное регулирование осуществляется в форме прямого вмешательства государства в научно-технические процессы (что обусловлено необходимостью решения проблем долгосрочного характера, связанных с перспективами развития науки и техники), а также посредством косвенного регулирования. Косвенное регулирование осуществляется через совокупность налоговых, кредитных и амортизационных льгот. Выбор инструментов государственного регулирования зависит от общей роли и места государственных органов в социально-экономической системе страны.
Функция государства - регулирование научно-технического прогресса в Японии распространяется на две ключевые взаимосвязанные сферы: научные исследования и процесс создания нововведений в экономике. Центр тяжести в организационных и инновационных процессах приходится на внедрение новых технологий и продуктов. При этом в качестве оптимальной используется следующая структурная пропорция распределения инвестиций по этапам «исследование - разработка - внедрение».
Резкое расширение или снижение доли какой-либо из стадий научно-технического цикла может привести к негативному результату, особенно на стыках, поскольку вся система не будет справляться с созданными делами либо их не будет хватать. Процесс внедрения является наиболее капиталоемким: он охватывает проектирование, опытно-экспериментальное производство, обучение кадров, испытание, наладку, организацию технического сервиса.В Японии механизм регулирования НТП постоянно совершенствуется в направлении усиления стимулирующей функции государства. Стимулирование внедрения научно-технических нововведений и обновления устаревших фондов осуществляется за счет:
• проведения активной государственной политики стимулирования;
• постоянного обновления и повышения стандартов качества продукции и снятия устаревшей продукции с производства;
• создания льготных финансовых условий инновационной деятельности фирм, прежде всего малых, ориентированных на экспериментальную разработку и внедрение новыхтехнологий;
• совершенствование контрактной системы правительственных заказов, исключающих обязательность закупки продукции вне зависимости от ее качества;
• государственного стимулирования тесных связей (научных, учебных и промышленных организаций), стимулирование финансирования научных исследований и разработок производственными фирмами;
• государственного стимулирования расширения внутренней и международной кооперации ресурсов фирм в производстве сложной продукции;
• создания условий, стимулирующих мобильность рабочей силы и ее приток в новые иннновационные фирмы (заработная плата, пенсии и т.п.):
• стимулирования (на основе бюджетного перераспределения ресурсов, кредита и т.п.) быстрого внедрения прогрессивных технологий с ускоренным преодолением барьеpa достижения экономически эффективного производства массовой продукции;
• активного государственного стимулирования расширения рынка продукции фирм на основе внутреннего и международного разделения труда.
2.2. Особенности государственного регулирования в Японии
Для Японии характерна территориальная научно-производственная концентрация высокотехнологичных фирм со сложной продукцией, что является важным фактором ускорения НТП.
Но наряду с общими чертами государственное регулирование в США и Японии имеет много отличий. Исторически формирование национальных научно-технических потенциалов этих двух стран преследовало различные цели: в США -достижение научно-технического лидерства и военного пре-восходства, в Японии - обеспечение долгосрочной конкурентоспособности промышленности, ее перестройки в соответствии с новыми условиями. Существенно отличаются и пути реализации поставленных целей. В США это путь научно-технических прорывов и поддержки новейших отраслей и производств. При этом широки масштабы ресурсного обеспечения, отличающие США от других развитых стран, позволяющие быстро создавать необходимую «критическую массу» ресурсов для решения сложнейших научно-технических проблем. В Японии это путь, во-первых, концентрации ресурсов на ключевых направлениях научно-технического и экономического развития и, во-вторых, активного заимствования зарубежного опыта в области НТП (как через приобретение лицензий, так и через другие формы, например, прямые закупки необходимой техники и технологии). Отличает эти страны и динамика ресурсного обеспечения НТП. В США с 1965 по 1985 г. реальные (в сопоставимых ценах) расходы на науку выросли в 1,7 раза, в Японии в 4,6 раза. За этот же период научные кадры в США численно выросли в 1,5 раза, в Японии - более чем в 3 раза. Однако эти данные не следствие более высокого приоритета науки и технологии в Японии, они объясняются тем, что научно-технические потенциалы этих стран находятся на различных стадиях развития. Для США характерны развитая система государственного финансирования теоретических исследований и безвозмездная передача их достижений в руки частного бизнеса. В Японии такая система стала формироваться с середины 70-х годов и сталкивается с трудностями, т.к. в Японии частные источники покрывают 78% общенациональных вложений в НИОКР (в США - 52%), а неопределенность результатов и длительный срок их окупаемости делают вложения в теоретические разработки мало привлекательными для бизнеса.
В деятельности японского государства можно выделить следующие особенности:
• специфической чертой является определенный синтез двух подходов - государственного программирования и использования системы косвенных мер экономического, социального и политического характера, стимулирующих процесс нововведений;
• государство влияет на формирование общей стратегии научно-технического развития и выбор его приоритетных направлений, начиная от провозглашения курса на превращение страны в «государство научно-технической революции» и кончая созданием разветвленной системы государственных органов, формирующих научно-технические приоритеты, регулирующих и стимулирующих заинтересованность фирм в ускорении темпов научно-технического прогресса;
• использование механизма согласования интересов фирм,центральных местных властей, научных кругов на основе интенсивного обмена информацией через деятельность японского управления по науке и технологиям, всевозможные комитеты и ассоциации, через неформальные связи специалистов различных отраслей экономики.
ГЛАВА3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
В Японии регулирование развития НТП осуществляют четыре ведомства:
Управление по науке и технике (УНТ) при канцелярии премьер-министра. УНТ координирует и направляет исследовательскую деятельность в масштабах страны, курирует особо важные отраслевые ИР, прежде всего в области ядерной энергетики и космической техники. Важнейшие консультативные органы УНТ - Совет по науке и технике, Комиссия по атомной энергии и Комиссия по космической деятельности;Министерство просвещения, при котором имеется консультативный орган Научный совет. Министерство финансирует значительную долю фундаментальных исследований, проводимых государством, и 96 вузов страны; Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП) с консультативным органом - Советом по структуре промышленности. Его основными функцями являются:
• выработка общенациональной научно-технической политики (8-10 лет);
• совершенствование отраслевой структуры экономики;
• организация и частное финансирование крупных научно-исследовательских проектов;
• стимулирование НТП путем введения льготных ставок налога на прибыль;
• выделение бюджетных субсидий;
• регистрация и распространение патентов;
• установление экологических и санитарных норм, правил техники безопасности;
• сбор и публикация достоверной информации;
Министерство почт и связи, ведающее исследованиями в области техники связи.
Главными инструментами государственного воздействия на инновационную сферу в Японии выступают долгосрочные прогнозы развития экономической структуры и программы научно-технического развития. Программы носят рекомендательный характер и по сути представляют собой японский вариант индикативного планирования.
В системе экономических стимулов, с помощью которых государство побуждает частный сектор к расширению ИР инаправляет их в нужное русло, используются целевые субсидии на проведение фундаментальных исследований, налоговые и амортизационные льготы, финансовое посредничество и предоставление гарантий в случае разработки и освоения новой техники.
Следует отметить все возрастающую роль японского государства в развитии национальной науки. Усиливаются плановые регулирующие функции государственных органов, укрепляется взаимодействие промышленных, академических и правительственных кругов в развитии исследований, увеличиваются финансовые средства на НИОКР, подготавливаются ис-следовательские кадры, совершенствуется стимулирование фундаментальной науки, повышается эффективность обращения научно-технической информации, усиливается международная научная деятельность.
Основу японской государственной научно-технической политики составляют три направления:
• доверие к частному сектору,
• быстрое распространение новшеств,
• конкуренция между компаниями.
Таким образом, опыт государственного регулирования Японии представляет безусловный интерес для Республики Беларусь, вставшей на путь рыночных преобразований.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, успехи Японии в развитии инновационных процессов объясняются тесным сотрудничеством государственных ведомств и частных корпоративных структур на основе консенсуса участвующих сторон.
Методы государственного регулирования научно-технического развития в Японии принципиально не отличаются от применяемых в других развитых странах, однако имеются характерные особенности, свойственные только этой стране:
- целевое распределение
- содействие предприятиям в
приобретении передовой
- контроль за научно-
Важнейшие направления государственной научно-технической политики Японии начиная с 1995 г. формулируются в "Основных планах развития науки и технологий", которые принимаются каждые пять лет.
Приоритетными направлениями "Второго основного плана" (утвержден в марте 2001 г.) являются четыре: науки о жизни, информатика, нанотехнология и производство новых материалов. Государственную поддержку получают и несколько недавно возникших перспективных направлений: биоинформатика, системная биология и нанобиология.
В 2001 г. для усиления функций государственного регулирования в научно-технической сфере вся система государственного аппарата была подвергнута коренной реорганизации. Новая государственная администрация Японии в области науки и техники сформирована как компактная структура, одну часть которой составляет управление кабинета министров, отвечающее за разработку национальной научно-технической политики и общую координацию важнейших программ и проектов, а вторую - семь министерств и ведомств, в рамках которых реализуются намеченные технологические цели.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аретемов А. Модернизация государственного управления экономикой /А. Артемов, А. Брыкин, В. Шумаев // Экономист. - 2008. - №2. - 3-14 с.
2. Волгин Н.А. Японский опыт решения экономических и социально-трудовых проблем. - М. Экономика, 2006. - 255с
3. Ломакин В.К. Мировая экономика. Учебник для вузов.2-е изд. перераб. и доп. М.: Юнити, 2006-735с.
4. Масанори М. Современная технология и экономическое развитие Японии. - М.: Экономика, 2006. - 344 с.
5. Халевинская Е.Д. Крозе И. Мировая экономика. Учебник/Под ред. Халевинской. - М. Юристъ, 2006. - 304с.
6. Аретемов А. Модернизация государственного управления экономикой /А. Артемов, А. Брыкин, В. Шумаев // Экономист. - 2008. - №2. - 3-14 с.
7. Краснов, А.И. Государственное регулирование научно-технического развития Японии на современном этапе /А.И. Краснов // Российский внешнеэкономический вестник. - 2007. - №7. - 11-19 с.
8. Чугров С.В. Япония-США: искаженное взаимовосприятие /С.В. Чугров // Мировая экономика и международные отношения. - 2007. - №2. - 50-56 с.
12. Япония сегодня - http://www.japantoday.ru/
13. Япония в цифрах - http://www.jinnjapan.org/
Размещено
Информация о работе Государственное регулирование инновационной деятельностью в Японии