Государственное регулирование экономики: цели, методы и направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Государственное регулирование рыночной экономики можно условно подразделить на две формы: прямое воздействие на экономику через огосударствление, когда государство регулирует рыночные отношения путем участия в процессе производства, и косвенное, опосредованное, когда государство воздействует на воспроизводственный процесс путем использования финансового механизма. Если прямое воздействие на экономику реализуется путем участия государства в смешанной рыночной экономике в качестве одного из ее субъектов , то косвенное регулирование означает, что государство помогает рыночной экономике решать макроэкономические проблемы, осторожно и опосредованно влияя на рыночный механизм. Основными финансовыми методами косвенного влияния государства на рыночный механизм являются бюджетные и кредитные рычаги.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..………2

1.Бюджетная политика государства и ее функциональная роль………………3
2. Налоговая система ее структура и значение…………………………………9
3. Социальная политика государства…………………………………………..12
3/1.Бюджетная и социальная политика России……………………………..16
4.Эффективность кредитно-денежной политики……………………………...25
4/1.Кредитно-денежная политика России…………………………………...29
Вывод ………………………………………………………………..…………...31

Список используемой литературы……………………………………………..36

Файлы: 1 файл

мой курсач для сайта.docx

— 84.98 Кб (Скачать файл)

Кредитно-денежная политика России.

 Кредитно-денежная политика  российского государства в целом носит антиинфляционный характер, а ее главным инструментом является снижение эмиссии денег. Такой подход автоматически ведет к сужению объекта макроэкономической политики до сферы обращения капитала, так как монетаристское регулирование фактически сводится к схеме: эмиссия денег - увеличение предложения денег на рынке обращения капитала - рост спроса на иностранную валюту - снижение обменного курса рубля - повышение цен. Рамками этого контура ограничивались и попытки ослабить зависимость "эмиссия денег - повышение цен" (введение "валютного коридора", эмиссия ГКО). Результатом такой политики стало сокращение денежной массы до уровня, обеспечивающего контроль за кругооборотом денег в сфере обращении капитала, в которой сконцентрировалась большая часть оборота денежной массы. В течение 1992- 1995 гг. продолжался перелив денежных ресурсов из производственной сферы в сферу обращения. Объем денежной массы стал снижаться. Это означало одновременно лишение производственной сферы денежных средств и свертывание производственной деятельности в реальном секторе экономики. В 1995-1996 гг. в обслуживании производственной сферы было задействовано не более 1/3 денежной массы. При этом в распоряжении предприятий этой сферы было в 7 раз меньше денежных средств, чем требовалось для покрытия просроченной задолженности поставщикам. Таким образом, результатом проводившейся денежной политики стали, во-первых, перелив денег в сферу обращения капитала и "обезденеживание" производственной сферы; во-вторых, общее резкое сжатие рублевой составляющей реальной денежной массы; в-третьих, соответствующее увеличение денежных суррогатов и иностранной валюты. Эти последствия проводимой государственной политики отражают дезинтеграцию российской экономики на две почти не связанные между собой сферы - производственную и обращения капитала. В этих условиях свертывается материальное производство, снижается инвестиционная активность фирм, многие предприятия разоряются.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

Дезинтеграция экономики  не ограничивается изоляцией сферы  обращения от производственной сферы. Происходит внутренний распад этих сфер на относительно изолированные сегменты. Так, в сфере обращения достаточно автономно функционируют рынок государственных облигаций, рынок корпоративных ценных бумаг, валютный рынок. При этом государство сознательно поддерживает высокую доходность рынка государственных обязательств. Эмиссия государственных обязательств под высокий процент (100-150% годовых), многократно превышавший норму прибыли в реальном секторе экономики, имеет своей целью покрытие бюджетного дефицита. В настоящее время этот резерв практически исчерпан: государственный долг превышает текущие налоговые доходы бюджета (27-28 трлн. руб. в месяц).Наращивание объема государственных краткосрочных обязательств истощило возможности денежного рынка, превратив ГКО из источника дохода в одну из главных статей расходов бюджета. Поэтому обслуживание государственного долга стало дефицитообразующим фактором. В конечном счете эта политика способствует концентрации денежных средств на рынке государственных облигаций и их вымыванию из производственной сферы. В самой производственной сфере предприятия неоднородны по степени устойчивости платежеспособного спроса и внутренней нормы прибыли. Предприятий нефтегазовой, химической, металлургической отраслей, работающие в значительной степени на экспорт, в состоянии привлекать кредиты и накапливать средства для инвестирования. Предприятия, ориентированные на спрос предприятий первой группы, а также производящие конкурентоспособную продукцию потребительского назначения, обеспечивают поддержание простого воспроизводства. Предприятия сельского хозяйства, легкой промышленности, строительства характеризуются низкой или отрицательной рентабельностью, неплатежеспособностью. Каждая из этих групп предприятии имеет свое относительно автономное денежное обращение;  от иностранной валюты и высоколиквидных векселей (в пред-4 приятиях первой группы), взаимозачетов и бартерных операций (во второй группе) до бюджетных субсидий и неплатежей в предприятиях третьей группы. Из этого следует, что государственная политика должна быть единой для сферы обращения капитала и производственной сферы экономики. Через сферу обращения осуществляется перелив капитала в разные сегменты производственной сферы, обеспечивая перераспределение ресурсов из устаревших в новые, более эффективные технологии и области деятельности. Таким образом, становление кредитно-денежной политики-государства, стимулирующей экономический рост, предполагает решение двух важнейших задач. Во-первых, обеспечить выживание и развитие производственной сферы и всех ее частей, которые оказались лишенными денежных средств. Во-вторых, вести к восстановлению необходимой для эффективного функционирования экономики интеграции между производственной сферой и сферой обращения капитала, между реальным и спекулятивным "секторами экономики.

Развитие единой кредитно-денежной политики создаст условия для  эффективного использования кредитных инструментов: изменение учетной ставки Центрального банка РФ, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке. Сегодня эти рычаги полностью не отвечают требованиям рыночной экономики. В стадии формирования находится кредитная политика Центрального банка России, направленная на обеспечение стабильности банковской системы. В ее основу положен механизм рефинансирования коммерческих банков. Он включает, во-первых, предоставление коммерческим банкам централизованных кредитов в форме покупки у них векселей (так называемый переучетный кредит) по устанавливаемой самим Центральным банком учетной ставке. Во-вторых, предоставление коммерческим банкам централизованных кредитов в форме ссуды под ценные бумаги (так называемый ломбардный кредит). По ним устанавливается ломбардная ставка. Установление ставки учетного процента и ломбардной ставки представляет основу процентной политики государственного банка. Основные формы рефинансирования коммерческих банков вводятся постепенно. На первом этапе процесс рефинансирования ограничивался в основном предоставлением централизованных кредитов. С 1994 г. Центральный банк России приступил к проведению ежемесячных аукционов. В 1995 г. проведено 12 аукционов, в которых участвовало 319 банков; всего было предоставлено кредитов на сумму 538 млрд. руб. по ставке от 90 до 204% годовых. В 1996 г. было принято "Положение о порядке предоставления Банком России ломбардного кредита банкам" и утвержден список государственных ценных бумаг, принимаемых в качестве обеспечения ломбардных кредитов. В ломбардный список ценных бумаг включены государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) и облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ). Ломбардный кредит предоставляется банкам в пределах общего объема выдаваемых Банком России кредитов. Неустойчивостью характеризуется и порядок установления норм обязательных резервов. С 1 мая 1996 г. в связи со стабилизационными процессами в отечественной экономике Центральный , банк принял решение снизить нормы резервирования по рублевым счетам до востребования и срочным вкладам сроком до 30 дней до 18%, а по средствам на счетах в иностранной валюте - до ' 1,25%. На фоне снижения норм резервирования Центральный банк ужесточил подход к нарушителям порядка внесения средств. При переходе на новую систему резервирования расчетная величина фонда должна совпасть с существующей. Однако новые нормы просуществовали лишь немногим более месяца и с 11 июня были вновь возвращены на первоначальный уровень. Размер нормативов резервов в Центральном банке для банков увеличился: по счетам до востребования и срочным вкладам сроком до 30 дней - с 18 до 20%; по срочным обязательствам от 31 до 90 дней - с 14 до 16%; по срочным обязательствам свыше 90 дней - с 10 до 12%; по средствам на счетах в иностранной валюте - с 1,25 до 2,5%.Что касается операций на рынке ценных бумаг, то развитие и использование этих инструментов предполагают ликвидацию однобокости развития самого рынка ценных бумаг. Концентрация на операциях с государственными обязательствами превратила российский рынок капитала в неустойчивый, зависимый от государственной политики. А высокий уровень доходности государственных облигаций толкает к повышению цены на все заемные ресурсы. Все это сдерживает развитие рынка акций, а также инвестиции в производственный сектор экономики. Стабильный рост экономики на основе низкого уровня инфляции и снижения цены кредитных ресурсов - вот главная задача кредитно-денежной политики.

   Бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политика государства, призванная помочь рыночному механизму справиться с его негативными последствиями, носит антициклическую направленность, так как обострение социально-экономических проблем происходит циклично (в зависимости От пребывания экономики в фазах подъема или кризиса), а цикл является формой движения рыночной экономики. Антициклическая политика государства в развитых странах меняется в зависимости от конкретной экономической ситуации и имеет краткосрочный характер. Наряду с антициклической политикой в развитых странах начали складываться различные формы долговременного регулирования экономики, которые называются структурной политикой или политикой экономического роста. Долгосрочная экономическая политика основана на координации разнонаправленных действий государства в различных сферах экономики. Эта координация оформляется в виде средне и долгосрочных планов и общехозяйственных программ развития, дополненных системой финансовых и кредитных стимулов. Планы и программы носят рекомендательный характер. В настоящее время масштабы общенационального планирования резко сократились, но большое значение приобретают целевые программы, направленные на развитие новейших отраслей экономики. Политика долгосрочного регулирования реализуется государством по нескольким направлениям: контроль за состоянием общего равновесия экономической системы. Для этого государственный бюджет подстраивается под решение структурных проблем, за счет государства ведется подготовка рабочей силы, особенно квалифицированного слоя (80-90% расходов на образование составляют государственные расходы);развитие производственной инфраструктуры - энергетики, транспорта, связи, строительства дорог, поддержание отраслей с низкой рентабельностью, но имеющих большое значение для национальной экономики (угольная, металлургическая);участие в финансировании предприятий, связанных с научно-техническим прогрессом. В 80-х годах стимулирование научно-технического прогресса стало решающим направлением долгосрочной политики роста развитых стран. Большое значение приобретают смешанные формы финансирования на основе программно-целевых методов, предполагающих объединение финансовых, материальных и трудовых ресурсов всех звеньев хозяйственного механизма - государства, фирм, университетов и научно-исследовательских институтов. Вокруг крупных университетов, институтов и исследовательских центров создаются так называемые технологические парки. В стимулировании НТП большое значение придается мелким и средним предприятиям в отраслях высокой технологии. Получает распространение контрактная система отношений государства с небольшими фирмами, которым предоставляются налоговые и кредитные льготы, помощь в финансировании НИОКР, размещение выпускаемых ими акций по внебиржевым каналам; влияние на технологическую модернизацию и качественные характеристики продукции через нормативное регулирование стандартов и технологий с целью экономии энергии, снижения загрязнения окружающей среды; регулирование внешнеэкономических связей, порожденных международной технологической кооперацией. Получают развитие совместные действия по ряду ключевых направлений науки и техники. Государство контролирует соотношение экспорта и' импорта, платежный баланс, осуществляет валютное регулирование. В современных условиях потребность в долгосрочном регулировании экономики возрастает. Интернационализация производства способствует ориентации государственного регулирования на открытые для внешнего мира национальные экономики. Решение многих современных технических, производственных, социальных и экологических проблем принимает форму сложной перспективной программы, затрагивающей интересы отрасли, региона, мирового хозяйства и рассчитанной на длительный период. Поэтому регулирующие действия государств нуждаются во взаимной координации. Но развитие долгосрочного регулирования не приводит к свертыванию краткосрочного, ибо оно необходимо для конкурентно-рыночной системы. И хотя в долгосрочных программах нельзя предусмотреть текущее регулирование, тактические моменты, количественные ориентиры для краткосрочного регулирования могут найти отражение в перспективном регулировании. Более того, текущее регулирование служит реализации перспективного регулирования. Однако государственное регулирование не решает всех проблем рыночного хозяйства. Вот почему в экономике не бывает счастливого конца, есть только проблемы. Их оценка различными школами современной экономической мысли неоднозначна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1.Мэнкью Н.Г. Принципы макроэкономики. - Питер. - 2010.

2. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. - М.: ИНФРА- М. - 2011.

3.Экономическая теория .Учебник/Под.ред.  И.П. Николаевой-М.: «Проспект»,2000

4.Макроэкономика:учебник/МГУ  им. Ломоносова/под.общей редакцией д.э.н.проф.А.В.Сидоровича;  Агапова Т.А., Серегина С.Ф.-2007


Информация о работе Государственное регулирование экономики: цели, методы и направления