Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 13:53, реферат
Рыночный механизм, взятый сам по себе, безразличен к проблеме социальной справедливости и равенства, что приводит к дифференциации доходов, социальной незащищенности людей, чревато острыми социальными конфликтами. Следует также учитывать, что свойственная для рынка тенденция к концентрации производства и монополизму подрывает свободную конкуренцию, необходимую для осуществления регулирующей функции рынка.
1 ВВЕДЕНИЕ
2 Фиаско рынка и необходимость государственного регулирования
2.1 Понятие фиаско (провалов) рынка. Разновидности рыночных фиаско
3 Экономическая политика государства
3.1 Сущность экономической политике
4 Государственное регулирование экономики: цели, ресурсы, объекты, методы и инструменты
4.1 Основные цели государственного регулирования
4.2 Механизм государственного экономического регулирования
4.3 Формы и методы государственного регулирования
4.4 Инструменты государственного регулирования
Выводы по третьему параграфу
Заключение
Список литературы
Регулирование рынка - комплексная система мер, предпринимаемых деловыми предприятиями (прежде всего корпорациями), правительством, межгосударственными организациями по упорядочению рыночных отношений, сведению к минимуму отрицательных последствий действия рыночного механизма саморегулирования при сохранении его главных достоинств. Оно осуществляется более на макроуровне (сознательное воздействие на совокупный спрос и совокупное предложение, на общий уровень цен - например, через регулирование денежной массы). Но и на микроуровне осуществляется как внутрифирменное регулирование рынка, так и государственное регулирование - например, антимонопольная политика, создающая условия для здоровой конкуренции. |
||||||||||
Для
реальной экономики характерны
ситуации, когда одновременно дают
знать о себе и изъяны рынка,
и изъяны государства, причем
ослабить влияние одних 4 Государственное регулирование экономики: цели, ресурсы, объекты, методы и инструменты
3.1 Основные цели Цели
государственного 3.2 Механизм государственного экономического регулирования Механизм государственного экономического регулирования - одна из важнейших подсистем современной смешанной экономики. Он непосредственно воздействует на размеры государственного сектора, его соотношение с другими секторами национальной экономики, на пропорции между этими секторами. Следует иметь в виду и то обстоятельство, что не существует линейной обратной связи между уровнем экономического развития страны и объемом государственного регулирования - по принципу: чем ниже данный уровень, тем выше роль государства в сфере регулирования. Механизм регулирования экономики включает: 1. ресурсы регулирования, 2. объекты регулирования, 3. формы регулирования, 4. методы регулирования, 5. концепции регулирования, 6. инструменты регулирования. К ресурсам регулирования относятся: государственные финансы (расходы государства и налоговые поступления); государственный сектор экономики; денежная масса под контролем центрального банка; законодательное право; возможность сбора и обработки информации. Объекты государственного регулирования - экономические циклы, совокупный спрос, совокупное предложение, денежное обращение, уровень цен, занятость, доходы населения, инвестиционная активность, темпы социально-экономического развития, его пропорции, условия конкуренции, внешнеэкономические связи, платежный баланс, окружающая среда, социальные отношения и т.п. Формы регулирования современной смешанной экономики: конкурентно-рыночная; корпорационная; государственная; межгосударственная. 3.3 Формы и методы Выделим главные формы и методы вмешательства государства в экономику. Прежде всего, важно различать две основные формы: административные (прямые) методы государственного регулирования через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, управление государственными предприятиями, законотворчество, и экономические (косвенные) методы государственного регулирования с помощью различных мер макроэкономической политики. В мировой хозяйственной практике обозначились следующие концепции регулирования национальной экономики: 1. Концепция развития
производства (со стороны предложения).
Главным здесь признается 2. Концепция сбалансированного
развития воспроизводства. Главным
здесь признается поддержание
равномерного роста 3. Концепция стимулирования
роста производства со стороны
спроса. Ключевой задачей при
этом считается достижение 4. Концепция стимулирования
роста со стороны предложения
экспортных отраслей. Применяется
в странах, где значительная доля
продукции направляется на 5. Концепция импортозамещения.
Применяется в условиях большой зависимости
экономики от импорта, сочетающейся с
недостаточной конкурентоспособностью
отечественной продукции на мировом рынке.
Здесь неизбежно формирование жесткой
социально-экономической и производственно- 3.4 Инструменты государственного регулирования Еще совсем недавно главной
задачей большинства стран было достижение
максимальной сбалансированности производства.
Но в ближайшей перспективе вероятнее
более гибкий подход, суть которого в поддержании
"рациональной несбалансированности", - налоги, налоговые льготы и финансовые санкции; - государственные инвестиции и субсидии; - учетная ставка процента, нормы обязательных резервов и операции на открытом рынке; - государственные заказы, размещаемые на конкурсных и договорных началах; - государственные товарные резервы, используемые для стабилизации рынка товаров и цен; - прямое управление - целевые социально- - хозяйственное Фискальная политика - важный инструмент для достижения стабилизации экономики. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Неразумное применение этого инструмента превращает фискальную политику в фактор, дестабилизирующий экономику. Не менее важной является денежная политика. Денежно-кредитная политика состоит в воздействии государства на денежное обращение и объем денежной массы. Государство через центральный банк способно регулировать эмиссию и общую денежную массу, устанавливать предельные ставки банковского процента и влиять на них через учетную ставку, норму резервирования и другие нормативы, устанавливаемые центральным банком. Предоставлять льготные займы, выпускать облигации и другие ценные бумаги. Такое регулирование способно изменять денежные потоки и накопления и тем самым оказывать воздействие на экономические процессы, бороться с высоким уровнем инфляции. Как инструмент борьбы с инфляцией используют политику регулирования доходов («замораживание» цен и зарплаты). Любое государство проводит определенную социальную политику. Социальное регулирование со стороны государства направлено на обеспечение социальной справедливости, поддержку социально незащищенных или слабо защищенных слоев населения, создание социальных гарантий, поддержание уровня условий жизни, достойных человека. Функцию перераспределения доходов государство выполняет через налоговую систему. Налоговое регулирование осуществляется путем установления тех или иных объектов налогообложения, назначения и дифференциация налоговых ставок, введение налоговых льгот, освобождение от налогов. В том же направлении воздействует и введение пошлин, налоговых сборов. Изменяя в ту или иную сторону налоговое бремя, государство может ускорять или замедлять экономические процессы. В тоже время взимание налогов есть главный источник доходов государственного бюджета, финансовая база социальной политики. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику. Такое регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем не менее, и здесь экономическая роль государства велика. Особенно возрастает роль государственного регулирования в условиях экономического кризиса. Мировой опыт показал, что выход из кризиса возможен лишь при жесткой централизации государственной власти и проведении нетривиальных мер по обеспечению экономического роста. Главной целью государственного регулирования экономики является стабильность национальной политики. На современном этапе от государственной экономической политики зависит основы рыночного хозяйства, частного сектора, а значит и всей нашей страны.
1. Андриянов В.П., Щегрова В.Ф. Основы экономической теории. - М.: «ЮНИТИ», 2004. - 335 с. 2. Андрианов В. Государственное управление: мировой опыт и российские реалии // Общество и экономика. - 2001. - № 11-12. - C. 117 -129. 3. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учеб. пособие- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристь, 2004 - 384 с. 4. Бродский Б. Е. Лекции по макроэкономике переходного периода. Учебники Высшей школы экономики. ГУ ВШЭ. 2005. - 224 с. 5. Бункина М.К. Макроэкономика: учебник / М.К. Бункина, А.М. Семенов, В.А. Семенов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ДИС, 2006. -510 с. 6. Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение - Ростов на Дону: Феникс, 2004. – 345 с. |
||||||||||