Государственное регулирование экономики: цели, ресурсы, объекты, методы и инструменты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 13:53, реферат

Описание работы

Рыночный механизм, взятый сам по себе, безразличен к проблеме социальной справедливости и равенства, что приводит к дифференциации доходов, социальной незащищенности людей, чревато острыми социальными конфликтами. Следует также учитывать, что свойственная для рынка тенденция к концентрации производства и монополизму подрывает свободную конкуренцию, необходимую для осуществления регулирующей функции рынка.

Содержание работы

1 ВВЕДЕНИЕ
2 Фиаско рынка и необходимость государственного регулирования
2.1 Понятие фиаско (провалов) рынка. Разновидности рыночных фиаско
3 Экономическая политика государства
3.1 Сущность экономической политике
4 Государственное регулирование экономики: цели, ресурсы, объекты, методы и инструменты
4.1 Основные цели государственного регулирования
4.2 Механизм государственного экономического регулирования
4.3 Формы и методы государственного регулирования
4.4 Инструменты государственного регулирования
Выводы по третьему параграфу
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат экономика.docx

— 29.73 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

1 ВВЕДЕНИЕ

2 Фиаско рынка и необходимость государственного регулирования

2.1 Понятие фиаско (провалов) рынка. Разновидности рыночных фиаско

3 Экономическая политика государства

3.1 Сущность экономической политике

4 Государственное регулирование  экономики: цели, ресурсы, объекты, методы  и инструменты

4.1 Основные цели государственного регулирования

4.2 Механизм государственного экономического регулирования

4.3 Формы и методы государственного регулирования

4.4 Инструменты государственного регулирования

Выводы по третьему параграфу

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

1 ВВЕДЕНИЕ

Рыночный механизм, ориентированный на максимизацию прибыли, не может в полной мере решать экономические и социальные задачи (защита внешней среды, развитие фундаментальной науки, непроизводственной инфраструктуры культуры и образования, здравоохранения и др.), а также задачи управления на макроуровне и задачи обороны страны.

Рыночный механизм, взятый сам по себе, безразличен к проблеме социальной справедливости и равенства, что приводит к дифференциации доходов, социальной незащищенности людей, чревато острыми социальными конфликтами. Следует также учитывать, что свойственная для рынка тенденция к концентрации производства и монополизму подрывает свободную конкуренцию, необходимую для осуществления регулирующей функции рынка.

Среди прямых административных и экономических методов государственного вмешательства в экономику, применяемых обычно при глубоких кризисных спадах производства, можно выделить следующие: прямое государственное управление важнейшими секторами экономики (транспортом, связью, энергетикой и т.п.); замораживание заработной платы и цен; учет и регулирование безработицы, выплата пособий, организация бирж труда; государственное законодательство в сфере экономики (антитрестовское законодательство, законодательство о добросовестной конкуренции, законодательство, регулирующее деятельность кредитно-банковской сферы, рынка ценных бумаг, экологическое законодательство).

В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

 

 

2 Фиаско рынка и необходимость государственного регулирования

2.1 Понятие фиаско рынка. Разновидности рыночных фиаско

При обосновании необходимости вмешательства государства в экономику мировая наука чаще всего использует теорию фиаско ("осечки", "провалов", недостаточности, несостоятельности) рынка. Признавая неоспоримые преимущества свободной рыночной экономики перед экономикой командной, экономическая теория в то же время подчеркивает, что и рыночная система не справляется с решением целого ряда вопросов или решает их недостаточно эффективно. Способность нерегулируемого рынка обеспечивать общее равновесие и высокую эффективность производства все же весьма ограниченна.

1 Рынок не обеспечивает производства общественных благ в достаточном объеме.

2 Рынок не способен отразить в цене полный эффект производства или потребления ряда товаров. Возникают положительные и отрицательные внешние эффекты (экстерналии) - это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах.

3 Развитие рыночных отношений, основанных на конкуренции, на определенном этапе приводит к угасанию конкуренции, появляются монополии. Крупные корпорации и профсоюзы монополизируют рынки товаров и труда, делают цены и заработную плату жесткими, негибкими, малоподвижными, особенно в сторону снижения. В связи с этим одной из задач государства становятся защита конкуренции и антимонопольное регулирование экономики.

4. Рыночная экономика, особенно  в условиях существования бумажноденежного  обращения не обладает иммунитетом  против болезней инфляции, а также  и безработицы. Это вызывает необходимость  проведения правительством политики  стабилизации экономического цикла.

5. Рынок признает только  один вариант распределения доходов, единственный критерий справедливости  такого распределения. Справедливым  здесь признается любой доход, полученный в результате участия  субъектов в свободной конкуренции  на рынках товаров, услуг, капиталов, рабочей силы и т.п

6. Рыночный механизм, стимулирующий  эффективное использование уже  имеющихся результатов научно - технического прогресса, побуждающий к стихийной миграции производственных ресурсов из менее прибыльных отраслей в более прибыльные, не в силах самостоятельно обеспечить стратегические прорывы в области фундаментальной науки и техники, а также глубокую структурную перестройку экономики.

7. Рынок не обеспечивает  своевременного разрешения региональных  проблем, периодически обостряющихся  в тех или иных странах под  влиянием комплекса исторических, национальных, демографических и  иных нерыночных факторов. И это  требует проведения государством  его соответствующей региональной  политики.

Определение выявленных мировым хозяйственным опытом разновидностей рыночного фиаско, а затем и уточнение связанных с ними функций правительства позволяет зафиксировать минимальную и максимальную границы государственной интервенции в социально-экономическую жизнь. Минимально необходимой границей правительственного вмешательства является регулирование внешних эффектов, производство общественных благ, поддержка конкурентной среды наряду с самой организацией денежного обращения - словом, выполнение функций, необходимых в экономике свободной конкуренции, которая вовсе не исключает некоторой - минимальной - активности государства в хозяйственной сфере. Верхней же, максимально допустимой границей государственного вмешательства является устранение всех перечисленных выше проявлений фиаско рынка.

3 Экономическая политика государства

3.1 Сущность экономической политике

Регулирование рынка - комплексная система мер, предпринимаемых деловыми предприятиями (прежде всего корпорациями), правительством, межгосударственными организациями по упорядочению рыночных отношений, сведению к минимуму отрицательных последствий действия рыночного механизма саморегулирования при сохранении его главных достоинств. Оно осуществляется более на макроуровне (сознательное воздействие на совокупный спрос и совокупное предложение, на общий уровень цен - например, через регулирование денежной массы). Но и на микроуровне осуществляется как внутрифирменное регулирование рынка, так и государственное регулирование - например, антимонопольная политика, создающая условия для здоровой конкуренции.

 

 

 

 

       Регулирование рынка - комплексная система мер, предпринимаемых деловыми предприятиями (прежде всего корпорациями), правительством, межгосударственными организациями по упорядочению рыночных отношений, сведению к минимуму отрицательных последствий действия рыночного механизма саморегулирования при сохранении его главных достоинств. Оно осуществляется более на макроуровне (сознательное воздействие на совокупный спрос и совокупное предложение, на общий уровень цен - например, через регулирование денежной массы). Но и на микроуровне осуществляется как внутрифирменное регулирование рынка, так и государственное регулирование - например, антимонопольная политика, создающая условия для здоровой конкуренции.

     

        Для  реальной экономики характерны  ситуации, когда одновременно дают  знать о себе и изъяны рынка, и изъяны государства, причем  ослабить влияние одних зачастую  удается, лишь усиливая влияние  других. На практике редко встречаются  идеальные решения. Варианты, предполагающие  активное государственное вмешательство, помогают преодолевать изъяны  рынка, но часто связаны с изъянами  государства.

4 Государственное регулирование  экономики: цели, ресурсы, объекты, методы  и инструменты

 

3.1 Основные цели государственного  регулирования 

       Цели  государственного регулирования, находясь  в тесной взаимосвязи, неравнозначны  по значению и масштабам воздействия. В дереве целей государственного  регулирования экономики можно  выделить цели генеральные и  конкретные. Среди генеральных приоритетными являются достижение экономической и социальной стабильности. Конкретные цели различаются по объектам государственного регулирования, но всегда исходя из необходимости увязки общественных и частных интересов. Эффективность государственного регулирования предопределяется наличием сильной законодательной, исполнительной и судебной властью.

3.2 Механизм государственного  экономического регулирования

Механизм государственного экономического регулирования - одна из важнейших подсистем современной смешанной экономики. Он непосредственно воздействует на размеры государственного сектора, его соотношение с другими секторами национальной экономики, на пропорции между этими секторами. Следует иметь в виду и то обстоятельство, что не существует линейной обратной связи между уровнем экономического развития страны и объемом государственного регулирования - по принципу: чем ниже данный уровень, тем выше роль государства в сфере регулирования. Механизм регулирования экономики включает:

1. ресурсы регулирования,

2. объекты регулирования,

3. формы регулирования,

4. методы регулирования,

5. концепции регулирования,

6. инструменты регулирования.

К ресурсам регулирования относятся: государственные финансы (расходы государства и налоговые поступления); государственный сектор экономики; денежная масса под контролем центрального банка; законодательное право; возможность сбора и обработки информации.

Объекты государственного регулирования - экономические циклы, совокупный спрос, совокупное предложение, денежное обращение, уровень цен, занятость, доходы населения, инвестиционная активность, темпы социально-экономического развития, его пропорции, условия конкуренции, внешнеэкономические связи, платежный баланс, окружающая среда, социальные отношения и т.п.

Формы регулирования современной смешанной экономики: конкурентно-рыночная; корпорационная; государственная; межгосударственная.

3.3 Формы и методы государственного  регулирования

Выделим главные формы и методы вмешательства государства в экономику. Прежде всего, важно различать две основные формы: административные (прямые) методы государственного регулирования через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, управление государственными предприятиями, законотворчество, и экономические (косвенные) методы государственного регулирования с помощью различных мер макроэкономической политики. В мировой хозяйственной практике обозначились следующие концепции регулирования национальной экономики:

1. Концепция развития  производства (со стороны предложения). Главным здесь признается стимулирование  развития производительных сил  и структурной перестройки экономики - при допущении несбалансированности  воспроизводственного процесса. Предполагается, что решение этих ключевых  задач обеспечивает не только  ускорение темпов экономического  роста, но и сокращение безработицы, смягчение неравномерности, цикличности  развития. Эта концепция применялась  в разные годы везде, но особенно - в отстающих странах.

2. Концепция сбалансированного  развития воспроизводства. Главным  здесь признается поддержание  равномерного роста производства  при максимально возможной его  сбалансированности. Максимизация  темпов роста не рассматривается  в качестве самоцели. Проводится  антициклическое (включая антикризисное), антиинфляционное регулирование, политика доходов, занятости и внешнеэкономического равновесия. Эта концепция применяется сегодня в большинстве развитых стран мира.

3. Концепция стимулирования  роста производства со стороны  спроса. Ключевой задачей при  этом считается достижение устойчивого  превышения совокупного спроса  над совокупным предложением  для ускорения темпов прироста производства, обеспечения полной занятости, а также предотвращения и смягчения кризисов. Допускается инфляция, рост общего уровня цен. Эта концепция, как практическое воплощение кейнсианской доктрины, наиболее зримо применялась в США до 70-х гг.

4. Концепция стимулирования  роста со стороны предложения  экспортных отраслей. Применяется  в странах, где значительная доля  продукции направляется на экспорт (Швеция, Франция, Германия и др.). Основной задачей при этом  признается повышение эффективности  производства в экспортоориентированных отраслях с целью обеспечения высокой конкурентоспособности экспортной продукции на мировом рынке и проведения внешнеэкономической экспансии.

5. Концепция импортозамещения. Применяется в условиях большой зависимости экономики от импорта, сочетающейся с недостаточной конкурентоспособностью отечественной продукции на мировом рынке. Здесь неизбежно формирование жесткой социально-экономической и производственно-технологической конструкции, малоконкурентной с точки зрения мировых критериев эффективности, что чревато обострением политической нестабильности при попытках проведения структурных реформ. .

3.4 Инструменты государственного  регулирования

Еще совсем недавно главной задачей большинства стран было достижение максимальной сбалансированности производства. Но в ближайшей перспективе вероятнее более гибкий подход, суть которого в поддержании "рациональной несбалансированности",обеспечивающими данные важнейшие цели инструментами государственного регулирования рыночной экономики являются:

- налоги, налоговые льготы  и финансовые санкции;

- государственные инвестиции  и субсидии;

- учетная ставка процента, нормы обязательных резервов  и операции на открытом рынке;

- государственные заказы, размещаемые на конкурсных и  договорных началах;

- государственные товарные  резервы, используемые для стабилизации  рынка товаров и цен;

- прямое управление государственными  предприятиями, принадлежащими государству  природными ресурсами, имуществом, пакетами ценных бумаг;

- целевые социально-экономические  и научно-технические программы;

- хозяйственное законодательство  и т.п.

Фискальная политика - важный инструмент для достижения стабилизации экономики. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Неразумное применение этого инструмента превращает фискальную политику в фактор, дестабилизирующий экономику.

Не менее важной является денежная политика. Денежно-кредитная политика состоит в воздействии государства на денежное обращение и объем денежной массы. Государство через центральный банк способно регулировать эмиссию и общую денежную массу, устанавливать предельные ставки банковского процента и влиять на них через учетную ставку, норму резервирования и другие нормативы, устанавливаемые центральным банком. Предоставлять льготные займы, выпускать облигации и другие ценные бумаги. Такое регулирование способно изменять денежные потоки и накопления и тем самым оказывать воздействие на экономические процессы, бороться с высоким уровнем инфляции.

Как инструмент борьбы с инфляцией используют политику регулирования доходов («замораживание» цен и зарплаты).

Любое государство проводит определенную социальную политику. Социальное регулирование со стороны государства направлено на обеспечение социальной справедливости, поддержку социально незащищенных или слабо защищенных слоев населения, создание социальных гарантий, поддержание уровня условий жизни, достойных человека.

Функцию перераспределения доходов государство выполняет через налоговую систему. Налоговое регулирование осуществляется путем установления тех или иных объектов налогообложения, назначения и дифференциация налоговых ставок, введение налоговых льгот, освобождение от налогов. В том же направлении воздействует и введение пошлин, налоговых сборов. Изменяя в ту или иную сторону налоговое бремя, государство может ускорять или замедлять экономические процессы. В тоже время взимание налогов есть главный источник доходов государственного бюджета, финансовая база социальной политики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику. Такое регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем не менее, и здесь экономическая роль государства велика.

Особенно возрастает роль государственного регулирования в условиях экономического кризиса. Мировой опыт показал, что выход из кризиса возможен лишь при жесткой централизации государственной власти и проведении нетривиальных мер по обеспечению экономического роста. Главной целью государственного регулирования экономики является стабильность национальной политики. На современном этапе от государственной экономической политики зависит основы рыночного хозяйства, частного сектора, а значит и всей нашей страны.

 

 

 

 

 

 

                                    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андриянов В.П., Щегрова В.Ф. Основы экономической теории. - М.: «ЮНИТИ», 2004. - 335 с.

2. Андрианов В. Государственное  управление: мировой опыт и российские  реалии // Общество и экономика. - 2001. - № 11-12. - C. 117 -129.

3. Борисов Е. Ф. Экономическая  теория: Учеб. пособие- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристь, 2004 - 384 с.

4. Бродский Б. Е. Лекции  по макроэкономике переходного  периода. Учебники Высшей школы  экономики. ГУ ВШЭ. 2005. - 224 с.

5. Бункина М.К. Макроэкономика: учебник / М.К. Бункина, А.М. Семенов, В.А. Семенов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ДИС, 2006. -510 с.

6. Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение - Ростов на Дону: Феникс, 2004. – 345 с.

         
           
           
           
           
           
           
           
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

 

 

 

 


Информация о работе Государственное регулирование экономики: цели, ресурсы, объекты, методы и инструменты