Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 14:09, реферат

Описание работы

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Содержание работы

Введение
Объекты и цели ГРЭ
Цели ГРЭ
Средства ГРЭ
Государственное экономическое программирование
Механизм государственного регулирования политики цен
Наблюдение и воздействие на цены
Установление фиксированных цен на товары и услуги
Этапы развития ГРЭ. Границы эффективности
Границы роста дохода государства

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование экономики в условиях рынка.docx

— 39.40 Кб (Скачать файл)

 

Ограничены и возможности  государственной собственности, так  как государственный сектор не может  расти, захватывая все новые позиции  в ключевых отраслях хозяйства, так  как это противоречит интересам  частной собственности.

 

Определенные границы  имеет и ГРЭ, поощряющее самофинансирование. Конечной материальной основой самофинансирования является валовая прибыль-разница  между ценой и действительными  издержками производства. Самофинансирование осуществляется как один из вариантов  санкционированного государством использования  прибылей, а возможности присвоения прибылей и их размеры неразрывно связаны с фазой воспроизводственного цикла, в которой находится экономика  страны. ГРЭ при помощи самофинансирования базируется на возможности искусственно увеличивать стимулы для инвестиций во время спада. Но деятельность государства  в этой области ограничена возможностями  бюджета. В условиях ухудшения конъюнктуры, когда бюджетные доходы сокращаются, а расходы на поддержание экономики  растут, оно вынуждено предоставлять  фирмам дополнительные инвестиционные льготы для самофинансирования и  тем самым еще больше сокращать  свои доходы. Составной частью самофинансирования являются нераспределенные прибыли. Поощрение  роста доли нераспределенных прибылей в ущерб дивидендам тоже не беспредельно. На пути к этому стоят интересы акционеров. Одним из важнейших и  действенных средств ГРЭ и  главным элементом самофинансирования является ускоренное амортизационное  списание основного капитала. Но и  этот действенный инструмент сам  оказывается в сильной зависимости  от состояния конъюнктуры. В период кризиса или депрессии сокращается  загрузка производственных мощностей  и выпуск продукции, а правительство  разрешает списывать все большую  часть основного капитала в амортизационный  фонд. Но издержки и без того растут-затрудняются платежи покупателей, разоряются поставщики, растут затраты на хранение и сбыт продукции. Даже если амортизационные отчисления рассчитывать по прежним нормам списания, они раскладываются на меньшее число единиц продукции в связи с сокращением производства. Возможности роста цен в кризисной ситуации если не исключены, то существенно ограничены по сравнению с периодами благоприятной конъюнктуры. Уменьшение валовых прибылей может привести к такому положению, когда возможности укрытия прибылей в амортизационный фонд в целях их дальнейшего использования для финансирования инвестиций будут исключены, то есть правительственные разрешения на увеличение доли списания основного капитала не будут использованы, так как разрешенные списания окажутся больше действительной прибыли. Все это можно выразить формулами: А+Зпост+Зпер П=Ц- —————, В где П-прибыль, Ц-цена единицы продукции, А-амортизационные отчисления, Зпост-другие постоянные затраты, Зпер-переменные затраты, В-выпуск продукции в натуральных единицах.

 

При сокращение производства, измеряемом коэффициентом К1, и при предположение, что цена остается неизменной, формула выглядит так: А+Зпост+К1*Зпер П=Ц-——————.

 

К1*В В связи с тем, что К1<1, знаменатель уменьшается быстрее числителя, издержки растут и прибыль уменьшается.

 

Представим, что правительство  в целях стимулирования экономики  повысило норму амортизационных  списаний. Увеличение нормы списаний обозначено коэффициентом К2.

 

К2*А+Зпост+К1*Зпер П2=Ц-————————.

 

К1*В Численность растет еще быстрее, чем во втором случае, издержки еще более увеличиваются. Они могут возрасти до такой степени, что сравняются с ценой или превысят ее.

 

ГРЭ через налоги и  ставки амортизационных отчислений с основного капитала имеет границы: бюджетные, вытекающие из пределов возможного отказа от бюджетных доходов; социальные, связанные с готовности физических и юридических лиц мириться с  налоговым гнетом; границы прибыльности, определенные ростом издержек производства единицы продукции по мере сокращения производства и достижения предела  амортизационных отчислений для  данной ситуации. Даже накопленные льготным образом в рамках самофинансирования средства инвестировать в условиях недогрузки мощностей невыгодно. Эффективность ГРЭ через государственные расходы ограничена тем, что потребности в финансировании государственных регулирующих мер резко возрастают именно тогда, когда возможности мобилизации средств для финансирования резко сокращаются. Главная граница ГРЭ- возможное несовпадение его целей с частными интересами собственников капитала в условиях относительной свободы принятия хозяйственных решений. Частный капитал только в том случае участвует в осуществлении государственной программы, если государство гарантирует ему прибыли более высокие, чем он мог бы получить, отказавшись от сотрудничества с программой. Государство может гарантировать определенную норму и массу прибыли частному капиталу в меру своих финансовых возможностей, а они ограниченны.

 

Перечисленные границы  ГРЭ в условиях рыночного хозяйства  носят относительный характер. В  этих границах ГРЭ продолжает развиваться  и доказывать в самых разных обстоятельствах  свою эффективность. Механизм ГРЭ постоянно  совершенствуется. В современных  условиях практика ГРЭ оказалась  достаточно результативной, чтобы не допустить всеобщих кризисов и социально-опасных  масштабов безработицы.

 

Примеры государственного регулирования в экономике отдельных  стран.

 

Большинство правительств принимают законы против сговора с целью установления цен и осуществления монопольной (или олигопольной) деятельности. Например, законодательство США запрещает американским авиалиниям, объединившись, устанавливать плату за воздушные перевозки в пределах Соединенных Штатов. Несколько лет назад авиакомпании попытались нарушить этот закон, однако, были уличены в этом и до сих пор выплачивают сотни миллионов долларов в виде штрафов.

 

Правительство обычно обладает юридическим полномочием запретить  слияние компаний, если оно может  привести к возникновению монополий  и олигополий.

 

Например, департамент  юстиции Соединенных Штатов опротестовал недавнее слияние корпорации Miсrosoft и Intuit- разработчика популярнейшего на Западе пакета минибухгалтерии Quiсken. Есть веские основания утверждать, что это слияние приводит к фактической монополии Miсrosoft на рынке программ бухгалтерского учета для индивидуальных пользователей. Кроме того, оно ставит эту корпорацию в привилегированное положение в сфере электронных систем оплаты за товары и услуги.

 

На примере протекционистких мер можно показать роль государственного регулирования в Российской Федерации. При формировании рыночных отношений на российский рынок стали проникать зарубежные автомобильные компании для формирования собственной сбытовой сети. В то время как дела у отечественных автопроизводителей шли очень плохо: издержки производства катастрофически росли, качество стремительно падало, цены становились запредельными - происходило затоваривание продукцией, спрос падал. Цены отечественных автомобилей приблизились к зарубежным, тогда как качество их было намного выше. В конце концов, под нажимом отечественных автопроизводителей правительство было вынуждено ввести госпошлины на импортируемые автомототранспортные виды техники в размере более 100%. С одной стороны, чтобы не дать окончательно обанкротится предприятиям и предприятиям-смежникам, это правильно, с другой стороны, государство поставило их фактически в состояние монополии во главе с АВТОВАЗОМ, так как, по сути, серьезной конкуренции между отечественными автопроизводителями не было, потому что они занимали разные производственные ниши.

 

В Японии особые меры по поддержанию отечественных производителей. Практически невозможно иностранным  фирмам открыть производство или  дело.

 

ГРЭ при формирование рыночных отношений в России

 

Без государственного регулирования  экономики переход к рыночным отношениям практически невозможен. При переходе от планового хозяйства  к рынку необходимо утонченное регулирование, направление экономики в определенное русло. Возникает необходимость  в перераспределение доходов  и инвестиций между предприятиями  и отдельными отраслями, чтобы не спровоцировать дисбаланс и банкротства  отдельных предприятий. Также нужна  законодательная база, как основной инструмент для формирования рыночных отношений. На протяжении трех последних  лет правительство Российской Федерации  неоднократно фиксировало цены на продукцию  тех или иных мнимых монополий. Подобные меры нельзя назвать мудрой реакцией на проблемы конкуренции при формировании рыночных отношений. Во-первых, правительство  не обладало четкими критериями и  надежной методикой определения  предприятий-монополистов, и в результате в эту категорию попали сотни  и даже тысячи предприятий. К тому же оно недооценило способность  международной конкуренции или  свободы создания новых компаний ограничить власть настоящих монополий. Во-вторых, ценовой контроль наносит  удар по вполне конкурентоспособным  отраслям промышленности и приводит не к неустановлению конкурентных цен, а к товарному дефициту. И, в-третьих, государственное фиксирование цен  может побудить предприятия разработать  негласную общую монопольную  стратегию. Таким образом, устанавливая высокие официальные цены на ту или  иную продукцию, правительство непроизвольно  может способствовать возникновению  монополии там, где раньше ее было. Государственные цены фактически становятся не потолком, а порогом цен для предприятий отрасли вопреки благим намерениям правительства.

 

При формировании рыночных отношений в России нужно проводить  политику защиты отечественных товаропроизводителей от импорта иностранных товаров, но не в такой мере, как было изложено выше.

 

Так же регламентирование  банковской деятельности, финансовой деятельности. Прежде всего, регламентирование  деятельности банков направлено на то, чтобы банкам было не так-то просто разориться. Наилучший способ достичь  этой цели - заставить учредителей  банка вложить в него такое  количество собственных денег, чтобы  оно было соразмерно с выдаваемыми  кредитами. Например, регламентом России установлено, чтобы объем кредитов превышал объем уставного капитала не более чем в 10 раз.

 

И так же поддержание  малого бизнеса, малых предприятий, на основе которых строится экономика  Российской Федерации. В начале перехода к рынку поддержка была выражена в форме предоставления дешевых  субсидий, кредитов, поощрения определенных видов деятельности, но в дальнейшем налоговое бремя стало душить производителей, что было связанно с повышением налогов из-за нехватки средств в государственном бюджете.

 

Так же важным моментом является создание новой системы  социальной защиты и реформирование старой. Советская система гарантировала  трудящимся практически все существующие виды социальной поддержки: бесплатное медицинское обслуживание, жилье, рабочие  отпуска, пенсии, стабильный уровень  доходов и даже рабочее место. В условиях рыночной экономики очень  многие практически не получают помощи от государства, а тем, кто ее получает, приходится довольствоваться весьма ограниченным кругом социальных льгот. В рыночных условиях предприятия тоже предлагают своим работникам определенные льготы, однако огромная доля средств на социальные расходы поступает все же со стороны  государства. За этим кроится очень  важная причина. В рыночной экономики  считается вполне естественным, что  человек рано или поздно переходит  на другую работу или его увольняют  по той или иной причине. Соответственно и льготы должны предоставляться  ему непосредственно от государства, а не через предприятие, на котором  в настоящее время он работает. Это очень важно, так как люди твердо знают, что могут рассчитывать на социальную поддержку, даже покинув  это предприятие и, следовательно, склонны к перемене мест. Благодаря  этому экономика обладает большей  гибкостью, нежели экономика советского типа, при том, что точно так же обеспечивает социальные гарантии населению.

 

Альтернативные концепции  ГРЭ 

 

Главным идеологом активного  вмешательства государства в  экономику стал известнейший английский экономист Кейнс. Кейнсианская политика ставила своей целью контроль над общим спросом и его регулирование таким образом, чтобы он находился в соответствии с общим предложением при достижении полной и высокой занятости населения. Модель Кейнса предусматривала стимулирование совокупного спроса путем побуждения к инвестированию частного капитала, а также через государственное финансирование общественных работ и некоторое перераспределение через бюджет национального дохода в пользу неимущих. Основными инструментами регулирования в модели Кейнса были государственный бюджет, дефицитное финансирование экономики, а также манипулирование учетной ставкой процента. Целевые приоритеты модели Кейнса - занятость и стабильность экономического роста, а инструменты-государственный бюджет и кредитно-денежная политика. Кейнс и его последователи исходят из того, что чисто рыночный механизм не в состоянии обеспечить стабильный экономический рост и полную занятость, и именно поэтому требуется вмешательство государства. Доктрина Кейнса нашла наиболее полное применение в США, показав нам хорошую результативность.

 

Противники же кейнсианской школы были сторонники неоклассической теории. Они исходят из постулата о тенденции капиталистической экономики к равновесию, устойчивости и стабильности. Они утверждают, что рынок и конкуренция, гибкость цен - лучшие механизмы установления экономического равновесия. Они подчеркивали инфляционный характер кейнсианских рецептов дефицитного финансирования. “Восстание” против Кейнса возглавил американский экономист Милтон Фридман. Он разделял концепцию экономического роста Смита и подвергает критики идею государственного регулирования. Опору он видит в свободной конкуренции и предпринимательстве. Особенно резко Фридман выступает против вмешательства государства в денежное обращение.

 

Сторонники неолиберальных концепций считают, что надо отказаться от кейнсианских рецептов антициклического регулирования, ведущих к резким колебаниям денежной массы, и перейти на строгое регулирование денег в обращении независимо от конъюнктуры. Денежная масса должна увеличиваться лишь в соответствии с долгосрочным темпом роста национального дохода. Выступая против роста доходов государства, они считают, что лучшее, что может сделать государство, это сократить собственные доходы и расходы и снизить налоги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

1.) Холодов Л. Г.  “Вопросы государственного регулирования  экономики” . 1994 г. Изд. “Экономика” 

 

2.) Шенаев, Кузнецов “Западная Европа, парадоксы регулирования экономики” . 1994 г. Изд. “Экономика”

 

3.) “Государственное  регулирование кредитно-бюджетной  сферы в промышленно развитых  странах” , научно-аналитический обзор. 1993 г.

 

4.) Джеффи Сакс “Рыночная экономика и Россия” . 1994 г. Изд. “Экономика” .

 

5.) Журавлева Г. П.  “Общая экономическая теория”  . 1994г. Изд. “РЭА им. Плеханова” .

 

6.) Лекции финансовой  академии.

 

7.) Лившиц А. Я. “Введение  в рыночную экономику” . 1994 г.


Информация о работе Государственное регулирование экономики