Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 17:23, курсовая работа
В соответствии с постоянным ростом масштабов производства в рамках общества, степени воздействия его результатов на качество жизни, с усложнением задач, стоящих перед обществом, как в экономической, так и в других сферах, неизбежно возрастет необходимость государственного регулирования экономической деятельности, регулирования функционирования всей экономической системы, ее отдельных блоков и элементов.
Сам по себе принцип государственного вмешательства в экономику уже давно не вызывает ни у кого сомнений. Необходимость такого государственного воздействия предопределена самим ходом развития экономики и общества в целом. По мере развития производственно-хозяйственной деятельности возникали и обострялись многие экономические и социальные проблемы, которые не могут быть решены автоматически или не могут быть решены в той степени, которая устраивала бы все общество.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Сущность государственного регулирования экономики 5
Глава 2. СФеры государственного регулирования 8
2.1. Государственное регулирование банковской деятельности 8
2.2. Государственное регулирование в сфере инвестиций 9
2.3. Государственное регулирование цен 11
2.4. Валютное регулирование 12
Глава 3. Государственное регулирование в сферах естественной монополии 13
Глава 4. Возможности и границы государственного регулирования экономики 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
Список использованной литературы 17
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Сущность государственного
регулирования экономики
Глава 2. СФеры государственного регулирования 8
2.1. Государственное регулирование банковской деятельности 8
2.2. Государственное регулирование
в сфере инвестиций
2.3. Государственное регулирование
цен
2.4. Валютное регулирование
Глава 3. Государственное
регулирование в сферах естественной
монополии
Глава 4. Возможности
и границы государственного регулирования
экономики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной
литературы
ВВЕДЕНИЕ
Экономика – это все виды деятельности людей (человеческого общества в целом), которые позволяют ему, обществу, обеспечивать себе материальные условия для существования.
Все живые существа получают
пропитание от природы, из окружающей
среды, однако лишь человек, осуществляя
различную хозяйственную, экономическую
деятельность, наряду с природой сам
создает себе условия для существования
и развития. Именно труд человека по
обеспечению своей
В этих условиях и возникает проблема наилучшего, оптимального, более эффективного использования ограниченных (зачастую редких) ресурсов хозяйственной деятельности и управления этим процессом с целью достижения максимального удовлетворения неограниченных и возрастающих потребностей человека и общества. Несовпадение потребностей и возможностей их удовлетворения сопровождает человечество на протяжении всей (или почти всей) его истории.
В живой природе это противоречие разрешается довольно жестоким образом: та часть животного мира (а это, как правило, и менее защищенная его часть), которой не хватает природных ресурсов (пищи) для существования, погибает. Падение численности продолжается до тех пор, пока не достигается естественное равновесие между имеющимися природными источниками пищи и жизни и численностью соответствующих объектов животного мира, которые ими пользуются.
Таким образом, если бы все члены общества имели возможность приобрести, все товары и услуги, которые они желают, в обществе просто не осталось бы, да и не хватило бы на всех этих товаров и услуг.
Следовательно, проблему
ограниченности ресурсов можно
охарактеризовать как
Наличие проблемы разрыва между потребностями человека и возможностями их удовлетворения требует от общества поиска путей увеличения этих возможностей, что является первейшим и самым значительным стимулом развития человека и его интеллектуальных возможностей. На этой базе возникает и ускоряется процесс роста человеческих знаний, опыта, навыков, прогресс науки и техники. Такой процесс позволяет увеличить возможности человека по удовлетворению своих потребностей, позволяет с помощью того же количества имеющихся ресурсов добиться большего удовлетворения потребностей человека и общества.
В соответствии с постоянным
ростом масштабов производства в
рамках общества, степени воздействия
его результатов на качество жизни,
с усложнением задач, стоящих
перед обществом, как в экономической,
так и в других сферах, неизбежно
возрастет необходимость
Сам по себе принцип государственного вмешательства в экономику уже давно не вызывает ни у кого сомнений. Необходимость такого государственного воздействия предопределена самим ходом развития экономики и общества в целом. По мере развития производственно-хозяйственной деятельности возникали и обострялись многие экономические и социальные проблемы, которые не могут быть решены автоматически или не могут быть решены в той степени, которая устраивала бы все общество.
Сущность государственного регулирования экономики
Любая рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. Неконтролируемые рыночные процессы
разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика более чем любая иная, нуждается в регулировании.
В этом свете термин «регулируемая рыночная экономика» обладает выраженной избыточностью, таким образом, подобная экономика не может быть нерегулируемой. Прибавление эпитета «регулируемая» не лишена смысла, если мы подчёркиваем, что экономика в значительной степени регулируется со стороны государства.
Роль регулирующего центра может выполнить только государство – институт, представляющий всё общество и обладающий правом внеэкономического вмешательства в экономические отношения. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая её рыночную природу, в то же время обеспечили бы рыночной экономики максимальную социальную эффективность. Понятно, что бесконечное изменение конкретных обстоятельств, превращают эту задачу в «вечную» проблему.
Как правило, в государственном регулировании рыночной экономики проявляется два разных аспекта. С одной стороны, это необходимое для самого рынка, представляющее неотъемлемое условие для надёжной работы организующее, упорядочивающее воздействие. Оно проявляется в государственном формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, его поддержке и обновлении, контроле за соблюдением. Организуя рыночные отношения, государственные органы способствуют их органичному встраиванию в систему общественных отношений, без чего рынок был бы отторгнут политической и социальной структурами.
Государственное регулирование рынка осуществляется посредством
законодательства, через государственное планирование, на основе выпускаемых правительством нормативных актов.
С другой стороны, государственное воздействие на рынок проявляется посредством изъятия части прибыли, дохода, через действия системы налогообложения, путём обязательных платежей в бюджет. Изымая средства, необходимые для общегосударственных нужд и определённым образом распределяя их, государство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобы одновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения.
Во всех общественных системах государство играет весомую экономическую роль, выполняя больший или меньший набор хозяйственных и социальных функций.
Поскольку наиболее совершенным образом такая деятельность организована в странах с развитой рыночной экономикой, проблемы государственного регулирования экономики рассматриваются на примере этой группы государств.
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
По мере развития рыночного
хозяйства возникали и
Теория экономической политики как составная часть макроэкономической теории объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе. При этом речь идет, по меньшей мере, о следующих проявлениях.
1. Несостоятельность конкуренции,
2. Наличие многочисленных товаров, жизненно необходимых обществу, которые либо не предлагаются рынком, либо, если и могли быть предложены, то в недостаточном количестве. Таких товаров (главным образом в форме услуг) много в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры, обороны и др.
3. Внешние эффекты, типичный пример которых – загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам.
4. Неполные рынки, одним из типичных примеров которых является рынок страховых услуг, прежде всего медицинских и пенсионных.
5. Несовершенство информации,
во многих отношениях
6. Безработица, инфляция, экономическое неравновесие, особенно резко проявляющееся в периоды кризисов и депрессий.
7. Излишне неравномерное
распределение доходов,
8. Наличие обязательных товаров (например, начальное образование), потреблять которые общество может заставить только государство, но никак не
рынок.
Из указанных и других проявлений несовершенства рынка вытекает не только сама по себе необходимость государственного регулирования, но и экономические функции государства, которые и реализуются посредством такого регулирования.
Государственное регулирование
экономики — процесс
Сферы государственного регулирования.
Государственное регулирование охватывает различные сферы и области экономики.
Государственное регулирование банковской деятельности.
Государственное регулирование банковской деятельности в рыночной экономике осуществляется, прежде всего, в рамках самой банковской системы и находит свое выражение в воздействии на коммерческие банки Центрального Банка. Оно необходимо для осуществления законодательно определённых задач общественного воспроизводства.
В банковской системе России ЦБ РФ (ЦБР) определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и служит основным субъектом государственного регулирования функционирования коммерческих банков. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией, и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики.
Одна из ключевых задач ЦБ РФ по управлению денежно-кредитными отношениями - обеспечение надежности и поддержание стабильности банковской системы, позволяющие избежать разрушительных для экономики банкротств банков.
Рассматриваемая задача ЦБР достигается в процессе решения таких двух конкретных проблем, как регулирование рынка кредитных ресурсов и защита вкладчиков коммерческих банков от финансовых потерь, весьма вероятных, пока банки эти ещё весьма слабы.
Воздействие Центрального Банка на деятельность коммерческих банков осуществляется по следующим основным направлениям:
1. Создание общих
2. Проведение мер денежно-