Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с постоянным ростом масштабов производства в рамках общества, степени воздействия его результатов на качество жизни, с усложнением задач, стоящих перед обществом, как в экономической, так и в других сферах, неизбежно возрастет необходимость государственного регулирования экономической деятельности, регулирования функционирования всей экономической системы, ее отдельных блоков и элементов.
Сам по себе принцип государственного вмешательства в экономику уже давно не вызывает ни у кого сомнений. Необходимость такого государственного воздействия предопределена самим ходом развития экономики и общества в целом. По мере развития производственно-хозяйственной деятельности возникали и обострялись многие экономические и социальные проблемы, которые не могут быть решены автоматически или не могут быть решены в той степени, которая устраивала бы все общество.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Сущность государственного регулирования экономики 5
Глава 2. СФеры государственного регулирования 8
2.1. Государственное регулирование банковской деятельности 8
2.2. Государственное регулирование в сфере инвестиций 9
2.3. Государственное регулирование цен 11
2.4. Валютное регулирование 12
Глава 3. Государственное регулирование в сферах естественной монополии 13
Глава 4. Возможности и границы государственного регулирования экономики 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
Список использованной литературы 17

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 39.54 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                       3

Глава 1. Сущность государственного регулирования экономики                                                                                                            5

Глава 2. СФеры государственного регулирования                8            

2.1. Государственное регулирование банковской  деятельности                8                                               

2.2. Государственное регулирование в сфере инвестиций                           9

2.3. Государственное регулирование цен                                                      11

2.4. Валютное регулирование                                                                         12                        

Глава 3. Государственное регулирование в сферах естественной монополии                                                                          13                                                               

Глава 4. Возможности и границы государственного регулирования экономики                                                                        14                                            

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                16

Список использованной литературы                                        17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Экономика – это все виды деятельности людей (человеческого общества в целом), которые позволяют ему, обществу, обеспечивать себе материальные условия для существования.

Все живые существа получают пропитание от природы, из окружающей среды, однако лишь человек, осуществляя  различную хозяйственную, экономическую  деятельность, наряду с природой сам  создает себе условия для существования  и развития. Именно труд человека по обеспечению своей жизнедеятельности (при возрастающих на то потребностях) и составляет предмет изучения экономических  наук вообще. При этом совокупность человеческих потребностей чрезвычайно  широка, многочисленна, постоянно растет, усложняется. Таким образом, непреложный  факт – безграничность и постоянство  роста человеческих потребностей.

В этих условиях и возникает  проблема наилучшего, оптимального, более  эффективного использования ограниченных (зачастую редких) ресурсов хозяйственной  деятельности и управления этим процессом  с целью достижения максимального  удовлетворения неограниченных и возрастающих потребностей человека и общества. Несовпадение потребностей и возможностей их удовлетворения сопровождает человечество на протяжении всей (или почти всей) его истории.

В живой природе это  противоречие разрешается довольно жестоким образом: та часть животного  мира (а это, как правило, и менее  защищенная его часть), которой не хватает природных ресурсов (пищи) для существования, погибает. Падение  численности продолжается до тех  пор, пока не достигается естественное равновесие между имеющимися природными источниками пищи и жизни и  численностью соответствующих объектов животного мира, которые ими пользуются.

Таким образом, если бы все  члены общества имели возможность  приобрести, все товары и услуги, которые они желают, в обществе просто не осталось бы, да и не хватило  бы на всех этих товаров и услуг.

  Следовательно, проблему  ограниченности ресурсов можно  охарактеризовать как дисбаланс  между потребностями в товарах  и услугах и средствами для  удовлетворения этих потребностей.

Наличие проблемы разрыва  между потребностями человека и  возможностями их удовлетворения требует  от общества поиска путей увеличения этих возможностей, что является первейшим  и самым значительным стимулом развития человека и его интеллектуальных возможностей. На этой базе возникает  и ускоряется процесс роста человеческих знаний, опыта, навыков, прогресс науки  и техники. Такой процесс позволяет  увеличить возможности человека по удовлетворению своих потребностей, позволяет с помощью того же количества имеющихся ресурсов добиться большего удовлетворения потребностей человека и общества.

В соответствии с постоянным ростом масштабов производства в  рамках общества, степени воздействия  его результатов на качество жизни, с усложнением задач, стоящих  перед обществом, как в экономической, так и в других сферах, неизбежно  возрастет необходимость государственного регулирования экономической деятельности, регулирования функционирования всей экономической системы, ее отдельных  блоков и элементов.

Сам по себе принцип государственного вмешательства в экономику уже  давно не вызывает ни у кого сомнений. Необходимость такого государственного воздействия предопределена самим  ходом развития экономики и общества в целом. По мере развития производственно-хозяйственной  деятельности возникали и обострялись  многие экономические и социальные проблемы, которые не могут быть решены автоматически или не могут  быть решены в той степени, которая  устраивала бы все общество.

 

 

Сущность  государственного регулирования экономики

Любая рыночная экономика  не может существовать и функционировать  без государственного регулирования. Неконтролируемые рыночные процессы

разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика  более чем любая иная, нуждается в регулировании.

В этом свете термин «регулируемая рыночная экономика» обладает выраженной избыточностью, таким образом, подобная экономика не может быть нерегулируемой. Прибавление эпитета «регулируемая» не лишена смысла, если мы подчёркиваем, что экономика в значительной степени регулируется со стороны государства.

Роль регулирующего центра может выполнить только государство  – институт, представляющий всё общество и обладающий правом внеэкономического вмешательства в экономические отношения. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая её рыночную природу, в то же время обеспечили бы рыночной экономики максимальную социальную эффективность. Понятно, что бесконечное изменение конкретных обстоятельств, превращают эту задачу в «вечную» проблему.

Как правило, в государственном  регулировании рыночной экономики  проявляется два разных аспекта. С одной стороны, это необходимое для самого рынка, представляющее неотъемлемое условие для надёжной работы организующее, упорядочивающее воздействие. Оно проявляется в государственном формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, его поддержке и обновлении, контроле  за соблюдением. Организуя рыночные отношения, государственные органы способствуют их органичному встраиванию в систему общественных отношений, без чего рынок был бы отторгнут политической и социальной структурами.

Государственное регулирование  рынка осуществляется посредством

законодательства, через  государственное планирование, на основе выпускаемых правительством нормативных актов.

С другой стороны, государственное  воздействие на рынок проявляется посредством изъятия части прибыли, дохода, через действия системы налогообложения, путём обязательных платежей в бюджет. Изымая средства, необходимые для общегосударственных нужд и определённым образом распределяя их, государство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобы одновременно оказать  влияние на рынок и рыночные отношения.

Во всех общественных системах государство играет весомую экономическую  роль, выполняя больший или меньший набор хозяйственных и социальных функций.

Поскольку наиболее совершенным образом такая деятельность организована в странах с развитой рыночной экономикой, проблемы государственного регулирования экономики рассматриваются на примере этой группы государств.

Государственное регулирование  экономики  в условиях рыночного  хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

По мере развития рыночного  хозяйства возникали и обострялись  экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась потребность значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимые для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в  денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики.

Теория экономической  политики как составная часть макроэкономической теории объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе. При этом речь идет, по меньшей мере, о следующих проявлениях.

1. Несостоятельность конкуренции,  выражающаяся в том, что на  некоторых отраслевых и региональных рынках могут возникать (и возникают) монополии, которые, если этому не противодействует государство, своим ценообразованием наносят ущерб благосостоянию общества.

2. Наличие многочисленных  товаров, жизненно необходимых  обществу, которые либо не предлагаются рынком, либо, если и могли быть предложены, то в недостаточном количестве. Таких товаров (главным образом в форме услуг) много в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры, обороны и др.

3. Внешние эффекты, типичный пример которых – загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам.

4. Неполные рынки, одним  из типичных примеров которых  является рынок страховых услуг, прежде всего медицинских и пенсионных.

5. Несовершенство информации, во многих отношениях представляющей собой общественный товар, который в более или менее достаточном количестве при соответствующем качестве не может быть произведен без активного участия государства.

6. Безработица, инфляция, экономическое неравновесие, особенно резко проявляющееся в периоды кризисов и депрессий.

7. Излишне неравномерное  распределение доходов, которое,  если государство не принимает мер для «социальной компенсации» малоимущим и обездоленным слоям населения, ставит под угрозу общественную стабильность.

8. Наличие обязательных  товаров (например, начальное образование), потреблять которые общество может заставить только государство, но никак не

рынок.

Из указанных и других проявлений несовершенства рынка вытекает не только сама по себе необходимость государственного регулирования, но и экономические функции государства, которые и реализуются посредством такого регулирования.

Государственное регулирование  экономики — процесс воздействия  государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции).

 

Сферы  государственного регулирования.

Государственное регулирование  охватывает различные сферы и  области экономики.

Государственное регулирование банковской деятельности.

Государственное регулирование  банковской деятельности в рыночной экономике осуществляется, прежде всего, в рамках самой банковской системы и находит свое выражение в воздействии на коммерческие банки  Центрального Банка. Оно необходимо для осуществления законодательно определённых задач общественного воспроизводства.

В банковской системе России ЦБ РФ (ЦБР) определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и служит основным субъектом  государственного регулирования функционирования коммерческих банков. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией, и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики.

Одна из ключевых задач  ЦБ РФ по управлению денежно-кредитными отношениями - обеспечение надежности и поддержание стабильности банковской системы, позволяющие избежать разрушительных для экономики банкротств банков.

Рассматриваемая задача ЦБР  достигается в процессе решения  таких двух конкретных проблем, как регулирование рынка кредитных ресурсов и защита вкладчиков коммерческих банков от финансовых потерь, весьма вероятных, пока банки эти ещё весьма слабы.

Воздействие Центрального Банка  на деятельность коммерческих банков осуществляется по следующим основным направлениям:

1.  Создание общих законодательных,  исполнительных, судебных условий, позволяющим коммерческим банкам реализовать свои экономические интересы.

2.  Проведение мер денежно-кредитного  регулирования, оказывающих влияние  на объём и структуру денежной массы в обращении через изменение размеров ресурсов коммерческих банков, которые могут быть использованы для кредитных вложений в экономику.

Информация о работе Государственное регулирование экономики