Необходимость осуществления
экономических функций предполагает наличие
у государства определенного инструментария.
Ниже речь пойдет об основных формах и
методах государственного вмешательства
в экономическую жизнь общества, т. е. о
способах государственного регулирования экономики. В
условиях рынка государственное регулирование
экономики — целенаправленное воздействие
правительства на отдельные сегменты
рынка с помощью микро- и макроэкономических
регуляторов с целью обеспечения равновесного
роста всей экономической системы (речь
идет о динамичном состоянии общего равновесия,
когда достигается стабильное ежегодное
увеличение объемов национального производства
при полной занятости экономических ресурсов
и низких темпах инфляции, т. е. стабильном
уровне цен). Все используемые правительством
регуляторы эконом и ческой жизни общества
можно отнести либо к способам прямого,
либо к способам косвенного влияния на
экономику.
Методы прямого регулирования базируются на властнораспорядительных
отношениях и сводятся к административному
воздействию на деятельность субъектов
хозяйствования. эти меры предполагают,
что экономические субъекты будут вынужденно
принимать решения, основанные не на самостоятельном
экономическом выборе, а на предписаниях
государства. Среди методов прямого государственною
регулирования преобладают различные
формы безвозвратного целевого финансирования
отдельных секторов экономики, регионов
и фирм в виде субсидирования негосударственных
предприятий; государственные инвестиции
в отдельные отрасли также является формой
прямого регулирования. С государственными
инвестициями связано понятие государственного
предпринимательства. О государственном
предпринимательстве говорят, когда подразумевают
создание и функционирование государственных
производственных предприятий в той или
иной отрасли. Обычно предприятия государственной
формы собственности возникают в капиталоемких
и малорентабельных отраслях (угольная
промышленность, судостроение, железнодорожный
транспорт, содержание автомобильных
дорог и т. п.), в отраслях, определяющих
НТП, накопление и производство человеческого
капитала, проведение научных исследований.
Государственное предпринимательство
развивается в тех областях, где функционирование
какой-либо негосударственной формы собственности
может привести к отрицательным последствиям.
Так, государство реализует программы
поддержания таких сфер, как образование,
здравоохранение, охрана окружающей среды,
которые без прямого государственного
участия в виде государственных субсидий
развивались бы медленнее. Постоянный
объект субсидирования во многих государствах
— аграрное производство, добывающая
промышленность и т. п. Реализация мер
прямого регулирования имеет свои «плюсы»
и «минусы» — высокая степень эффективности
из-за оперативного достижения экономического
результата, с одной стороны, и создание
помех работе рыночного механизма и его
ослабление, с другой.
Методы косвенного регулирования предполагают, что государство закладывает
условия, чтобы при самостоятельном принятии
экономических решений субъекты экономики
тяготели к вариантам, соответствующим
экономическим целям государства. Вместе
с тем при косвенном регулировании неизбежны
временные лаги между принятием государством
экономических решений и мер, их «восприятием»
субъектами рынка и коночными экономическими
результатами, соответствующими государственным
экономическим целям.
Исходя из организационно-институциональных
особенностей применяемых государством
регуляторов, методы государственного
регулирования можно разделить на правовые,
административные, экономические. Правовые
рычаги государственного воздействия
на экономику призваны обеспечить ее правовую
инфраструктуру, создать для частного
сектора - домохозяйств и бизнеса — разумные
правовые условия функционирования. Правовое
регулирование экономики состоит в установлении
государством правил экономического поведения
для фирм-производителей и потребителей.
Система законодательных норм и правил
определяет формы и права собственности,
условия заключения хозяйственных договоров,
порядок регистрации и функционирования
фирм, обеспечивает защиту конкурентной
среды и т. д. Административные меры подразделяются
на меры запрета (производство и торговля
оружием, наркотиками, некоторыми видами
лекарств и пр.), меры разрешения (лицензия,
дающая право на производство, торговлю
каким-либо товаром, или на осуществление
какого-либо вида деятельности), меры принуждения
(уплата налогов, установка очистных сооружений
и пр.). Административные меры не связаны
с созданием дополнительного материального
стимула для частного сектора и базируются
на силе государственной власти. Административные
меры могут использоваться при государственном
контроле над ценами, доходами, учетной
ставкой, валютным курсом. Административные
меры регулирования в странах с развитой
рыночной экономикой используются в незначительных
масштабах, чаще всего они ограничиваются
охраной окружающей среды, социальной
защитой населения. Роль административных
методов возрастает в критических ситуациях
— во время войны, тяжелого положения
в экономике. Экономические инструменты
государственного регулирования включают
совокупность мер, воздействующих на характер
рыночных связей, на рыночный процесс
в целом. Это осуществляется путем воздействия
на спрос и предложение на национальном
рынке, на структуру экономики, путем активизации
факторов экономического роста и т. п.
Для достижения этих целей используют
бюджетно-налоговую политику, денежно-кредитную
политику, программирование, прогнозирование
и планирование. Программирование, прогнозирование
и планирование — высшая форма государственного
регулирования экономики и отражает косвенный
вариант государственного воздействия.
Государственные программы носят рекомендательный
характер для частного сектора. Государственное
программирование может быть нацелено
на отдельные отрасли» регионы; объектами
государственных программ могут стать
отдельные направления научных исследований
и т. д. В качестве примера государственных
программ можно упомянуть широко применявшиеся
во многих странах в XX в. общенациональные
программы по восстановлению экономики,
структурной перестройке экономики, приватизации,
послекризисной стабилизации.
Достижение целей экономической
политики государства требует использования
взаимосвязанного инструментария, т. е.
комплексного использования всех методов
и способов государственного воздействия
на экономику.