Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 19:39, реферат
Современная экономическая теория сформировалась в три этапа, соответствовавших переломным периодам в становлении цивилизованной рыночной экономики.
Каждый из таких периодов характеризуется появлением новых форм организации рыночной экономики, что изменяло и механизм ее функционирования. Рождение же новых организационно - экономических форм трансформируется для экономической теории в ее новую проблематику, что способствует созданию новых концепций. Поскольку экономическое сознание отстает от реальных изменений, то движение экономической мысли неизбежно становится выражением периодически возникающего теоретического кризиса.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА.
Современная экономическая теория сформировалась в три этапа, соответствовавших переломным периодам в становлении цивилизованной рыночной экономики.
Каждый из таких периодов характеризуется появлением новых форм организации рыночной экономики, что изменяло и механизм ее функционирования. Рождение же новых организационно - экономических форм трансформируется для экономической теории в ее новую проблематику, что способствует созданию новых концепций. Поскольку экономическое сознание отстает от реальных изменений, то движение экономической мысли неизбежно становится выражением периодически возникающего теоретического кризиса.
Кризисом, в ходе которого собственно и возникла современная экономическая теория , явился кризис 30 - г. г., отразивший качественные изменения в рыночной экономике под воздействием Великой депрессии.
Урок великого кризиса, переведенный
в плоскость экономической
В середине 70-х гг. кризис настиг уже государственно регулируемую рыночную экономику, а следовательно, и кейнсианскую модель рыночной экономики. Причина этого кризиса - чрезмерное государственное вмешательство в экономику.
Таким образом, стратегической
проблемой современной
Это значит, что при внешней противоречивости неоклассической, кейнсианской и монетаристской теорий каждая из них являлась " парадоксальным" продолжением предыдущей, с учетом, однако, изменявшихся исторических обстоятельств.
Следовательно, как бы ни менялись аспекты и оценки в рамках неоклассики, кейнсианства и монетаризма, главными элементами предмета современной экономической теории оставались:
- механизм рынка
- формы монополизма
- экономический потенциал государства
Государство как рыночный субъект
Как рыночный субъект государство
характеризуется тремя
1. " Регулирующий субъект".
Роль государства в механизме
рыночной экономики - основная
проблема современной
Проблема порождена
2. "Внерыночное происхождение
государственного дохода". " Рыночным"
является такой экономический
субъект, который получает
3. "Императивный статус
государства". Государство - единственный
субъект в рыночной экономике,
требования которого
Основной механизм экономического вмешательства государства - "налоги", "закупки" и "платежи":
а) налоги - объективная необходимость,
но их пределы - проблема, поскольку
они непосредственно
б) трансфертные платежи - перераспределение
части налоговых доходов
в) правительственные закупки также изменяют структуру производства в пользу прироста общественно значимых благ, но при этом увеличивают национальный продукт.
Государство всегда выступало особым экономическим субъектом, так или иначе участвуя в экономической жизни общества.
Принципы и цели государственного регулирования
В начале XX в. экономическая роль государства стала настолько значимой, что первая половина нашего столетия вошла в историю как эпоха "государственно - монополистического капитализма".
Современная экономика, преодолев
крайности альтернативного
Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика более, чем любая иная, нуждается в регулировании. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая ее рыночную природу, в то же время обеспечили бы рыночной экономике максимальную социальную эффективность.
Общая стратегия государственного регулирования рыночной экономики базируется на следующих принципах:
1. При прочих равных
условиях предпочтение следует
отдавать рыночным формам
2. Государственное
3. Государственная финансовая,
кредитная и налоговая
4. Государственное вмешательство
в рыночные процессы тем
5. Особую значимость
Государственное регулирование рыночной экономики преследует три цели:- минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов,
- создание правовых, финансовых
и социальных предпосылок
- обеспечение социальной
защиты тех групп рыночного
общества, положение которых в
конкретной экономической
Правовое регулирование экономики
Правовое регулирование экономики состоит в разработке законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур (биржи, банки, акционерные общества), предпринимательства и коммерции, защиту прав покупателей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, посредничество между предпринимателями и наемными работниками, борьбу с теневой экономикой. В системе таких регулирующих норм исключительное значение имеет "антимонопольное законодательство" и "дефляционная политика".
Антимонопольное законодательство
впервые осуществлено в США в
виде знаменитых "антитрестовских
законов", которые позже были восприняты
всеми рыночно развитыми
Антимонопольная политика включает административные и экономические меры, препятствующие монополизации производства и торговли отдельными субъектами:
- жесткий контроль над ценами предприятий - монополистов,
- дезинтеграцию сверхкрупных управленческих, производственных и коммерческих структур,
- поддержку конкуренции,
- поощрение диверсификации,
- антимонопольную экспертизу принимаемых законов.
Монополизм относится к числу имманентных тенденций рыночной экономики.
Столь же актуальна и дефляционная
политика государства, поскольку современной
рыночной экономике присущи
В строго экономическом смысле инфляция есть рост цен как результат опережения объема платежеспособного спроса по сравнению со стоимостным объемом предложения. Поэтому дефляционная политика ограничена выбором:
- или стабилизация совокупного платежеспособного спроса, что требует жесткого ограничения прироста денежных доходов населения,
- или переход к свободным
рыночным ценам, что в
- или увеличение предложения,
что требует стимулирования
Финансовое регулирование
Организатором же денежного
обращения может выступать
Однако понятие "финансы"
имеет и более узкий смысл,
означая совокупность денежных средств,
находящихся в распоряжении государства,
образование и использование
которой есть главный инструмент
финансового регулирования
Основным источником государственных
доходов являются налоги, а также
предпринимательская
В настоящее время государство обладает широким "набором" эффективных финансовых регуляторов: налоги, инвестиции, дотации, кредиты, ставки учетного процента.
Налоги - обязательные государственные сборы.
Налоги делятся на две большие группы - налоги с населения и налоги с корпораций.
Главная форма прямого налогообложения населения - подоходный налог, которому присуще значительное колебание налоговой ставки (от 10 до 50%), а также льготы для определенных социальных категорий. Подоходные налоги уплачиваются как по месту работы, так и на основе личных налоговых деклараций.
Объектом налога на корпорацию долгое время была только ее прибыль, но сегодня этот налог распространяется также на часть издержек производства и обращения фирмы.
Разновидностью налогов являются обязательные платежи, определяемые спецификой объекта налогообложения – налоги на недвижимость, на земельную собственность, на наследство, штрафы за нарушение антимонопольного законодательства.
Инвестиции. В результате
сбора налогов государство
Государственные инвестиции
и заказы создают гарантированный
рынок, обеспечивая стабильную реализацию
продукции фирмам, получающим госзаказы,
и их партнерам. Цель государственной
инвестиционной политики – структурная
перестройка экономики и
Дотации - денежные сумы, выделяемые
из государственного бюджета для
преодоления отраслевых кризисов. Обычно
дотации предоставляются
Дотации - необходимый элемент государственных расходов, который не должен, однако, в рыночной экономике превращаться в "универсальное" средство решения экономических проблем.
Учетные ставки. Разница
между номиналом ценных бумаг
и размеров их досрочной оплаты называется
"учетная ставка". Назначая ее,
Центральный банк регулирует активность
коммерческих банков, а тем самым
и предпринимательскую
Регулирование цен. Государство вправе установить предельные цены на продукцию предприятий - монополистов, а также на базовые для данной страны производственные ресурсы. На социально значимые товары массового спроса устанавливаются предельные уровни розничных цен, а также рентабельность производящих их предприятий.
Государственное предпринимательство
Государство выступает и
как крупный хозяйствующий