Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 19:39, реферат

Описание работы

Современная экономическая теория сформировалась в три этапа, соответствовавших переломным периодам в становлении цивилизованной рыночной экономики.
Каждый из таких периодов характеризуется появлением новых форм организации рыночной экономики, что изменяло и механизм ее функционирования. Рождение же новых организационно - экономических форм трансформируется для экономической теории в ее новую проблематику, что способствует созданию новых концепций. Поскольку экономическое сознание отстает от реальных изменений, то движение экономической мысли неизбежно становится выражением периодически возникающего теоретического кризиса.

Файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА.docx

— 24.82 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА.

Современная экономическая  теория сформировалась в три этапа, соответствовавших переломным периодам в становлении цивилизованной рыночной экономики.

Каждый из таких периодов характеризуется появлением новых  форм организации рыночной экономики, что изменяло и механизм ее функционирования. Рождение же новых организационно - экономических форм трансформируется для экономической теории в ее новую проблематику, что способствует созданию новых концепций. Поскольку  экономическое сознание отстает  от реальных изменений, то движение экономической  мысли неизбежно становится выражением периодически возникающего теоретического кризиса.

Кризисом, в ходе которого собственно и возникла современная  экономическая теория , явился кризис 30 - г. г., отразивший качественные изменения в рыночной экономике под воздействием Великой депрессии.

Урок великого кризиса, переведенный в плоскость экономической теории, требовал осознания невозможной  для " неоклассических" экономистов  перемены - рыночная экономика, материальную основу которой образует крупное  промышленное производство, утрачивает способность к саморегулированию.

В середине 70-х гг. кризис настиг уже государственно регулируемую рыночную экономику, а следовательно, и кейнсианскую модель рыночной экономики. Причина этого кризиса - чрезмерное государственное вмешательство в экономику.

Таким образом, стратегической проблемой современной экономической  теории является определение оптимального соотношения" государства" и " рынка" в данных исторических обстоятельствах.

Это значит, что при внешней  противоречивости неоклассической, кейнсианской и монетаристской теорий каждая из них являлась " парадоксальным" продолжением предыдущей, с учетом, однако, изменявшихся исторических обстоятельств.

Следовательно, как бы ни менялись аспекты и оценки в рамках неоклассики, кейнсианства и монетаризма, главными элементами предмета современной  экономической теории оставались:

- механизм рынка

- формы монополизма

- экономический потенциал  государства

 

 Государство как рыночный  субъект

 

Как рыночный субъект государство  характеризуется тремя признаками.

1. " Регулирующий субъект". Роль государства в механизме  рыночной экономики - основная  проблема современной экономической  теории. Дело в том, что исходный  пункт становления рыночной экономики  - ее освобождение от удушающих  пут государства. И долгое время  невмешательство государства в  сферу частного бизнеса оставалось  условием реальности рыночной  экономики как системы свободного  предпринимательства. Кейнсианство  и стало концепцией государственного  регулирования рыночной экономики.

Проблема порождена постоянными  изменениями в экономике, требующими соответствующих изменений в  масштабах и инструментах государственного регулирования. Словом, кейнсианство - это"вмешательство", "хирургия", а монетаризм - "регулирование", "терапевтическое лечение".

2. "Внерыночное происхождение  государственного дохода". " Рыночным" является такой экономический  субъект, который получает постоянный  доход, за счет которого осуществляет  расходы. Следовательно, государство  в той мере включено в рыночную  экономику, в какой располагает  доходом и производит расходы.  Это позволяет квалифицировать  государство как "вторичный", "производный" рыночный субъект,  экономическая сила которого всецело зависит от питающего государство частного бизнеса.

3. "Императивный статус  государства". Государство - единственный  субъект в рыночной экономике,  требования которого обязательны  для всех негосударственных субъектов.  Однако эта обязанность - жизненно  необходима системе свободного  предпринимательства, ибо создает  "единственные правила" поведения  для всех рыночных субъектов.

Основной механизм экономического вмешательства государства - "налоги", "закупки" и "платежи":

а) налоги - объективная необходимость, но их пределы - проблема, поскольку  они непосредственно сказываются  на эффективности частного бизнеса;

б) трансфертные платежи - перераспределение  части налоговых доходов государства (налоги платят все домохозяйства  и фирмы) в пользу определенных социальных групп; следовательно, трансфертные платежи  не увеличивают национальный продукт, но изменяют структуру личного потребления, а тем самым и структуру  производства;

в) правительственные закупки  также изменяют структуру производства в пользу прироста общественно значимых благ, но при этом увеличивают национальный продукт.

Государство всегда выступало  особым экономическим субъектом, так  или иначе участвуя в экономической жизни общества.

 

Принципы и цели государственного регулирования

 

В начале XX в. экономическая роль государства стала настолько значимой, что первая половина нашего столетия вошла в историю как эпоха "государственно - монополистического капитализма".

Современная экономика, преодолев  крайности альтернативного социального  состояния, является "социально - рыночной ". Что это значит?

Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика  более, чем любая иная, нуждается в регулировании. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая ее рыночную природу, в то же время обеспечили бы рыночной экономике максимальную социальную эффективность.

Общая стратегия государственного регулирования рыночной экономики  базируется на следующих принципах:

1. При прочих равных  условиях предпочтение следует  отдавать рыночным формам организации  экономики. На практике это  означает, что государство должно  финансировать только те социально  значимые отрасли, которые не  привлекают частный бизнес.

2. Государственное предпринимательство  должно не конкурировать, а  помогать развитию частного бизнеса.  Игнорирование этого принципа  способно привести к искусственному  доминированию государственных  предприятий над частными.

3. Государственная финансовая, кредитная и налоговая политика  должна способствовать экономическому  росту и социальной стабильности.

4. Государственное вмешательство  в рыночные процессы тем эффективнее,  чем в более "рыночную" форму оно облачено.

5. Особую значимость государственное  регулирование приобретает в  период общехозяйственных экономических  отношений.

Государственное регулирование  рыночной экономики преследует три цели:- минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов,

- создание правовых, финансовых  и социальных предпосылок эффективного  функционирования рыночной экономики,

- обеспечение социальной  защиты тех групп рыночного  общества, положение которых в  конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.

 Правовое регулирование  экономики

Правовое регулирование  экономики состоит в разработке законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур (биржи, банки, акционерные  общества), предпринимательства и  коммерции, защиту прав покупателей  и интересов общества, равноправие  рыночных субъектов, посредничество между  предпринимателями и наемными работниками, борьбу с теневой экономикой. В  системе таких регулирующих норм исключительное значение имеет "антимонопольное  законодательство" и "дефляционная политика".

Антимонопольное законодательство впервые осуществлено в США в  виде знаменитых "антитрестовских  законов", которые позже были восприняты всеми рыночно развитыми странами мира. Для отечественной экономики, с ее невиданным уровнем монополизации  производства и обращения, антимонопольное  регулирование становится главным  условием перехода к цивилизованным рыночным отношениям.

Антимонопольная политика включает административные и экономические  меры, препятствующие монополизации  производства и торговли отдельными субъектами:

- жесткий контроль над  ценами предприятий - монополистов,

- дезинтеграцию сверхкрупных  управленческих, производственных  и коммерческих структур,

- поддержку конкуренции,

- поощрение диверсификации,

- антимонопольную экспертизу  принимаемых законов.

Монополизм относится  к числу имманентных тенденций рыночной экономики.

Столь же актуальна и дефляционная политика государства, поскольку современной  рыночной экономике присущи деформирующие ее инфляционные процессы.

В строго экономическом смысле инфляция есть рост цен как результат  опережения объема платежеспособного  спроса по сравнению со стоимостным  объемом предложения. Поэтому дефляционная политика ограничена выбором:

- или стабилизация совокупного  платежеспособного спроса, что требует  жесткого ограничения прироста денежных доходов населения,

- или переход к свободным  рыночным ценам, что в условиях  инфляции всегда означает рост цен,

- или увеличение предложения,  что требует стимулирования предпринимательской активности.

Финансовое регулирование

Организатором же денежного  обращения может выступать только государство. Вот почему в широком  смысле финансы всегда представляют государственно-организованную систему  денежных отношений в обществе.

Однако понятие "финансы" имеет и более узкий смысл, означая совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении государства, образование и использование  которой есть главный инструмент финансового регулирования государством рыночной экономики.

Основным источником государственных  доходов являются налоги, а также  предпринимательская деятельность самого государства (доходы от госпредприятий, сдача объектов госсобственности в  аренду, продажа лицензий и права на концессию).

В настоящее время государство  обладает широким "набором" эффективных  финансовых регуляторов: налоги, инвестиции, дотации, кредиты, ставки учетного процента.

Налоги - обязательные государственные  сборы.

Налоги делятся на две  большие группы - налоги с населения  и налоги с корпораций.

Главная форма прямого  налогообложения населения - подоходный налог, которому присуще значительное колебание налоговой ставки (от 10 до 50%), а также льготы для определенных социальных категорий. Подоходные налоги уплачиваются как по месту работы, так и на основе личных налоговых деклараций.

Объектом налога на корпорацию долгое время была только ее прибыль, но сегодня этот налог распространяется также на часть издержек производства и обращения фирмы.

Разновидностью налогов  являются обязательные платежи, определяемые спецификой объекта налогообложения  – налоги на недвижимость, на земельную собственность, на наследство, штрафы за нарушение антимонопольного законодательства.

Инвестиции. В результате сбора налогов государство распоряжается  крупными денежными средствами, что  позволяет ему проводить самостоятельную  инвестиционную политику, воздействуя  тем самым на поведение частных инвесторов.

Государственные инвестиции и заказы создают гарантированный  рынок, обеспечивая стабильную реализацию продукции фирмам, получающим госзаказы, и их партнерам. Цель государственной  инвестиционной политики – структурная  перестройка экономики и регулирование  темпов экономического роста. Здесь  государство применяет следующие  методы: выделение бюджетных ассигнований на финансирование целевых инвестиционных программ, изменение налоговых ставок на инвестируемую прибыль, маневрирование уровнем и условиями процента на государственный кредит.

Дотации - денежные сумы, выделяемые из государственного бюджета для  преодоления отраслевых кризисов. Обычно дотации предоставляются предприятиям, чья продукция имеет важное социальное и народнохозяйственное значение, но чрезмерные затраты на которую делают производство нерентабельным. За счет дотации государство поддерживает и относительно низкие цены на отдельные  товары.

Дотации - необходимый элемент  государственных расходов, который  не должен, однако, в рыночной экономике  превращаться в "универсальное" средство решения экономических проблем.

Учетные ставки. Разница  между номиналом ценных бумаг  и размеров их досрочной оплаты называется "учетная ставка". Назначая ее, Центральный банк регулирует активность коммерческих банков, а тем самым  и предпринимательскую активность.

Регулирование цен. Государство  вправе установить предельные цены на продукцию предприятий - монополистов, а также на базовые для данной страны производственные ресурсы. На социально  значимые товары массового спроса устанавливаются  предельные уровни розничных цен, а  также рентабельность производящих их предприятий.

Государственное предпринимательство

Государство выступает и  как крупный хозяйствующий субъект, непосредственно участвующий в  рыночной экономике. Другим источником государственной собственности  являются отрасли, продукция которых  удовлетворяет стратегические потребности  всего народного хозяйства. Наконец, государственными являются предприятия, результат деятельности которых  предназначается для совместного  общественного потребления (дороги, экология, уличное освещение).

Информация о работе Государственное регулирование экономики