Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 10:12, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие сущности государственного регулирования экономики на макроуровне и анализ основных проблем его осуществления в Республике Беларусь.
Для достижения данной цели предполагается решение следующих задач исследования:
1. Отражение необходимости макроэкономического регулирования экономики;
2. Исследование основных направлений и инструментов государственного регулирования экономики;
3. Анализ основных проблем макроэкономического регулирования в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 280.00 Кб (Скачать файл)

Государственное регулирование трудового потенциала предполагает использование прямых и косвенных методов регулирования. Прямые (административные) методы непосредственно определяют состояние, образ действия и результаты деятельности хозяйствующих субъектов и реализуются через создание фондов и разработку специальных программ занятости, установление в нормативных актах тарифно-квалификационных систем и систем оплаты труда, форм договорных отношений, индексирование заработной платы и т.д. Косвенные (экономические) методы создают заинтересованность хозяйствующих субъектов в действиях определенного рода и реализуются прежде всего через средства налоговой и кредитной системы, через целеориентирующие индикаторы. В составе способов регулирования госрынка труда можно выделить несколько направлений: прогнозирование трудовых ресурсов и рынка труда; регулирование занятости населения; социальную защиту населения.

Сближение спроса и предложения на рабочую силу, снижение безработицы и повышение занятости населения неразрывно связаны с механизмом государственного регулирования рынка труда и включают в себя комплекс законодательных, административных, организационных, материальных и психологических мер,

Важнейшими принципами государственного регулирования занятости являются:

  • равные стартовые возможности для всех граждан страны в реализации права на труд и свободного выбора сферы приложения своего труда;
  • обеспечение реальной занятости и содействие мобильности трудовых ресурсов;
  • обеспечение трудовой мобильности;
  • государственные гарантии рабочим и безработным, социальная защита;
  • единонаправленность и координация политики занятости с экономической и социальной политикой государства, профсоюзов и работодателей с органами государственного управления;
  • сочетание мероприятий местных органов власти в области занятости с централизованными мероприятиями;
  • межреспубликанское и международное сотрудничество в решении проблем занятости.

 

2.5.Научно-техническая и инновационная политика государства.

 

Обращение государств с развитыми рыночными отношениями к вопросам глобального, перспективного характера (имеются в виду тщательный анализ направлений технического развития и выбор приоритетных областей инновационной деятельности; анализ темпов развития инновационных процессов и склонности общества к инновационному предпринимательству; инициирование инновационных программ и т.д.) раскрывает основную причину государственного вмешательства в управление инновациями. Сосредоточивая внимание преимущественно на вопросах перспективного характера, государственные меры воздействия гармонично дополняют рыночные механизмы, оказывающие в основном лишь краткосрочное влияние на сферу инноваций. Рыночные ориентиры позволяют предприятиям учитывать сегодняшнюю экономическую ситуацию и вырабатывать определенные прогнозы, но только на ближайшее будущее. В этих условиях приоритет отдается инновационным процессам, которые обеспечивают высокий "частный эффект" - чаще всего максимум прибыли на вложенный акционерами капитал. При этом могут оказаться невостребованными инновационные идеи, заключающие в себе огромный "общественный эффект" (например, программа борьбы со СПИДом) или потенциальный эффект в будущем (продукты и процессы завтрашнего дня). Вот эти устремленные в относительно дальнее будущее идеи и призвана, главным образом, вбирать в свою орбиту современная инновационная политика государства. В вершине ее лежит сравнительно узкий сектор прорывных технологий, основанный на отечественных изобретениях, которые могут обеспечить приоритет и высокую конкурентоспособность на узком сегменте мирового рынка и принести значительный доход при умелой и масштабной реализации приоритета.

Следующий, более широкий сектор - где есть возможность, опираясь на отечественные и зарубежные лицензии организовать на равных разработку, производство и поставку на рынок конкурентоспособной современной продукции. Большие возможности в этом плане предоставляет конверсия военной науки и промышленности, где немало крупных, прежде засекреченных изобретений и технологий могут быть использованы для производства такой продукции.

Третий, еще более широкий сектор - там, где страна не имела достаточного научного задела и инновационного потенциала и где эффективнее использовать зарубежный потенциал, тем более что ограничение на экспорт высоких технологий к нам постепенно ослабляются или снижаются. Нужно понимать, что сейчас ни одна страна в мире не в состоянии развивать всю гамму направлений современной науки и техники; разумнее опираться на международное разделение и кооперацию труда в этой сфере.

Реализация селективной инновационной политики должна опираться на разработку и выполнение программ, охватывающих всю технологическую цепочку (от фундаментальных исследований до достижения оптимального уровня производства и потребления избранного направления пионерной техники), с организацией, охватывающей весь сегмент мирового рынка системы маркетинга, рекламы, продажи, фирменного обслуживания, обновления данного вида товаров.

Эффективная реализация наступательной инновационной стратегии возможна лишь при сочетании современных рыночных механизмов, государственной поддержки базисных инноваций и высокой творческой активности изобретателей и новаторов и защищающих их интересы союзов и организаций. Национализация интеллектуальной собственности, обилие централизованных программ, субсидирование научного поиска и инновационной деятельности за счет централизованных фондов, господство военно-промышленного комплекса и монополии тяжелой промышленности, как доказал недавний опыт, неэффективны. Это порождает снижение изобретательской активности, преобладание псевдоноваций, нацеленных на продление устаревших поколений техники.

Переход к рынку усиливает технологическую конкуренцию, приводит к банкротству тех, кто использует и производит устаревшую продукцию, обеспечивает сверхприбыль (в основе которой дифференциальный научно-технический доход) пионерам научно-технического прогресса, активным новаторам. Формируется экономический, рыночно-конкурентный механизм нововведений. Но предприниматели (особенно в кризисной ситуации) неохотно идут на базисные нововведения, связанные с крупными разовыми вложениями, большим рынком зачастую обрекающим на гибель уже отлаженное, четко функционирующее производство, создающее ему конкурентов, обесценивающее вложенный капитал. Именно это побуждает монополии сопротивляться (до известного предела) базисным нововведениям, порождает тенденцию к техническому застою. Поэтому нужна активная и дифференцированная государственная поддержка базисных нововведений, основанных на крупных изобретениях. Эта поддержка может быть как прямой (частичное финансирование сравнительно небольшого числа приоритетных программ), так и косвенной (налоговые и таможенные льготы для инновационных мероприятий и предприятий, патентная защита, четкое правовое регулирование и т.п.) в сочетании с антимонопольными мерами. Однако государственная поддержка может сыграть и реакционную роль, если она направлена на продление жизни устаревших, но еще мощных поколений техники и связанных с ними монополизированных структур. Активная государственная поддержка не только фундаментальных исследований, но и базисных инноваций осуществляется во всех развитых странах – достаточно привести пример государственных целевых программ в Японии и США.

Целью государственной политики в области развития науки и технологий является переход к инновационному пути развития экономики, постепенное повышение конкурентоспособности результатов отечественных научных исследований и разработок, ускорение их использования в интересах человека, экономики и окружающей среды.

 

3.РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Республика Беларусь всегда отличалась высокой степенью государственного регулирования экономики.

Сегодня экономика Беларуси располагает возможностями, позволяющими повысить конкурентоспособность страны в борьбе за привлечение инвестиций в области институциональных преобразований, развития финансовых рынков, упрощения налогового и ценового администрирования. В соответствии с поручением главы государства в настоящее время разработан ряд мер по либерализации наиболее «зарегулированных» отношений в сфере ведения бизнеса. Данные меры включают совершенствование экономической политики по следующим направлениям:

  • изменения в сфере ценового регулирования;
  • создание условий для стимулирования малого и среднего бизнеса;
  • совершенствование правового регулирования вопросов распоряжения государственным имуществом и отношений по аренде государственного имущества, включая упрощение процедур выделения земельных участков в собственность или аренду;
  • уменьшение налоговой нагрузки;
  • либерализация рынка труда и внесение изменений в систему мотивации труда;
  • создание в республике эффективной системы взаимодействия инвесторов с органами государственного управления;
  • развитие финансового рынка.

В рамках проводимой правительством работы совместно c представителями ряда предпринимательских структур и органов государственного управления выработаны принципиальные подходы по дальнейшему совершенствованию действующей системы ценообразования в республике и приведению ее в соответствие с международной практикой.

В целях развития и поддержки предпринимательства предусматривается снижение административных барьеров и создание дополнительных стимулов и мер

  • поддержки малого и среднего бизнеса. Для проведения преобразований в этой сфере предполагается:
  • сократить количество и сроки административных процедур в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • обеспечить доступ субъектов малого и среднего бизнеса к кредитным ресурсам банков через механизм гарантирования возврата кредитов;
  • законодательно обеспечить долю малого и среднего бизнеса при госзакупках;
  • разработать механизм производственной кооперации частных малых и средних предприятий с крупными государственными;
  • подготовить единый нормативный акт, определяющий порядок назначения и проведения проверок всеми уполномоченными государственными органами;
  • законодательно закрепить норму об освобождении субъектов предпринимательской деятельности от всех видов проверок при отсутствии нарушений в их деятельности в течение последних трех лет.

В целях развития и поддержки предпринимательства предусматривается снижение административных барьеров и создание дополнительных стимулов и мер поддержки малого и среднего бизнеса. Для проведения преобразований в этой сфере предполагается:

  • сократить количество и сроки административных процедур в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • обеспечить доступ субъектов малого и среднего бизнеса к кредитным ресурсам банков через механизм гарантирования возврата кредитов;
  • законодательно обеспечить долю малого и среднего бизнеса при госзакупках;
  • разработать механизм производственной кооперации частных малых и средних предприятий с крупными государственными;
  • подготовить единый нормативный акт, определяющий порядок назначения и проведения проверок всеми уполномоченными государственными органами;
  • законодательно закрепить норму об освобождении субъектов предпринимательской деятельности от всех видов проверок при отсутствии нарушений в их деятельности в течение последних трех лет.

Приватизация по-прежнему рассматривается как структурный элемент единой государственной политики по управлению госимуществом, направленной на получение в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе отдачи от нее в виде расширения налогооблагаемой базы, создания дополнительных рабочих мест, наполнения рынка товарами и услугами белорусских производителей. Приватизация по-прежнему будет рассматриваться как структурный элемент единой государственной политики по управлению госимуществом, направленной на получение в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе отдачи от нее в виде расширения налогооблагаемой базы, создания дополнительных рабочих мест, наполнения рынка товарами и услугами белорусских производителей в один имущественный налог с соответствующей корректировкой налоговой базы и ставки налога.

В контексте либерализации экономики, развития рыночных отношений необходимо сохранить централизованное регулирование государством оплаты труда в бюджетной сфере, усилить роль коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, расширить самостоятельность в выборе форм и систем оплаты труда в коммерческих организациях. Решения главы государства в области снятия бюрократических препон и упрощения процедуры регистрации предприятий будут способствовать активизации деятельности коммерческих организаций. В целях стимулирования повышения производительности труда, заинтересованности работников и руководителей коммерческих организаций в улучшении финансово-экономических показателей работы необходимо расширить их самостоятельность в выборе форм и систем оплаты труда, исходя из сложившейся рыночной конъюнктуры и собственных целей. При этом следует учитывать зависимость уровня оплаты труда работников коммерческих организаций от эффективности хозяйствования, в том числе от повышения производительности труда. Необходимо создать действенные мотивационные системы оплаты труда в белорусских организациях, являющиеся предпосылкой для роста производительности труда и общей эффективности функционирования экономики государства. В числе актуальных задач –разработка эффективных схем материального и нематериального вознаграждения, в первую очередь, высококвалифицированных специалистов и работников высшего управленческого звена, способных по-новому и нетрадиционно решать сложные задачи, стоящие перед национальной экономикой в условиях мирового кризиса.

Повышению заработной платы в условиях либерализации экономики может способствовать намечаемое введение единой для всех работников 12-процентной ставки подоходного налога. Понижение налоговой ставки позволит повысить заработную плату, предотвратить отток специалистов и предпринимателей в другие страны с более лояльным, чем в Беларуси, налогообложением.

В условиях формирования рыночных отношений приоритетной задачей становятся выработка и осуществление нового содержания государственного регулирования занятости - одной из основных жизненно-важных потребностей. В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы основными задачами в области занятости населения являются формирование ее рациональной структуры в соответствии с потребностями реформируемой экономики, повышение эффективности использования трудовых ресурсов[24].

Принципы денежно-кредитной политики, проводимой Национальным банком Республики Беларусь:

  1. четкое ее определение, раскрытие конечной цели или промежуточных целевых ориентиров;
  2. обеспечение прозрачности денежно-кредитной политики, что предполагает ясность функций и задач Национального банка, процедуры принятия и доведения до сведения общественности решений Национального банка о денежно-кредитной политике, доступность для общественности информации о результатах этой политики;
  3. самостоятельное определение Национальным банком механизма применения инструментов денежно-кредитной политики, направленных на достижении ее целей, а также своевременное разъяснение участникам экономических отношений, широкой общественности изменений параметров и структуры инструментов денежно-кредитной политики.

Юридическую базу денежно-кредитной политики в Республике Беларусь составляют Основные направления денежно-кредитной политики государства. Этим законодательным документом определяются важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства. В данном документе конкретизированы на планируемый период мероприятия, обеспечивающие достижение поставленных целей, и определены механизмы регулирования и контроля.

К числу важнейших денежно-кредитных показателей в Республике Беларусь относятся: чистый внутренний рублевый кредит Национального банка, рублевая денежная база, рублевая денежная масса, валовые рублевые кредиты банков, чистые иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования, чистая эмиссия Национального банка.

Информация о работе Государственное регулирование экономики