Целью государственного регулирования
предпринимательской деятельности
является создание определенных
условий, обеспечивающих нормальное
функционирование экономики в
целом и стабильное участие
предпринимателей страны в международном
разделении труда и получение
от этого оптимальных выгод.
Правительство каждой страны
имеет свои собственные цели
на каждом конкретном этапе
и добивается их решения доступными
ему методами и средствами
применительно к складывающейся
экономической ситуации в своей
стране и в мировом хозяйстве.
Все методы государственного
регулирования, несмотря на их
определенное разнообразие, как
показывает анализ мирового экономического
опыта, можно разбить на следующие
группы: административное (и правовое)
регулирование, прямое и косвенное
экономическое регулирование.
На стыке административных и
прямых экономических методов регулирования
находятся такие адекватные современной
смешанной экономике формы государственного
регулирования как программно-целевой
подход, проектное финансирование и кредитование.
Реализация общих и специальных целевых
программ и проектов, намечающих ориентиры
развития в какой-либо области, наряду
с применением административно-организационных
мер, подкрепляется соответствующими
финансовыми ресурсами. Государственное
регулирование может преследовать самые
различные цели: сдерживание производства
одних товаров и стимулирование выпуска
других, сокращение уровня безработицы,
выравнивание доходов населения, борьба
с инфляцией и т.д. Методы воздействия
на микроэкономические субъекты могут
быть прямыми и косвенными. Прямые методы
базируются на силе государственной власти
и включают в себя меры запрета, разрешения
и принуждения, т.е. прямое вмешательство
государства в экономику предприятий
в виде целевого финансирования программ,
введения фиксированных цен, госзаказов
и т.д. Например, государство устанавливает
фиксированные или предельные цены на
товары с тем, чтобы стабилизировать экономическую ситуацию.
При этом директивная цена может быть
установлена на уровне как превышающем
цену равновесия, так и ниже ее. В первом
случае возникает избыток товаров, во
втором — дефицит, активизация черного
рынка, очереди, административные формы
распределения товаров, снижение их качества
и т.д.
Вместе с тем государство может
воздействовать на поведение фирмы, используя
такие финансовые рычаги, как налоги, льготы,
таможенные пошлины, дотации, субсидии,
политику ускоренной амортизации и т.д.
Роль и масштабы налогов в отечественной
экономике значительно выше, чем в развитых
рыночных системах, ибо их доля в доходной
части государственного бюджета составляет
более 75 %. Налоги выполняют различные
функции. Одни способствуют перераспределению
доходов, другие выполняют функцию защиты
отечественных товаропроизводителей
от иностранной конкуренции и т.д. Плательщиками
налогов, как правило, выступают продавцы,
поэтому введение новых налогов или увеличение
их ставок приводит к нарушению равновесного
состояния объема спроса и предложения.
При этом налоговое бремя распределяется
между продавцом и покупателем: количественное
выражение налогового бремени зависит
от ценовой эластичности спроса и предложения
товаров и услуг, облагаемых налогом.
Допустим, что
государство увеличило ставку
налога на добавленную стоимость,
который должен уплачивать товаропроизводитель
в размере 10 %. Естественно, что
на эту сумму возросли издержки
товаропроизводителя.
Следовательно,
повысится цена, а покупатели
отреагируют на это сокращением
спроса. Потери товаропроизводителя
заставят его либо уменьшить объем производства,
либо улучшить организацию процесса производства,
чтобы снизить издержки.
Наиболее распространенными
финансовыми рычагами воздействия
государства на экономическое поведение товаропроизводителя
являются дотации и субсидии. Дотации
(от лат. dotatio — дар) представляют собой безвозмездную
финансовую помощь правительства непроизводственной
сфере, а также предприятиям или отраслям
для того, чтобы стимулировать производство
товаров, развитие отраслей, снизить уровень
безработицы, обеспечить независимость
страны от поставок определенных товаров
из-за границы и т.д.
Предположим, правительство
субсидирует молочную отрасль АПК Товаропроизводители
получают субсидии, например, 2 млн. руб.
за каждую тонну произведенного и проданного
молока. Субсидия в 2 млн. руб. за каждую
тонну молока, предоставленная товаропроизводителям,
сократит средние издержки как в кратко-,
так и в долгосрочном периоде на сумму
субсидий. Если цена молока до субсидирования
была 6 млн. руб. за 1 т, то сейчас составит
4 млн. руб. В результате, несмотря на снижение
цены, объем производства молока увеличится.
Следует отметить, что в данном случае
правительственная субсидия стимулирует
производство и увеличивает объем продаж.
В некоторых случаях правительством предоставляются
адресные субсидии покупателям, например
молока, что активизирует спрос.
Государственная политика ускоренной
амортизации позволяет увеличить или
снизить уровень накопления с целью обновления
основных и оборотных фондов, сопровождающихся
увеличением или уменьшением издержек
производства.
К «косвенным формам» экономического
регулирования относится проводимая
государством политика в области
кредитно-финансовых, валютных, внешнеэкономических
(в том числе таможенных) отношений,
налоговых систем, амортизируемого
имущества и др. Таким образом,
государство, используя экономические
интересы и стимулы, влияет
на экономическое поведение субъектов
хозяйствования, выступающих в качестве
производителей и потребителей.
В обобщенном виде в задачи
государственного регулирования
входят: разработка, принятие и контроль
за законодательством, обеспечивающим
правовую основу и защиту интересов предпринимателей;
повышение эффективности государственного
регулирования и снижение соответствующих
издержек; ослабление прямых форм вмешательства
и бюрократического контроля за деятельностью
предприятий; создание условий для свободной
и добросовестной конкуренции на рынке,
свободного перемещения товаров на внутреннем
и внешнем рынках, контроль за соблюдением
правил конкуренции; обеспечение товарно-денежного
и бюджетного равновесия посредством
финансовой, налоговой, процентной политики
и управления денежной эмиссией; сочетание
текущих и перспективных направлений
развития экономики: структурно-инвестиционной
политики и научно-технической политики;
содействие долговременному росту накопления
капиталов и стабильному развитию, сдерживание
инфляции экономическим путем, снятие
ограничений административного регулирования
хозяйственной сферы деятельности; обеспечение
свободного передвижения рабочей силы
и соблюдения норм трудового законодательства
и регулирования частного найма и порядка
оплаты труда; поддержание социального
равновесия и приемлемого для большинства
населения уровня дифференциации и распределения
доходов и др.
Центр тяжести в этом регулировании
переместился к активному участию
государства в организационно-хозяйственном
регулировании производства. Его
основными задачами являются:
- осуществление структурной
перестройки производства, что предполагает
создание новых отраслей, ориентированных
на экспорт, модернизацию традиционных
отраслей и приспособление их
продукции к требованиям мирового
рынка, переориентацию отдельных
видов производств на мировые
рынки в рамках международной
специализации;
- повышение конкурентоспособности
продукции экспортных отраслей
и отдельных видов производств;
- поиск и использование
возможностей долгосрочного обеспечения
производства гарантированными
источниками поступления сырья,
топлива, полуфабрикатов;
- укрепление положения
в приоритетных и наиболее
прогрессивных отраслях экономики,
ориентация их на обслуживание
экспортного производства;
- использование мер воздействия
на процесс концентрации в
ведущих отраслях экономики, в
том числе специализированных
на экспорт, осуществление мероприятий,
направленных на укрепление организационной
структуры крупных фирм, развитие
новых форм связей между ними
и др.
Таким
образом, государственное регулирование представляет
собой совокупность форм и методов целенаправленного
воздействия на экономику предприятия
для обеспечения или поддержания ее в
заданном режиме. Государственное регулирование
современного предпринимательства осуществляется
с помощью системы типовых мер законодательного,
исполнительного и контролирующего характера
правомочными государственными учреждениями
в целях стабилизации и приспособления
предпринимательства к изменяющимся условиям.
Оно реализуется с помощью специальной
системы мер, предусматривающей использование
законодательной базы, актов, указов, а
также различных нормативных документов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рыночный механизм
не может обеспечить условия
стабильного и устойчивого развития
экономики, положительного социально
— экономического климата, защиты
частной собственности, конкуренции,
ограничения монополистической деятельности
без объективного государственного регулирования.
В любой стране,
при любой общественно-политической и
социально-экономической системе экономика
в той или иной степени регулируется государством.
В странах
с централизованной экономикой вмешательство
государства, его участие в управлении
экономикой проявляется гораздо значительнее,
к тому же в прямой, непосредственной форме.
В странах с рыночной экономикой
степень вмешательства государства
и его органов в экономическую
деятельность предприятий и предпринимателей
намного меньше и носит преимущественно
косвенный характер.
Современная экономика России
представляет собой соединение прежних
остаточных черт централизации и
монополизации так и рыночных
компонентов, но не столько в их современном
виде сколько в состоянии полутора
вековой давности. В таких условиях
наибольшую роль должны играть регулирующие
функции государства с использованием
широкого набора инструментов, т.е. форм
и методов регулирования экономики. Отсюда
– важность поиска всё более эффективных
мер регулирования, повышение роли государства.
Список
использованных источников
- Шишкин А.Ф. Экономическая теория Кн.2.-М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС 1996
- Курс переходной экономики. Под редакцией Л.И. Абалкина – М. Финсатинформ 1998
- Курс экономики. Под редакцией Б.А. Райзберга – М. Изд. ИН-ФРА-М 1999
- Экономика. Под редакцией А.С. Булатова – М. Изд. БЕК 1996
- Лившиц А.Я. Краткий курс государственного управления экономикой II РЭЖ №10-11 1999