Государственное регулирование российского рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

ЦЕЛЬ исследования – изучить особенности государственного регулирования российского рынка труда.
ЗАДАЧИ:
1. Дать характеристику российского рынка труда.
2. Рассмотреть особенности российского рынка труда.
3. Представить характеристику работы Комитета труда и занятости Правительства Города Москвы и рассмотреть Закон Московской Городской Думы «О занятости населения в городе Москве» 1 октября 2008 года.
4. Выявить перспективы развития российского рынка труда

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Российский рынок труда и тенденции его развития…………….5
1.1. Характеристика российского рынка труда…………………….5
1.2. Особенности российского рынка труда………………………..7
Глава 2 Анализ работы Комитета труда и занятости Правительства
Города Москвы. Закон Московской Городской Думы
«О занятости населения в городе Москве» 1 октября 2008 года..14
Глава 3 Перспективы развития российского рынка труда………………..22
Заключение…………………………………………………………………..31
Список литературы………………………………………………………….33

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование российского рынка труда.docx

— 36.93 Кб (Скачать файл)

Государственное регулирование российского рынка  труда.

Введение………………………………………………………………………3 
Глава 1. Российский рынок труда и тенденции его развития…………….5 
1.1. Характеристика российского рынка труда…………………….5 
1.2. Особенности российского рынка труда………………………..7 
Глава 2 Анализ работы Комитета труда и занятости Правительства  
Города Москвы. Закон Московской Городской Думы  
«О занятости населения в городе Москве» 1 октября 2008 года..14 
Глава 3 Перспективы развития российского рынка труда………………..22 
Заключение…………………………………………………………………..31 
Список литературы………………………………………………………….33 
 
Введение 
 
Построение демократического правового государства, основанного на рыночной экономике и многообразии форм собственности, должно сопровождаться перемещением приоритетов в правовом регулировании труда, содержании трудового законодательства. На первый план выдвигаются учет и охрана интересов человека труда, защита его прав, обеспечение социальных гарантий. В условиях разгосударствления экономики, обеспечения свободы производителя необходима новая модель правового регулирования трудовых отношений, основанная на децентрализации, расширении договорных начал.  
Реформа управления трудом и занятостью не завершена. И новая система пока еще не обеспечивает эффективного обслуживания субъектов рынка труда, количественно-качественную сбалансированность спроса и предложения рабочей силы. Следует подчеркнуть, что ситуация на рынке труда формируется не в вакууме, а под влиянием общей экономико-социальной ситуации в стране и регионе, в зависимости от разнообразных экономических программ, не имеющих на первый взгляд прямого отношения к формированию рынка труда. Непродуманная социальная и экономическая политика приводит к стихийным процессам на рынке труда. Для успешного регулирования конъюнктуры спроса и предложения на рынке труда требуется комплексная система регулирования занятости.  
Актуальность темы исследования продиктована необходимостью комплексного анализа радикально изменившейся ситуации в сфере социально-трудовых отношений с целью выработки на этой основе практических рекомендаций, направленных на реализацию эффективной политики государства на рынке труда на разных уровнях управления. 
В значительной степени процессы становления российского рынка труда носили спонтанный, специфический характер, многие из них находились вне поля зрения структур государственного регулирования и контроля.  
Появление и развитие систем государственной защиты от безработицы и социального партнерства, работа трехсторонних комиссий стали важными шагами на пути к активному государственному регулированию рынка труда, однако пока они не позволяют судить о том, будет ли он в результате гибким и эффективным.  
Очевидно, что для выработки адекватной стратегии государственной политики на российском рынке труда необходимо учесть зарубежный и отечественный опыт, условия и возможные препятствия ее реализации.  
Актуальность темы исследования усиливается и тем обстоятельством, что возникшие на российском рынке труда институты еще только накапливают опыт работы в условиях рыночной экономики. Они нуждаются в концептуальном и научно-методическом обеспечении, что позволит повысить эффективность государственного регулирования рынка труда. В силу этого разработка фундаментальных и прикладных проблем развития и регулирования рынка труда отражает потребности не только экономической науки, но и хозяйственной практики.  
ЦЕЛЬ исследования – изучить особенности государственного регулирования российского рынка труда. 
ЗАДАЧИ: 
1. Дать характеристику российского рынка труда. 
2. Рассмотреть особенности российского рынка труда. 
3. Представить характеристику работы Комитета труда и занятости Правительства Города Москвы и рассмотреть Закон Московской Городской Думы «О занятости населения в городе Москве» 1 октября 2008 года. 
4. Выявить перспективы развития российского рынка труда. 
ОБЪЕКТ исследования – российский рынок труда. 
ПРЕДМЕТ исследования – государственное регулирование российского рынка труда. 
 
Глава 1. Российский рынок труда и тенденции его развития 
 
1.1. Характеристика российского рынка труда 
 
Важнейшей составной частью программы перехода к рыночной экономике является разработка и обеспечение механизма эффективного формирования рынка труда. Рынок труда представляет собой систему социально-экономических отношений между свободными трудоспособными владельцами рабочей силы, нуждающимися в работе по найму, и физическими или юридическими владельцами средств производства, предъявляющими спрос на рабочую силу по поводу распределения, перераспределения, найма и включения рабочей силы в процесс общественного производства. Таким образом, рынок труда охватывает преимущественно систему распределительных и обменных отношений в процессе воспроизводства рабочей силы, хотя некоторые моменты как производства, так и использования рабочей силы также находятся в сфере рыночного регулирования.  
Рынок труда в России как органическая часть рыночной экономики формируется в беспрецедентной обстановке - после длительного исторического периода приостановки действия рыночного механизма регулирования экономики в результате перехода к плановой централизованно управляемой системе хозяйства, в которой факторы производства (средства производства и рабочая силы) не являлись товаром. Адекватная этой системе практика общественной организации труда и занятости не может быть одномоментно ликвидирована или приспособлена к требованиям рыночного механизма регулирования пропорций производства и занятости, заменена одной из привлекательных моделей западного мира, являющихся логическим следствием длительной эволюции системы рыночного хозяйства в условиях цикличности его развития.  
На формирование рынка труда в России оказывают влияние следующие макрофакторы сущностного характера:  
• становление и развитие системы рыночных отношений - осуществление разгосударствления, приватизация собственности, развитие новых форм хозяйствования, сферы частного и индивидуального бизнеса в условиях кризиса социально-экономической и политической независимости;  
• развертывание структурной перестройки(конверсия военного производства, изменение структуры хозяйства в связи с интеграцией России в международный рынок, предстоящие изменения технического бизнеса, освоение современных технологий);  
• нынешний курс экономической политики правительства России, направленный на либерализацию экономики, финансовую стабилизацию, ликвидацию бюджетного дефицита, стабилизация обменного курса рубля и т.д. Развитие этих процессов сопровождается кризисом финансовой системы, жесткой кредитной политикой, ростом цен, инфляцией, падением жизненного уровня, спадом производства .  
От сущностных макрофактров, формирующих новые условия социально-экономического развития России, во многом зависят факторы, которые непосредственно оказывают влияние на воспроизводство рабочей силы и ее движение на рынке труда, а, следовательно и на масштабы количественно-качественной рассогласованности между спросом на рабочую силу и ее предложением. К этой группе относятся прежде всего:  
• социально-экономические факторы, закладывающие основы уровня доходов и жизни населения, меру возможностей его социальной защищенности при переходе к рынку, формирование образовательного квалификационного потенциала;  
• социально-демографические факторы: уровень урбанизации, поло-возрастная структура населения, режимы его воспроизводства, оказывающие разноплановое влияние на соотношение спроса и предложения рабочей силы;  
• технико-экономические, организационно-экономические факторы, характеризующие степень развитости гибких форм организации производства, занятости, рынка труда;  
• организационно-политические: федеративное устройство России, формирующее специфику отношений по воспроизводству рабочей силы (ее подготовке, распределению, перераспределению) и занятости между административно-территориальными образованиями;  
• социально-культурные, национально-этнические, обуславливающие различия в уровне подвижности населения и приемлемых формах организации занятости;  
• Столь специфический набор взаимодействующих факторов и условий, формирующих рынок труда в России на современном этапе, определяют его отличительные черты и тенденции развития .  
 
1.2. Особенности российского рынка труда 
 
Рассмотрим особенности российского рынка труда:  
1. Современный рынок руда в России неоднороден. Он представляет собой многослойную структуру, образуемую двумя взаимосвязанными сферами, несущими разную функциональную нагрузку, различающимися способом и формами аккумуляции резервов рабочей силы, организации и регулирования, характером влияния на эффективность производства и положение трудящихся. По этим признакам российский рынок труда можно подразделить на «открытый» и «скрытый».  
Открытый рынок труда в свою очередь представлен официально организованной и неофициальной (по преимуществу) частями.  
Открытый рынок труда охватывает все трудоспособное население, фактически ищущее работу и нуждающееся в профориентации, подготовке и переподготовке, все вакантные рабочие места и должности, а также ученические места в государственном и негосударственном секторах.  
Официальная часть открытого рынка включает в себя рабочую силу и вакансии, зарегистрированные в федеральной службе занятости, и ученические места в системе профессионального образования. Неофициальная часть открытого рынка аккумулирует ту часть спроса на труд, учебные места, которые неопосредуются услугами органов трудоустройства и учебных структур профессионального образования. Их согласование осуществляется на основе прямых контактов с работодателями, а также опосредуется различного рода посредниками негосударственными структурами, осуществляющими подбор подходящей работы, подготовку, повышение квалификации и овладение дефицитными новыми профессиями .  
Скрытый рынок труда образуют работники, сохраняющие статус занятых, но имеющие в ближайшей перспективе достаточно высокую долю вероятности потерять работу - на условиях договора или контракта.  
2. Россия по многим исходным параметрам рыночной экономики существенно отличается от индустриально развитых стран Запада и Востока, на опыт которых в области регулирования процессов занятости и рынка труда принято сейчас опираться при выборе ориентиров социально-экономической политики, модели рынка труда и принципов перестройки общественной организации труда и занятости.  
Россия имеет огромную по протяженности и разнообразную по природно-климатическим условиям территорию при значительно менее развитой, чем в индустриально развитых странах, и более отсталую по показателям эффективности и качества систему транспорта, связи и информации, которая не соответствует требованиям цивилизованного рыночного хозяйства, законам бизнеса, нуждается в коренном перевооружении на новой технической основе и крупномасштабных финансовых инъекциях.  
3. Российский рынок труда формируется в условиях, когда важнейшие элементы его самонастройки - цена рабочей силы, уровень душевого потребления населения - не приведены в соответствие со стоимостью рабочей силы, что уже изначально деформирует такие важные компоненты рынка труда как спрос и предложное. Активизация экономической реформы в России, сопровождающаяся изменением уровня и механизма финансирования затрат на воспроизводство трудовых ресурсов, переход к свободному ценообразованию, рост инфляции и т.д. привели к еще большему отрыву цены рабочей силы от ее стоимости, что имеет своим следствием дальнейшее снижение роли механизма самонастройки, основанного на стоимостных отношениях в организации рыночной среды. Следует особо подчеркнуть, что падение жизненного уровня увеличило потребность населения в рабочих местах. В результате "давление" трудового потенциала на рынок труда в последние годы имело тенденцию к росту.  
4. Рынок труда в России еще до сих пор функционирует в условиях независимости института социального партнерства, который только зарождается и охватывает не все уровни. Это крайне затрудняет выработку политики солидарности и согласия в вопросах ценообразования, заработной платы, доходов, налоговой системы с учетом интересов разных субъектов рынка труда, существенно снижает роль этого инструмента регулирования в становлении рыночного механизма распределения и перераспределения рабочей силы, основанного на стоимостных отношениях.  
5. Российский рынок плохо организован. Отсутствует адекватная его природе инфраструктура, призванная:  
• подготовить работодателя и работника к установлению контакта, оказывать всестороннюю помощь в их взаимодействии с целью максимально возможного сокращения разрыва между спросом и предложением рабочей силы;  
• осуществлять превентивную работу по содействию занятости для предотвращения «перегрева» свободного рынка труда;  
• координировать деятельность властных структур, систем занятости, образования и социальной защиты, общественных организаций и объединений работодателей;  
• Отсутствует достаточная по степени охвата и качеству показателей информация о спросе на рабочую силу, необходимая для организации работы по обеспечению занятости населения в рамках официального рынка труда . 
6. В формировании трудовых ресурсов наметился ряд негативных тенденций: существенное сокращение естественного прироста населения, обусловленного снижением рождаемости и ростом смертности; неблагоприятная динамика половозрастной структуры населения; увеличение демографической и экономической нагрузки на трудоспособную часть населения; нерациональные миграционные потоки и размещение населения по территории России; низкий уровень социального развития и уровня жизни населения.  
Тем не менее, за последние годы заметно улучшились качественные характеристики трудовых ресурсов: значительно возрос образовательный потенциал трудоспособного населения; выросла доля более высоких ступеней образования в образовательной структуре.  
Состоявшаяся трансформация и наблюдаемая интенсификация современных процессов в сфере занятости (рост безработицы, высвобождение, усиление мобильности, отмирание старых и нарождение новых профессий, углубление многоукладности, расширение альтернативных форм занятости, мощная многоаспектная сегментация рынка труда, нарастание масштабов скрытой и потенциальной рабочей силы) требует оперативной разработки новых подходов, более совершенного механизма и более эффективных мер для решения проблем занятости.  
Развитие рыночных отношений в сфере занятости заметно тормозится атрофированной к восприятию рынка психологией общества, устаревшими мотивационными стереотипами в сфере труда, всеобъемлющим кризисом экономики. Тем не менее реформирование в системе занятости России находится в процессе - формируется российская модель рынка труда, учитывая истрико-социальные условия развития страны и ее регионов, а также все атрибуты смешанной экономики (которая также находится в стадии становления). Значимой особенностью российского рынка труда является его региональная доминанта поскольку формирование рыночного механизма функционирования экономики, включая рынок труда, заметно сместилось на региональный уровень. Основная нагрузка работы с населением по поводу занятости выполняется региональными службами занятости. Идет процесс территориальной сегментации рынка труда со специфическими характеристиками. Децентрализация рынка труда усиливает значение региональной сферы занятости как основной составной части воспроизводства регионального хозяйственного комплекса, воспринимающего на себя функции регулирования . Соответственно и система управления (регулирования) рынком труда формируется и нуждается в укреплении прежде всего на региональном уровне.  
Реализация синтезированной модели рынка труда предполагает также включение в число приоритетов политики занятости создание его инфраструктуры, адекватной складывающимся рыночным отношениям. В наиболее общем виде ее можно определить как совокупность учреждений и институтов содействия занятости (включая государственные и негосударственные структуры, постоянного и временного характера, общественные организации и кадровые службы предприятий) в единстве с нормативно-правовой средой их деятельности, которые призваны в совокупности обеспечить наиболее эффективным путем эффективность спроса и предложения рабочей силы, реализацию права на труд и социальную защиту. Создание инфраструктуры рынка труда - необходимое условие формирования новой культуры трудовых отношений, отвечающих специфике рыночной системы хозяйства.  
Характеризуя в целом состояние рынка труда в России, важно знать, как проявляются на нем отдельные составляющие - спрос и предложение. Рассматривая первую сторону, отражающую собой емкость рынка труда, следует отметить одну особенность: спрос на рабочую силу (это в равной степени относится и к ее предложению) переходит из состояния «стабильности», характерной для 80-х годов нашей экономики, в стадию «неопределенности», а если быть более точным, то происходит относительное сокращение спроса на рабочую силу. Об этом говорят, в частности, данные о наличии числа вакансий, среди который преобладающая часть связана непосредственно с физическим трудом (около 90 % вакансий). Естественно, с развитием новых рыночных структур происходит относительное увеличение спроса на работников таких сфер, как кредитование, страхование, налоговых инспекций, нотариальных и юридических служб, но следует заметить, что в данные сферы, как правило, набираются работники вне служб занятости, поэтому определить точное число вакансий здесь не представляется возможным. Одновременно сокращается число занятых, а значит, и вакансий, в науке и научном обслуживании, проектных организациях, сокращается также спрос на «женскую» рабочую силу. Не случайно, численность среди последних среди безработных колеблется около цифры 70 % .  
Что касается второй стороны рынка труда - предложения рабочей силы, то оно растет, о чем свидетельствуют данные регистрации безработных в центрах занятости. Наметилась четкая тенденция к росту числа официально зарегистрированных безработных, что говорит об общем росте предложения рабочей силы, т.е. людей желающих работать и предлагающих свой труд обществу. По функциональному признаку на рынке труда преобладает предложение рабочей силы, имеющие профессии физического труда.  
Таким образом, на современном этапе развития российский рынок труда существенно отстает от рынка труда развитых стран и характеризуется такими особенностями, как: неоднородность рынка; формирование рынка в условиях самонастройки; плохая организация и т.д. 
 
Глава 2 Анализ работы Комитета труда и занятости Правительства города Москвы. Закон Московской Городской Думы « О занятости населения в городе Москве» 1 октября 2008 года 
 
Комитет труда и занятости Правительства Москвы является органом исполнительной власти, осуществляющим на территории города государственную политику в социально-трудовой сфере, направленную на реализацию установленных законодательством Российской Федерации и г.Москвы прав и гарантий в области труда, занятости и миграции населения, включая беженцев и вынужденных переселенцев. 
При Комитете функционирует Миграционная служба г. Москвы, созданная в соответствии с распоряжением Мэра Москвы от 12.07.94 N 324-РМ «О преобразовании Миграционной службы г.Москвы». 
Комитет в своей деятельности подчиняется Правительству Москвы, а также федеральным органам исполнительной власти, которым такое право предоставлено действующим законодательством Российской Федерации, и работает в тесном взаимодействии с органами представительной и исполнительной власти г.Москвы и Российской Федерации, общественными организациями и объединениями трудящихся, работодателей, Городским координационным комитетом содействия занятости населения, Московской городской трехсторонней комиссией по вопросам социального партнерства. 
Основные задачи Комитета труда и занятости Правительства Москвы определены следующим образом: 
1. Проведение на территории города государственной политики, направленной на содействие гражданам в реализации их конституционных прав и гарантий в области труда, занятости и миграции населения. 
2. Разработка комплексных мер по вопросам народонаселения, развития трудового потенциала города, формирования и рационализации использования трудовых ресурсов и повышения уровня жизни населения, регулирования миграционных потоков. 
3. Поиск и формирование дополнительных источников финансирования мероприятий по реализации государственной политики в области труда, занятости и миграции населения. 
4. Осуществление международного сотрудничества в сфере социально-трудовых отношений, занятости и миграции населения, координация деятельности с Международной организацией труда и другими национальными и международными организациями в пределах своей компетенции. 
5. Подготовка предложений по совершенствованию действующего федерального и городского законодательства и других нормативно-правовых актов о труде, занятости и миграции населения. 
6. Подготовка предложений по вопросам повышения уровня жизни и доходов населения. 
7. Участие в мероприятиях по совершенствованию системы пенсионного обеспечения, государственных пособий семьям, имеющим детей. 
8. Разработка предложений по совершенствованию организации тарификации и оплаты труда, обеспечению единой методологии нормирования труда, дифференциации заработной платы по отраслям производственной и непроизводственной сферы и категориям работников. 
9. Разработка предложений по совершенствованию государственного социального страхования. 
10. Обеспечение улучшения условий и охраны труда. 
11. Участие в формировании системы социального партнерства в трудовых отношениях, осуществление контроля за ходом выполнения заключенных генерального, отраслевых (тарифных), специальных соглашений и коллективных договоров, включая контроль за соблюдением трудового законодательства, изучение причин возникновения коллективных трудовых споров и практики их устранения. 
12. Разработка предложений по совершенствованию и реализации политики занятости, по вопросам социальных проблем рынка труда, воспроизводства трудовых ресурсов, развития народонаселения. 
13. Осуществление мер по развитию профессионального обучения на производстве, подготовке и повышению квалификации работников, улучшению профессиональной ориентации населения. 
14. Участие в решении трудовых и социальных проблем в процессе разгосударствления и приватизации, содействие развитию предпринимательства. 
15. Подготовка предложений по установлению заданий (квот) работодателям на создание (сохранение) рабочих мест для слабозащищенных категорий населения. 
16. Разработка городских программ содействия занятости населения и контроль за их выполнением. 
17. Регистрация и учет граждан, признанных в установленном законодательством Российской Федерации порядке безработными. Оказание им посреднических услуг в трудоустройстве, в том числе на временные оплачиваемые общественные и сельскохозяйственные работы, а также в профессиональном обучении и переобучении. Назначение и организация выплаты пособий по безработице, компенсации, материальной помощи и других установленных действующим законодательством Российской Федерации выплат. 
18. Формирование информационных банков данных о свободных (вакантных) рабочих местах и должностях рабочих и служащих. Информирование населения и работодателей о структуре спроса и предложений на рабочую силу. 
19. Развитие и совершенствование системы профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации и профориентации безработных и ищущих работу граждан. 
20. Содействие созданию новых рабочих мест, предпринимательской деятельности и самозанятости населения, в том числе на условиях вторичной занятости. 
21. Развитие городской системы организации общественных работ.  
22. Регулирование миграционных потоков для обеспечения бескризисного развития Москвы и формирования оптимального рынка труда города. 
23. Разработка нормативных актов по регулированию миграции населения в Москве и контроль за их исполнением. 
24. Работа с вынужденными переселенцами и беженцами, имеющими основания для регистрации в Москве с целью обеспечения условий и гарантий их защиты, оптимальной адаптации и расселения. 
25. Координация работы городских служб по вопросам миграции, взаимодействие с родственными службами других городов и регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. 
26. Регулирование международной трудовой миграции. 
27. Организация миграционного контроля . 
Комитет в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет выполнение следующих функций: 
1. Подготавливает ежегодно с участием других структурных подразделений Мэрии и Правительства Москвы, городских и федеральных органов государственной статистики, отчетности и контроля доклады об основных направлениях социальной политики в области труда, занятости и миграции населения и мерах по их реализации для представления в Мэрию, Правительство Москвы, Министерство труда и социального развития Российской Федерации. 
2. Осуществляет с участием заинтересованных органов исполнительной власти города мониторинг уровня жизни, доходов, условий, охраны труда и других показателей развития социально-трудовой сферы и в пределах своей компетенции принимает соответствующие меры. 
3. Подготавливает по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти города проекты городских программ в области труда и социальных вопросов, организует их выполнение и контроль за использованием выделенных финансовых средств, а также, в необходимых случаях, готовит предложения по перераспределению сэкономленных средств, исходя из приоритетов и сроков реализации программ. 
4. Получает от городских органов Государственного комитета Российской Федерации по статистике, налоговой и правовой (по труду) инспекций, органов городской исполнительной власти, предусмотренные статистической отчетностью материалы по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета. 
5. Участвует в разработке проектов городских планов по НИР и ОКР, а также осуществляет координацию научных исследований по труду и социальным вопросам и их финансирование за счет средств Фонда занятости населения г.Москвы. 
6. Разрабатывает с участием городских органов исполнительной власти прожиточные минимумы для различных социально-демографических групп населения, оказывает организационно-методическую помощь территориальным органам управления в расчетах и применении прожиточных минимумов, проводит их государственную экспертизу. 
7. Подготавливает совместно с другими органами городской исполнительной власти предложения: 
- о минимальных размерах оплаты труда, пенсий, а также о размерах пособий, стипендий и других социальных выплат; 
- о мерах поддержания уровня жизни населения, включая создание и совершенствование механизма защиты денежных доходов граждан от инфляционных процессов. 
8. Участвует в разработке предложений по совершенствованию льготного пенсионного обеспечения. 
9. Организует разработку предложений по усилению мотивации и повышению производительности труда. 
10. Подготавливает совместно с другими органами городской исполнительной власти предложения по усовершенствованию оплаты труда, в том числе по изменению ставок и окладов работников. 
11. Подготавливает с участием органов городской исполнительной власти предложения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по видам и размерам пособий. 
12. Разрабатывает и вносит в Министерство труда и социального развития Российской Федерации предложения по совершенствованию государственного регулирования условий и охраны труда, государственному регулированию рабочего времени и времени отдыха для отдельных категорий работников. 
13. Организует реализацию на территории города в полном объеме государственной политики в области охраны труда. 
14. Участвует в проведении переговоров, разработке и заключении отраслевых (тарифных) соглашений между органами городской исполнительной власти, соответствующими профсоюзами, иными уполномоченными работниками, представительными органами и работодателями (объединениями работодателей). 
15. Осуществляет организационно-методическое руководство работой по подготовке и заключению специальных соглашений и коллективных договоров, предусмотренных действующим законодательством. 
16. Осуществляет уведомительную регистрацию соглашений и коллективных договоров, а также контроль за их выполнением. 
17. Участвует в предотвращении и разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов) и принимает меры по их устранению. 
18. Подготавливает предложения к прогнозу социально-экономического развития Москвы о состоянии рынка труда, предложения к прогнозам балансов трудовых ресурсов, рабочих мест и кадров, а также по государственному регулированию в области создания новых и поддержания действующих рабочих мест. Ведет учет свободных рабочих мест и т.д.  
1 октября 2008 г. на заседании Московской городской Думы был принят закон «О занятости населения в городе Москве». Закон впервые четко закрепляет городскую государственную систему трудоустройства, в которой главная роль принадлежит уполномоченному органу исполнительной власти Москвы.  
Серьезное внимание в законопроекте уделено категориям граждан, нуждающимся в помощи при трудоустройстве. В частности, для социально-трудовой адаптации инвалидов и трудоустройства молодых москвичей документ предусматривает создание городского специализированного государственного учреждения по их профессиональной реабилитации и трудоустройству. Кроме того, закрепляется механизм квотирования рабочих мест для инвалидов и молодежи, а также возможность введения компенсационных мер, стимулирующих работодателей на обеспечение занятости этих категорий граждан. Отдельная статья законопроекта определяет меры содействия занятости женщин, испытывающих трудности в поиске работы.  
Согласно данному закону вскоре появится и Московский информационный банк данных получателей государственных услуг в сфере занятости населения, который будет состоять из регистра физических лиц, регистра работодателей, базы данных вакансий и специализированных регистров получателей государственных услуг.  
Таким образом, работа Комитета труда и занятости Правительства Москвы сводится к: проведению на территории города государственной политики в области занятости; разработке комплексных мер по вопросам народонаселения; развитию трудового потенциала города; поиску и формированию дополнительных источников финансирования мероприятий в области занятости населения г.Москвы; организации международного сотрудничества.


Информация о работе Государственное регулирование российского рынка труда