Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:04, курсовая работа
В век высоких технологий и революционных изобретений эта отрасль международных экономических отношений становится все более актуальной, в том числе и для экономики России, страны, которая обладает весьма значительным потенциалом нематериальных активов, хоть и пока не имеет эффективно отлаженной системы торговли технологиями и ноу-хау с зарубежными партнерами, т. к. в обозримом прошлом эта сфера деятельности полностью находилась в безраздельном ведении государства. Однако есть вполне отчетливые перспективы для развития и есть основания полагать, что постепенно Россия выйдет на один уровень с наиболее развитыми странами в области международного экспорта и импорта лицензий, т.к. это просто необходимо для полноценного развития экономики страны.
Цель данного реферата - рассмотреть стратегии и формы международного научно-технического сотрудничества в мировой экономике.
Введение
1 Особенности мирового рынка технологий
2 Основные формы международной передачи технологий
2.1 Лицензионная торговля
2.2 Франчайзинг
2.3 Инжиринг
2.4 Консалтинг
2.5 Контракты «под ключ»
2.6 Контракты на управление
2.7 Международное техническое содействие
3 Государственное регулирование рынка объектов интеллектуальной собственности
Заключение
Список использованных источников
В производстве и экспорте оборудования, предназначенного для защиты окружающей среды, мировое лидерство принадлежит Германии: по состоянию на 1992 г. на долю немецких фирм приходилось 28 % мирового патентного фонда в этой области.
Исходя из ключевой роли
ИС в обеспечении
В конечном счете, возможности регулирования, обеспечения конкурентоспособности на основе управления ИС, с одной стороны, а также имеющийся в распоряжении транснациональных корпораций в рассматриваемой области потенциал – с другой предопределили принятие наиболее развитыми странами одного из основополагающих документов ВТО – Соглашения по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (TRIPS).
Накопленный развитыми странами, транснациональными корпорациями опыт в создании своим субъектам конкурентных преимуществ на основе патентно-лицензионного регулирования позволяет предположить следующее. Предприятия тех стран, которые из-за ограниченности необходимых ресурсов отстают в области создания и освоения новых технологий и не имеют значительного опыта по вовлечению в хозяйственный оборот объектов ИС, при приведении (без соответствующих оговорок) национального законодательства в соответствие с положениями указанного Соглашения будут все в большей степени вытесняться на периферию мирового экономического развития. Избежать таких последствий можно только при наличии в данной области должной государственной политики.
В Беларуси за 1993–1997 гг. в патентное ведомство от национальных заявителей поступило 3585 заявок на изобретения, от иностранных заявителей – 2857. За этот период зарегистрировано и выдано указанным субъектам соответственно 1362 и 805 патентов на изобретения.
Из зарубежных заявителей наибольшую активность в подаче заявок на получение охранных грамот Республики Беларусь на изобретения проявляют субъекты Германии (845), США (471), Швейцарии (187), что в значительной мере отражает их стремление обеспечить защиту составных частей поставляемой на белорусский рынок продукции, не допустить в условиях жесткой конкуренции и вследствие патентования ее составляющих со стороны конкурентов значительных экономических издержек, утраты той или иной выгоды. Анализ отраслевой направленности подаваемых заявок указывает на тот факт, что зарубежные заявители в основном патентуют изобретения в области химии. Так, на конец 1997 г. 58% всех зарегистрированных, согласно Международной патентной классификации, патентов в области химии приходилось на иностранных заявителей. И если в области биохимии, генной инженерии, производства алкогольных напитков, металлургии железа соотношение патентов, выданных зарубежным и отечественным субъектам, было приблизительно равно, то в области органической химии около 90% патентов приходилось на иностранные субъекты.
Подобную информацию
следует учитывать и при
В отличие от мировой практики одна треть выданных за пятилетний период субъектам Республики Беларусь патентов принадлежала физическим лицам. Последствия такого положения можно легко спрогнозировать. Ведь в данном случае у патентообладателя вряд ли хватит финансовых, организационно-управленческих, других ресурсов для должного использования ИС, к тому же налицо слабость соответствующих механизмов, институтов, содействующих эффективному ее использованию.
Анализ зарегистрированных в республике за рассматриваемый период лицензионных договоров на изобретения, ноу-хау и соглашений о передаче права на патент на изобретение показывает, что основными продавцами являются частные юридические и физические лица (55%). При этом доля физических лиц среди лицензиаров составила 28%, а среди лицензиатов – 6%. Среди зарегистрированных договоров для соглашений, согласно которым лицензиаром является зарубежный субъект, а лицензиатом – представитель Республики Беларусь, ничтожна мала. Такое положение является следствием как недостаточных возможностей белорусских предприятий, что, кстати, находит свое отражение и в охране за рубежом отечественных объектов ИС, так и патентно-лицензионной политики иностранных государств, зарубежных компаний. Последние эффективно используют указанный инструмент регулирования, прежде всего с целью обеспечения выхода на тот или иной рынок и проведения на нем соответствующей конкурентной политики.
Состояние лицензионной торговли в республике показывает, что при ее осуществлении национальными субъектами используются и учитываются далеко не все возможности патентно-лицензионного регулирования. При этом, исходя из ограниченности внутреннего рынка и необходимости усиления кооперационных связей с предприятиями России, наиболее тревожным является отсутствие со стороны субъектов Беларуси активности в «связывании» на основе патентно-лицензионного регулирования предприятий двух стран в единый технологический комплекс.
Составной частью системы государственного регулирования является участие страны в работе международных организаций, занимающихся проблемами регулирования мирового рынка объектов интеллектуальной собственности. Республика Беларусь участвует в деятельности ВОИС с момента ратификации бывшим СССР Конвенции, учреждающей ВОИС в 1968 г. (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 сентября 1968 г.). на настоящий момент сотрудничество выражается в совершенствовании законодательства республики в области промышленной собственности и авторских и смежных прав в соответствии с рекомендациями ВОИС и выработанными в рамках организаций соглашениями.
Совершенствование изобретательского права включает в себя два направления:
1) присоединение Республики
Беларусь к международным
2) разработка и принятие
внутренних законов и подзаконн
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №141 от 11.03.1993 была утверждена Декларация о международных договорах Республики Беларусь в области промышленной собственности. Этой декларацией было оформлено правопреемственность республики в отношении трех важнейших многосторонних соглашений в этой области, участником которых был бывший СССР: Парижской конвенции об охране промышленной собственности, Договора о патентной кооперации и Мадридского соглашения о международной регистрации знаков.
В сфере авторских и смежных прав Беларусь присоединилась к Бернской конвенции 1886 г., Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г., Договору ВОИС по авторскому праву 1996 года, Договору ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 года и некоторым другим документам.
На основании этого Республика Беларусь в настоящее время участвует в союзах системы ВОИС (Парижском, Мадридском, Бернском и др.).
Сотрудничество Республики Беларусь с ВОИС заключается в совершенствовании национального законодательства по стандартам, выработанным данной организацией. Основным направлением сотрудничества в будущем должно стать создание организационных и институциональных предпосылок для реализации данного законодательства, чтобы белорусские субъекты хозяйствования и граждане республики имели возможность эффективно осуществлять принадлежащие им права интеллектуальной собственности, а также располагали эффективными средствами защиты таких прав, в том числе на международном уровне. В этой связи приведем некоторые примеры.
Существенным вопросом при выходе предприятия на внешний рынок является зарубежная регистрация своего товарного знака, идентифицирующего товары данного предприятия и являющегося средством стимулирования сбыта. Однако регистрация товарных знаков в национальных регистрационных органах зарубежных стран связана с большими расходами и некоторыми техническими трудностями. Поэтому гораздо целесообразнее использовать возможности, предоставляемые Мадридским соглашением о международной регистрации знаков, и обратиться в международное бюро ВОИС с тем, чтобы получить международное свидетельство о регистрации, действительное во всех странах-участницах Мадридского соглашения. Такая практика пока не распространена среди белорусских предприятий, что объясняется неразвитостью национального экспорта. В будущем белорусские экспортеры должны использовать эту возможность.
Аналогичный пример можно привести в связи с регистрацией изобретений. Белорусское предприятие или отдельный изобретатель, желающий запатентовать свое изобретение в нескольких зарубежных государствах (например, с целью дальнейшей продажи лицензии за рубеж), может не подавать заявки непосредственно в национальные патентные ведомства этих государств, а воспользоваться услугами ВОИС на основе Договора патентной кооперации. В этом случае заявка подается в международное бюро ВОИС. Хотя договор и не предусматривает выдачи единого международного патента (заявитель получит в результате несколько самостоятельных национальных патентов), и плата за услуги по международному поиску и предварительной экспертизе заявки пропорциональна числу полученных национальных патентов, расходы на такую регистрацию будут меньше, а сама регистрация будет осуществлена быстрее.
В случае возникновения споров между белорусскими гражданами или субъектами хозяйствования, с одной стороны, и их зарубежными контрагентами – с другой по вопросам использования принадлежащих им прав интеллектуальной собственности стороны могут обратиться за их разрешением в Арбитражный центр ВОИС (действует с 1994 г.). это дает сторонам все преимущества арбитражного разбирательства перед государственным судопроизводством – быстроту разбирательства, меньшие издержки, меньшую формальность процесса, конфиденциальность, возможность урегулировать спор к взаимному удовлетворению обеих сторон.
Наличие большого научно-технического потенциала и ориентация на развитие наукоемких отраслей дает основание сделать вывод, что сотрудничество с ВОИС в будущем станет важным элементом международных отношений республики.
Таким образом, стратегическое планирование, успешная конкурентная политика государства не могут осуществляться без учета всех аспектов создания, охраны и управления интеллектуальной собственностью. Решение задач в данной области видится успешным только при условии проведения выверенной патентно-лицензионной политики, прежде всего на наиболее перспективных, приоритетных направлениях. Именно на этих направлениях и должны быть сконцентрированы все внутренние ресурсы, созданы соответствующие условия, механизмы и инфраструктура для развития технического творчества, инновационной деятельности, эффективного регулирования отношений в области интеллектуальной собственности.
Заключение
На рубеже XX и XXI вв. мировое сообщество подошло к пониманию необходимости объединения усилий различных стран в целях использования лучших научных достижений в интересах человечества, в том числе для предотвращения возникающих в процессе развития науки и техники угроз глобального характера, определения приоритетов научных исследований и механизмов их реализации.
Объективный процесс
интернационализации
Учитывая значительную
роль науки в решении социально-экон
Международное научно-техническое
сотрудничество (МНТС) является одним
из важных элементов научно-технической
политики страны, сохранения и наращивания
российского научно-
Произошедшие в 90-х гг. XX в. коренные изменения политических и военно-стратегических реалий в современном мире, общественно-политические и экономические преобразования в России, государствах-членах СНГ и других странах бывшего социалистического лагеря существенно повлияли на развитие процессов международного научно-технического сотрудничества. Эти факторы не могут не учитываться при формировании стратегии и тактики МНТС. Перед Россией стоит задача полноправно присутствовать в мировом научно-технологическом сообществе, опираясь на еще сохранившийся отечественный научно-технический потенциал и используя сформировавшиеся в советский период разветвленные научно-технические связи с различными регионами мира как на государственном уровне, так и непосредственно на уровне ученых и специалистов.
Информация о работе Государственное регулирование рынка объектов интеллектуальной собственности