2. Обеспечивать
потребности работника, а для
обеспечения потребностей неработающих
членов его семьи должны включаться
механизмы социальной защиты.
Минимальная заработная плата
и её законодательное установление
– главный инструмент социальной
защиты наёмных работников на рынке
труда. Работодатель, независимо от вида
деятельности фирмы и формы её
собственности, не имеет права оплачивать
труд работника по ставке ниже минимальной
заработной платы. Но чтобы МЗП выполняла
свою функцию по воспроизводству
рабочей силы, её величина не должна
быть меньше величины минимального потребительского
бюджета. При несоблюдении этого
соотношения МЗП перестаёт выполнять
свою социальную роль и превращается
просто в расчётную величину, отправную
точку для построения внутрифирменных
систем оплаты труда.[7, c.189]По мнению зарубежных
специалистов, МЗП является более продуктивным
путём борьбы с бедностью, чем разнообразные
формы социального обеспечения (бесплатные
талоны на питание, медицинские услуги,
строительство муниципального жилья
для бедных и т.п.)
3. Особенности
регулирования государством рынка
труда в Республике Беларусь
3.1 Состояние рынка труда
Беларуси
Активизация рыночных преобразований
в экономике республики относится
к 1992-1994 гг., когда началось разрушение
системы централизованного управления,
сопровождаемое быстрым, достаточно либеральным
вхождением в рынок. Однако соответствующие
сильные институты рыночного
характера еще отсутствовали, а
неформальные институты, по сути, были
в основном постсоциалистическими
и нерыночными. Совершенно новым
явлением стала безработица –
чрезвычайно сложный по своей
экономической, социальной, политической
природе феномен рыночной экономики.
Некоторый уровень безработицы
– неизбежное свойство свободного
рынка, она составляет цену рыночной
экономики. Очень высокий ее уровень
ведет к экономическим потерям,
социальному напряжению из-за ухудшения
личного благосостояния людей. Поэтому
государственная политика в социально-трудовой
сфере в переходный период не может
быть направлена, как это было в
эпоху социализма, на предотвращение
какой бы то ни было безработицы. Ее
задача иная: удерживать безработицу
на максимально низком, экономически
эффективном и политически приемлемом
уровне. Для этого необходима определяющая
роль государства и его институтов
на рынке труда.С 1995 г. начался этап
укрепления и формирования сильных
государственных структур при одновременном
переходе к эволюционной модели либерализации
экономики, последовательному созданию
институтов свободного рынка как
необходимому условию либерализации
в сфере оплаты труда и занятости.За
прошедшие годы проведены системные
преобразования нормативно-правовой базы
рыночных институтов, в том числе
в сфере трудовых отношений и
занятости, разработаны конституционные
гарантии и законодательное обеспечение
рыночных реформ. В статье 41 Основного
Закона страны « гарантируется право
на труд как наиболее достойный способ
самоутверждения человека, т.е. право
на выбор профессии, рода занятий
и работы в соответствии с призванием,
способностями, образованием, профессиональной
подготовкой и с учетом общественных
потребностей, а также на здоровые
и безопасные условия труда ».
Статья 42 гарантирует справедливое
вознаграждение за экономические результаты
труда в соответствии с его
количеством, качеством и общественным
значением. В развитие положений
Конституции в республике приняты
Гражданский и Трудовой кодексы,
установлены основные формы заработной
платы и стимулирования труда, включая
трехуровневую тарифную систему, и
осуществлены другие преобразования.
Трудовой кодекс Республики
Беларусь призван решать следующие
задачи:
- регулирование трудовых и связанных с ними отношений;
- развитие социального партнерства между нанимателями (их объединениями), работниками (их объединениями) и органами государственного управления;
- установление и защита взаимных прав и обязанностей работников и нанимателей.
Важным регулирующим документом
является Декрет Президента Республики
Беларусь от 26 июля1999 г. № 29 « О дополнительных
мерах по совершенствованию трудовых
отношений, укреплению трудовой и исполнительской
дисциплины », в котором закреплен
порядок контрактной формы найма.Данные
документы определяют правовые координаты,
в которых республиканскими органами
государственного управления осуществляется
регулирование рынка труда и
занятости населения. Важнейшие
параметры и основные целевые
показатели в этой сфере обосновываются
в пятилетних программах и годовых
прогнозах социально-экономического
развития страны, в годовых государственных
программах занятости населения. Система
мониторинга рынка труда Республики
Беларусь при Департаменте по занятости
Министерства труда и социальной
защиты отслеживает выполнение прогнозных
параметров по таким блокам, как
демографическая ситуация, состояние
рынка труда, деятельность государственной
службы занятости, безработица и
меры по ее регулированию. В 1995 г. численность
экономически активного населения
республики составляло 4,5 млн чел., в
том числе занятого в экономике
– 4,4 млн чел., безработных – 114 тыс.
чел. В 2004 г. численность экономически
активного населения уменьшилась
до 4,4 млн, в том числе занятого
в экономике – до 4,3 млн чел.
и безработных – до 111 тыс. В 2009
г. численность экономически активного
населения республики снова достигла
отметки 4,7 млн чел., в том числе
занятого в экономике – 4,4 млн
чел. и безработных – 40,3 тыс. чел.
Функционирование рынка труда в
1995 – 2009 гг. происходило в условиях
реформирования экономики, совершенствования
структуры органов государственного
управления и характеризовалось
ускорением движения рабочей силы,
ростом высвобождения работников в
связи с сокращением численности
или штата, ликвидацией организаций
и, как следствие, основными тенденциями
на рынке труда стали рост предложения
рабочей силы при одновременном
снижении спроса на нее. Напряженность
на рынке труда после достаточно
продолжительного периода относительной
стабилизации вновь начала обостряться
во второй половине 2001 г., а в два
последующих года приобрела устойчивый
характер. Это было обусловлено приростом
трудовых ресурсов и реализацией
мер по оптимизации численности
работников организаций, повлекших
за собой высвобождение излишней
рабочей силы. Данный процесс сопровождался
достаточно интенсивным оборотом кадров
в экономике республики: в 1995 г. –
1380 тыс. чел., в 2000 г. – около 1730 тыс.,
в 2006 г. – около 1760 тыс. чел. В2006 г. с
предприятий и организаций по
различным причинам было уволено 864 тыс.
чел. и принято на работу 898 тысяч. Подавляющее
большинство уволенных оставили рабочие
места по собственному желанию и соглашению
сторон, около 2,5 % высвобождено по сокращению
численности или штата работников.
Ускорение движения рабочей силы, в
том числе за счет высвобождения работников,
сопровождалось притоком граждан в органы
государственной службы занятости
по вопросам трудоустройства. Численность
таких граждан в совокупности с численностью
безработных определяет предложение
рабочей силы на официально контролируемой
части рынка труда. В структуре предложения
преобладают безработные (70 – 80 %), студенты
и учащиеся, желающие работать в свободное
от учебы время (5 – 15 %). Всего в течение
2009 г. обратились в службу занятости 322
тыс. чел., из них трудоустроено более
199 тыс., в том числе свыше 131 тыс. из
числа безработных. Спрос на рабочую силу
на официальной части рынка труда может
быть оценен количеством вакансий, заявленных
в органы государственной службы занятости.
За 2009 г. оно составило 163 тыс. чел. (в 2000
г. – 33 тыс.).В целом можно говорить о стабилизации
спроса, но при этом и о значительном уровне
профессионально-квалификационного
расхождения между спросом и предложением.
Так, среди безработных 65 % составляют
рабочие, 35 % - служащие, структура же
вакансий несколько иная – соответственно
около 80 % и 20 %. Данный дисбаланс является
главным препятствием к заполнению вакансий.
Однако по-прежнему острой остается проблема
женской безработицы, уровень которой
возрос с 60,7 в 2000 г. до 61,4 % в 2009 г. Вместе
с тем в последние годы имеет место
стабилизация безработицы: если в 1995 г.
– 2,9 %, то в 2009г. – 1,2 %. Под уровнем безработицы
следует понимать соотношение общей численности
официально зарегистрированных безработных
к численности экономически активного
населения (занятые плюс безработные)
[3, с. 447-452]
Причины безработицы различны.
Одни из них связаны с объективным
процессом рационализации производства,
внедрением новых трудосберегающих
технологий, переходом к рыночным
отношениям и новыми конкурентными
критериями оценки профессионализма работников.
В числе других – движение работающих
по личным, субъективным мотивам (поиск
лучших условий деятельности, стремление
к самореализации и т.д.).
3.2 Государственное регулирование
занятости
Государственное регулирование
занятости представляет собой целенаправленное
воздействие государства на процессы
формирования, распределения и использования
рабочей силы посредством нормативно-правовых,
экономических и административных методов
и инструментов, направленных на повышение
эффективности функционирования рынка
труда и удержание безработицы в пределах
социально допустимого уровня.С целью
эффективного регулирования безработицы
государственная политика осуществляется
по следующим направлениям:
- содействие предпринимательской деятельности безработных;
- содействие трудоустройству граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;
- переселение безработных и членов их семей на новое место жительства и работы;
- регулирование безработицы, включая высвобождение работников, трудоустройство молодежи, содействие занятости женщин;
- реструктуризация градообразующих предприятий.
Достижению указанных
целей и смягчению напряженности
на рынке труда во многом способствует
реализация государственных программ
занятости населения Республики
Беларусь, принимаемых ежегодно правительством.
В целом основные показатели этих
программ выполняются успешно, чему
способствует деятельность государственной
службы занятости, которая обеспечивает
в полном объеме предоставление гражданам
социальных гарантий и компенсаций,
предусмотренных законодательством.
Проблемы занятости решаются исходя
прежде всего из необходимости обеспечения
сбалансированности спроса и предложения
рабочей силы с учетом профессиональных
и трудовых интересов каждого
конкретного человека. Особое внимание
уделяется трудоустройству категорий
населения, не способных на равных конкурировать
на рынке труда и нуждающихся
в дополнительных гарантиях занятости.
[8, c. 78]
Важным направлением деятельности
службы занятости является создание
новых рабочих мест с использованием
средств государственного фонда
содействия занятости. В значительной
мере смягчению негативных последствий
безработицы и незанятости населения
способствует организация оплачиваемых
общественных работ, дающих возможность
такой категории граждан пополнить
доходы, сохранить мотивацию к
труду и трудовые навыки, особенно
при длительной безработице. Социальная
поддержка безработных реализуется
путем выплаты им пособия по безработице
и материальной помощи на период активного
поиска работы. По состоянию на 1 января
2003 г., пособие по безработице получали
59,7 тыс. чел., или 45,7 % состоящих на учете,
а на конец 2009 г. – 40,3 % общего числа
зарегистрировавшихся безработных, то
есть 30,9 тыс. чел.В результате осуществленного
государством комплекса мер улучшилась
общая конъюнктура рынка труда. Если в
2002 г. на одно свободное рабочее место
условно приходилось трое безработных,
в2003 г. – более четырех, то в 2004 г. – только
2,4. Проводимые в стране преобразования,
ориентированные на обеспечение устойчивого
развития экономики и рост уровня жизни
населения, требуют создания адекватных
организационно-правовых условий для
перехода к активной политике на рынке
труда.
Государственная политика занятости
населения должна быть сориентирована
главным образом на формирование
рациональной структуры занятости;
повышение качества трудового потенциала,
конкурентоспособности рабочей
силы на рынке труда, действенности
механизма стимулирования создания
новых рабочих мест в прогрессивных
отраслях экономики; обеспечение равных
и благоприятных условий для
развития малого и среднего бизнеса;
усиление регулирующей роли в регламентации
предпринимательской деятельности
с целью легализации неформальной
занятости; создание непрерывной системы
профориентации, подготовки и повышения
квалификации кадров, адаптированной
к потребностям рыночной экономики.
Однако такая переориентация не означает
ослабления пассивных методов управления
рынком труда (выплата пособий и
оказание материальной помощи безработным).
В основу используемых пассивных
регуляторов должна быть положена система
социального страхования от безработицы
с учетом трудового стажа граждан.
3.3 Тенденции развития
рынка труда в Беларуси
В прогнозных документах долгосрочного
характера (НСУР – 2020, Концепции социально-экономического
развития Республики Беларусь до 2015 года
и др.) предполагается более углубленное
решение следующих задач:
- до 2010 г. – содействие социально-профессиональной мобильности рабочей силы, повышение эффективности и качества труда;
- после 2010 г. – достижение качественной и количественной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы и рабочих мест.
Основные усилия в указанные
периоды необходимо направить на
формирование эффективной системы
повышения конкурентоспособности
кадрового потенциала на рынке труда,
совершенствование структуры рабочих
мест, содействие межотраслевому перераспределению
рабочей силы, создание системы поддержки
малого бизнеса, развитие системы непрерывного
образования, переподготовки и повышения
квалификации кадров, широкое внедрение
альтернативных видов занятости
и режимов гибкого рабочего времени,
формирование новой мотивации высококвалифицированного
труда и рост его эффективности.
[9, c. 204-205]
Главным приоритетом должно
стать согласование потребности
рынка труда в рабочей силе
со структурой профессиональной подготовки
кадров.Реализация данного направления
обусловливает необходимость восстановления
и развития системы переподготовки кадров
на производстве, проведения опережающего
обучения работников, находящихся под
риском увольнения, осуществления всеобщей
профессионализации выпускников школ
с последующей гарантией их трудоустройства.
Не менее важной задачей является усиление
социальной защиты безработных на основе
повышения социального статуса и расширения
общественных работ, квотирования рабочих
мест для граждан с ограниченной трудоспособностью.
Социальная помощь государства должна
стать адресной и стимулировать безработных
на активный поиск работы и трудоустройство.Перспективным
является формирование общего рынка в
рамках СНГ и, прежде всего, Союза Беларуси
и России как ключевого элемента создания
единого социально-экономического
пространства. В данном случае речь идет
о системе согласованных мер по воспроизводству,
обмену и совместному использованию
рабочей силы в рамках Союзного государства,
что позволит полнее учитывать интересы
работников обоих государств. Приоритетами
политики на общем рынке труда должны
стать: обеспечение свободы передвижения
граждан в рамках Союзного государства,
признание их профессионально-квалификационного
статуса и соответствующих документов,
разработка специальных программ создания
и сохранения рабочих мест, включая организацию
общественных работ. Ведущим стратегическим
направлением развития рынка труда в Беларуси
остается его перевод на эффективные
рыночные (включая биржевые) механизмы
с сохранением ключевой роли государства
в создании общесистемных условий
становления рыночных институтов, правовой
защите трудящихся, установлении социальных
стандартов и уровня минимальной заработной
платы, регулировании налоговой нагрузки
на труд, развитии социального партнерства
(государства, бизнеса, профсоюзов) в области
занятости населения. [3, c. 454-457]
Заключение
Из всего вышеизложенного
можно сделать вывод, что конечной
целью рынка труда является: во-первых,
удовлетворение профессионально-экономических
интересов экономически активного
населения, включая социальную защиту
и обеспечение народного хозяйства
нужными ему кадрами; во-вторых, достижение
максимально полной и минимально
прерывной занятости, с учетом потребности
в частичной рабочей неделе, скользящем
графике рабочего дня и т.п.Главные, социально
значимые цели регулирования рынка труда
- это снижение уровня безработицы, поддержание
оптимального соотношения между спросом
и предложением рабочей силы (а значит,
и косвенное установление ее цены).
Для достижения всех этих целей требуется
создание эффективно работающей инфраструктуры
рынка труда. Ее основными элементами
на государственном уровне является: определение
минимально необходимых норм и нормативов
функционирования рынка труда, его общих
границ. Помимо использования нормативов
прямого действия, государство осуществляет
косвенное регулирование рынка труда
через налоговую, кредитно-денежную, амортизационную
политику, а также с помощью других мер
общеэкономического характера, то есть
можно говорить о решающей роли государства
в функционировании рынка труда.Государственное
воздействие на занятость и уровень
безработицы трудоспособного населения
должно стать неотъемлемой частью общей
системы регулирования экономики и
социальной политики нашей страны. Беларусь
может и должна в полной мере учесть и
использовать опыт многих государств
в создании механизмов реализации активной
политики занятости, формирования полноценного
рынка труда.
Список
использованной литературы
- Организация, нормирование и оплата труда: Учеб. пособие/А. С. Головачев, Н. С. Березина, Н. Ч. Бокун и др.; Пд общ. Ред. А. С. Головачева. - М.: Новое знание, 2004. – 496 с.
- Воловская Н.М. Экономика и социология труда: учебное пособие. – М.: 2001, – 208 с.
- Национальная экономика Беларуси: учебник/ Под ред. В.Н.Шимова. – Мн.: БГЭУ, 2006, – 751 с.
- Корнейчук Б.В. Экономика труда: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2007, – 286 с.
- Мазин А.Л. Экономика труда: учебное пособие/ А.Л.Мазин. – Минск: 2007, – 574 с.
- Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Лунева Н.К. Рынок труда (практическая макроэкономика труда): Учебник – М.: 2007, – 900 с.
- Азаренко А.В. Организация труда и заработной платы. – Мн.: 2006, – 239 с.
- Слабко О.О. Состояние и меры регулирования региональных рынков труда в Республике Беларусь. Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. 2007. – №1.
- Микроэкономика: учеб. пособие / А.В.Бондарь, В.А.Воробьев, Н.Н.Сухарева. – Минск : БГЭУ, 2007. – 415 с.