Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 15:05, курсовая работа
Происходящая в России глубокая социально-экономическая трансформация поставила комплекс теоретических и практических вопросов о государственном регулировании народного хозяйства. Политические и экономические изменения в российском обществе за последние восемь лет привели к необходимости формирования нового подхода к оценке роли государства, его функций.
Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия на экономику.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА 4
1.1 Роль государства в командной экономике и в рыночном хозяйстве
1.2 Возможность и необходимость государственного регулирования рыночной экономики 7
2.ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 10
2.1 Формы регулирования
2.2 Методы государственного регулирования рыночной экономики 13
2.3 Государственное регулирование рынка труда 16
2.4 Назревание изменения в формах и методах государственного регулирования экономики 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24
ПРИЛОЖЕНИЕ 26
Целесообразно провести изменения в организации, методах управления и регулирования правительственных органов, в первую очередь в системе функционального и отраслевого управления. Необходимо придать новое качество Министерству экономики. Ему должна принадлежать лидирующая роль в разработке долгов и среднесрочных программ, индивидуальных планов, целевых программ по их реализации.
Важной задачей отраслевых органов управления должна стать поддержка предпринимательства, взаимодействие с корпорациями и их альянсами – финансово промышленными группами, консорциумами. Государственная поддержка предпринимательства должна включать в себя как прямое финансирование, льготное кредитование и селективное гарантирование кредитов, так и предоставление льгот по налогообложению, участие государства в соучредительстве по организации новых предприятий, формирование и регулирование рынка труда, предоставление выгодных госзаказов. Проблема управления государственной собственностью очень важна. Следует разграничивать полномочия по управлению государственной собственностью между законодательной и исполнительной властью, с одной стороны, и между органами последней различных уровней – с другой. Усложнение экономической роли и функции государства в рыночной экономике придает чрезвычайную актуальность борьбе с бюрократизмом и разложением государственного аппарата в центре и на местах, коррупцией, сращиванием с теневой экономикой, мафиозными структурами. Главные средства для этого – преодоление авторитарных тенденций в государственном строительстве, повышение роли выборных форм общественного контроля над деятельностью государственного аппарата на всех уровнях – федеральном, республиканско-областном и муниципальном. Важную роль призваны играть так же разработка тотальной системы нормативов во взаимоотношениях государственного аппарата и хозяйственных субъектов, более полный переход разрешительного к регистрационному порядку получения прав на ту или иную деятельность, широкое применение системы открытых аукционов и конкурсов при выделении лицензий, выдаче выгодных кредитов, предоставление льгот.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени регулируется государством. В странах с централизованной экономикой вмешательство государства, его участие в управлении экономикой проявляется гораздо значительнее, к тому же в прямой, непосредственной форме.
В странах с рыночной экономикой степень вмешательства государства и его органов в экономическую деятельность предприятий и предпринимателей намного меньше и носит преимущественно косвенный характер. Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.
Современная экономика России представляет собой соединение прежних остаточных черт централизации и монополизации так и рыночных компонентов, но не столько в их современном виде сколько в состоянии полутора вековой давности. В таких условиях наибольшую роль должны играть регулирующие функции государства с использованием широкого набора инструментов, т.е. форм и методов регулирования экономики. Отсюда – важность поиска всё более эффективных мер регулирования, повышение роли государства.
Главной же проблемой современной российской экономики является недобросовестность чиновников всех уровней и высокий показатель коррупции. Вследствие этого граждане страны перестают доверять своему государству, снижается предпринимательская активность, ухудшается социальная обстановка, из-за тяжёлой экономической обстановки государство не в состоянии выплачивать высокую заработную плату людям, работающим на бюджетных предприятиях, поэтому люди не хотят работать в таких важных социальных сферах, как здравоохранение и образование. Нужно с помощью идеологии поднять престижность этих профессий и улучшить их материальную базу. Ещё одной проблемой стал процесс сращивания власти с мафиозными структурами. Корень этих проблем лежит в огромном бюрократическом аппарате, поэтому единственным способом решить эти проблемы является его сокращение до минимальных размеров, ведение системы высоких штрафов и лишение депутатов и чиновников политической неприкосновенности. Эти меры в долгосрочном периоде смогут улучшить состояние экономики и обеспечить её конкурентоспособность на мировом рынке.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреанов В. Государственное регулирование и механизмы саморегуляции в рыночной экономике // Экономист. - 2006. - №5.
2. Албегова И.М., Емцов Р. Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика. М.: Дело и Сервис, 1998Интернет-версия
3. Арцшевский М., Райзберг Б. Проблемы структурной перестройки экономики //Экономист. М.-2000.
4. Ахмедуев А. Государственные предприятия: типы и механизм функционирования // Вопросы экономики. - 2007.
5. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Учебное пособие. – Новосибирск: «Лада», 2000
6. Всероссийский экономический журнал «ЭКО» №2 2000г.
7. Волков В. Российская экономика в 1999 году // Экономист. М.-1990.
8. Грицына В., Курнышева И. особенности инвестиционного процесса // Экономист. М.-2000.
9. Долан Э., Линдсэй Д. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика, М., 1991.
10. Ионов М. Роль государства в экономике // Экономист. – 2007.
11. Курс экономической теории. / Под общ. ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров, 1993.
12. Лившиц В. Роль государства в современной экономической системе // Вопросы экономики. – 1993.
13. Мамедов О. Современная экономика. Лекционный курс: Учеб.пособие. / Под ред. д.э.н. Мамедова О. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002.
14. Макконел Кемпбелл Р., Брю Стенли Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.1 – М.: Республика, 1995.
15. Под руководством академика РАН Д.С.Львова «Путь в ХХI век», Экономика 1999г.
16. Разанова Н.М., Шаскитко А.Е. Основы экономического выбора. М., 1996.
17. Райзберг Б.А. Основы экономики: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000.
18. Рифат Гусейнов «История экономики России» 1999г.
19. Солнцев В. Государственное регулирование цен и контроль за их применением // Экономист, 1996
20. Талапина Э. Вопросы правового регулирования экономической функции государства // Государство и право. – 1999.
21. Фишер С., Дорнбуш Р. Экономика, М., 1996.
22. Яковлева Е.Б. Макроэкономика. Учебник. «Поиск», 1997
23. www.bestreferat.ru
24. www.catalog.ru
25. www.msses.ru
26. www.economicus.ru
27. www.gumfak.ru
28. www.studd.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Приложение. А
1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999
3587,8 3954,8 5433,5 6410,4 6473,1 6712,4 8979,1 10421,5
2
Информация о работе Государственное регулирование рыночных процессов