Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 15:02, реферат
“Государственное регулирование современной экономики осуществляется с помощью системы типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.” [1] Оно реализуется с помощью специальной системы мер, предусматривающей использование законодательной базы, актов, указов, а также различных нормативных документов.
Регулирование оптовой торговли необходимо осуществлять с участием антимонопольных органов. Регулируя доступ на рынок новых оптовых структур, эти органы будут решать вопросы слияния или разукрупнения последних, проводить в необходимых случаях их сертифицирование, определять порядок участия иностранных инвесторов, формировать необходимую протекционистскую политику.
Механизм государственного
регулирования торговой деятельности
может быть осуществлен и с помощью организационно-
Такое воздействие
проявляется в многообразных административных
приказах и распоряжениях, в различных
положениях, инструкциях, нормативах,
стандартах и других служебных предписаниях,
организационно-
“Во внешнеторговой деятельности регулирование включает: рекомендации министерств и ведомств подведомственным внешнеторговым организациям по экспорту и импорту товаров и услуг, изменению структуры и географической направленности внешнеторговых связей, государственные заказы предприятиям на производство товаров и услуг с целью их последующего экспорта, регистрацию участников экономических связей и др.
Административный механизм базируется на силе государственного влияния и ограничивается выдачей лицензий на тот или иной вид товаров (деятельности) или его запрещение, а также охраной окружающей среды и созданием минимальной защиты слабо защищенных слоев населения.
Переход к рыночной экономике в современных условиях вызывает необходимость создания структуры управления торговлей, основанной на частной собственности. В начале реформ органы управления торговлей под напором сверху рушились, проходила массированная приватизация предприятий торговли и общественного питания, были ликвидированы торги, коллективы этих предприятий приобрели статус юридического лица. Создавались новые организационно-правовые формы предприятий и организаций, некоторые из них не имея собственных оборотных средств оказались неспособными работать в условиях такой самостоятельности (в особенности это касалось небольших предприятий) и оказались на грани банкротства.
В сложившихся условиях назрел вопрос о восстановлении системы управления торговыми процессами путем воздействия через лицензирование, сертификацию предприятий, услуг, участие государства в уставных капиталах предприятий и организаций торговли и восстановление роли оптовой торговли в организации товародвижения и снабжении предприятий розничной торговли, работу с субъектами по выявлению причин снижения доходов, налоговых поступлений, перечислений во внебюджетные фонды и т.д.” [7]
Создавая новую
систему государственного регулирования
торговли в переходный период реформирования
отечественной экономики, необходимо
учесть, что слишком интенсивное применение
экономических методов может ослабить
эффективность рыночных механизмов и
способно нанести экономике такой же вред,
как и стремление к административным методам.
А результатом может явиться снижение
экономической активности субъектов хозяйствования
и, как следствие, снижение уровня покупательского
спроса на товары и услуги населением.
2.2. Регулирование
торговли на уровне предприятий и организаций.
“Механизм государственного регулирования торговой деятельности будет не полным, если не рассмотреть выполнение функций и методов на уровне основного звена -- предприятий и организаций.
В задачи государственного регулирования торговли на уровне организации входит:
Реализация этих задач требует создания необходимых экономических и других условий в сфере управления. Каждая задача требует выполнения определенных функций и методов управления на уровне организаций. В свою очередь, содержание каждой функции управления определяется спецификой задач, которые выполняются в рамках этой функции. Сложность задач определяет всю сложность управления и его функций.” [7]
Это положение имеет важное значение для раскрытия сущности и роли отдельных функций управления, которые в современных условиях расширились, усложнились и видоизменились в связи с ростом масштабов хозяйственной деятельности торговых организаций.
“Но осуществление регулирования деятельности на основе общих функций управления не позволяет полностью выполнить весь комплекс работ для достижения целей организации. В этой связи в процессе регулирования на микроуровне следует выделять более конкретные, частные функции.
Частными функциями регулирования следует считать:
Часть этих функций регулируется государством, а часть находится в оперативно-хозяйственном ведении руководителя организации.
Выполнение общих и частных функций управления связано с решением конкретных задач с помощью определенных методов управления. Так, для реализации функции маркетинга необходимо применение методов разработки внутрифирменных программ маркетинга и прогнозов развития, для функции планирования -- выполняется ряд методов анализа, планирования и прогнозирования и т.д.
Функции, методы управления, экономические рычаги и инструменты взаимосвязаны между собой в единый экономический (хозяйственный) механизм управления на уровне организации.
Вопросы хозяйственной деятельности регламентируются, прежде всего, уставом торгового предприятия, системой целевых показателей, внутренних нормативов и требований по отдельным вопросам организационно-управленческой, экономической и финансовой деятельности предприятия.
При переходе от распределительного и директивного управления к регулирующему воздействию система государственного регулирования торговли должна строиться: во-первых, с учетом финансово-хозяйственной самостоятельности (автономии) организации и, во-вторых, исходя из условий децентрализации управления, разграничения компетенции, полномочий и ответственности между его различными уровнями.” [7]
Совершенствование
механизма государственного регулирования
торговли на уровне субъектов и предприятий
предусматривает преобразование структур
управления, основанных на разграничение
функций государственного регулирования
торговли и непосредственного оперативно-хозяйственного
руководства, что предполагает развитие
самостоятельного хозяйствования и самоуправления
предприятиями с различными формами собственности.
Заключение.
“В целом взаимодействия
методов воздействия и использование
синтеза децентрализованного механизма
принятия быстрых решений позволяет придти
к сбалансированному экономическому росту
субъектов хозяйствования.” [7]
Я считаю, что роль
государства в условиях формирования
рыночной экономики достаточно велика.
Она должна сводиться в конечном итоге
к эффективному регулированию всех процессов,
происходящих на потребительском рынке
товаров и услуг.
И поэтому эффективный
механизм государственного регулирования
торговли позволит реализовать стоящие
перед ним цели, результативно осуществлять
функции, формы и методы в организации
торговли.
Список использованной литературы:
1. Шаршов И.С. Курс экономической теории. ЧI: -- Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1995. -- с.17,19.
2. Ойкен В. Основы национальной экономики. /Пер. с нем. /Общ. ред. В.С. Автономова, В.П. Гутника, К. Херрманн-Пиллата. -- М.: Экономика, 1996. -- с. 209--210, 230, 248--249.
3. Экономика переходного периода. Учебное пособие/Под ред. В.В. Радаева и др. -- М.: Изд-во МГУ, 1995. -- с. 334--335.
4. Леонтьев В. Межотраслевая экономика. -- М.: Экономика, 1997. -- с. 20--21.
5. Бланк И.А. Управление торговым предприятием. -- М.: Ассоциация авторов и издателей ТАНДЕМ. Изд-во ЭКМОС, 1998. -- с. 20--22, 28 - 30
6. Лафта Дж. К. Эффективность менеджмента организации. Учебное пособие. -- М.: Русская Деловая Литература, 1999. -- с. 12--17.
7. Экономика: Производство
-- Финансы - Банки/Под ред. В.К. Сенчагова
-- М.: ЗАО Финстатинформ, 1998. -- c. 15 - 22, 30 -
33, 41 - 43, 48 - 50, 57 - 60