Государственное регулирование трудовых отношений на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 23:00, доклад

Описание работы

В отличие от гражданско-правовых отношений, допускающих возможность представительства, т. е. возможность одного лица совершать сделки от имени др. лица, трудовые отношения всегда носят личный характер. Трудовую функцию работника не может выполнять никто иной. Но она выполняется в условиях коллективного труда и вливается в этот труд как его составная часть. В гражданско-правовых отношениях работник не подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка; он выполняет определенную работу, за которую по завершении получает вознаграждение.

Файлы: 1 файл

доклад по введению в специальность.docx

— 31.40 Кб (Скачать файл)

Обучение, подготовка и переподготовка работников связаны с необходимостью обеспечения максимального соответствия способностей и возможностей работника характеру и содержанию работы, а также с необходимостью максимального использования и развития всех способностей работника. Занятые на производственных предприятиях работники постоянно находятся в процессе обучения, поскольку появляется новое оборудование, применяются новые технологические процессы, осуществляется реорганизация производства и управления и т. д.

В процессе обучения следует выделять образование, подготовку, и профессиональное развитие кадров. Образование связано с получением теоретических знаний и осуществляется в школах, высших и средних специальных учебных заведениях, подготовка связана с использованием и применением знаний к той или иной конкретной работе, а профессиональное развитие кадров - с повышением уровня (степени) овладения приемами и навыками применительно к конкретной профессии. Основными причинами, обусловливающими необходимость обучения и переподготовки кадров непосредственно на предприятии, являются:

  • Недостаток квалифицированной рабочей силы на национальном или региональном уровне;
  • Увеличивающаяся стоимость рабочей силы как важнейшего производственного ресурса;
  • Конкуренция, требующая сокращения затрат и более эффективного использования трудовых ресурсов;
  • Технологические изменения, предполагающие овладение новыми знаниями и переподготовку работников;
  • Появление новых производственных процессов;
  • Укрупнение производства, требующее новых навыков управления и координации деятельности внутренних подразделений предприятия;
  • Подготовка к занятию новой, более высокой должности;
  • Развитие потенциала работников;
  • Рост объемов производства и реализации;
  • Социальная ответственность предприятия за своих работников.

На большинстве крупных российских предприятий руководство подготовкой и повышением квалификации кадров возлагается на главного инженера. В его подчинении находятся отделы или бюро технического обучения или отдельные работники, выполняющие аналогичные функции, а также соответствующие учебные подразделения (курсы, школы, учебно-производственные комбинаты и др.). Специалисты по техническому обучению имеются и в крупных цехах. Кроме того, значительную работу по обучению персонала осуществляют линейные руководители предприятия, особенно мастера и старшие мастера.

Обучение, подготовка и переподготовка кадров на предприятии осуществляются с учетом категорий и групп работающих. Обучение рабочих на производстве является преобладающей формой их подготовки. Обычно выделяются три основных вида подготовки:

  • Подготовка новых рабочих (ранее не имевших профессий);
  • Переподготовка и обучение рабочих вторым профессиям (в случае их высвобождения, расширения их профиля или потребностей производства)
  • Повышение квалификации (последовательное совершенствование профессиональных знаний и навыков по имеющейся профессии). При этом подготовка осуществляется обычно по курсовой, групповой и индивидуальной системам обучения.

Обучение служащих на производстве осуществляется в форме самостоятельной работы, для чего на предприятиях создаются библиотеки и бюро технической и экономической информации, а также в вечерних высших и средних специальных учебных заведениях и на специальных курсах различной продолжительности по тем или иным проблемам управленческой деятельности. В процессе обучения работников предприятия применяются и такие способы и методы обучения, как инструктаж, использование тренажеров, ролевые игры, изучение прецедентов, лекции, дискуссии, фильмы и телепередачи, ротация кадров, создание кадрового резерва.

Условия труда — это часть производственной обстановки, в которой работники предприятия осуществляют свою трудовую деятельность. Они определяются особенностями производственных процессов, применяемого оборудования и технологии, тяжестью и напряженностью труда, воздействием внешней среды на организм работников, режимом труда и отдыха, а также психологическим климатом в коллективе. В соответствии с действующими санитарно-гигиеническими критериями оценки условия труда подразделяются на четыре класса: нормальные, допустимые, вредные и опасные (экстремальные).

В целях совершенствования, облегчения условий труда на предприятии необходимо специально разрабатывать и реализовывать мероприятия по уменьшению влияния вредных воздействий на организм работников, соблюдению санитарных норм, обеспечению благоприятной производственной обстановки, соблюдению рациональных годовых, недельных и внутрисменных режимов труда и отдыха, техники безопасности и экологических характеристик производства.

 Государственное регулирование трудовых отношений на предприятии осуществляется в следующих основных формах и направлениях:

  • Разработка соответствующей законодательно-нормативной базы и контроль за соблюдением законодательства;
  • Прямое участие государства в управлении трудовыми отношениями в бюджетной сфере;
  • Изъятие части дохода предприятия через систему налогообложения и обязательных платежей в бюджет, ее перераспределение и воздействие на формирование рынка труда и соответствующего кадрового потенциала.

Прямое участие государства в управлении трудовыми отношениями в бюджетной сфере проявляется в форме финансирования и управления соответствующими предприятиями, утверждения тарифной сетки, разработки и реализации механизма оплаты труда руководителей государственных предприятий, реализации программ социального развития, подготовки и переподготовки кадров в учебных заведениях бюджетной сферы и др. Изъятая и перераспределяемая государством часть доходов предприятий направляется на финансирование мероприятий по содействию занятости населения и регулированию основных параметров рынка труда, осуществление социальных выплат в виде пособий по безработице, организацию общественных работ и др.

Законодательно-нормативная база трудового права России включает: федеральные законы Российской Федерации; подзаконные акты органов исполнительной власти; локальные нормативно-правовые акты (коллективные и трудовые договоры).

Законодательно-нормативная база регулирует:

  • Правовые отношения в сфере наемного труда;
  • Механизм заключения и реализации коллективных договоров и соглашений;
  • Занятость и трудоустройство;
  • Порядок заключения, прекращения и расторжения трудовых договоров;
  • Организацию и применение наемного труда (рабочее время и время отдыха, заработная плата, дисциплина труда, материальная ответственность);
  • Механизм разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров и др.

Особое место среди источников российского трудового права занимает Конституция Российской Федерации, которая законодательно закрепляет: свободу труда; право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; право на вознаграждение за труд в размере не ниже минимальной оплаты труда, установленной федеральным законом; право работников на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием способов их разрешения, установленных федеральным законом; право на отдых.

Работающим по трудовому договору гарантируется установленная федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, ежегодный оплачиваемый отпуск.

Важнейшее место среди федеральных законов в области трудового права занимает Трудовой кодекс Российской Федерации. Он регулирует основные трудовые права и обязанности работников, рабочее время и время отдыха, охрану труда, трудовые споры, обеспечивает гарантии занятости и реализации права граждан на труд, участие работников в управлении предприятием, устанавливает законодательные рамки в области трудовых договоров, заработной платы, норм труда и сдельных расценках.

Наряду с Трудовым кодексом РФ к федеральным законам относятся также «Основы законодательства РФ об охране труда», «О коллективных договорах и соглашениях», «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и др.

Кроме федеральных нормативных актов к числу источников трудового права относятся акты органов власти и управления субъектов РФ. Они имеют ограниченную сферу действия (в рамках региона субъекта РФ), не должны противоречить соответствующим федеральным нормативным актам и базируются на конституциях республик и уставах других субъектов РФ.

Среди подзаконных источников трудового права ведущую роль играют указы Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер. Они обязательны для исполнения на всей территории России и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Постановления Правительства РФ представляют собой акты исполнительной власти РФ, носящие подзаконный характер. Постановления правительства, будучи нормативными актами, принятыми в развитие действующего законодательства, устанавливают соответствующие нормы, например тарифные ставки (оклады) работников бюджетной сферы.

Постановления, инструкции и разъяснения Министерства труда и социального развития РФ издаются в целях обеспечения правильного и единообразного толкования и применения законов о труде и актов вышестоящих государственных органов управления, регулирующих общественные отношения в сфере труда. Они касаются вопросов нормирования и оплаты труда в различных отраслях народного хозяйства, порядка исчисления среднего заработка и часовых тарифных ставок, порядка предоставления льгот отдельным категориям работников, режима труда и отдыха на отдельных предприятиях и др.

В последние годы в России появились качественно новые источники трудового права: генеральные, региональные, межотраслевые, тарифные, территориальные соглашения и др.

 Они представляют собой договорные  акты, заключаемые на двухсторонней  или трехсторонней основе, и выражают  отношения социального партнерства  между представителями работников  и работодателей. Третьей стороной  в таких соглашениях выступает  соответствующий орган государственного  управления. Влияние государственных  органов власти на трудовые  отношения на предприятии сводятся  как к разработке рамочных  условий соглашений, так и в  виде непосредственного участия  в работе соответствующей трехсторонней комиссии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

1. Введение

2. Понятие трудовых отноншений

3. Управление персоналом

4. Государственное регулирование трудовых отношений на предприятии         

5. Заключение                                                         

6. Список литературы 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя некоторый итог, можно сказать, что одним из важнейших рынков ресурсов производства является рынок труда. На рынке труда продают и покупают трудовые услуги, связанные с использованием умственных и физических способностей людей. Роль рынка труда в каждой стране очень велика, так как большинство людей получают доходы, продавая свой труд. При этом следует отметить, что продаваемый товар – трудовые услуги:

1) крайне разнообразен (трудовые услуги официанта и трудовые услуги банкира весьма различны между собой);

2) не существует отдельно от людей, которые оказывают эти услуги.

Это придает функционированию рынка труда несколько особенностей:

1) спрос здесь предъявляется не на трудовые услуги, а на услуги определенного типа и сложности;

2) наряду с общенациональными существуют местные рынки труда, которые могут отличаться друг от друга;

3) предложение трудовых слуг может меняться, так как люди могут менять профессию или квалификацию.

Оказались не рассмотрены многие другие факторы, влияющие на отношения на рынке труда между рабочими и предпринимателями и, прежде всего, социальные проблемы рынка труда. Трудовые конфликты, роль профсоюзов в процессе производства, безработица: все это в той или иной мере влияет на процесс производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Для нормальной работы любого предприятия необходимы определенные условия. К таким условиям можно отнести наличие сырьевых ресурсов, наличие финансовых ресурсов, наличие рынков сбыта, а также и наличие трудовых ресурсов. Разделение труда, предусматривает наличие в различных регионах трудовых ресурсов различного объема и квалификационного состава. Широкая трактовка разделения труда как обособления отдельных видов человеческой деятельности подразумевает устойчивый обмен продуктами, производимыми предприятиями с наибольшей экономической эффективностью. Трудовые ресурсы предприятия являются главным ресурсом каждого предприятия, от качества и эффективности использования которого во многом зависят результаты деятельности предприятия и его конкурентоспособность. Трудовые ресурсы приводят в движение материально-вещественные элементы производства, создают продукт, стоимость и прибавочный продукт в форме прибыли. Отличие трудовых ресурсов от других видов ресурсов предприятия заключается в том, что каждый наемный работник может отказаться от предложенных ему условий и потребовать изменения условий труда и модификации неприемлемых, с его точки зрения, работ, переобучения другим профессиям и специальностям, может, наконец, уволиться с предприятия по собственному желанию.

Информация о работе Государственное регулирование трудовых отношений на предприятии