Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2013 в 17:58, реферат

Описание работы

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности — это комплекс экономических, правовых и административно-управленческих мер со стороны государства, преследующих цель формирования благоприятных рамочных условий хозяйствования субъектам внешнеэкономической деятельности. Эти меры обеспечивают им экономическую поддержку и правовую защищенность на внутреннем и внешнем рынках и направлены на качественное совершенствование экспортного потенциала. Они помогают реализовать стратегию экспортной экспансии на международные рынки товаров, услуг и прав интеллектуальной собственности, продукции с высоким уровнем добавленной стоимости, на устойчивое поддержание положительного сальдо внешнеторгового баланса, на обеспечение хозяйственной безопасности в национальном масштабе

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности.docx

— 26.23 Кб (Скачать файл)

Государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности — это комплекс экономических, правовых и административно-управленческих мер со стороны государства, преследующих цель формирования благоприятных рамочных условий хозяйствования субъектам  внешнеэкономической деятельности. Эти меры обеспечивают им экономическую  поддержку и правовую защищенность на внутреннем и внешнем рынках и  направлены на качественное совершенствование  экспортного потенциала. Они помогают реализовать стратегию экспортной экспансии на международные рынки  товаров, услуг и прав интеллектуальной собственности, продукции с высоким  уровнем добавленной стоимости, на устойчивое поддержание положительного сальдо внешнеторгового баланса, на обеспечение хозяйственной безопасности в национальном масштабе.В современных условиях государство активно регулирует внешнеэкономические связи в национальных интересах. Рыночной системе хозяйства в принципе больше соответствуют экономические инструменты регулирования внешнеэкономических связей, прежде всего таможенные пошлины, налоги и т. д.

В условиях рыночной экономики  внешнеэкономическая деятельность, имеющая предпринимательский характер, в целом подчиняется общедозволительному (а не разрешительному) правовому режиму. Участники такой деятельности подчиняются только определённым в нормах права правилам рынка. Следовательно, воздействие на внешнеэкономическую деятельность происходит в двух уровнях: саморегуляция посредством спроса и предложения и регламентированное правом государственное регулирование ВЭД как системы общественных отношений, возникающих в этой сфере.

Понятие государственного регулирования

Артёмов М.Н, выделяет следующие  методы государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности:

  • таможенно-тарифное регулирование;
  • нетарифное регулирование;
  • запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
  • меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности.

С помощью пошлин государство  стремится рационализировать структуру  импорта. Изменения таможенного  тарифа, которые проводятся довольно часто, вызывают неоднозначную реакцию  общественности. В этой сфере сталкиваются интересы различных социальных групп. Видимо, главное здесь, чтобы государство  своими внешнеторговыми ограничениями  не создавало во внутренней экономике  зоны монопольного господства местных  производителей и в то же время  не допускало разорения важных с  народнохозяйственно точки зрения отраслей из-за импорта иностранной  продукции. Найти оптимальное соотношение  мер регулирования для решения  этих задач, защитить стратегические интересы страны — одна из важных целей внешнеэкономической  политики государства.

Правовыми формами государственного регулирования являются нормативные  правовые акты и индивидуальные правовые акты в сфере регулирования внешнеэкономических  отношений. Основным видом ВЭД и, соответственно, предметом правового  регулирования является внешнеторговая деятельность.

Правовая основа системы  государственного регулирования именно этой деятельности получила самостоятельное  закрепление на законодательном  уровне.

Существующий ныне у большинства  государств обширный арсенал инструментов внешнеэкономической политики позволяет  им активнее влиять как на формирование структуры и направления развития собственных внешнеэкономических  связей, так и на внешнеторговую политику других государств. Главной  задачей внешнеэкономической политики является создание благоприятных внешнеторговых условий для развития промышленного  производства внутри страны.

 

В соответствии с Законом  о внешнеторговой деятельности, государственное  регулирование ВЭД в Республике Беларусь строится на принципах:

  • реализации внешнеторговой политики как составной части единой внешней политики Республики Беларусь;
  • обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе в экономической сфере;
  • единства таможенной территории Республики Беларусь;
  • приоритета экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
  • невмешательства в частные дела при осуществлении внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты нравственности, прав и свобод других лиц;
  • обеспечения выполнения обязательств, принятых Республикой Беларусь по международным договорам, и реализации прав, возникающих из международных договоров Республики Беларусь;
  • применения в отношении другого государства (группы государств) мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом взаимности;
  • выбора мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для ее участников, чем это необходимо для обеспечения - -эффективного достижения целей, преследуемых данными мерами;
  • обоснованности и объективности применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
  • гарантирования права на судебную защиту прав, свобод и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;
  • гласности в применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Государственное регулирование  ВЭД осуществляется с помощью  широкого круга мер, число которых  постоянно растет. Все разнообразие применяемых государством инструментов влияния на внешние экономические  связи может быть определенным образом  систематизировано.

Во-первых, все меры могут  быть разделены в зависимости  от направленности действия на экономические и административные методы, протекционистские и либерализационные. Про

Меры либерализации, в  противоположность этому, направлены на снятие, снижение ограничений во внешней торговле, что приводит к  росту конкуренции со стороны  иностранных компаний. [5] В современной  мировой экономике и в политике любого государства постоянно присутствуют эти две противоречивые тенденции  — протекционизм и либерализация.

Во-вторых, все меры, в  зависимости от характера воздействия  на экономические процессы, могут  быть разделены на прямые и косвенные. К прямым могут быть отнесены меры прямого ограничения экспорта и/или импорта, в частности — установление квот, лицензий, эмбарго и др. К косвенным могут быть отнесены меры, которые воздействуют на экономические процессы через экономические интересы их участников. Например, политика установления таможенных пошлин, акцизов, сборов; система налогообложения, банковская процентная ставка, курс валют и др. В целом в процессе государственного регулирования внешнеэкономической сферы происходит постепенный отказ от применения административных мер и переход к экономическим мерам. В соответствии со статьёй 14 Федерального закона РФ, в целях регулирования операций по экспорту и импорту, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации, и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике, в соответствии с федеральными законами и международными договорами устанавливаются импортные и экспортные пошлины.

 

Тарифное регулирование

В соответствии с Законом  о внешнеторговой деятельности, таможенно-тарифное регулирование относится к методам государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

В соответствии со ст. 2 Закона, таможенно-тарифное регулирование — метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем установления, введения, изменения и прекращения действия таможенных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Республики Беларусь.

В законе прямо установлено, что основным методом регулирования  внешней торговли товарами, применяемым  в целях защиты внутреннего рынка  Республики Беларусь, является таможенно-тарифное регулирование.

Согласно международной  практике внешнеторгового регулирования, таможенный тариф является основой  государственного воздействия на сферу  внешнеторговой деятельности. Функция  тарифного регулирования — защита внутреннего рынка от неблагоприятного воздействия конкуренции со стороны  иностранных товаров.

На мировом рынке участвует  огромное количество субъектов хозяйствования — поставщиков аналогичных товаров. Многие товары по техническим, ценовым  параметрам превосходят отечественные. Для нивелировки внутренних и  мировых цен на аналогичную продукцию  применяются в том числе и тарифные меры, использующие весь спектр таможенных пошлин, с помощью которых регулируется импорт товаров на внутренний рынок.

Товарная номенклатура внешнеэкономической  деятельности (ТН ВЭД) Республики Беларусь представляет собой определенным образом  построенный перечень товаров с  присвоенными им десятизначными цифровыми  кодами.

Товарная номенклатура вводится в действие Советом Министров  Республики Беларусь исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров.

Важность тарифного регулирования  внешнеторговой деятельности подчёркивает и факт закрепления данного инструмента  регулирования в законодательстве многих государств. Так, в Федеральном  законе Российской Федерации «О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности»  в качестве важнейшего принципа государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности закреплён приоритет  экономических мер, среди которых  центральное место занимает Таможенный тариф.

На Украине также существует правовой акт о едином таможенном тарифе, закрепляющий основные положения  о данном инструменте регулирования  внешнеторговой деятельности.

В соответствии с Законом  о таможенном тарифе, основными целями Таможенного тарифа являются:

рационализация товарной структуры ввоза товаров в  Республику Беларусь;

поддержание рационального  соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Республики Беларусь;

создание условий для  прогрессивных изменений в структуре  производства и потребления товаров  в Республике Беларусь;

защита экономики Республики Беларусь от неблагоприятного воздействия  иностранной конкуренции;

обеспечение условий для  эффективной интеграции Республики Беларусь в мировую экономику.

Под тарифным регулированием внешнеэкономической деятельности следует понимать совокупность экономических (тарифных) мер государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности, которые так или иначе призваны способствовать защите национальных производителей на внутреннем рынке, регулировать структуру  экспорта и импорта товаров, а  также обеспечивать источник пополнения доходной части государственного бюджета.

Под Таможенным тарифом понимается свод ставок таможенных пошлин, применяемых  к товарам, перемещаемым через таможенную границу Республики Беларусь, систематизированный  в соответствии с Товарной номенклатурой  внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь.

До 1 января 2008 года в Республике Беларусь действовала товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности была утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 17 июня 2002 г. № 791 «О товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности», включала в себя 21 раздел и 91 группу товаров. Постановлением о ТНВЭД, вступившим в силу с 1 января 2008 года, утверждена новая ТНВЭД. Данная номенклатура основана на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств и общей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического сообщества.

Номенклатура Гармонизированной  системы описания и кодирования  товаров (далее — номенклатура ГС) на сегодняшний день в качестве классификатора товаров получила наибольшее распространение  в мире.

В ст. 3 Конвенции по номенклатуре ГС предусмотрено, что страны, принявшие  ее, не будут изменять классификацию  товаров и их код в пределах первых шести знаков. Таким образом, код товара на уровне шести знаков во всех странах, подписавших Конвенцию  по номенклатуре ГС, будет одинаков.

В Республике Беларусь ТН ВЭД  охватывает все виды движимого имущества. Для покрытия всех товаров используются оговорки типа «прочие». Длина кодового обозначения товара по ТН ВЭД Республики Беларусь составляет 10 цифровых знаков, первые шесть из которых — общемировые, а последние четыре отражают детализацию  номенклатуры товаров в соответствии с конкретными условиями, существующими  в стране.

Под таможенными платежами  в Республике Беларусь понимаются налоги, сборы (пошлины), взимаемые в республиканский  бюджет таможенными органами.

В Республике Беларусь ТН ВЭД  — это структурированная номенклатура, то есть номенклатура, построенная  по принципу распределения информации о товарах по определенным уровням:

раздел — 1-й уровень;

группа — 2-й уровень (это  уже 2-значный код);

товарная позиция — 3-й  уровень (4-значный код);

субпозиция — 4-й уровень (6-значный код);

подсубпозиция — 5-й уровень (10-значный код).

При формировании разделов ТН ВЭД используются следующие классификационные  признаки: либо по происхождению материала, из которого изготовлен тот или иной товар, либо по его химическому составу. При формировании групп заложен  принцип последовательности обработки  товаров: от сырья, полуфабрикатов до готовых  товаров; иными словами, группы с  изделиями, имеющими большую степень  обработки, имеют больший номер. При построении товарных позиций, субпозиций и подсубпозиций в каждой группе ТН ВЭД также применяется своя строго определенная последовательность.

Информация о работе Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности