Государственное стимулирование экспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 17:14, доклад

Описание работы

Значительное место во внешнеторговой политике занимает участие государства в развитии экспорта. В целях стимулирования предприятий к работе на внешнем рынке создана сложная система гарантий, страхования, кредитов, налоговых механизмов.

Файлы: 1 файл

Доклад по теме Цели и средства госуд.стимулирования экспорта и импорта.docx

— 29.02 Кб (Скачать файл)

Порядок и условия предоставления государственных гарантий установлены в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2006 г. № 571 «О порядке предоставления в 2006 году государственных гарантий Российской Федерации для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции». В 2008-2010 годах государственные гарантии Российской Федерации для оказания поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг) предоставляются в соответствии с Правилами, утвержденными данными документом (Постановление Правительства РФ от 14.11.2007 № 778).

Перечень промышленной продукции, при осуществлении экспорта которой оказывается государственная гарантийная поддержка, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2004 г. №1222-р с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 № 107 (в ред. распоряжений Правительства РФ от 15.05.2006 № 699-р, от 27.07.2007 № 999-р). Определение номенклатуры промышленной продукции, для экспорта которой необходима государственная гарантийная поддержка, осуществлялось исходя из фактора её конкурентоспособности. Семенов К.А. Международные экономические отношения. 2004. М., С. 111.

Страны, экспорту в которые оказывается поддержка, разделены на 2 категории:

· страны, перечень которых с определением предельных ежегодных объемов гарантирования и группы риска для каждого государства утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2008 г. №566-р. Эти страны в большинстве своем не имеют инвестиционного кредитного рейтинга. Поэтому при экспорте в такие страны требуется государственная контр-гарантия в качестве обеспечения. Предельный размер покрытия зависит от категории риска страны и варьируется от 85 до 95 %.

· страны, обладающие инвестиционным кредитным рейтингом по шкале одного из трех рейтинговых агентств. При экспорте в указанные страны не требуется государственной контр-гарантии в качестве обеспечения, принимаются иные формы обеспечения. Предельный размер покрытия будет в каждом случае определяться Минфином России, но не превышать 90%.

Перечень документов, представляемых для получения гарантий для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции, утвержден Приказом Минфина России от 8 сентября 2004 г. N 76н (в ред. Приказов Минфина РФ от 22.08.2005 N 106н, от 07.11.2006 N 135н).

Правила предусматривают предоставление следующих видов государственных гарантий:

· российскому экспортеру промышленной продукции в обеспечение платежных обязательств в иностранной валюте: - иностранного государства, резидентом которого является иностранный импортер, по представленной им государственной гарантии; - иностранного импортера, резидента государства с инвестиционным кредитным рейтингом, по экспортному контракту; - иностранного государства с инвестиционным кредитным рейтингом по его экспортному контракту;

· российскому банку-кредитору или иностранному банку-кредитору (только при условии предоставления кредитов на срок восемь и более лет), предоставляющим кредиты российским экспортерам, иностранным импортерам, банкам-нерезидентам и иностранным государствам, включая предэкспортное финансирование, в обеспечение платежных обязательств в иностранной валюте по возврату и оплате кредитов;

· кредиторам либо держателям облигаций закрытого акционерного общества "Росэксимбанк" по его заимствованиям, осуществляемым для кредитования российских экспортеров, иностранных импортеров, банков-нерезидентов и иностранных государств при осуществлении экспорта российской промышленной продукции (товаров, работ, услуг); В начале 2006 года Росэксимбанк привлек под этот вид государственных гарантий 70 млн. долл. для кредитования экспортных операций (долгосрочное экспортное кредитование);

· ЗАО "Росэксимбанк" по возмещению его платежей в иностранной валюте по выставленным им банковским гарантиям.

Возмещение части процентных ставок

Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 год» предусмотрено выделение средств в размере 3,0 млрд. рублей для реализации механизма возмещения части процентных ставок по кредитам, предоставляемым российскими кредитными организациями российским экспортерам промышленной продукции.

Правила возмещения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2005 г. № 357. (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02.2006 № 101). В 2008-2010 годах возмещение из федерального бюджета российским экспортерам промышленной продукции части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2005-2007 годах в российских кредитных организациях осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными данными документом (Постановления Правительства РФ от 23.02.2007 № 126, от 14.11.2007 № 778). Главным распорядителем бюджетных средств является Минпромэнерго России, принимающее решение о предоставлении возмещения совместно с МЭРТ и Минфином России.

Преимущественным правом на получение возмещения обладают организации, являющиеся победителями международных тендеров на поставку промышленной продукции.

При привлечении кредита в российских рублях возмещение осуществляется из расчета двух третьих произведенных затрат на уплату процентов по кредиту при условии, что процентная ставка по кредиту будет менее или равна ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату последней уплаты процентов.

Если процентная ставка по кредиту больше ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату последней уплаты процентов, возмещение осуществляется исходя из расчета двух третьих ставки рефинансирования, действующей на дату уплаты процентов.

При привлечении кредита в иностранной валюте возмещение осуществляется в рублях из расчета двух третьих произведенных затрат на уплату процентов по кредиту и исходя из курса рубля к иностранной валюте, установленному ЦБ РФ на дату осуществления указанных затрат.

При расчете максимального размера возмещения процентная ставка по привлеченному кредиту в иностранной валюте принимается равной 12% годовых.

Долгосрочное экспортное кредитование

Концепцией развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации предусмотрено экспортное кредитование за счет (с участием) средств федерального бюджета.

Согласно Концепции экспортные кредиты за счет (с участием) средств федерального бюджета предполагается предоставлять как правительствам иностранных государств, так и импортерам российской промышленной продукции или их банкам в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Однако в настоящее время данный механизм финансовой поддержки экспорта не используется и выделение средств на экспортное кредитование Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2008 год» не предусмотрено. МЭРТ. Экспортные возможности России.

 

 

Довольно значительная часть различных по своей номенклатуре товаров импортируется российскими компаниями от зарубежных производителей. Как правило, решение об импорте товаров принимаются по следующим причинам:

  • определенный вид продукции не производится российскими предприятиями;

  • ощущается нехватка продукции российских производителей;

  • цены иностранных производителей ниже стоимости аналогичных товаров у российских производителей;

  • качество товаров иностранных производителей выше, чем качество российской продукции.

 

Мне, как потребителю, совершенно непонятно, почему я должен платить государству высокий налог при приобретении импортных товаров в виде импортной пошлины, если такой продукт в России не производится? Ведь одежда, автомобили, бытовая техника – всё это в России существенно дороже, нежели в Европе. Конкуренция импортных товаров на российском рынке довольно велика, и поэтому, если провести снижение импортных пошлин, то это неизбежно приведёт к снижению цен. Ещё раз подчеркну, что речь идёт исключительно о тех группах товаров, которые в России не производятся. Одним словом, стимулирование импорта потребительских товаров должно стать важным элементом антиинфляционной политики. Причём инструментом такой политики является не только снижение импортных пошлин, но и совершенствование таможенного регулирования и контроля, где ситуация является просто безобразной, например, в сфере импорта различной бытовой техники (ярким свидетельством этого стала недавняя ситуация на рынке мобильных телефонов). Упрощение правил внешнеторговой деятельности и повышение прозрачности этой сферы существенно снизит издержки импортёров, откроет возможности входа на этот рынок новым компаниям, и, как следствие, приведёт к снижению цен на импортные товары внутри страны.

Одним из инструментов стимулирования импорта является валютный курс. Резкое укрепление рубля, действительно, может привести к насыщению рынка импортными товарами, хотя при нынешнем регулировании внешнеторговой деятельности существенного снижения цен не произойдёт. Однако от этого пострадают отрасли, которые сейчас выдерживают конкуренцию с импортными производителями, и экспортёры.

Мне кажется, что в отношении политики стимулирования импорта должны всё-таки применяться инструменты более тонкой настройки, а именно, выборочное по группам товаров снижение импортных пошлин и совершенствование внешнеторгового регулирования. Валютный курс – это слишком грубый инструмент для решения подобных задач.

Я достаточно много сказал про политику стимулирования импорта. Альтернативой такой политике может служить привлечение западных производителей в Россию. Это, пожалуй, наиболее привлекательный путь, но он имеет серьёзные барьеры, как в виде естественных ограничений (трудовые ресурсы, климатические условия), так и в виде искусственно созданных бюрократических барьеров. Естественные ограничения нам не преодолеть, но борьбу с коррупцией и улучшение инвестиционного климата в стране вполне можно рассматривать, как элемент антиинфляционной политики в долгосрочном плане.

 

Формы деятельности органов государственной власти в области прямого привлечения инвестиций заключаются в следующем:

1) разработка, утверждение  и финансирование инвестиционных  проектов, осуществляемых Российской  Федерацией совместно с иностранными  государствами, а также инвестиционных  проектов, финансируемых за счет  средств федерального бюджета  и средств бюджетов субъектов  РФ;

2) на практике в качестве  прямого регулирующего воздействия  на инвестирование считается  предоставление финансовой помощи  в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие  отдельных регионов, отраслей, производств;

3) государственное воздействие  на инвестирование выражается  и путем проведения кредитной  политики, политики ценообразования, амортизационной политики;

4) разработка (формирования) и реализация федеральных строительных  программ;

5) разработка и проведение  единой государственной научно-технической  политики;

6) стимулирование инвестиционной  активности с помощью налогов, налоговых льгот, норм амортизации  и ее индексации, регулирования  учетной ставки банковского кредита;

7) предоставление на конкурсной  основе государственных гарантий  по инвестиционным проектам за  счет средств федерального бюджета  и бюджетов субъектов РФ.

 


Информация о работе Государственное стимулирование экспорта