Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 16:23, реферат
- Природоохранное законодательство
- Органы государственного управления в области организации природоохранной деятельности
- Экономический механизм управления природопользованием
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
- Природоохранное
- Органы государственного
- Экономический механизм управления природопользованием
Природоохранное законодательство
Основные направления и
Основу законодательства Республики Беларусь в области охраны окружающей среды и природопользования составляют:
Конституция Республики Беларусь (ст. 34, 46, 55) от 15.03.1994 г. с дополнениями и изменениями от 24 ноября 1996 г.
Концепция государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды, утверждена Верховным Советом Республики Беларусь 06.09.1995 г.
Законы Республики Беларусь:
- “Об охране окружающей среды” (26.11.1992 г.);
- “О государственной
- “Об особо охраняемых
- “О налоге за пользование
природными ресурсами (
- “Об отходах производства и потребления” (25.11.1993 г., в редакции от 26.11.2000 г.);
- “Об охране и использовании животного мира (19.09.1996 г.);
- “Об охране атмосферного
Кодекс Республики Беларусь о земле (4.01.1999 г.);
- Водный кодекс Республики
- Кодекс Республики Беларусь о недрах (15.12.1997 г.);
- Лесной кодекс Республики
Критериальными составляющими законов в области охраны окружающей среды являются следующие положения:
- государственная собственность
на все виды природных
- система государственного
- обязательная экологическая
- платность природопользования;
- система мер финансовой, административной и уголовной ответственности за нарушения природоохранного законодательства и возмещение нанесённого ущерба за счёт нарушителей.
Основными принципами государственной политики в области охраны окружающей среды являются:
- приоритет охраны жизни и
здоровья человека в сравнении
с другими целями
- соблюдение требований
- научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества;
- сочетание национальных и
- рациональное использование
- гласность в работе, тесная
связью с общественными
В Республике Беларусь сложилась система как перспективного, так и краткосрочного планирования мероприятий по охране окружающей среды. Основополагающими документами этой системы являются:
“Национальный план действий по рациональному
использованию природных
“Национальная стратегия и план действий по сохранению и устойчивому развитию биологического разнообразия Республики Беларусь”.
Разрабатываются и реализуются
программы и комплексные
Вверх
Органы государственного управления
в области организации
Систему государственных органов власти и управления в области охраны окружающей среды составляют:
Президент Республики Беларусь, Национальное собрание, Совет Министров, а также местные органы власти – областные, городские, районные, поселковые и сельские исполнительные комитеты.
Президент Республики Беларусь, являясь главой государства, на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь издает декреты, указы, распоряжения, в т. ч. и по вопросам охраны окружающей среды, имеющие обязательную силу на всей территории страны. Непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением природоохранного законодательства.
Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь – как представительный и законодательный орган страны определяет основные направления государственной экологической политики, принимает законодательные акты в области охраны окружающей среды и природопользования, объявляет, в случае необходимости, территории зонами экологического бедствия.
Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – является центральным органом государственного управления. Оно осуществляет исполнительную власть в Республике Беларусь: реализует государственную экологическую политику, разработку и исполнение государственных экологических программ и крупных природоохранных мероприятий, координирует деятельность в области охраны окружающей среды и природопользования министерств и иных республиканских органов государственного управления, осуществляет международное сотрудничество в этой области.
Местные органы государственного управления
– областные, районные, городские, поселковые,
сельские исполнительные комитеты несут
ответственность за состояние окружающей
среды на соответствующих территориях,
выполнение государственных экологических
программ и иных природоохранных
мероприятий, разрабатывают и утверждают
местные программы охраны природы,
организуют их исполнение, а также
материально-техническое и
Кроме того, в систему государственных органов управления входят государственные органы специальной компетенции, которые в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь специально уполномочены выполнять природоохранные функции.
Основным государственным
- разработка и проведение
- осуществление комплексного
- осуществление
- обеспечение населения
- осуществление международного
сотрудничества в пределах
В систему Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды входят 6 областных и Минский городской комитеты и 123 горрайинспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды; производственное объединение ”Белгеология”; научные учреждения: Центральный научно-исследовательский институт комплексного использования водных ресурсов, Белорусский научно-исследовательский геологоразведочный институт, Белорусский научно-исследовательский центр ”Экология” и Республиканский научно-технический центр дистанционной диагностики природной среды “Экомир”. В систему Минприроды входит также Комитет рыбоохраны, включающий 6 областных, одну оперативную, 40 межрайонных и районных инспекций.
Иными государственными органами в области окружающей среды, наделенными правами государственного контроля являются:
Государственный комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии Республики Беларусь. Он занимается вопросами учета земель, ведением государственного земельного кадастра, осуществляет контроль за использованием и охраной земель, управляет землеустроительной службой.
К компетенции Министерства здравоохранения Республики Беларусь, его органов государственного санитарного надзора, отнесены вопросы гигиены труда, контроль за качеством питьевой воды и продуктов питания, а также соблюдения санитарных правил содержания улиц, дворов и иных территорий населенных пунктов.
На Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь возложено решение всех вопросов, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, производственными авариями и катастрофами, радиационным загрязнением и ликвидацией его последствий. Кроме того, в Республике Беларусь действует ряд министерств и других органов государственного управления, которые выполняют те или иные природоохранные функции.
Министерство лесного
Государственный комитет по гидрометеорологии Республики Беларусь ведет наблюдение за состоянием поверхностных вод, атмосферного воздуха, почв, радиационным загрязнением природной среды.
Государственный таможенный комитет
Республики Беларусь выполняет природоохранные
функции путем принятия мер по
борьбе с незаконным вывозом животных
и растений (их частей и дериватов),
торговля которыми регулируется международными
соглашениями, а также с ввозом
товаров, представляющих экологическую
опасность для людей и
Министерство внутренних дел Республики
Беларусь обеспечивает охрану атмосферного
воздуха от вредного воздействия
транспортных средств, а также оказывает
иное содействие природоохранным органам
при осуществлении
Управление делами Президента Республики
Беларусь осуществляет управление национальными
парками и заповедниками
Научное обеспечение решения
Вверх
Экономический механизм управления природопользованием
Главный принцип административного
управления в области природопользования
и охраны окружающей среды – разрешительно-
Должностные лица Минприроды и его органов в соответствии с законодательством Республики Беларусь имеют право приостанавливать деятельность предприятий и производств в случае их несоответствия нормам экологической безопасности, составлять протоколы и налагать административные взыскания на граждан и должностных лиц за нарушения природоохранного законодательства, предъявлять юридическим или физическим лицам иски за нанесенный ущерб.
На этом же принципе основано проведение государственной экологической экспертизы. Реализация проектов на новое строительство объектов, или реконструкцию действующих без положительного заключения государственной экологической экспертизы запрещена и не подлежит финансированию.
Основными экономическими рычагами в области природопользования и охраны окружающей среды являются:
Информация о работе Государственное управление природоохранной деятельностью