Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 00:12, реферат
Государственное управление сельским хозяйством - это управление в области производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья, обеспечения населения продовольствием, а также производственно-технического обслуживания и материально-технического снабжения агропромышленного производства.
Основными объектами государственного управления являются колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства граждан и другие агропромышленные предприятия.
Министерство Сельского Хозяйства РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
“Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.Н.Прянишникова”
Кафедра экономики
Государственное управление сельским хозяйством
Выполнил: студент 1 курса
факультета экономики , финансов и коммерции
группа Эб-12
Мичков В.В.
Проверил: преподаватель
Теньковская Л.И..
Пермь 2015
Государственное управление сельским хозяйством - это управление в области производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья, обеспечения населения продовольствием, а также производственно-технического обслуживания и материально-технического снабжения агропромышленного производства.
Основными объектами государственного управления являются колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства граждан и другие агропромышленные предприятия.
Специфику регулирования рыночных аграрных отношений определяют:
· во-первых, разнообразие природно-климатических факторов, которые требуют формирования системы правовых мер, направленных на защиту сельскохозяйственных производителей от риска, вызываемого стихийными обстоятельствами, - страхование сельскохозяйственного производства;
· во-вторых, нестабильность цен на сельскохозяйственную продукцию, во многом зависящих от природных факторов, экономических условий сельскохозяйственного рынка, его конъюнктуры;
· в-третьих, относительно слабая привлекательность инвестиций в сельскохозяйственное производство в силу продолжительности цикла производства.
Необходимость государственного регулирования сельскохозяйственного производства обусловливается тем, что государство несет ответственность перед своими гражданами за создание им нормальных условий для жизни, обеспечение продовольствием и другими сельскохозяйственными товарами.
Задачами государственного управления в области сельского хозяйства являются стабилизация и развитие агропромышленного производства, обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации, улучшение продовольственного обеспечения населения, поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, сближение уровней дохода работников сельского хозяйства и промышленности, защита отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства.
Управление агропромышленным комплексом включает трехуровневую систему органов управления в аграрной сфере: федеральный, региональный (субъектов Федерации), муниципальный (органов местного самоуправления). Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая животноводство, ветеринарию, растениеводство, карантин растений, мелиорацию, плодородие почв, регулирование рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия, пищевую и перерабатывающую промышленность, производство и оборот этилового спирта из пищевого и непищевого сырья, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, устойчивое развитие сельских территорий, а также в сфере рыболовства, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота и в морских рыбных портах, находящихся в ведении Федерального агентства по рыболовству, охраны, изучения, сохранения, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов и среды их обитания.
Государственное управление отличается от регулирования тем, что регулирование не предполагает прямое подчинение субъектов регулирования, скорее речь идет о создании условий, правил, норм поведения для достижения поставленных целей и задач.
Цель государственного управления в аграрном секторе — создание условий для эффективного функционирования формирований отрасли. Чтобы достичь этой цели, государство должно взять на себя значительное количество обязанностей.
Выделяют несколько
методов государственного регулирования
сельского хозяйства. Основными являются
экономические и административные.
Использование административных
методов воздействия связано с осуществлением
контроля за соблюдением сельскими товаропроизводителями
законодательства, необходимостью обеспечения
рационального использования земли, других
природных ресурсов, качества с/х сырья
и продовольствия и т. п. Административные
методы представлены методом прямых предписаний
и запретов со стороны государства по
отношению к участникам аграрных правоотношений.
Административный
и экономический методы – основные методы
в деятельности государственных органов
по регулированию сельского хозяйства.
Важное значение имеют
и другие методы государственного регулирования
сельского хозяйства: убеждения, дозволения,
метод прямых предписаний, рекомендательный.
Наиболее распространенным является метод
убеждений - метод влияния на общественные
отношения представляет собой комплекс
воспитательных, разъяснительных и поощрительных
действий, которые осуществляются с целью
обеспечения высокой организованности
и дисциплины.
Данный метод выступает
как постоянная разъяснительная, воспитательная
работа, оказывающая содействие приобретению
и углублению работниками собственного
опыта, распространению достижений науки
и техники, повышению правовой культуры,
моральному и материальному поощрению
работников. На практике все чаще применяется
метод дозволения.
Основа этого метода
заключается совершенствовании самостоятельности
в деятельности хозяйств, значительном
росте квалифицированных кадров, повышении
активности сельскохозяйственных производителей
в управлении производством. При использовании
данного метода государственные органы
предоставляют право самим сельскохозяйственным
предприятиям решать тот или иной вопрос.
К ним относятся акты, в которых указывается
конкретное поведение, не допускающее
каких—либо отклонений, и которыми руководствуется
субъект в хозяйственно—производственной
деятельности.
Значимость государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли обусловлена обеспечением продовольственной безопасности страны и необходимостью поддержки отечественных сельхозтоваропроизводителей, многие из которых имеют низкую рентабельность и имеют неблагоприятное финансовое состояние. При этом многие предприятия, зачастую, являются единственными, кто обеспечивает занятость в сельских территориях, и являются плательщиками налогов. Выделяют меры прямой и косвенной государственной поддержки. К мерам прямой государственной поддержки относится поддержка доходов сельхозтоваропроизводителей, которая заключается в прямых государственных компенсационных платежах.
В нынешних условиях, когда Россия является членом Всемирной торговой организации, следует уделять значительное и основное внимание к косвенной государственной поддержке отрасли, которая в рамках организации классифицируется как «зеленая поддержка». В настоящее время, благодаря усиленному вниманию к сельхозтоваропроизводителям со стороны государства, удалось улучшить состояние в агропромышленном комплексе. Объём расходов федерального бюджета России на сельское хозяйство за последние 10 лет вырос, внедряются новые программы развития.
Из таблицы 1.3.1 видно, что объем средств выделяемы из федерального бюджета с 2006 по 2013 годы растет и на 2013 год составляет 172,9 миллиарда рублей. В количественном измерении расходы за 7 лет выросли примерно в 3 раза: с 64,3 миллиардов рублей до 172, 9.
Таблица 1- Расходы федерального бюджета на поддержу сельского хозяйства
Годы |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Расходы, млрд. руб. |
64,3 |
80,6 |
98,3 |
135,4 |
137,5 |
149,5 |
169,9 |
172,9 |
Темп роста в % |
- |
125 |
121,9 |
137,7 |
101,5 |
108,7 |
113,6 |
101,7 |
В 2013 году начала действовать государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, аналогичная программа действовала в период с 2008 по 2012. Как видно из диаграммы на рисунке 1 основная поддержка программы направлена на развитие растениеводства и животноводства: 36 процентов средств будет выделено на развитие животноводства, и на растениеводство - 31 процентов соответственно. Эти отрасли являются приоритетными направлениями в аграрной политике России на ближайшие годы.
Основным недостатком принятой программы следует считать то, что пострадала самая важная часть проекта – технологическое переоснащение отрасли. Вместо 118 млрд. рублей запланированных в предыдущем проекте программы на него оставили только 23 миллиарда. Что наиболее значимо в контексте вступления России в ВТО. В этом – основная претензия к принятой правительством программе развития АПК. Она должна была стать спусковым крючком технологической революции в отрасли.
Список использованных источников
Информация о работе Государственное управление сельским хозяйством