Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 13:50, реферат
Центральное место среди функций государственного управления занимает государственное регулирование. В широком смысле регулирование — это установление режима взаимодействия субъекта управления (государства) и объектов управления (т. е. тех, на кого направлено государственное управляющее воздействие). Конкретное выражение государственное регулирование получает в следующих основных формах: нормативное регулирование; государственная регистрация; лицензирование; сертификация; координация.
Введение
Каждая страна самостоятельно определяет
свой курс в развитии экономики и для этого
может использоваться различные способы
– пассивное наблюдение, контроль, огосударствление,
содействие и поддержка и др. В США проявляется
концепция «конституционной экономики»,
а в Германии – «теория порядка» как часть
концепции социального рыночного хозяйства.
Особенности государственного управления в современных условиях
Государственно-управленческая деятельность представляет управление в:
- экономической сфере;
- социально-культурной сфере;
- административно-политической
Общие функции управления это: сбор, обработка и анализ информации; прогнозирование; планирование; организация; регулирование; координация и взаимодействие; контроль и учет. На смену директивному планированию времен советской централизованной экономики приходит государственное прогнозирование и индикативное планирование.
Центральное место среди функций государственного управления занимает государственное регулирование. В широком смысле регулирование — это установление режима взаимодействия субъекта управления (государства) и объектов управления (т. е. тех, на кого направлено государственное управляющее воздействие). Конкретное выражение государственное регулирование получает в следующих основных формах: нормативное регулирование; государственная регистрация; лицензирование; сертификация; координация.
Нормативное регулирование выражается в установлении государством общих обязательных правил поведения для участников общественных отношений. Правовыми формами государственного нормативного регулирования выступают законы и подзаконные акты, а также судебные акты.
Государственная регистрация — это деятельность государственных органов по правовому закреплению юридических фактов или удостоверение каких-либо фактических обстоятельств. Виды государственной регистрации:
а) государственная
б) государственная
в) государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
г) государственная
д) государственная
е) регистрационный учет
Лицензирование — это специальное разрешение органов исполнительной власти на осуществление отдельных видов деятельности предприятиями, организациями, учреждениями независимо от их организационно-правовой формы, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Лицензированию подлежат работы, производство которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации. Например, лицензированию подлежит образовательная деятельность; детективная и охранная деятельность; производство, продажа и приобретение оружия; реализация алкогольной продукции и т. д.
Сертификация — это деятельность органов исполнительной власти по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Среди целей сертификации наиболее значимыми являются контроль за безопасностью продукции и защита потребителя от недобросовестности изготовителя (исполнителя, продавца).
Координация — это деятельность по согласованию действий различных органов государственной власти. Она бывает, общая, межотраслевая, отраслевая, региональная.
Конкретными формами
Среди методов
В структуре органов
К межотраслевым сферам
- Финансы и кредит
- Наука и технологии
- Материально-техническое
- Безопасность
- Труд и социальное развитие
- Государственная статистика и учет
- Государственная стандартизация и метрология
- Прогнозирование
- Транспорт и связь и др.
Система управление в экономической сфере
Систему
организации управления в
- управление экономическим развитием страны в целом;
- управление
в отдельных комплексах
В каждой из этих подсистем действуют конкретные органы исполнительной власти.
Органами
управления экономикой
Основные сферы экономики
Экономика страны
а) промышленный комплекс;
б) агропромышленный комплекс;
в) транспортно-дорожный комплекс;
г) строительно-жилищный комплекс;
д) комплекс связи.
Каждая отрасль экономики имеет свои функциональные особенности и специфические способы управления.
Промышленный комплекс — важнейшая часть экономики страны, основа ее экономической мощи и обороноспособности. Промышленный комплекс состоит из большого количества конкретных отраслей промышленности, причем некоторые их группы также составляют свои комплексы (например, топливно-энергетический; нефтехимический; военно-промышленный; лесопромышленный; атомный и др.). Отрасли, в свою очередь, подразделяются на объединения, предприятия.
Агропромышленный комплекс охватывает все отрасли хозяйства, которые осуществляют производство, заготовку, транспортировку, хранение, переработку и доведение до потребителя сельскохозяйственной продукции, продовольствия для населения и сырья для промышленности.
Строительно-жилищный комплекс — это строительство и реконструкция жилья, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт.
Комплекс связи представляет систему технологически сопряженных сетей связи общего пользования и ведомственных сетей электросвязи, почтовой связи, а также информационных, информационно-вычислительных и автоматизированных сетей.
Транспортно-дорожный комплекс играет важную роль в экономике страны. Он включает гражданскую авиацию, морской, внутренний водный, автомобильный, городской электрический, железнодорожный транспорт и дорожное хозяйство, которые осуществляют перевозочную деятельность, работы и услуги, связанные с обслуживанием пассажиров и грузов, содержанием автомобильных дорог, водных путей, морских, речных портов, гражданских аэропортов и др.
Одним из важнейших
Большую роль в осуществлении
кредитной политике
Основным источником
Постоянный и разнообразный
финансовый контроль
Заключение
Государство не может существовать,
нормально функционировать и развиваться
без экономического фундамента, базиса,
под которым обычно понимаются система
экономических (производственных) отношений
данного общества, существующие в нем
формы собственности. От базиса во многом
зависит и собственно государственная
финансово-экономическая основа (государственный
бюджет). Мировая история свидетельствует,
что на разных этапах развития государство
имело различную экономическую основу
и по-разному относилось к экономике.
Так, раннее капиталистическое государство
опиралось на свободную (стихийную) рыночную
экономику, безраздельно господствующую
частную собственность. Это дестабилизирующе
действовало на общество: частная собственность
порождала острую классовую борьбу, революционные
выступления пролетариата, стихийный
рынок—разрушительные кризисы. После
крупных политических и экономических
потрясений первой половины XX в. под давлением
трудящихся государственно-правовое регулирование
в экономической сфере было значительно
усилено, что повлекло кардинальные изменения
в данной сфере. Наряду с частным капиталом
появились и получили развитие государственная,
кооперативная и особенно акционерная
собственность. Государство взяло на вооружение
такие методы управления, как планирование
и прогнозирование экономических процессов,
стало проводить глубокую финансово-налоговую
и кредитную политику. Все это обусловило
появление у него новой основной функции
— регулирования экономики в антикризисных
целях, в интересах упрочения и развития
общества. Параллельно с экономической
государство стало выполнять и социальную
функцию — принятие пенсионного законодательства,
установление пособий безработным, минимальной
заработной платы и др. Под воздействием
государственно-правового регулирования
общество обрело как бы второе дыхание.
Такое общество и государство не без оснований
называют посткапиталистическими.