2.2. Налогообложение
Другим важным инструментом государственной
политики является налогообложение. Налоги
- основной источник бюджетных средств.
В государствах с рыночной экономикой
взимаются различные виды налогов. Одни
из них носят видимый характер, например
подоходный налог, другие не столь очевидны,
поскольку накладываются на производителей
сырьевых ресурсов и воздействуют на домохозяйства
косвенным путем в виде более высоких
цен на товары. Налоги охватывают как домохозяйства,
так и фирмы. В виде налогов в бюджет попадают
значительные суммы (например, в США около
30 процентов всей стоимости производимых
товаров и услуг).
Одна из основных проблем - справедливость
распределения налогового бремени. В России
применяются три основные системы, основанные
на понятии прогрессивности налогообложения
- отношения суммы, взимаемой в виде налога
с дохода конкретного работника к величине
этого дохода.
- пропорциональный налог (сумма налога пропорциональна доходу работника);
- регрессивный налог (в процентном отношении налог взимается тем ниже, чем выше доход работника);
- прогрессивный налог (в процентном отношении, чем выше доход, тем выше налог).
- Наиболее справедливым является прогрессивный налог, однако процентное повышение налога не должно быть значительным, чтобы не ослаблять стимулы к труду, а, следовательно - к большим заработкам. Как правило, подоходный налог построен именно по этому принципу. Однако налоги с продаж и акцизные налоги являются фактически регрессивными, так как они в большинстве случаев перекладываются на потребителей, в доходе которых одна и та же сумма занимает различную долю.
- Задача государства - собрать налоги таким образом, чтобы обеспечить потребности бюджета и одновременно не вызвать недовольства налогоплательщиков. При слишком высоких налоговых ставках начинается массовое уклонение от уплаты налогов. На современном этапе в России происходит именно такая ситуация. Государству не хватает средств, оно повышает налоги, предприниматели все чаще уклоняются от их уплаты, следовательно, в бюджет идет все меньше средств. Государство опять повышает налоги. Получается замкнутый круг. В данной ситуации резонно понизить налоги. Это уменьшит стимулы к неуплате, сделает честное предпринимательство более прибыльным, приведет к большим доходам государства и снизит уровень криминализации бизнеса.
-
- 2.3. Государственное регулирование
- Государственное регулирование призвано координировать экономические процессы и увязывать частные и общественные интересы. Оно осуществляется в законодательной, налоговой, кредитной и субвенционной формах. Законодательная форма регулирования регламентирует деятельность предпринимателей. Примером могут служить антимонопольные законы. Налоговая и кредитная формы регулирования предусматривают использование налогов и кредитов для воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки и льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства. При изменении условий кредитования государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства.
- Субвенционная форма регулирования предполагает
предоставление государственных субсидий
или налоговых льгот отдельным отраслям
либо предприятиям. К их числу обычно относят
отрасли, формирующие общие условия для
формирования общественного капитала
(инфраструктуры). На основе субсидий может
оказываться поддержка и в сфере науки,
образования и подготовки кадров, и в решении
социальных программ. Существуют также
и специальные, или целевые субсидии, которые
предусматривают расходование средств
бюджета по строго определенным программам.
Доля субвенций в ВНП развитых стран составляет
5-10 процентов. Выделяя субсидии, снижая
налоговые ставки, государство тем самым
изменяет распределение ресурсов, и субсидируемые
отрасли получают возможность возмещать
издержки, которые невозможно покрыть
за счет рыночных цен.
-
- 2.4. Государственное предпринимательство
- Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где хозяйственность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса и т.д. Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это, прежде всего отрасли экономической инфраструктуры (энергетика, транспорт, связь). К проблемам, решаемым государственным предпринимательством, относятся также предоставление населению льгот в различных областях социальной инфраструктуры, помощь жизненно важным науко- и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве, проведение региональной политики - строительство в экономически отсталых районах промышленных предприятий, создание рабочих мест, охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий, строительства очистных сооружений, развитие фундаментальных научных исследований, производство товаров, являющееся по закону государственной монополией.
- Государственное предпринимательство должно развиваться только в тех сферах, где просто нет иного выхода. Дело в том, что по сравнению с частными государственные предприятия являются менее эффективными. Государственное предприятие, пусть даже наделенное самыми широкими правами и ответственностью, всегда отстает от частного в степени хозяйственной самостоятельности. В деятельности госпредприятия наверняка присутствуют как рыночные, так и нерыночные, идущие от государства мотивы. Политические мотивы переменчивы, они зависят от правительства, распоряжений министерств и т.д. Поэтому госпредприятия часто оказываются в сложной и неясной обстановке, предсказать которую намного сложнее, чем рыночную конъюнктуру. Спрогнозировать вероятные колебания спроса и цен гораздо легче, чем предугадать поведение нового министра или же чиновника, решения которого зачастую определяют судьбу предприятия. За ними могут стоять политические цели, которые не имеют никакого отношения к рыночному поведению (стремление увеличить поступления в бюджет, желание сохранить штаты и повысить заработную плату и т.д.).
- Как правило, государственные предприятия
не готовы к рыночному соперничеству,
поскольку рассчитывают не только на себя,
но и на особое отношение со стороны властей
(дотации, налоговые льготы, гарантии сбыта
в рамках госзаказов). У государственных
предприятий нет обязательств перед акционерами,
банкротство им обычно не грозит. Все это
негативно сказывается на динамике затрат
и цен, скорости освоения новых технологий,
качестве организации производства и
т.д.
- Конкуренция в сфере коммерческой деятельности
недопустима еще и потому, что частный
сектор втягивается в коррупцию: через
взятку чиновнику можно добиться больших
результатов, чем за счет снижения издержек.
- Если экономика обременена избыточным
количеством государственных предприятий,
в сложное положение попадают их работники.
Именно они становятся первой жертвой
правительственной политики, направленной
на преодоление чрезвычайных ситуаций.
Обычно люди, работающие в госсекторе,
первыми ощущают замораживание зарплаты.
Видимо поэтому волна приватизации, прокатившаяся
в 80-е годы по экономикам западных стран
не вызвала широких протестов со стороны
основной массы занятых в государственном
секторе. Люди рассчитывали, что, освободившись
от государственного давления, они сумеют
в полной мере использовать преимущества
рыночного хозяйства, стать совладельцами
частных предприятий.
-
- 2.5. Экономические и административные методы
воздействия на экономику
- Государство для выполнения своих функций и регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны, принимая и корректируя соответствующие законодательные акты и постановления, а также проводя определенную экономическую политику. Мировой опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что в условиях реформирования экономики, в кризисных ситуациях роль государства возрастает; в условиях стабильности и оживления — снижается. Но во всех случаях государство должно придерживаться основного правила — так воздействовать на предпринимательскую деятельность и экономику страны, чтобы не разрушить рыночной основы и не допустить кризисных явлений.
- Экономические методы воздействия государства на предпринимательскую деятельность в большей степени подходят для реализации этого правила, чем административные, хотя иногда их трудно разграничить.
- Экономические рычаги, используемые государством для регулирования экономики, довольно разнообразны, но основные из них: налоги, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, государственная предпринимательская деятельность, кредитно-финансовые механизмы и др.
- Административные методы, т.е. методы прямого действия, должны использоваться государством в том случае, когда экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны при решении той или иной задачи. Как показала мировая практика, административные методы наиболее эффективно используются в следующих областях:
- естественны государственная монополия (железнодорожный транспорт, связь, фундаментальная наука);
- охрана окружающей среды и использование ресурсов;
- сертификация, стандартизация, метрология;
- социальная политика, прежде всего, — это определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения (гарантированный минимум заработной платы, пособий по безработице и т.д.).
- Для создания нормальных у<span style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-size: 14pt;
font-weight: