Государственное вмешательство в рыночный механизм: контроль над ценами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 08:51, контрольная работа

Описание работы

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей.

Содержание работы

Введение………………………….………………………………………………..3
Глава 1. Рыночный механизм и элементы его функционирования………...….5
Глава 2. Сущность государственного регулирования цен………………...…...7
2. 1. Необходимость государственного регулирования цен...…………….…...7
2.2. Воздействие верхнего предела цены на результат функционирования рынка………………………………………………………….…………………...9
2.3.Воздействие нижнего предела цены на результат функционирования рынка ………………………………………………………………….…………10
Глава 3. Оценка государственного регулирования цен…………………….....12
Заключение…...…………………………………………………………………..14
Список использованной литературы………………………...…………………16

Файлы: 1 файл

Экономика.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

           Вместе с тем производитель получает меньше прибыли из-за того, что цены слишком малы, что непременно сокращает объём производства и усугубляет дефицит на данный вид блага. Государство может устанавливать различные льготы по налогообложению на данный вид товара. Но дефицит остаётся, и поэтому продавцы могут распределять товары по определённому принципу, например, только постоянным клиентам, по расовому признаку или землячеству. Возникает теневой рынок. Где товар продаётся гораздо дороже его законной стоимости. Государство не может контролировать такой рынок и теряет много прибыли с налогов теневой торговли.

            На практике не редко встречается ценовой коридор, который также создан для контроля цены. С его помощью политики устанавливают максимум и минимум цены, по которой можно продавать данный вид товаров или услуг.                              

            В результате функционирования рынка цены колеблются в рамках этого коридора. Такая система используется в ЕС в целях регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию.

При этом если цены опускаются до минимального уровня, то специальные  органы ЕС начинают скупать продукцию  в буферные запасы. Если же рыночные цены повышаются до уровня максимальных цен, то специальные органы ЕС начинают продавать продукцию из буферных запасов, предотвращая таким образам резкое колебание цен.

            Нельзя забывать, что рыночная цена - это цена равновесия между спросом и предложением товаров и услуг на рынке. Рыночная цена образуется путём принятия миллионов маркетинговых решений между производителем и потребителем. Именно по этому государственное вмешательство не всегда имеет положительный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН

 

           Государственное вмешательство в рыночное ценообразование чаще всего сводится к принудительному установлению цены на уровне ниже рыночного равновесия спроса и предложения. Мотивацией такого вмешательства выступают, как правило, социальные проблемы: ограниченный доступ к ресурсам или потребительским благам; неравенство в доходах и т.д.

        Однако, никогда еще не удавалось решить хотя бы одну из этих проблем методом вмешательства в механизм ценообразования. Последствия контроля над ценами могут быть многообразными, но все они, в особенности при длительном их применении, как правило, имеют отрицательный эффект в социальной и экономической сфере. Такие последствия обнаружатся в товарном дефиците, нехватке и недопроизводстве товаров, что отрицательно скажется на всем обществе. Решена ли проблема бедных слоев общества, которых правительство пыталось защитить, установив принудительно низкие цены?

         Нет, не решена, поскольку недопроизводство и дефицитность «уводят» даже имеющиеся товары в теневые спекулятивные сферы.                  Возникают теневые рынки, где дефицитные товары продаются по еще более высоким ценам, поскольку включают еще и спекулятивную надбавку.           Социально не защищенным группам эти товары и цены стали еще более недоступными, а число неплатежеспособных граждан увеличилось. Контроль над ценами приводит также к таким экономическим последствиям, как сокращение производства, возникновение теневой экономики в различных сферах. Как известно, особенностью теневых структур является то, что они «неуловимы», в особенности для официального, государственного налогообложения.

          Следовательно, они сокращают реальные возможности для социальной защиты населения и бюджетных отраслей, поскольку не платят налоги государству. Внешними, наиболее очевидными последствиями разрушенного равновесия цен станут очереди потребителей за товарами, социальная напряженность и всеобщее недовольство политикой правительства.

          Потребуются такие меры, как нормирование, рационирование потребления недостающих, дефицитных товаров, их распределение по карточкам, талонам и т.п.

         Нарушение законов ценообразования произошло прежде всего потому, что спрос не ограничивался только группами социально незащищенного населения, для которых был установлен низкий уровень цен. Главное состоит в том, что этот принудительно «смещенный» спрос вызвал тенденцию сокращения производства и предложения товаров из-за их принудительно низких цен. Производители не заинтересованы выпускать и поставлять на рынок товары по ценам, не возмещающим издержки производства.              Возникающий вследствие этого дефицит товаров окажется необычайно болезненным для потребителей и вызовет нарастающее социальное напряжение.

            Таким образом, можно сделать  вывод о том, что государственное  вмешательство в рыночный механизм  просто необходимо. Но, выбирая метод регулирования цен, надо понимать, что действуя в интересах одной стороны, необходимо не навредить другой.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

            В этой работе рассмотрены основные механизмы государственного регулирования рыночных цен.

           Экономикой правят два типа законов: законы спроса и предложения и законы, устанавливаемые правительством. В этой работе мы приступили к рассмотрению взаимодействия этих законов. Контроль за уровнем цен -общая черта различных рынков; его влияние часто обсуждается в прессе и в политических кругах. Для того чтобы осознать и оценить экономическую роль государства, нам пришлось проанализировать регулирование цены на уровне «пола» и «потолка».

«Потолок» цены - законодательно утвержденное максимальное значение цены товара или услуги. Пример - контроль за уровнем ренты. Если верхний предел цены ниже равновесной цены, объем спроса превышает объем предложения, возникает дефицит. Продавцы должны некоторым образом распределять товары или услуги среди покупателей, продавцы выбирают покупателей.

«Пол» цены - законодательно утвержденный минимум цены товара или услуги. Пример - минимальный размер оплаты труда. Если нижний предел цены находится выше равновесной цены, объем предложения превышает объем спроса. Следствие избыточного предложения - необходимость распределения покупательского спроса на товары и услуги, покупатели выбирают продавцов.

         Нельзя забывать, что рыночная цена - это цена равновесия между спросом и предложением товаров и услуг на рынке. Рыночная цена образуется путём принятия миллионов маркетинговых решений между производителем и потребителем. Именно поэтому государственное вмешательство не всегда имеет положительный характер.

        Исходя из выше изложенного, можно сделать следующие выводы, что государственное вмешательство в механизмы рыночной экономики всё же необходимо. Вопрос стоит только в том, в какой степени и какими методами это вмешательство нужно проводить. Преследуя одни цели вмешательства, необходимо не навредить другим.

        Таким образом, государство в  первую очередь должно защищать  интересы общества, но при этом  стараться  сохранить равновесие  и стабильность во всех сферах  жизни. Одной из которых является  рыночная экономика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1.Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. -                 М.: Юрист, 2009. – 304 с.

2.Куренков Ю., Попов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике. // Вопросы экономики, 2008. – № 6. – С. 36-49.

3.Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2010. – 727 с.

4.Международные экономические отношения: Учебник для вузов / под ред. В.Е. Рыбалкина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 605 с.

5.Мировая экономика: Учебник / под ред. А.С. Булатова. – М.: Юрист, 2011.                           – 734 с.

6.Мухин А. В. Государственное регулирование в отраслях ТЭК / А. В. Мухин// ТЭК - 2010. -С. 170 – 174

7.Нухович Э.С., Смитиенко Б.М., Эскиндиров М.А. Мировая экономика на         рубеже XX-XXI веков. М., 2011.– 420 с.

8.Смирнова Е.В. Рейтинг конкурентоспособности стран мира в 2007 году. // Внешнеэкономический бюллетень, 2008. – №5. – С. 3-9.

9.Спиридонов Н.А. Мировая экономика: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 256 с.

10.Топливо и энергетика России. Статистический сборник. - М.: - Финансы и          статистика. - 2009.– 174 с.

11. [электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org

12. [электронный ресурс]. URL: http://www.bibliotekar.ru/

13. [электронный ресурс]. URL: http://knigi-uchebniki.com




Информация о работе Государственное вмешательство в рыночный механизм: контроль над ценами