Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 14:03, реферат
Важнейшим источником развития экономики, нового промышленного подъема и преодоления финансового кризиса России должно стать развитие рынка ценных бумаг, истинное предназначение которого заключается не только в покрытии бюджетного дефицита, перераспределении собственности и получении спекулятивной прибыли, но и в стимулировании инвестиций в различные сферы экономики. Таким образом, рынок государственных ценных бумаг - это, с одной стороны, один из индикаторов состояния всей экономики, а с другой - одна из болевых точек, воздействие на которую может замедлить или ускорить процессы рыночных преобразований.
Введение
1. Теоретические аспекты развития рынка государственных ценных бумаг
1.1 Понятие рынка государственных ценных бумаг и его функции
1.2 Этапы становления рынка ценных бумаг в России
2. Современное положение рынка государственных ценных бумаг в РФ
2.1 Российский рынка государственных ценных бумаг в переходный период
2.2 Современное состояние рынка государственных ценных бумаг в РФ
2.3 Рынок государственных ценных бумаг в кризисное время
2.4 Проблемы развития рынка государственных ценных бумаг
3. Перспективы развития рынка государственных ценных бумаг
Заключение
Вид операции |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Изменен. | |||||
млрд. |
% |
млрд. |
% |
млрд. |
% |
млрд. |
% |
млрд. |
% |
||
Аукционы |
2,52 |
31,1 |
3,61 |
10,0 |
6,1 |
13,0 |
14,5 |
13,4 |
7,7 |
4,2 |
3,1 |
ГКО-ОФЗ |
2,52 |
31,1 |
3,61 |
10,0 |
4,9 |
10,5 |
6,4 |
5,9 |
7,7 |
4,2 |
3,1 |
ОБР |
1,0 |
2,1 |
8,1 |
7,5 |
0 |
0 |
|||||
Вторичные торги |
4,70 |
57,9 |
8,74 |
24,2 |
14,3 |
30,5 |
18,8 |
17,4 |
21,1 |
11,7 |
4,5 |
Биржевое модифицир. РЕПО |
0,07 |
0,9 |
12,89 |
35,8 |
5,1 |
10,8 |
4,5 |
4,2 |
12,6 |
7,0 |
180 |
РЕПО |
0,82 |
10,1 |
10,83 |
30,0 |
21,4 |
45,7 |
63,2 |
58,5 |
122,3 |
67,7 |
149,1 |
Депозиты Банка России |
7,0 |
6,5 |
17,1 |
9,4 |
|||||||
Всего |
8,11 |
100 |
36,07 |
100 |
46,8 |
100 |
108,0 |
100 |
180,7 |
100 |
22,3 |
Оборот собственно рынка
ГКО-ОФЗ (вторичные торги, без учета размещении
на аукционах, сделок РЕПО и депозитных
операций Банка России) составит в 2010 г.
570.9 млрд. руб. (21.1 млрд. долл.). Это превысит
уровень предыдущего года на 7.0% (в долларовом
выражении - на 12.2%).
Основными инвесторами на рынке ГЦБ являются
крупные коммерческие банки с государственным
участием (Сбербанк, Внешэкономбанк, Внешторгбанк),
Пенсионный фонд и дочерние предприятия
иностранных банков и компаний.
Таблица 8 - Внешний долг Российской Федерации
(в млрд. долларов США) по государственным
ценным бумагам в 2006-2008гг. (прогноз на 2009-2010г.).
Наименование |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Долговые ценные |
19,0 |
18,5 |
17,9 |
17,4 |
17,1 |
Краткосрочные обязательства по ценным бумагам |
39,5 |
39,4 |
42,5 |
50,0 |
53,6 |
Долгосрочные |
153,8 |
149,5 |
205,6 |
230,3 |
257,4 |
Проанализировав таблицу
можно сделать вывод о том,
что внешний долг Российской Федерации
по государственным ценным бумагам
в целом имеет разрозненную тенденцию.
В период с 2006 по 2007 гг. наблюдается
общий спад долгов по всем показателям.
Это связано с укреплением
экономического положения в стране
и достаточно резким ростом цен (и
удержанием их на данной отметке достаточно
длительный период) на топливно-энергетические
ресурсы.
В 2008 г. мы также наблюдаем, незначительное
снижение по долговым ценным бумагам,
но происходит увеличение государственного
долга краткосрочных и долгосрочных обязательств
по ценным бумагам. Это связано с нестабильным
положением на мировой арене, падением
цен на топливно-энергетические ресурсы
и развитием финансового кризиса в Российской
Федерации.
Прогнозы на 2009-2010 гг. показывают, что сохранятся
тенденция 2008 года, но с более значительным
увеличением долга краткосрочных и долгосрочных
обязательств по ценным бумагам. Причинами
этого могут быть: сохранение позиций
финансового кризиса внутри страны, неблагоприятная
обстановка на мировой арене. Структура
рынка ГЦБ претерпела с начала нынешнего
десятилетия существенные изменения,
состоящие в первую очередь в вытеснении
краткосрочных долговых инструментов
долгосрочными ценными бумагами.
Таким образом, монетарные власти фактически
стремятся достичь одновременно двух
противоречащих друг другу целей: с одной
стороны, обеспечить повышение ликвидности
рынка государственных заимствований,
а с другой — не допустить непомерного
роста доходности долговых бумаг. Рост
доходности мог бы увеличить государственные
расходы, связанные с обслуживанием долга,
вызвать повышение процентных ставок
по субфедеральным и корпоративным заимствованиям,
которое, в свою очередь, затруднит привлечение
заемного капитала властями регионов
и частными компаниями на внутреннем рынке.
Поэтому задача состоит в том, чтобы пройти
по тонкой грани между этими двумя противоположными
устремлениями, найти баланс между показателями
доходности ценных бумаг и ликвидности
рынка. Иначе говоря, государственным
органам следует принимать решения, которые
бы не подрывали доходность собственных
инструментов и не мешали частному сектору
/15/.
2.3 Рынок государственных
ценных бумаг в кризисное время
Подготовленный Министерством финансов
РФ в 2007 г. доклад о политике в сфере государственного
долга на 2007-2009 гг., в частности, констатировал
наличие "готовности нерезидентов расширить
присутствие на рынке государственных
облигаций". Однако в то же время в этом
документе говорилось; "В условиях высоких
цен на нефть и связанного с этим притока
в страну иностранной валюты преждевременно
полностью либерализовать внутренний
рынок государственных ценных бумаг с
целью открытия доступа на него иностранных
инвесторов, так как пока это может нарушить
стабильность российской финансовой системы.
В нынешней ситуации российские власти
закономерно стремятся регулировать приток
иностранной валюты в страну, с тем, чтобы
не допустить усиления инфляции или чрезмерного
повышении реального валютного курса
рубля. Определенное сдерживание притока
средств нерезидентов на внутренний рынок
ГЦБ должно быть нацелено также на то,
чтобы не допустить повторения событий
1998 г., которое могло бы произойти в случае
ощутимого ухудшения состояния платежного
баланса и общей макроэкономической ситуации
в стране. Отмена с середины 2008 г. всех
валютных ограничений лишает власти этого
средства контроля над иностранными портфельными
инвестициями. На смену ему приходят более
тонкие методы регулирования данного
процесса, главным образом с помощью инструментов
процентной политики /16/.
В программе государственных внутренних
заимствований РФ на 2009 г., сформированной
с учетом одобренной Правительством РФ
в апреле 2008 г. долговой стратегии на 2009—2011
гг., Минфином России были обозначены планы
по выходу из кризисной ситуации и развитию
рынка госдолга в следующем году. Среди
них были планы по дальнейшему размещению
в 2009 г. основных выпусков ОФЗ на сумму
227-232 млрд. руб., а также планы по выпуску
государственных сберегательных облигаций
(ГСО). При этом планируется, что доходность
по краткосрочным инструментам будет
сохранена на уровне до 5%, по среднесрочным
- до 6,6%, по долгосрочным инструментам
— до 7,2 5%.
В качестве основных направлений политики
Министерства финансов РФ в 2009 г. в разработанной
программе фигурируют: снижение государственного
долга к ВВП; замещение государственного
внешнего долга внутренними заимствованиями;
сохранение и развитие национального
рынка государственных ценных бумаг. При
этом Минфин России исходит из необходимости
одновременного развития двух сегментов
рынка государственных ценных бумаг —
рынка ГКО-ОФЗ и рынка ГСО. Такая политика
Министерства финансов РФ обеспечит стабилизацию
кризисной ситуации, а также последовательное
развитие рыночной части долга, выраженного
в государственных ценных бумагах, и инвестирование
части пенсионных накоплений в государственные
сберегательные облигации. Минфин РФ считает
возможным увеличить в 2009 г. объем привлечения
на внутреннем рынке на 60-70 млрд. руб. по
сравнению с 2008 г. за счет размещения государственных
ценных бумаг, при сохранении действующего
в настоящее время порядка эмиссии государственных
облигаций, в 2009 г. за счет размещения государственных
ценных бумаг на внутреннем рынке планируется
привлечь 305,94 млрд. руб. при погашении
государственных ценных бумаг в размере
80,11 млрд. руб., в результате чего чистое
сальдо по привлечению государственных
ценных бумаг в 2009 г. составит 225,83 млрд.
руб. /17/.
Для проведения эффективной политики
по замещению внешних заимствований внутренними
необходим стабильный и ликвидный внутренний
рынок госдолга, на основании чего можно
прогнозировать дальнейший рост ликвидности
операций с государственными ценными
бумагами, который будет поддерживаться
в рамках проводимой Минфином России политики.
При этом, согласно прогнозам, государственный
внутренний долг, выраженный в государственных
ценных бумагах, увеличится с 1,03 трлн.
руб. на начало 2009 г. до 1,26 трлн. руб., на
начало 2010 г. Сумма рыночной составляющей
в его составе возрастет до 1 трлн. руб.
В связи с увеличением
государственных внутренних заимствований
в 2009 г., а также в связи с
ростом абсолютных размеров государственного
внутреннего долга, выраженного
в государственных ценных бумагах,
расходы на его обслуживание также
будут возрастать и составят в 2009
г. 76,8 млрд. рублей /18/.
Правительство Российской Федерации рассмотрело
и одобрило Основные направления политики
в сфере антикризисного управления по
государственному долгу на 2008-2010 гг. Этот
документ впервые определяет основные
приоритеты деятельности Минфина России
на внутреннем и внешнем рынках заимствований.
Таблица 9 - Оперативная информация рынка
государственных ценных бумаг
Наименование |
1.12.2005 |
1.12.2006 |
1.12.2007 |
1.12.2008 |
1.12.2009 |
Сумма средств в торговой системе |
3489,3 |
2954,2 |
4326,4 |
2995,2 |
3181,1 |
объем в обращении по номиналу, в млрд.руб. |
1140,01 |
1144,02 |
1144,08 |
1138,02 |
1131,04 |
объем в обращении по деньгам, в млрд.руб. |
1024,62 |
1024,32 |
1052,7 |
1037,11 |
1033,75 |
дюрация рыночного портфеля ГКО-ОФЗ, в днях |
1977,55 |
1959,25 |
1993,05 |
1961,06 |
1955,08 |
Указанная стратегия, в частности,
предусматривает: постепенное замещение
внешнего долга внутренними
По большинству позиций указанная стратегия
либо выполнена, либо будет выполнена
к концу этого года. Сегодня можно говорить
о следующих результатах исполнения долговой
стратегии:
1) государственный внутренний долг за
время действия долговой стратегии с 2007
г. по октябрь 2008 г. вырос на 25% и составляет
в настоящее время 819,8 млрд. руб.;
2) доля рыночного внутреннего долга, выраженного
в государственных облигациях, за указанный
период значительно увеличилась как за
счет осуществления Минфином России активных
операций по размещению и доразмещению
гособлигаций, за счет переоформления
в 2007 и 2008 гг. всего портфеля Банка России
в новые крупные выпуски ОФЗ.
Так если на 1,января 2007 г. объем рыночного
внутреннего долга составлял 217 млрд. руб.
(33 % от всего внутреннего долга в госбумагах),
то на сегодня он составляет 629,4 млрд. руб.
(76 % от всего внутреннего долга в госбумагах)
увеличившись за 2,5 года на 190%;
3) объемы обращающихся выпусков гособлигаций
значительно увеличились. Так если в начале
действия долговой стратегии объемы выпусков
составляли 10-15 млрд. руб., то сегодня объемы
обращающихся выпусков доходят до 55-62
млрд. руб.;
4) за счет того, что Минфином России основной
упор был сделан на привлечение средств
от размещения долгосрочных инструментов,
дюрация рыночной части внутреннего госдолга
увеличилась до 4,8 года, т.е. более чем в
3,7 раза (на начало 2008 г. дюрация составляла
1,3 года).
В 2007-2008 гг. на рынке внутреннего госдолга
Минфин России за счет размещения государственных
ценных бумаг привлек 308,6 млрд. руб. (без
учета операций переоформления) и погасил
государственных облигаций на сумму 186,5
млрд. руб. Таким образом, за два года чистое
привлечение за счет операций с государственными
ценными бумагами на внутреннем рынке
составило 122,1 млрд. руб., в том числе в
2004 г. — 96,2 млрд. руб.
Таким образом, ценные государственные
бумаги являются неотъемлемой частью
финансовой системы любого государства,
развивающегося на принципах рыночной
экономики, и рынок государственных ценных
бумаг находится в непосредственном «движении».
Наблюдается постоянная динамика, изменение
структуры и объема рынка.
Наблюдая анализ различных показателей
видно, что оборачиваемые средства на
рынке государственных ценных бумаг, в
основном имеют положительную динамику
(судя по прогнозам на 2009-2010 гг.).
Государство принимает различные меры
по выходу из кризисной ситуации. Разрабатывается
стратегии, модели поведения и антикризисная
политика, частичное выполнение которой
мы наблюдаем уже в этом году. Одним из
ярких примеров является снижение внешнего
долга и увеличение внутреннего. Также
значительно увеличился выпуск гособлигаций,
позволяющий привлекать больше денежных
средств /19/.
2.4 Проблемы развития
рынка государственных ценных бумаг
На первичном рынке ГКО и других долговых
обязательств государства сейчас существует
положение, при котором доступ к аукционам
имеет ограниченный круг дилеров. Это
привело к тому, что доходы от операций
по покупке ГКО на первичных аукционах
с их последующей продажей на вторичном
рынке оказались очень велики. Чрезмерные
прибыли дилеров свидетельствуют о том,
что фондовый рынок России организован
гораздо менее эффективно, чем это должно
быть. Одна из причин этого – высокая степень
монополизации рынка банками-дилерами,
в результате чего обычным инвесторам
осуществлять свою деятельность трудно.
Так, в апреле 1995 г. На аукционе трехмесячных
ГКО доля удовлетворения заявок банков-дилеров
составила 75%, а доля удовлетворения заявок
инвесторов -25%.
Финансовые институты практически всех
регионов РФ, по существу, исключены из
числа дилеров, допущенных к первичным
аукционам. Это лишает их доступа к высоким
прибылям от операций с государственными
ценными бумагами. Выход из создавшейся
ситуации заключается не только в увеличении
числа участников аукционов, но и в расширении
внебиржевого рынка государственных ценных
бумаг как наиболее эффективного /20/.
Издержки проведения операций с государственными
ценными бумагами, допущенными на вторичный
рынок, слишком велики. Если сделки осуществляются
через фондовую биржу, то, согласно существующим
правилам, они требуют заблаговременного
резервирования средств участников на
специальных счетах. В России пока еще
не существует ни развитой внебиржевой
торговли государственными ценными бумагами,
ни их региональных рынков. Концентрация
торговли долговыми обязательствами государства
в Москве резко сужает возможности региональных
инвесторов и обходится им дорого. В итоге
государство несет потери из-за искусственного
сужения рынка государственных ценных
бумаг.
По мнению специалистов Банка России,
наличие узкого круга первичных дилеров
связано с необходимостью жесткого контроля
за участниками аукционов. В перспективе
должны быть разработаны новые правила
торговли, которые позволят региональным
коммерческим банкам и другим финансовым
институтам принимать в ней участие.
Противоречивая роль, которую играет на
рынке государственных ценных бумаг Банк
России. Он, например, на рынке ГКО одновременно
является агентом Министерства Финансов,
дилером и контролирующим органом. Рынок
ГКО, как и любой другой сектор фондового
рынка, нуждается в объективной и общедоступной
информации. Когда Банк России – единственный
участник торгов, он может использовать
всю информацию в своих целях. Здесь виден
определенный конфликт интересов. В то
же время государственные интересы однозначны:
государство заинтересованно в широкой
информации о положении дел на рынке ГКО
для всех категорий инвесторов, а также
в том, чтобы этот рынок был более доступным.
Большинство новых банков и небанковских
институтов в РФ не имеют прямого доступа
на вторичный рынок ГКО. Высокая стоимость
доступа на вторичный рынок уменьшает
ликвидность выпускаемых инструментов,
что приводит к снижению цены, которую
инвесторы согласны платить за ГКО. Более
высокая ликвидность приведет к повышению
цены на эти бумаги. Замкнутый вторичный
рынок также снижает спрос на ГКО /21/.
Важной проблемой является оценка инвестиционного
спроса на ГКО и другие подобные бумаги.
Этот спрос находится в прямой связи с
динамикой ежемесячного уровня инфляции.
По расчетам экспертов ФКЦБ, если месячный
уровень инфляции будет в пределах 1-3%,
то спрос на ГКО составит около 46 трлн.
Руб., в пределах 4-10% - 41 трлн. руб., свыше
11% - 38 трлн. Руб. Таким образом, по мере
снижения инфляции инвестиции в ГКО могут
возрастать. Уровень инфляции не единственный
фактор, влияющий на срок ГКО. Для превращения
потенциального спроса в реальный важное
значение имеют уровень их доходности,
сроки выпуска, а также организация самой
торговли этим фондовым инструментом.
Серьезные проблемы связаны также с таким
видом государственных ценных бумаг, как
КО. Достаточно отметить, что с помощью
КО государство фактически занимает у
предприятия деньги по ставкам в несколько
раз ниже рыночных. Нуждающиеся в средствах
предприятия продают КО банкам и финансовым
компаниям, что ведет к переливу финансовых
ресурсов из промышленной сферы в финансовую,
тормозит рост производства. Немало противоречивых
моментов можно найти и в функционировании
других видов государственных ценных
бумаг.
В последние два-три года развитие российского
рынка ценных бумаг в значительной степени
шло за счет долговых обязательств государства.
В этом заключается потенциальная опасность
для экономики России: слишком большие
по своим объемам заимствования государства
на фондовом рынке не только увеличивают
размеры непроизводительного потребления
капитала в стране), льшинство расходов
государства имеет непроизводительный
характер), но и, сокращая предложение
капитала, ведут к его удорожанию для частных
эмитентов, тормозят инвестиционный процесс
в стране.
В конечном счете надо стремиться к тому,
чтобы число участников рынка государственных
ценных бумаг возросло, что позволит положить
конец тенденции к монополизации и развивать
конкуренцию. Для этого необходимо установить
терминалы в удаленных регионах, создать
систему быстрых денежных расчетов, использовать
существующие и создать новые коммуникационные
системы /22/.
3. Перспективы развития
рынка государственных ценных бумаг
В 2008 г. по согласованию с Банком России
Минфин России отказался от размещения
на рынке коротких инструментов, перейдя
к размещению средне- и долгосрочных инструментов
фиксированной длины — 3, 5, 10 и 15 лет в рамках
заранее объявленного ежегодного графика
аукционов, размещенного на сайте Минфина
России.
Все прошедшие за 7 месяцев 2008 г. первичные
аукционы по размещению государственных
ценных бумаг были проведены четко в соответствии
с объявленным графиком.
Для обеспечения ликвидности новых выпусков
государственных облигаций и рынка в целом,
планируется, что трех- и пятилетний выпуски
облигаций федерального займа с постоянным
купонным доходом будут размещаться в
течение одного года в объеме 42 млрд. руб.
каждый (то есть в 2009 г. будут размещаться
уже два новых соответственно трех- и пятилетний
выпуска облигаций). Десятилетние выпуски
облигаций с амортизацией долга будут
размещаться в течение двух лет (то есть
предложенный к размещению в 2008 г. выпуск
будет размешаться и в 2009 г.), а 15-тилетние
выпуски облигаций с амортизацией долга
— в течение трех лет (то есть предложенный
к размещению в 2008 г. выпуск будет размещаться
и в 2009 и в 2010 гг.). При этом общие объемы
выпусков будут доводиться соответственно
десятилетних выпусков облигаций с амортизацией
долга до 80-85 млрд. руб., а 15-тилетние выпуски
облигаций с амортизацией долга — до 90-100
млрд. руб.
В условиях повышенного спроса на рублевые
инструменты, в том числе государственные
ценные бумаги, Минфин России будет проводить
дополнительное размещение ценных бумаг
путем проведения аукционов по доразмещению
облигаций, неразмещенных при проведении
первичных аукционов. Размещение государственных
облигаций на вторичном рынке без проведения
аукционов будет минимальным по объемам
/23/.
Так, за 7 месяцев 2008 г.Минфином России
проведено:
- 10 первичных аукционов. При этом объем
привлечения составил 67,305 млрд. руб., или
65,34% от общей суммы привлечения;
- 12 аукционов по доразмещению облигаций,
неразмещенных при проведении первичных
аукционов. При этом объем привлечения
составил 32,741 млрд. руб., или 31,78% от общей
суммы привлечения.
Без проведения аукциона Минфин России
осуществлял в 2008 г. доразмещение гособлигаций
только два раза — в феврале и мае. Причем
необходимо отметить, что даже в этих случаях
о проведении доразмещения госбумаг объявлялось
заранее. Суммарно при таком способе размещения
гособлигаций привлечение составило 2,968
млрд. руб., или 2,88% от общей суммы привлечения.
Таким образом, Минфин России на сегодняшний
день привлек на первичных аукционах и
аукционах по доразмещению 97,12% от общего
объема привлечения за 7 месяцев 2008 г.
Следствием проводимой Минфином России
в 2008 г. политики заимствований на рынке
государственного внутреннего долга явилось
то, что из общего, объявленного к размещению
объема новых госбумаг в сумме 98,0 млрд.
руб. по номиналу размещено облигаций
на сумму 97,655 млрд. руб., или 99,65 процентов.
Наглядное представление правильности
проводимой Минфином России заемной политики
дает статистика проведения Минфином
России первичных аукционов по размещению
государственных ценных бумаг за 7 месяцев
2008 г. Таким образом, за 7 месяцев 2008 г. средний
коэффициент размещения на первичных
аукционах составил 0,6748 в то время как
в 2007 г. средний коэффициент размещения
на первичных аукционах составил 0,5176.
Несколько слов о государственных сберегательных
облигациях (ГСО). Минфин России подготовил
положение об обслуживании ГСО и в настоящее
время идет его согласование.
Необходимо отметить, что ГСО в ходе доработки
нормативной базы изменили свою целевую
направленность. Сейчас ГСО в большей
части превращаются в инструмент для размещения
пенсионных накоплений для государственной
управляющей компании и Пенсионного фонда
России. Рыночное размещение ГСО будет
незначительным.
В 2008 г. доходность к погашению государственных
облигаций, обращающихся на рынке, как
и в предыдущие годы, существенно зависит
от текущей ситуации на валютном и денежном
рынках.
В течение 2006-2008 гг. уровень доходности
по государственным облигациям (индекс
портфеля ГКО-ОФЗ) был значительно ниже
текущих показателей, характеризующих
инфляцию /24/.
Существуют причины, разнонаправлено
влияющие на уровень процентных ставок
на рынке ГКО-ОФЗ.
Основными причинами, препятствующими
росту доходности на рынке государственных
ценных бумаг, являются следующие:
1)консервативная политика Минфина России
на рынке государственных внутренних
заимствований;
2)сохранение высокого внутреннего спроса
на российские долговые инструменты вследствие
значительного роста объема рублевой
ликвидности в условиях роста золотовалютных
резервов в 2006 г. на 29,145 млрд. долл., в 2007
г. — на 47,603 млрд. долл., в 2008 г. — на 56,034
млрд. долл.;
3)неготовность российских инвесторов
фиксировать значительные убытки в условиях
резкого роста доходности по государственным
ценным бумагам.
Среди причин, способствующих повышению
доходности, можно выделить две — сохранение
высокой стоимости пассивов для российских
кредитных организаций (основных инвесторов
на рынке государственных ценных бумаг)
и высокий уровень показателей инфляции,
так значение, индекса потребительских
цен в январе-июне 2008 г. составило 7,9 %. При
определении цен отсечения на аукционах
Минфин России учитывает влияние вышеуказанных
причин.
Вместе с тем, необходимо отметить, что
в настоящее время сохраняется значительное
превышение дюрации федеральных облигаций
над дюрацией корпоративных и субфедеральных
облигаций.
Если говорить про реальную доходность
на рынке государственных ценных бумаг,
то можно с полной уверенностью сказать,
что ситуация с отрицательной реальной
доходностью в течение всего этого года
будет сохраняться. В апреле 2008 г. Правительством
Российской Федерации рассмотрены перспективы
долговой политики на следующий трехлетний
период — на 2008-2010 гг., которая является
логическим продолжением подготовленной
Минфином России в 2008 г. стратегии. В результате
начинает складываться система качественного
среднесрочного планирования долговых
операций Минфина России, что позволяет
повысить эффективность управления государственным
долгом Российской Федерации и обеспечить
прозрачность проводимых операций.
Основные приоритеты, определенные в стратегии
на 2006-2009 гг., для внутреннего рынка сохраняются
и в 2008-2010 гг. Сюда входят:
- обеспечение сбалансированности источников
финансирования дефицита федерального
бюджета за счет государственных заимствований
на внутреннем и внешнем рынках совместно
с поступлениями от приватизации и реализацией
государственных запасов и средствами
Стабилизационного фонда Российской Федераций;
- сохранение объемов и структуры государственного
долга, позволяющих гарантированно выполнять
обязательства по его погашению и обслуживанию,
а также рефинансировать долг независимо
от состояния федерального бюджета;
- осуществление государственных внутренних
заимствований в объеме, позволяющем активно
развивать рынок корпоративных и муниципальных
заимствований, обеспечивающих финансирование
инвестиций в отраслях и регионах;
- изменение структуры государственного
долга Российской Федерации в части дальнейшего
увеличения удельного веса внутреннего
долга в структуре совокупного государственного
долга при одновременном уменьшении внешнего
долга, особенно его нерыночной части.
Такая политика Минфина России, учитывающая
рыночные изменения, позволила значительно
снизить спрэды между федеральными облигациями
и корпоративными и субфедеральными облигациями
и, соответственно, повысилась привлекательность
государственных федеральных ценных бумаг
за счет повышения интереса к ним со стороны
все более широкого круга участников /25/.
Заключение
Развитие финансовых рынков в государствах
с переходной экономикой является важным
элементом реформ. Эти рынки играют очень
важную роль в превращении сбережений
в инвестиции и перемещение денег и капитала
с одного сектора в другой для более эффективного
их использования. Сбалансированная структура
финансового рынка, без сомнения, обеспечила
бы полное использование финансовых ресурсов,
стимулировала бы и ускоряла развитие
отраслей и регионов, гарантировала бы
экономический рост государства.
Рынок государственных ценных бумаг –
это неотъемлемая часть внутреннего финансового
рынка, и его рост в большей мере может
способствовать развитию, стабильности
и эффективности финансовой системы. Кроме
того, что государственные бумаги являются
надежным источником дохода, они делают
экономику более гибкой к рыночным сигналам.
Тем более что выпуск государственных
ценных бумаг для финансирования государственных
расходов в переходной период кажется
более привлекательным в сравнении с роста
денежной массы за счет эмиссии или кредитов
центрального банка, потому что:
- Размещение ценных бумаг позволяет правительству
финансировать свои расходы без увеличения
совокупной денежной массы;
- Продажа ценных бумаг часто является
дешевым путем (по сравнению с увеличением
налоговой нагрузки или денежной массы)
финансирование государственных расходов;
- Рынок государственных ценных бумаг
является составляющей частью национальных
финансовых рынков;
- Выпуск ценных бумаг позволяет правительству
приспособить структуру и время займов
к своим теперешним и будущим потребностям;
- Активная торговля государственными
ценными бумагами способствует уменьшению
разницы между рыночными ставками привлечения
и предоставления в заем денежных ресурсов
и снижению расходов финансовых посредников;
- Обращение государственных ценных бумаг
способствует росту ликвидности и гибкости
экономики в целом;
- Существование хорошо развитых вторичных
рынков дает возможность использования
государственных ценных бумаг при проведении
денежной политики центрального банка
страны;
- Развитие первичных и вторичных рынков
государственных ценных бумаг позволяет
правительству полной мерой контролировать
высокие темпы инфляции;
- Обращение государственных ценных бумаг
отвечающий существующим международным
стандартом делает экономику более стабильной
и привлекательной для иностранных инвесторов.
В тоже время некоторые недостатки интенсивного
использования продажи ценных бумаг для
финансирования государственных расходов,
например:
- новые выпуски государственных ценных
бумаг могут увеличить государственный
долг и таким образом переносить часть
финансовой нагрузки на будущее поколение;
- Развитие первичных и вторичных рынков
государственных ценных бумаг может вызвать
нежелательное распределение финансовых
ресурсов и иметь негативное влияние (эффект
вытеснения других инвестиций) на развитие
других финансовых рынков страны;
- Большие суммы замов могут привести к
увеличению номинальных процентных ставок
и сделать расходы бюджета восприимчивыми
к изменением процентных ставок;
- Использование ценных бумаг ослабляет
желание правительства и других органов
власти контролировать свои расходы и,
кроме того, может увеличить зависимость
правительства от своих кредиторов.
Таким образом, отечественный рынок государственных
ценных бумаг находится в стадии становления,
однако опыт зарубежных стран свидетельствует
о важной роли этих ценных бумаг как источника
формирования заемного капитала. В условиях
развитой рыночной экономики государственные
ценные бумаги, послужат необходимым средством
мобилизации денежных средств. Для инвестора
облигации будут одним из надежнейших
способов помещения капитала.
Список использованных
источников
1. Алехин Б. История развития рынка государственных
ценных бумаг//Рынок ценных бумаг. - 2005.
- № 8. - С. 26-30.
2. www.ru.wikipedia.com – Электронная библиотека
сети Интернет
3. Подвинская Е., Столяров А., Шахназарян
Г. Исрользование государственных ценных
бумаг для решения проблем финансирования
бюджетного дефицита.//Финансы и кредит.
– 1997. - № 8 – С. 46.
4. Стаханович Л. Гарантии и поручительства
в системе государственного долга.//Финансы
и кредит. – 1997. - № 8. – 49.
5. Абрамов А. Современные тенденции развития
рынка ценных бумаг открытых инвестиционных
фондов // Биржевое обозрение.-2004.-№10.-С.
8-11.
6. Бердникова Т. Рынок ценных бумаг. –
М.: Инфра-М, 2004. – 278 с.
7. www.rcb.ru – Официальный сайт журнала «Рынок
ценных бумаг»
8. Галанов В., Басов А. Рынок ценных бумаг.-
М.: Финансы и статистика, 2000.
9. Щербаков А. Рынок государственных ценных
бумаг Российской Федерации и перспективы
его развития на 2006-2008 годы//Рынок ценных
бумаг.- 2006.- № 8.- С. 3-7.
10. Холтуев. Е. Взаимосвязь рынка государственных
ценных бумаг РФ с мировым рынком// Рынок
ценных бумаг.- 2008.- № 3.- С. 61-66.
11. Другов А. Рынок государственных ценных
бумаг в 2008 году: тенденции и перспективы//Биржевое
обозрение.- 2008.- № 12.- С. 5-9.
12. Смыслов Д. Российский рынок государственных
ценных бумаг: становление, эволюция, перспективы//МЭ
и МО.- 2008.- № 1.- С. 34-44.
13. Гамбаров Г. Совокупный оборот рынка
государственных ценных бумаг//Рынок ценных
бумаг.- 2008.- № 16.- С. 17-22.
14. www.rbc.ru – «РосБизнесКонсалтинг» Годовой
отчет о результатах деятельности ММВБ
за 2008 г.
15. Воробьева З. Кризисный период на рынке
государственных ценных бумаг// Рынок
ценных бумаг.- 2008.- № 21.- С. 28-37.
16. Ульянецкий М. Политика рынка государственных
ценных бумаг//Рынок ценных бумаг.- 2007.-
№19.- С. 16-23.
17. www.minfin.ru - Официальный сайт Министерства
Финансов РФ
18. Вьюгин О. Ликвидность государственных
ценных бумаг//Рынок ценных бумаг.- 2008.-
№4.- С. 42-50.
19. Кравцов. А. Доходность рынка государственных
ценных бумаг//Биржевое обозрение.- 2008.-
№ 14.- С. 15-23.
20. Чинкарев В. Тяжелое время для рынка
государственных ценных бумаг. Необходимость
стабилизации//Рынок ценных бумаг.- 2007.-
№9.- С. 37-44.
21. www.cbr.ru – Официальный сайт Центрального
Банка РФ
22. Ульянецкий М. Анализ мировых государственных
облигаций//Рынок ценных бумаг.- 2007.- №
20.- С. 56-62.
23. Прозоров Ю. Смена стратегии: перспектива
государственных и муниципальных заимствований//Рынок
ценных бумаг.- 2007.- № 7.- С. 47-50.
24. Зенькович Е. Взаимодействие государственных
и саморегулируемых органов в сфере контроля
и надзора на рынке ценных бумаг//Рынок
ценных бумаг.- 2008.- № 13.- С. 18-21.
25. Малюгин В.И. Рынок ценных бумаг:Количественные
методы анализа. -М.:Дело, 2003.-320с.
Приложение А
Структура рынка ГКО-ОФЗ по номиналу за
2006-2008 гг.
Рисунок 1 – Структура рынка ГКО-ФЗО за
2006 г.
Рисунок 2 - Структура рынка ГКО-ФЗО за
2007 г.
Рисунок 3 - Структура рынка ГКО-ФЗО за
2008 г.