Государственный бюджет, бюджетный дефицит и государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:32, контрольная работа

Описание работы

Основная задача финансовой политики заключается в достижении макроэкономического равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. В этом регулирующем процессе участвуют все элементы финансовой системы. Прежде всего, речь идет о расходах и доходах государственного бюджета. Государственный бюджет представляет собой ведущее звено финансовой системы, объединяющее такие категории, как налоги, государственные расходы, государственный кредит. Через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

Файлы: 1 файл

Государственный бюджет.doc

— 49.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Государственный бюджет, бюджетный дефицит

 и  государственный долг. 
Государственный бюджет.

 

Основная задача финансовой политики заключается в  достижении макроэкономического равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. В этом регулирующем процессе участвуют все элементы финансовой системы. Прежде всего, речь идет о расходах и доходах государственного бюджета. Государственный бюджет представляет собой ведущее звено финансовой системы, объединяющее такие категории, как налоги, го-

сударственные расходы, государственный кредит. Через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

Государственный бюджет — это основной финансовый план государства, который по материальному содержанию есть централизованный фонд денежных средств, а по социально-экономической сущности — инструмент перераспределения национального дохода.

Обычно государственный  бюджет составляется на один год, однако в бюджетной практике известны квартальные, полугодовые, двух и трехлетние бюджеты. Бюджетный год совпадает с календарным, но может начинаться с 1 апреля, 1 июля, 1 октября.

Проект государственного бюджета обсуждается и принимается  представительным органом власти (парламентом) страны, утверждается главой государства и публикуется в форме бюджетного закона. Наряду с гласностью бюджет должен отвечать принципам единства, полноты и реальности.

Государственный бюджет отражает два взаимосвязанных  процесса — аккумуляцию доходов в руках государства и их использование для удовлетворения государственных нужд и потому тесно взаимодействует с понятиями «государственные доходы» и «государственные расходы», основу которых составляют бюджетные доходы и расходы. Доходы и расходы бюджета — две стороны количественной характеристики централизованного фонда финансовых ресурсов государства.

 

Основные функции госбюджета:

    • перераспределение национального дохода;
    • государственное регулирование и стимулирование экономики;
    • стимулирование научно-технического прогресса;
    • финансовое обеспечивание социальной политики;
    • контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Главным идеологом  и основоположником теории и практики регулирования экономики путем использования государственного бюджета в XX в. стал английский экономист Дж.М. Кейнс, сформулировавший теорию государственных финансов, представляющую собой важнейшую составную часть кейнсианской (неокейнсианской) экономической теории.

Свой вклад в разработку теоретической системы Дж.М. Кейнса внесли А. Хансен, П. Самуэльсон, А. Лернер, Р. Масгрейв, Г. Эккли, У. Хеллер, Дж. Пекман и др.

Теория Дж.М. Кейнса ознаменовала новый подход к вопросу о роли и месте государства в общественном воспроизводстве и означала разрыв с прежними представлениями, существовавшими в экономической теории, о значении государственных финансов. Она отвергала догмат о необходимости сбалансированности бюджета, легализуя бюджетные дефициты для стимулирования экономики. Так, в условиях кризиса или депрессии государство должно сокращать налоги и увеличивать расходы государственного бюджета, допуская бюджетный дефицит и таким образом стимулируя дополнительный спрос в «вялой» экономике. При высокой экономической конъюнктуре финансовая политика государства должна была сдерживать спрос путем повышения налогов и ограничения расходов. Бюджетные дефициты могли сохраняться для стимулирования экономики и достижения наибольших темпов роста и при растущем производстве. В настоящее время расходы по вмешательству в экономику в развитых странах достигают 20—25% общей суммы расходов государственных бюджетов.

Построение бюджета должно подчиняться бюджетному тождеству:

Расходы на покупку  товаров  и услуг + трансферты = Поступления  налогов и пошлин.

Но управлять государственными финансами на основе этой формулы на самом деле крайне сложно: от правительства все время требуют новых и новых расходов.

И если государство уступает этим просьбам, то, в конце концов, оно попадает в ситуацию, когда сумма обещанных расходов начинает превышать возможные доходы государства от налогообложения. Иными словами, левая часть уравнения оказывается больше, чем правая, и бюджетное тождество превращается в неравенство: (Расходы на покупку товаров и услуг + трансферты - Поступления налогов и пошлин) больше 0.

Это означает, что государственный  бюджет составлен 
с дефицитом. 

Дефицит государственного  бюджета - финансовая ситуация, возникающая, когда государство намечает осуществить расходы на сумму большую, чем  может реально получить доходов за счет всех видов налогов и платежей.

Причины и следствия возникновения государственного долга.

 

Но как же государство может тратить денег  больше, чем само получает от граждан  и фирм? Как оно справляется с дефицитом своего бюджета?

Мировая практика знает четыре основных способа решения этой проблемы:

      • сокращение бюджетных расходов;
      • изыскание источников дополнительных доходов;
      • выпуск (эмиссия) необеспеченных денег, используемых для финансирования государственных расходов;
      • одалживание денег у граждан, банков, хозяйственных организаций, других государств и иностранных финансовых организаций.

Государственный долг, его формы и влияние на экономический рост.

 

Государственный долг — временная мобилизация  государством дополнительных средств для покрытия своих расходов, как правило, путем займов. Обычно под государственным долгом понимают задолженность федерального правительства (без учета долгов региональных и муниципальных органов власти и внебюджетных фондов).

Различают:

первоначальный  долг — основную сумму долга без  начисленных процентов;

непогашенный долг — долг, состоящий из основной суммы и причитающихся процентов;

внутренний  долг — долговые обязательства, возникающие перед внутренними кредиторами;

внешний долг —  долговые обязательства, возникающие перед иностранными кредиторами.

Причины, порождающие увеличение бюджетного дефицита, ведут и к росту государственного долга. Это спады производства; увеличение государственных расходов в период военных и социальных конфликтов; неэффективная система налогообложения; осуществление популистской экономической политики и другие.

Характеризуя  государственный долг России, сформировавшийся к концу 90-х гг., нужно отметить следующее. Внешний долг на 2/3 состоял из обязательств, унаследованных Россией от СССР (102 млрд долл.), и лишь 1/3 представляла собственно долги российского правительства. До 1995 г. дефицит государственного бюджета покрывался за счет прямых заимствований у Центрального банка, т.е. происходила монетизация государственного долга. Переход к неинфляционному варианту покрытия дефицита — выпуску государственных краткосрочных обязательств (ГКО) и облигаций федерального займа (ОФЗ) не привел к существенному улучшению положения, поскольку полученные средства расходовались неэффективно. Привлеченные чрезвычайно высокой доходностью (достигавшей в отдельные периоды до 200% годовых) банки и другие финансовые структуры активно приобретали ГКО. Продолжающийся спад производства и сильное налоговое давление вело к сокращению налоговых поступлений в бюджет и для выплаты процентов и погашения ГКО предыдущих серий выпускались новые ГКО. В итоге это привело к августовскому кризису 1998 г.

Наличие государственного долга предполагает управление им. Под управлением государственным  долгом понимается совокупность действий государства по погашению и регулированию суммы государственного долга, а также по привлечению новых заемных средств. Оно осуществляется путем:

рефинансирования  — выпуска новых займов для  того, чтобы рассчитаться с держателями  облигаций старого займа;

конверсии —  изменения условий займа, касающихся доходности;

консолидации  — изменения условий займа, касающихся его сроков.

Экономические последствия государственного долга. Отношения, складывающиеся по поводу формирования и обслуживания государственного долга, затрагивают интересы многих экономических субъектов как внутри страны, так и за рубежом. Государственный долг играет существенную роль в развитии страны. Среди социально-экономических последствий государственного долга выделяют как положительные, так и отрицательные (которых в условиях современной российской экономики, по нашему мнению, значительно больше).

К положительным  последствиям относят следующее:

государственные заимствования являются неинфляционным источником финансирования дефицита бюджета;

выпуск государственных  долговых обязательств способствует нормализации денежного обращения в стране;

при разумном управлении государственным долгом может эффективно распределяться налоговое бремя  между разными поколениями населения страны;

взаимные долговые обязательства разных стран способствуют развитию международного сотрудничества и всеобщей стабильности.

Отрицательными  последствиями государственного долга являются:

вытеснение  частного капитала из реального сектора  экономики, что сдерживает экономический  рост;

увеличение  налогов для оплаты растущего государственного долга выступает антистимулом экономической активности;

перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций приводит к усилению неравенства в доходах;

увеличение  государственного долга и расходов на его обслуживание ведет к росту дефицита бюджета, а рост дефицита бюджета — к росту государственного долга;

увеличение  затрат на обслуживание внешнего долга  сокращает возможностей потребления  населения страны;

обслуживание  сегодняшнего государственного долга ложится тяжелым бременем на будущие поколения;

рост внешнего государственного долга ведет к  падению международного авторитета страны, к усилению зависимости состояния национальных финансов от состояния международных финансов. Итак, основные причины возникновения государственного долга: нередко государству не хватает доходов для осуществления всех расходов, которых от него требует общество. В этом случае возникает дефицит бюджета и государство вынуждено одалживать деньги. Такое одалживание ведет к возникновению государственных долгов: внутреннего и внешнего. Конечными ответчиками по этим долгам реально являются граждане страны, поскольку именно из их доходов в будущем этот долг и будет погашаться.

 

Литература.

 

  1. Лившиц А.  Я. Введение в рыночную экономику. М., 1991. Гл. 7,8.
  2. Курс экономической теории: Учебник. 5-е изд. / Под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. — Киров: АСА, 2004.
  3. Маконнелл К, Брю С. Экономикс. М.: Республика, 1995. Т. 1,2.
  4. Макроэкономика (Часть II) Учебно-методическое пособие ГАСБУ Москва 2004г.
  5. Павлова Л. Бюджетное финансирование и проблема государственного долга // Экономист. № 4,1996.

 




Информация о работе Государственный бюджет, бюджетный дефицит и государственный долг