Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:32, контрольная работа
Основная задача финансовой политики заключается в достижении макроэкономического равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. В этом регулирующем процессе участвуют все элементы финансовой системы. Прежде всего, речь идет о расходах и доходах государственного бюджета. Государственный бюджет представляет собой ведущее звено финансовой системы, объединяющее такие категории, как налоги, государственные расходы, государственный кредит. Через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.
Государственный бюджет, бюджетный дефицит
и
государственный долг.
Государственный бюджет.
Основная задача финансовой политики заключается в достижении макроэкономического равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. В этом регулирующем процессе участвуют все элементы финансовой системы. Прежде всего, речь идет о расходах и доходах государственного бюджета. Государственный бюджет представляет собой ведущее звено финансовой системы, объединяющее такие категории, как налоги, го-
сударственные расходы, государственный кредит. Через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.
Государственный бюджет — это основной финансовый план государства, который по материальному содержанию есть централизованный фонд денежных средств, а по социально-экономической сущности — инструмент перераспределения национального дохода.
Обычно государственный бюджет составляется на один год, однако в бюджетной практике известны квартальные, полугодовые, двух и трехлетние бюджеты. Бюджетный год совпадает с календарным, но может начинаться с 1 апреля, 1 июля, 1 октября.
Проект государственного
бюджета обсуждается и
Государственный бюджет отражает два взаимосвязанных процесса — аккумуляцию доходов в руках государства и их использование для удовлетворения государственных нужд и потому тесно взаимодействует с понятиями «государственные доходы» и «государственные расходы», основу которых составляют бюджетные доходы и расходы. Доходы и расходы бюджета — две стороны количественной характеристики централизованного фонда финансовых ресурсов государства.
Основные функции госбюджета:
Главным идеологом и основоположником теории и практики регулирования экономики путем использования государственного бюджета в XX в. стал английский экономист Дж.М. Кейнс, сформулировавший теорию государственных финансов, представляющую собой важнейшую составную часть кейнсианской (неокейнсианской) экономической теории.
Свой вклад в разработку теоретической системы Дж.М. Кейнса внесли А. Хансен, П. Самуэльсон, А. Лернер, Р. Масгрейв, Г. Эккли, У. Хеллер, Дж. Пекман и др.
Теория Дж.М. Кейнса ознаменовала
новый подход к вопросу о роли
и месте государства в
Построение бюджета должно подчиняться бюджетному тождеству:
Расходы на покупку товаров и услуг + трансферты = Поступления налогов и пошлин.
Но управлять государственными финансами на основе этой формулы на самом деле крайне сложно: от правительства все время требуют новых и новых расходов.
И если государство уступает этим просьбам, то, в конце концов, оно попадает в ситуацию, когда сумма обещанных расходов начинает превышать возможные доходы государства от налогообложения. Иными словами, левая часть уравнения оказывается больше, чем правая, и бюджетное тождество превращается в неравенство: (Расходы на покупку товаров и услуг + трансферты - Поступления налогов и пошлин) больше 0.
Это означает, что государственный
бюджет составлен
с дефицитом.
Дефицит государственного бюджета - финансовая ситуация, возникающая, когда государство намечает осуществить расходы на сумму большую, чем может реально получить доходов за счет всех видов налогов и платежей.
Причины и следствия возникновения государственного долга.
Но как же
государство может тратить
Мировая практика знает четыре основных способа решения этой проблемы:
Государственный долг — временная мобилизация государством дополнительных средств для покрытия своих расходов, как правило, путем займов. Обычно под государственным долгом понимают задолженность федерального правительства (без учета долгов региональных и муниципальных органов власти и внебюджетных фондов).
Различают:
первоначальный долг — основную сумму долга без начисленных процентов;
непогашенный долг — долг, состоящий из основной суммы и причитающихся процентов;
внутренний долг — долговые обязательства, возникающие перед внутренними кредиторами;
внешний долг — долговые обязательства, возникающие перед иностранными кредиторами.
Причины, порождающие увеличение бюджетного дефицита, ведут и к росту государственного долга. Это спады производства; увеличение государственных расходов в период военных и социальных конфликтов; неэффективная система налогообложения; осуществление популистской экономической политики и другие.
Характеризуя государственный долг России, сформировавшийся к концу 90-х гг., нужно отметить следующее. Внешний долг на 2/3 состоял из обязательств, унаследованных Россией от СССР (102 млрд долл.), и лишь 1/3 представляла собственно долги российского правительства. До 1995 г. дефицит государственного бюджета покрывался за счет прямых заимствований у Центрального банка, т.е. происходила монетизация государственного долга. Переход к неинфляционному варианту покрытия дефицита — выпуску государственных краткосрочных обязательств (ГКО) и облигаций федерального займа (ОФЗ) не привел к существенному улучшению положения, поскольку полученные средства расходовались неэффективно. Привлеченные чрезвычайно высокой доходностью (достигавшей в отдельные периоды до 200% годовых) банки и другие финансовые структуры активно приобретали ГКО. Продолжающийся спад производства и сильное налоговое давление вело к сокращению налоговых поступлений в бюджет и для выплаты процентов и погашения ГКО предыдущих серий выпускались новые ГКО. В итоге это привело к августовскому кризису 1998 г.
Наличие государственного
долга предполагает управление им.
Под управлением
рефинансирования — выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться с держателями облигаций старого займа;
конверсии — изменения условий займа, касающихся доходности;
консолидации — изменения условий займа, касающихся его сроков.
Экономические последствия государственного долга. Отношения, складывающиеся по поводу формирования и обслуживания государственного долга, затрагивают интересы многих экономических субъектов как внутри страны, так и за рубежом. Государственный долг играет существенную роль в развитии страны. Среди социально-экономических последствий государственного долга выделяют как положительные, так и отрицательные (которых в условиях современной российской экономики, по нашему мнению, значительно больше).
К положительным последствиям относят следующее:
государственные заимствования являются неинфляционным источником финансирования дефицита бюджета;
выпуск государственных долговых обязательств способствует нормализации денежного обращения в стране;
при разумном управлении государственным долгом может эффективно распределяться налоговое бремя между разными поколениями населения страны;
взаимные долговые обязательства разных стран способствуют развитию международного сотрудничества и всеобщей стабильности.
Отрицательными последствиями государственного долга являются:
вытеснение частного капитала из реального сектора экономики, что сдерживает экономический рост;
увеличение налогов для оплаты растущего государственного долга выступает антистимулом экономической активности;
перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций приводит к усилению неравенства в доходах;
увеличение государственного долга и расходов на его обслуживание ведет к росту дефицита бюджета, а рост дефицита бюджета — к росту государственного долга;
увеличение затрат на обслуживание внешнего долга сокращает возможностей потребления населения страны;
обслуживание сегодняшнего государственного долга ложится тяжелым бременем на будущие поколения;
рост внешнего государственного долга ведет к падению международного авторитета страны, к усилению зависимости состояния национальных финансов от состояния международных финансов. Итак, основные причины возникновения государственного долга: нередко государству не хватает доходов для осуществления всех расходов, которых от него требует общество. В этом случае возникает дефицит бюджета и государство вынуждено одалживать деньги. Такое одалживание ведет к возникновению государственных долгов: внутреннего и внешнего. Конечными ответчиками по этим долгам реально являются граждане страны, поскольку именно из их доходов в будущем этот долг и будет погашаться.
Литература.
Информация о работе Государственный бюджет, бюджетный дефицит и государственный долг