Государственный бюджет и фискальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 23:16, курсовая работа

Описание работы

Бюджет, понимаемый в буквальном смысле слова как «денежная сумка», кошелек для помещения, хранения, извлечения денег, имеет двоякое толкование. С одной стороны, это совокупность, масса финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономический субъект, будь то государство, территория, предприятие или семья. С дрyгoй стороны, бюджет – это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий соответствие их поступления и расходования в течение определенного периода, чаще всего одного года. Иначе говоря, бюджет определяет и содержимое «денежной сумки», наличие в ней денежных средств или их дефицит, и динамику ее наполнения и опорожнения, каналы прихода и расхода денег, соотношение между доходами и расходами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Государственный бюджет 7
1.1 Концепции бюджетной политики 13
1.2 Доходы государственного бюджета 15
2. Фискальная политика государства 18
2.1 Методы и инструменты фискальной политики 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Файлы: 1 файл

Государственный бюджет и фискальная политика.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Бюджет, понимаемый в буквальном смысле слова как «денежная сумка», кошелек  для помещения, хранения, извлечения денег, имеет двоякое толкование. С одной стороны, это совокупность, масса финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономический субъект, будь то государство, территория, предприятие или семья. С дрyгoй стороны, бюджет – это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий соответствие их поступления и расходования в течение определенного периода, чаще всего одного года. Иначе говоря, бюджет определяет и содержимое «денежной сумки», наличие в ней денежных средств или их дефицит, и динамику ее наполнения и опорожнения, каналы прихода и расхода денег, соотношение между доходами и расходами.

Для любого человека понятие «бюджет» ассоциируется с его финансовым состоянием, накоплением денежных средств, соответствием денежных доходов  и расходов, избыточностью или  дефицитностью личного кошелька.

Бюджетная система и бюджетирование образуют один из важнейших элементов  экономической системы, воплощают  базисный способ финансового регулирования  экономики.

Бюджеты и бюджетное регулирование  существуют в любой социально- -экономической системе, присущи экономике как рыночного, так и нерыночного типа. Однако характер бюджетного устройства, способы формирования, утверждения, исполнения бюджетов в них обладают принципиальными различиями. В особенности это касается государственного бюджета.

В централизованной экономике бюджет целиком подчинен государственному экономическому плану, следует из него и не имеет сколько-нибудь важного  самостоятельного значения. Такой подход на государственном уровне следует  из господствующей в планово-распорядительной экономике тенденции придания главенствующей роли материально-вещественным факторам и второстепенной – финансовым.

В странах с рыночной экономикой составлению, утверждению, анализу  исполнения государственных годовых  бюджетов уделяется огромное внимание. Сами бюджеты на государственном уровне и уровне территориальных единиц служат ведущей, определяющей формой финансового планирования. Кстати, этот факт опровергает представление о том, что в условиях рыночной экономики нет места централизованному государственному планированию. Реальная ситуация говорит об обратном. Бюджетно-финансовое планирование в странах с рыночной экономикой поставлено лучше, чем в государствах с традиционно плановой социалистической системой ведения хозяйства.

Принципиально важен и тот несомненный факт, что в большинстве развитых стран установилась и соблюдается демократическая процедура принятия бюджетов на общегосударственном и муниципальном уровнях. Бюджеты обсуждаются в парламентах и их комиссиях самым детальным образом, по всем расходным статьям. И даже по отдельным объектам. Тем самым ограничиваются возможности правительства тратить государственные денежные ресурсы бесконтрольно.

Огромное значение для поддержания  стабильности хозяйства, предотвращения кризисных ситуаций, обеспечения пропорциональности и сбалансированности, функционирования и развития разных секторов и сфер экономики имеет контроль над финансовыми потоками, своевременная корректировка доходных и расходных статей бюджета. Естественно, что реальные финансовые соотношения отличаются от намеченных в проектах и планах. Часто денежные расходы превышают первоначальные наметки, а доходы оказываются ниже ожидаемых. Отсюда возникает необходимость корректировки бюджетов, использования резервов, с тем чтобы направить экономические процессы в нужное русло, согласовать их с финансовыми возможностями.1

Важно, что на бюджетном регулировании, осуществляемом посредством формирования доходных и расходных статей государственного и регионального бюджетов, сказывается  степень демократизации финансового управления. Одно дело, когда финансами через бюджет распоряжаются органы народовластия. И совсем другое, когда содержимое «денежной сумки» распределяют руководители государственного аппарата, чиновники из министерств и ведомств, руководствующиеся узковедомственными, преходящими интересами.

В целом в условиях рыночной экономики  степень государственного вмешательства  в образование, движение, распределение  финансовых pecypcов организаций и  граждан гораздо меньше, чем в  экономике нерыночного типа. Вместе с тем бюджетно-регулятивная функция государства в ряде стран с рыночной системой достаточно высока и имеет тенденцию к возрастанию. Так что бюджетная система представляет одно из ведущих звеньев государственного управления экономикой.

С помощью бюджетов, также как и посредством связанных, с ними налогообложения и налоговых льгот, субсидий и субвенций, государственных инвестиций, процентных ставок, государство оказывает регулирующее воздействие на товаропроизводителей, а через них и на рынок товаров и услуг, капитала, рабочей силы. Собственно, бюджет и рыночные регуляторы - это две стороны одной медали. Так, например, посредством налогов можно увеличить поступления денежных средств в бюджет. И тем самым иметь возможность увеличить государственные закупки, капиталовложения, социальные расходы из бюджета и повлиять на структуру производства, направления его развития, эффективность. Таким образом, государственный бюджет представляет естественное звено системы государственного регулирования в рыночной экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Государственный бюджет

 

Государственный бюджет - это роспись (смета, баланс) денежных доходов и расходов государства.

Роль бюджета в развитии национальной экономики неоднозначна в разные периоды истории. При этом достаточно четко можно выделить два этапа.

В фазе начального капитализма государство, как известно, не вмешивалось активно  в хозяйственную деятельность. Примечательно, что в ведущих странах через  государственный бюджет перераспределялось от 9 до 18% национального дохода.

Во второй половине ХХ в. бюджет превратился в мощный регулятор макроэкономики. Через бюджет западных государств ныне перераспределяется от 1/3 до 1/2 ВНП. Уровень налогов и расходов позволяет бюджету играть значительную роль в обеспечении экономического роста и занятости работников.

Путем изменения уровня расходов и  налогообложения правительства  могут регулировать объем совокупного  спроса (величину потребительских и  инвестиционных расходов). В связи  с этим различают два вида бюджетной политики:

-  экспансивную (расширительную) политику, которая выражается в увеличении расходов и снижении уровня налогообложения. Это позволяет легче преодолевать экономические кризисы и ускорять рост национального хозяйства;

-  рестриктивную (ограничительную)  политику, при которой уменьшаются расходы государства и повышаются налоги. Таким способом ослабляется инфляция и нормализуется хозяйственное положение.

Подавляющая часть всех доходов  бюджета западных государств образуется за счет налогов (90% поступлений на центральном  и 70% - на местном уровне). Через налоговый механизм в бюджет направляется от 30% валового национального продукта в США и Японии, до 40-50% - в Германии, Франции, Швеции.2

Доходная часть бюджета образуется за счет следующих основных видов  поступлений: подоходного налога, налога на корпорации, взносов на социальное страхование, акцизов, налогов на предметы потребления.

Среди этих поступлений ведущее  место занимает индивидуальный подоходный налог (от 1/4 до 1/2 всех поступлений в  бюджет). При этом личные доходы граждан облагаются независимо от источников получения (заработная плата, жалованье, предпринимательская прибыль; процент, дивиденд, рента, гонорары и т. п.), которые уменьшаются на cyмму законодательно разрешенных скидок и вычетов. Подоходный налог подсчитывается по прогрессивной шкале ставок.

Налоги на прибыли компаний составляют важную часть поступлений в бюджет (до 20%). В большинстве западных стран  в последние годы эта доля доходов  имеет тенденцию к уменьшению. Максимальная ставка налога на прибыль  колеблется от 30 до 50%. В большинстве стран установлены пониженные ставки для мелких предприятий, чтобы стимулировать их деятельность.

В последние годы возрастает значение взносов на социальное страхование. Их выплачивают лица, нанятые на работу (в процентах к валовому заработку), и предприятия (в процентах к общему фонду заработной платы). Поступления от компаний обычно превышают взносы трудящихся. Вместе с тем затраты фирм на эти цели включаются в производственные издержки, вследствие чего через механизм цен они перекладываются на покупателей.

Существенную фискальную роль играют косвенные налоги, которые включаются в цену товара и целиком оплачиваются покупателями.

К косвенным налогам относятся  также акцизы. Ими облагаются главным  образом алкогольные напитки, табачные изделия и 6ензин. Особой разновидностью косвенных налогов являются таможенные пошлины - государственные денежные сборы, взимаемые через пограничные таможенные учреждения с товаров, ценностей и имущества, провозимых через границу страны. Размер пошлины устанавливается таможенными тарифами (размерами платы), которые указываются в списках товаров, облагаемых пошлиной.

В современных условиях продолжает действовать ряд традиционных налогов: 1) с наследства и дарений и 2) поимущественный, который взимается с оценочной стоимости земли, зданий, сооружений, индивидуальных домовладений. Такие специфические налоги не вносят существенного вклада в доходную часть бюджета.

Второй составной частью бюджета  являются расходы. Эта часть обеспечивает потребности правительства в финансовых ресурсах. Возрастание роли государства в регулировании национальной экономики выразилось в появлении во второй половине ХХ в. новых тенденций бюджетной политики. Одна из них - обеспечение устойчивого экономического роста.

В высокоразвитых странах через бюджет финансируется от 1/3 до 1/2 всех инвестиций в основной капитал. Обновлению технической базы производства способствуют возросшие государственные затраты на фундаментальные научные работы, прикладные исследования и разработки. Значительные суммы расходуются на кредиты, субсидии (денежные пособия) и дотации предпринимателям, которые участвуют в выполнении государственных программ хозяйственного развития. Существенно увеличились объемы инвестиций в «человеческий капитал» (образование, повышение квалификации и переквалификация рабочей силы).

Важнейшая функция бюджета - увеличение объема совокупного спроса посредством  государственных закупок товаров и услуг.

Бюджет выступает также как  главный инструмент социальной политики государства. С его помощью проводится широкомасштабное перераспределение доходов в целях достижения большей социальной справедливости. Как известно, население западных стран уплачивает сравнительно большие налоги. Однако значительная их часть возвращается в виде трансфертных (от лат. transferre - переносить) платежей, идущих на социальные нужды.

Существенная доля бюджетных средств  идет на прямые и косвенные оборонные  расходы, в том числе экономическую  и военную помощь зарубежным странам, затраты на космические и иные исследования в оборонной области, пенсии и пособия бывшим военнослужащим. Величина этих средств в ряде стран (США, Германия, Франция, Великобритания и др.) довольно велика.

За последние три десятилетия  произошли существенные структурные  сдвиги в расходной части центральных бюджетов высокоразвитых стран.

Во-первых, замедлились темпы роста  и соответственно снизился удельный вес расходов, связанных с обороной и управлением. Во-вторых, увеличился удельный вес затрат, касающихся благосостояния людей (на здравоохранение, образование, подготовку и переподготовку кадров, пенсионное обеспечение).

Между тем многие экономисты предполагают, что в будущем могут возникнуть трудности с обеспечением расходов на социальные нужды. Сейчас пособия, выплачиваемые  пенсионерам, финансируются из налогов, взимаемых с фонда заработной платы работающих. Однако в странах Запада сложилась неблагоприятная тенденция: абсолютно и относительно возрастает численность пожилых людей. Всвязи с этим растущее число пенсионеров будет финансироваться уменьшающимся числом работников. В итоге государству придется решать задачу: либо повысить налоги на фонд оплаты труда работающих, либо снизить размеры пенсий, или же сделать и то, и другое.

Сфера государственных финансов состоит, в частности, из государственного бюджета, который охватывает совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны.

Бюджетные отношения характеризуют, в свою очередь, финансовые отношения, возникающие между государством, предприятиями, учреждениями и населением и связанные с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для совместного потребления.

Бюджетные отношения характеризуются  многосторонностью в силу того, что  опосредуют разные направления распределительного процесса (финансовых связей между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и oxвaтывают все уровни хозяйствования (федеральный, республиканский, местный). Бюджетные отношения зависят от методов ведения хозяйства, социально-культурного развития страны, от финансовой политики государства. Необходимость в таких отношениях связана с тем, что в руках государства концентрируется определенная доля национального дохода (отчисления в виде налогов и платежей с доходов), которая должна быть распределена для нужд воспроизводства всего общества, для решения общественных задач, таких как управление, оборона, социально-культурное развитие.3

Информация о работе Государственный бюджет и фискальная политика