Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 00:26, курсовая работа
Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, оказывающей влияние на благосостояние каждого гражданина РФ. Бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, а также достаток бюджетных средств позволяет государству принимать активное участие в жизни страны. Наличие бюджетных средств позволяет государству осуществлять государственное регулирование экономики, а достаточное количество бюджетных средств позволяет государству задействовать непосредственно экономические рычаги государственного регулирования. Таким образом, бюджет, его формирование и статьи доходов и расходов является важным разделом в экономической науке, требующим большого внимания со стороны экономистов и политиков, а также простых граждан.
Введение………………………………………………………………..…..3
Глава 1. Сущность финансов и финансовой системы. Субъекты и объекты финансовых отношений……..……………………………………………5
1.1. Составные части финансов………………………………………...14
1.2. Назначение бюджетов и финансовых планов…………………….18
1.3 Назначение внутрифирменного бюджетирования…………….….21
1.4 Виды бюджетов……………………………………………………...23
Глава 2. Бюджет, его значение и состояние в Российской
Федерации ………………………………………………………….……26
2.1.Государственный бюджет, его сущность и роль в социально-экономических процессах……………………………………………....28
2.2 Бюджетная система Российской Федерации и принципы её построения
2.3 Доходы государственного бюджета………………………………35
Глава3.Меры по снижению государственного
дефицита…..……………………………………………………………..39
Заключение………………………………………………………………40
Список литературы………………………………………………..……42
Бюджеты первого уровня разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, второго уровня – в форме законов субъектов Федерации, третьего уровня – в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.
Целевой бюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством РФ в составе бюджета за счёт доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете.
Бюджетная система РФ построена на основе следующих принципов:
· единство бюджетной системы РФ – означает единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы России, форм бюджетной документации и отчётности, бюджетной классификации бюджетной системы РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, ведения бюджетного учёта и отчётности бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений;
· принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней – означает закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств;
· принцип самостоятельности бюджетов, выражающийся в наличии у каждого бюджета своих источников доходов, в праве каждого бюджета самостоятельно расходовать их по своему усмотрению и определять источники финансирования дефицита бюджета; в утверждении каждого бюджета соответствующими представительными органами; в исполнении каждого бюджета соответствующими исполнительными органами власти; в недопустимости компенсации за счет бюджетов других уровней потребности в доходах и дополнительных расходах;
· принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ – означает определение бюджетных полномочий органов власти, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объёма, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями;
· принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов – означает, что все доходы и расходы, определённые налоговым бюджетным законодательством РФ, подлежат отражению в бюджетах, бюджетов государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объёме;
· принцип сбалансированности – означает, что объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
· принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств – означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объёма средств или достижения наилучшего результата с использованием определённого бюджетом объёма средств;
· принцип общего (совокупного) покрытия расходов – означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;
· принцип гласности (открытости, прозрачности) – сведения о бюджете публикуются в русских и иностранных газетах и журналах;
· принцип достоверности – означает надёжность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчёта доходов и расходов бюджета;
· принцип адресности и целевого характера бюджетных средств - означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ;
· принцип подведомственности расходов бюджета – означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся;
· принцип единства кассы – означает, что зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счёта бюджета, за исключением отдельных операций по исполнению бюджетов, перечисленных в Бюджетном кодексе.
2.3 Доходы государственного бюджета
Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Бюджетные доходы выступают, с одной стороны, результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой – объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, так как последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения. Состав бюджетных доходов, формы мобилизации средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом экономических задач. Доходы по экономическому содержанию подразделяются на поступления от предприятий и организаций и поступления от населения. По характеру средства делятся на налоговые, неналоговые и безвозмездные и безвозвратные перечисления. В Российской Федерации налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные. Федеральные налоги – основа налоговой системы. Перечень федеральный налогов, объекты налогообложения, виды льгот и ставок, плательщики, порядок взимания налогов и зачисления их в бюджет и государственные внебюджетные фонды устанавливаются законодательными органами РФ в порядке, предусмотренном соответствующими процедурами принятия законодательных актов Государственной Думой РФ, Советом Федерации РФ и Президентом РФ.[15]
Региональные налоги – обеспечивают региональные бюджеты (республики, края, области) собственными источниками финансирования своих расходов. Местные налоги – являются методом мобилизации финансовых ресурсов местных органов управления и поступают в местные бюджеты и специальные фонды.
Налоговые платежи – это основной источник доходов бюджета. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями: фискальной, распределительной, регулирующей, стимулирующей. Конкретными формами проявления категории налога служат виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти.
Поступления налоговых платежей в бюджет приобретают форму централизованного чистого дохода, который используется как источник финансового обеспечения общегосударственных потребностей. Эти платежи объединены в следующие классификационные группы: налоги на прибыль; налоги на социальные нужды; налоги на товары и услуги; налоги на совокупный доход; налоги на имущество; платежи за пользование природными ресурсами; налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции; прочие налоги, сборы и пошлины.
Неналоговые доходы бюджета подразделяются на следующие классификационные группы: доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов исполнительной власти; средства от применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности; иные неналоговые доходы.
В доходы бюджета могут зачисляться безвозмездные и безвозвратные перечисления в виде финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий; субвенций из Федерального (регионального) фонда компенсаций; субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней; безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов государственных внебюджетных фондов, от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.
В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов. Наиболее значимыми являются территориальные дорожные фонды. Цель их создания – финансирование затрат по строительству, реконструкции и содержанию автомобильных дорог и дорожных организаций.
В доходах федерального бюджета большую роль играют нефтегазовые доходы, которые используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда будущих поколений.[16]
В бюджетную систему страны включены государственные внебюджетные фонды. Они образуют вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование и обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. К ним относятся государственный Пенсионный фонд РФ, государственный Фонд социального страхования РФ, федеральный Фонд обязательного медицинского страхования. Платежи в эти фонды перечисляют все налогоплательщики - работодатели в составе единого социального налога с доходов, начисленных в пользу работников.
Глава 3. Меры по снижению государственного
дефицита Обычно сбалансированный бюджет является лишь предвыборным девизом, а не реалией нашей жизни. Превышение расходов над доходами называется бюджетным дефицитом. В идеальной ситуации бюджетный дефицит равен величине государственных закупок товаров и услуг минус чистые налоги.
Возникает вопрос – является ли дисбаланс бюджета таким уж большим злом? С точки зрения кейнсианцев, бюджетный дефицит или избыток являются обычными последствиями проведения фискальной политики, и ничем более. Обоснованность каждого данного дефицита или избытка зависит от необходимости регулирования величины государственных вливаний в величину валовых расходов экономики. С точки зрения кейнсианцев сбалансированный бюджет имеет право на существование лишь тогда, когда экономика находится в равновесии в состоянии полной занятости, причем величина слагаемых, увеличивающих валовые расходы экономики полной занятости, равна величине слагаемых, уменьшающих валовые расходы экономики полной занятости . Если же хотя бы одно из вышеуказанных условий не выполнено, несбалансированность бюджета будет обоснована. Тем не менее, в мировой практике случаев наличия бюджетного избытка намного меньше, чем случаев наличия бюджетного дефицита.
Заключение
Исходя из данного материала, я могу сделать следующие выводы, что межбюджетные отношения играют важную роль в бюджетной системе государства. Посредством межбюджетных отношений происходит взаимодействие бюджетов различных уровней для перераспределения между ними доходов и расходов и выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности. Целью межбюджетных отношений является создание исходных условий для сбалансированности бюджетов на уровне с учётом возлагаемых на них задач и функций при соблюдении минимальных государственных социальных стандартов на всей территории страны, на основе имеющегося на соответствующих территориях налогового потенциала. Межбюджетные отношения имеют определённую историю развития; основополагающими принципами отношений являются: принцип распределения и закрепления расходов бюджетов по определённым уровням бюджетной системы РФ.
Государственный бюджет представляет собой финансовый план государства на текущий год. Это смета доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.
Центральное место бюджета в финансовой системе объясняется тем, что с его помощью перераспределяется значительная часть национального дохода, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики, полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан.
Государственный бюджет представляет систему бюджетов, включающую в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые он должен финансировать. Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, безвозмездных и безвозвратных перечислений.
Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика. Таким образом, бюджет объединяет в себе основные финансовые категории, является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет важную экономическую и политическую роль в любом современном обществе.
Список литературы
Информация о работе Государственный бюджет и статьи его дохода