Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 14:48, контрольная работа
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных функций бюджетной системы и бюджетного процесса.
Задача данной работы: выявление наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации.
1. Введение
2. Теоретическая часть
2.1. Понятие бюджета
2.2. Доходы и расходы государственного бюджета
2.3. Бюджетный дефицит
2.4. Государственный долг
3. Заключение
4. Список используемой литературы
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФИЛИАЛ В Г.ДОМОДЕДОВО
Среднее профессиональное образование
Наврузова Валентина Михайловна
Контрольная работа по Экономике
Тема: «Государственный бюджет»
Студентка 1 курса о/о
Группы ЭК-12/9
Преподаватель:
Юрченко Н.А.
Домодедово 2013
Содержание:
1. Введение
2. Теоретическая часть
2.1. Понятие бюджета
2.2. Доходы и расходы государственного бюджета
2.3. Бюджетный дефицит
2.4. Государственный долг
3. Заключение
4. Список используемой литературы
Введение
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных функций бюджетной системы и бюджетного процесса.
Задача данной работы: выявление наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации.
Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. В этом состоит актуальность данной работы.
2.1. Понятие бюджета
Государственный бюджет – смета, план доходов и расходов государства на определенный период времени, где указываются источники поступлений доходов и направления расходования средств.
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:
· первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
· второй уровень - бюджеты субъектов РФ (на 2007г. 84 бюджетов 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 7 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов);
· третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).
Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами (в России – в виде закона Государственной Думы Федерального Собрания РФ). По окончании финансового года Правительство Российской Федерации должно отчитаться об исполнении бюджета.
Функции бюджета:
Распределительная функция предполагает концепцию формирования денежных средств в государстве через различные каналы поступления и их использование для выполнения государственных целей и функций. В некоторых странах эту функцию выполняет государственное казначейство через свои региональные органы.
Контрольная функция проявляется в проведении контролирующих мер за процессом формирования и использования денежных средств в различных структурных звеньях экономики. Осуществляют ее налоговые инспекции и налоговая полиция, государственные казначейства, Центральный банк и другие органы. Государственный бюджет образует централизованный фонд денежных ресурсов правительства для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, здравоохранения, образования, выплаты социальных пособий. Бюджет является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления мер по ее стабилизации. Воздействие государства на экономику происходит путем финансирования, выдачи субсидий, трансфертов и т.д.
2.2. Доходы и расходы государственного бюджета
Доходы государственного бюджета состоят из трех основных источников:
1) налогов, прямых и косвенных, взимаемых как центральными, так и местными финансовыми структурами ;
2) государственных займов ;
3) поступлений из так называемых внебюджетных или целевых фондов, значимость которых в современных условиях чрезвычайно высока, поскольку они имеют социально – экономическую направленность – социальное страхование, подготовку и переподготовку рабочей силы, строительство дорог, охрану окружающей природной среды и т.д., хотя и невелика их налогооблагаемая база.
Подавляющая часть доходов бюджета в западных странах формируется за счет налогов, составляющих около 90 % поступлений на центральном и 70 % - на местном уровне. В структуре налогов ведущее место занимает индивидуальный подоходный налог, достигающий половины всех поступлений в бюджет. При этом объектами налогообложения выступают личные доходы граждан, независимо от источников получения – заработная плата, прибыль, процент, рента, гонорары и т.д. В различных странах существуют различные методики их изъятия. Как правило, используются прогрессивные системы налогообложения доходов. Важную часть бюджетных доходов - до 20 % составляют налоги на прибыли компаний. Вместе с тем в большинстве западных стран проявляется тенденция к их уменьшению. Максимальная ставка налогов на прибыль, как правило, колеблется в размере от 30 % до 50 %. В большинстве стран установлены пониженные ставки налогообложения для мелкого бизнеса с целью стимулирования его деятельности. Существенная роль принадлежит косвенным налогам, включаемым в цену товаров и целиком оплачиваемым покупателями. К косвенным налогам относятся: акцизы (вид косвенного налога на товары массового потребления – акцизная марка), таможенные пошлины, фискальный монопольный налог (лат. fiscus – государственная казна) и т.д. Относительно невысокие поступления обеспечивают традиционные налоги: с наследства, дарений, поимущественный налог – с земли, домостроений и т.д. Коль скоро налоги составляют важнейшую и значительную доходную часть государственного бюджета, являются основным финансовым источником производства ВНП, по сути дела, они выступают важнейшим источником государственного регулирования экономики.
Вторым важнейшим направлением бюджетной политики являются расходы, обеспечивающие финансовыми ресурсами потребности государства и населения.
Расходными статьями бюджета являются:
- расходы на государственное управление;
- на военные нужды;
- на социально – экономические цели, в том числе создание социальной инфраструктуры;
- на хозяйственную деятельность государства;
- на осуществление
Важная роль в национальной экономике принадлежит местным бюджетам. За счет средств местных бюджетов финансируются объекты коммунальной собственности, строительство дорог, школ, средств связи и т.д. Бюджеты местных органов власти используются также на социально культурные нужды, содержание местной администрации, полиции, органов суда, прокуратуры и т.д. На западе через бюджет финансируется от 1/3 до 1/2 всех инвестиций в основной капитал. При этом значительная часть средств направляется на фундаментальные научные работы, прикладные исследования и разработки. Значительные средства выделяются в форме кредитов, субсидий, дотаций предпринимателям, участвующим в выполнении государственных программ экономического развития. Бюджет выступает основным инструментом социальной политики государств. С его помощью осуществляется перераспределение доходов в целях достижения большей социальной справедливости. При этом значительная часть денежных средств, полученных в форме налогов, выплачивается неимущим в виде социальных пособий (трансфертов).
2.3. Бюджетный дефицит
Бюджетная политика включает в себя определения между доходной и расходной частями государственного бюджета. Здесь возможны три различных варианта:
Бюджетный дефицит - отрицательное бюджетное сальдо, характеризует превышение расходов бюджета и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования государственных финансов и классификации доходов и расходов. Наличие дефицита может быть следствием: 1)кризисных явлений в экономике; неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране; 2)чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных стихийных бедствий); 3)милитаризации экономики в мирное время; 4)осуществления крупных централизованных вложений в развитие производства и осуществление структурной перестройки; 5)увеличения темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта и т. п. факторов. Хронический дефицит — долгосрочная несбалансированность бюджета — является следствием разрыва между бюджетными расходами и доходами на протяжении ряда лет. Несбалансированность имеет краткосрочный характер, если несоответствие расходов и доходов ограничивается рамками одного года. Величина дефицита определяется при утверждении бюджета. В России в соответствии с Бюджетным кодексом при принятии бюджета на очередной финансовый год с дефицитом соответствующим законом (решением) о бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета. Размер дефицита федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о бюджете, не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ в соответствующем финансовом году. Размер дефицита бюджета субъекта РФ, утвержденный законом субъекта РФ о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15% объема доходов бюджета субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. Соблюдение предельных значений бюджетного дефицита должно обеспечиваться также по данным отчета об исполнении соответствующего бюджета за финансовый год. Источниками финансирования дефицита федерального бюджета РФ являются:
1) внутренние источники: кредиты, полученные
Российской Федерацией от
2) внешние источники: государственным займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.
2.4. Государственный долг
Государственный долг – долговые обязательства государства, образовавшиеся в результате кредитного финансирования бюджетных расходов. Использование заемных средств государством для финансирования различного рода расходов является обычной практикой многих государств мира. Предельные объемы заимствований в разных странах регулируются по-разному. В России они определяются Государственной Думой РФ. В зависимости от происхождения кредитных средств государственный долг делится на внутренний и внешний.
Внутренний государственный долг – долговые обязательства федерального правительства перед юридическими и физическими лицами, выраженные в национальной валюте. Внутренний государственный долг – результат дефицита бюджета и выпуска облигаций государственного займа для его покрытия. Государство – должник владельцев облигаций. Причины возникновения внутреннего государственного долга:
1)получение государством кредитов от коммерческих банков, юридических лиц, выраженных в национальной валюте.
2)осуществление государством внутренних займов (размещение ценных бумаг от лица государства).
3)предоставление бюджетных ссуд одним уровнем бюджетной системы другому.
Внешний государственный долг – задолженность государства по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам международным и государственным банкам, организациям, правительствам, частным иностранным банкам и др., выраженные в иностранной валюте. Внешний государственный долг – более серьезная проблема. С появлением внешнего долга возникают не только кредитные обязательства, но и обязательства другого рода — за оказание финансовой помощи кредиторы требуют выполнения ряда условий. Внешний государственный долг подразумевает жесткие сроки погашения кредита, несоблюдение которых ведет к новым санкциям.
В целом же последствия государственного долга приводят к существенному сокращению возможностей роста потребления для населения данной страны, а также увеличению налогов для оплаты растущего долга и связанных с ним процентов.
Наличие государственного долга предполагает
его обслуживание, т.е. текущую выплату
по процентам. Расходы на обслуживание госдолга определя
1.Необходимость обслуживать
2.Долг приводит, в определенной
мере, к вытеснению частного
3.Увеличение налогов для
4.Перераспределение дохода в
пользу держателей
За счет финансирования дефицита на финансовом рынке остаются недофинансированными какие-то проекты частного сектора, снижаются инвестиции. Именно здесь-то и проявляется высокая альтернативная стоимость, как самих заимствований, так и всего процесса обслуживания долга в целом.
Также существует проблема соотношения величины государственного сектора и частного. Вследствие увеличенных расходов государства растет государственный сектор, а вследствие эффекта вытеснения сокращается частный сектор. Если же повышенные государственные расходы, кроме того, не сопряжены с повышенными государственными инвестициями, то из-за сокращения инвестиций пострадают будущие поколения.
Как же действовать в такой ситуации? Как предотвратить рост государственного долга и возможно ли решить проблему госдолга в ближайшем будущем?
Может ли крупный государственный долг привести государство к банкротству, лишив его возможности выполнять свои финансовые обязательства? Ни в коем случае, и тому есть три причины:
1. Рефинансирование – когда подходит ежемесячный срок выплаты части долга, правительство обычно не сокращает расходы и не повышает налоги, чтобы погасить облигации, срок которых истек. На самом деле правительство рефинансирует свой долг; оно продает новые облигации и использует выручку для выплат держателям погашаемых облигаций.
2. Налогообложение – правительство имеет конституционное право облагать население налогами и собирать их. Повышение налогов для правительства - один из способов получить достаточные доходы для выплаты процентов и общей суммы государственного долга.
3. Создание денег – банкротство государства очень сложно себе представить еще и потому, что государство вправе печатать деньги, которыми можно выплатить и основную сумму долга, и проценты по нему. Создание новых денег для выплаты процентов или погашения основной суммы долга может иметь инфляционный эффект.