Государственный долг, как инструмент финансовой политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 14:58, контрольная работа

Описание работы

Госуда́рственный долг — это результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, а также долгов всех корпораций с государственным участием, пропорционально доле государства в акционерном капитале последних. Государственный долг тесно связан с понятием «государственный кредит».

Файлы: 1 файл

Госуда́рственный долг.docx

— 34.95 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственный долг, как инструмент финансовой политики государства.  

Госуда́рственный долг — это результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, а также долгов всех корпораций с государственным участием, пропорционально доле государства в акционерном капитале последних.

Государственный долг тесно  связан с понятием «государственный кредит».

Если валюта государства не является конвертируемой, то различают два типа государственного долга:

Внутренний — задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.

Внешний — задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований.

В случае конвертируемой валюты, все кредиторы (держатели облигаций), как внутренние, так и внешние, имеют равные права, и государственный  долг на внутренний и внешний не разделяется.

Я считаю, что государственный  долг и его рост сильно влияют на функционирование экономики. Это может  спровоцировать следующие угрозы: возможность  банкротства нации и опасность  переложения долгового бремени  на будущие поколения.

Долговые обязательства  Российской Федерации существуют в  форме:

  • кредитных соглашений, подписанных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • государственных ценных бумаг;
  • договоров о предоставлении государственных гарантий;
  • переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг.

Государственный долг может быть краткосрочным (до одного года), среднесрочным (от одного года до пяти лет) идолгосрочным (от пяти до тридцати лет).

Государственный долг погашается в сроки, установленные  условиями займов, но эти займы  не могут превышать 30 лет.

 

Управление государственным долгом осуществляется правительством РФ.

Российская  Федерация не несет ответственности  по долговым обязательствам субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований, если они не были гарантированы  федеральным правительством.

Максимальные объемы государственного внутреннего и внешнего долга определяются законом о федеральном бюджете на очередной год. В соответствии со статьей 106 Бюджетного кодекса РФ предельный объем государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.

Законом о федеральном бюджете на очередной  финансовый год утверждается Программа  государственных внешних заимствований. Эта программа представляет собой  перечень внешних заимствований  федерального бюджета на очередной  финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата и общего объема заимствований. В ней оговариваются  все займы и государственные  гарантии, величина которых превышает  сумму, эквивалентную 10 млн. долл.

Решение об эмиссии государственных ценных бумаг принимается соответственно правительством в соответствии с  предельными объемами дефицита бюджета  и государственного долга, установленными в соответствии с законом о  бюджете, а также с Программой внутренних заимствований.

В решении  об эмиссии государственных ценных бумаг отражаются сведения об эмитенте ценных бумаг, объем и условия  эмиссии.

Государственной гарантией является способ обеспечения правовых обязательств, в силу которого Российская Федерация как гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, получившим гарантию, его обязательств перед третьими лицами.

Законом о федеральном  бюджете на очередной год определяется максимальный размер суммы государственных  гарантий. Общая сумма государственных  гарантий, выраженных в рублях, включается в состав государственного внутреннего  долга.

Общая сумма государственных  гарантий, выраженных в иностранной  валюте, включается в состав государственного внешнего долга.

В соответствии со статьей 118 Бюджетного кодекса РФ бюджетные  учреждения не имеют права брать  кредиты у кредитных организаций. Но они обладают правом получать ссуды  из бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Реестр задолженности государственных  унитарных предприятий ведется  Казначейством.

Государственные книги внутреннего  и внешнего долга Российской Федерации  ведутся Министерством финансов РФ.

В Государственную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований по эмитированным ценным бумагам.

Информация о заимствованиях вносится эмитентом в Государственную  долговую книгу Российской Федерации  в срок, не превышающий три дня  с момента возникновения соответствующего обязательства.

Для снижения долгового бремени  может применяться реструктуризация долга. Под ней понимается погашение прежних долговых обязательств с одновременным осуществлением новых заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств и с установлением новых условий обслуживания долга.

Также используются следующие инструменты управления государственным долгом:

  • консолидация — объединение нескольких займов в один более долгосрочный с изменением ставки процента;
  • конверсия государственного займа — изменение первоначальных условий займа, касающихся доходности. Чаще всего в ходе конверсии правительство снижает ставку процента;
  • конверсия внешнего долга — средство сокращения внешнего долга путем выполнения долговых обязательств перед кредиторами передачей им векселей и акций в национальной валюте;
  • новация — замена первоначального обязательства между сторонами другим обязательством между этими же сторонами, предусматривающим другой способ исполнения.

В 1994 г. внутренний долг составлял 15,64 млрд. руб., в 1999 г. —529,94 млрд. руб. Внутренний долг России, составил на 1 января 2003 г. 679,91 млрд. руб.

Таблица 1. Динамика внутреннего государственного долга России в 1993—2013 годах, в млрд. руб.

 

Дата

Сумма, млрд руб.

1994, 1 января

15,64

1995, 1 января

88,06

1996, 1 января

187,74

1997, 1 января

364,46

1998, 1 января

490,92

1999, 1 января

529,94

2000, 1 января

578,23

2001, 1 января

557,42

2002, 1 января

533,51

2003, 1 января

679,91

2004, 1 января

682,02

2005, 1 января

778,47

2006, 1 января

875,43

2007, 1 января

1064,88

2008, 1 января

1301,15

2009, 1 января

1499,82

2010, 1 января

2094,73

2011, 1 января

2940,39

2012, 1 января

4190,55

2013, 1 января

4977,90


Анализ динамики показывает, что объем государственного внутреннего долга с каждым годом только увеличивается, только за 2010-2013 он увеличился в 2,5 раза.

Таблица 2. Динамика внешнего государственного долга России в 1994—2013 годах, в млрд. руб.

Дата

Сумма, млрд долл. США

1994, 1 января

117,8

1995, 1 января

126,7

1996, 1 января

132,7

1997, 1 января

153,0

1998, 1 января

182,8

1999, 1 января

188,4

2000, 1 января

178,2

2001, 1 января

160,0

2002, 1 января

146,3

2003, 1 января

152,3

2004, 1 января

186,0

2005, 1 января

213,5

2006, 1 января

257,2

2007, 1 января

313,2

2008, 1 января

471,0

2009, 1 января

479,9

2010, 1 января

467,2

2011, 1 января

488,9

2012, 1 января

545,3

2013, 1 января

623,963


Внешний долг России вырос за первый квартал 2013 года с 632 до 684 миллиардов долларов. Увеличение объема задолженности составило 52 миллиарда долларов, или около 8,3 процента.

Этот  рост был обеспечен в основном нефинансовым сектором, чьи долги  увеличились с 366 до 412 миллиардов долларов. Задолженность банков поднялась  с 201 до 205 миллиардов, обязательства  государства уменьшились с 47,8 до 46,4 миллиарда долларов.

Общий внешний долг России постоянно увеличивается  в последние годы. Так, в 2012 году он вырос на 92 миллиарда долларов, а  в 2011-м — на 50 миллиардов.

В целях обеспечения своих  внешнеполитических и внешнеэкономических  интересов Россия предоставляет  кредиты иностранным государствам. Программа предоставления таких  кредитов утверждается законом о  федеральном бюджете на очередной  год. Эта программа состоит из перечня кредитов с указанием  целей их предоставления, получателей  и суммы. Договоры о реструктуризации задолженности или списании задолженности  иностранных государств перед Российской Федерацией должны быть ратифицированы Государственной думой.

Существование долга может  оказывать как положительное, так  и отрицательное воздействие  на реальный, финансовый и другие секторы  в зависимости от направления  государственных расходов, фазы делового цикла, от уровня развития экономики. Положительное  воздействие долга проявляется  в обеспечении правительства  финансовыми ресурсами и стимулировании экономического роста. Негативные последствия  выражаются в эффекте вытеснения и перемещении бремени на будущие  поколения.

Госдолг представляет собой  сложное экономико-финансовое образование, особый финансовый механизм, требующий  использования системы методов  для его регулирования.

Большинство стран мира сегодня  живёт с большим государственным  долгом. Так, в США величина этого  долга составляет сейчас (2011 г.) 62% к  стоимости годового производства товаров  и услуг (против 45% 20 лет назад). В 2012 году государственный долг США  превысил годовой ВВП страны. 

По тому же пути вынуждено  идёт сегодня и Россия. К началу 2000 г. её только внешний долг достигал 178,2 млрд долл. США. Значит, каждый гражданин России вступил в XXI в., имея долг перед другими странами в размере 1240 долл. США. 

Государственный долг Японии на 2012 год составляет 218% ВВП. 

По состоянию на 2012 год  Россия находится на 139 месте из 152, что говорит о том, что Россия находится ещё на хорошем месте.

Таблица 3. Государственный долг Топ-20 (Справочник ЦРУ)

Страна

(% от ВВП)

дата  информация



 

1.

Япония

218,90

2012 года.

 

2.

Зимбабве

202,70

2012 года.

 

3.

Греция

161,30

2012 года.

 

4.

Сент-Китс и Невис

144,00

2012 года.

 

5.

Антигуа и Барбуда

130,00

2010 года.

 

6.

Ливан

127,90

2012 года.

 

7.

Ямайка

127,30

2012 года.

 

8.

Италия

126,10

2012 года.

 

9.

Португалия

119,70

2012 года.

 

10.

Исландия

118,90

2012 года.

 

11.

Эритрея

118,00

2012 года.

 

12.

Ирландия

118,00

2012 года.

 

13

Гренада

110,00

2012 года.

 

14

Сингапур

106,50

2012 года.

 

15

Бельгия

99,60

2012 года.

 

16

Белиз

90,80

2012 года.

 

17

Судан

89,30

2012 года.

 

18

Франция

89,10

2012 года.

 

19

Великобритания

88,70

2012 года.

 

20

Египет

85,00

2012 года.


Информация о работе Государственный долг, как инструмент финансовой политики государства