Государственный долг: понятие, сущность, виды, методы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение сущности и особенностей государственного и муниципального долга, изучение его современного состояния и социально-экономического значения, анализ перспектив сокращения государственного долга Российской Федерации.
Задачами исследования являются:
отражение экономического содержания государственного долга;
современное состояние внешнего и внутреннего долга РФ;
современное состояние внешнего и внутреннего долга других развитых стран;
Управление государственным долгом, его основные проблемы в Российской Федерации

Содержание работы

Введение 3
1.Государственный долг: понятие, сущность, виды, методы управления 5
2.Анализ состояния и динамики государственного долга 11
2.1. Анализ динамики и структуры внешнего долга РФ 11
2.2 Анализ динамики и структуры внутреннего государственного долга РФ 22
3.Проблемы управления и перспективы погашения государственного долга РФ 33
3.1 Проблемы управления государственным долгом РФ 33
3.2 Перспективы погашения государственного долга 44
Заключение 49
Список литературы 52

Файлы: 1 файл

курсовая равбота4.docx

— 20.90 Кб (Скачать файл)

YaNeuch.ru Войти    Поиск   Обновления   Написать письмо

 

Предметы

Финансы

Проблемы управления и  перспективы погашения государственного долга РФ

Дата добавления: 12 Июля 2013 в 14:19

Автор работы: k*****************@yandex.ru

Тип работы: курсовая работа

Скачать архив (88.65 Кб)

Файлы: 1 файл

 

Скачать файл

  Просмотреть файл  курсовая финансы.docx  — 91.46 Кб

 

 

 

Содержание

Введение                                                                                                                             3

1.Государственный долг: понятие,  сущность, виды, методы управления                 5

 

2.Анализ  состояния и  динамики государственного  долга                                           11

 

2.1. Анализ динамики и  структуры внешнего долга РФ                                             11

 

2.2 Анализ динамики и  структуры внутреннего государственного  долга РФ           22

3.Проблемы управления  и перспективы погашения государственного  долга РФ   33

 

3.1 Проблемы управления  государственным  долгом РФ                                           33

 

3.2 Перспективы погашения  государственного долга                                                44

 

Заключение                                                                                                                      49

 

Список литературы                                                                                                        52

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

         Весь  мир живёт в долг. Будущие поколения,  еще не родившись, уже потенциальные  должники. Подавляющее число стран  испытывает недостаток собственных  ресурсов для осуществления внутренних  вложений, покрытия дефицита государственного  бюджета, проведения социально-экономических  преобразований и выполнения  долговых обязательств по внешним  заимствованиям. Кто-то является  больше кредитором, чем заемщиком,  кто-то наоборот. Но практически  во всех этих странах сложилась  долговая экономическая система. 

 

Всеобщими причинами образования  госдолга принято считать: войны, стихийные  бедствия, государственное предпринимательство, рост иностранных капиталов, социальную политику государства.

 

Со становлением рыночных отношений государство превращается в хозяйствующий субъект. На смену  насильственным рычагам привлечения  средств (увеличению налогов) приходит использование кредита. Власть создает  государственные предприятия в  отраслях, которые недоступны и непривлекательны для частного предпринимателя (из-за долгих сроков окупаемости инвестиций) или социально значимы. Возникает  необходимость заимствований для  их финансирования.

 

Проблемы, связанные с  управлением государственным  долгом, его регулированием, с выбором  правильной долговой политики до сих  пор достаточно актуальны. Несмотря на то, что за последние годы ситуация на рынке государственных заимствований  очень сильно изменилась, и в лучшую сторону, не стоит забывать о том, что любой неверный шаг может  привести к серьезным проблемам  в будущем. Чтобы этого избежать, необходимо регулярно контролировать процесс выпуска государственных  займов, выдачи государственных кредитов и гарантий.

 

Целью работы является рассмотрение сущности и особенностей государственного и муниципального долга, изучение его  современного состояния и социально-экономического значения, анализ перспектив сокращения государственного долга Российской Федерации.

 

Актуальность выбранной  темы во многом определяется тем, что  в настоящее время в условиях мирового финансового кризиса у  многих стран возникает необходимость  привлечения дополнительных денежных средств как внутри страны, так  и за ее пределами.

 

Предметом данной курсовой работы является государственный долг: внутренний и внешний долг страны. Объектом выступают развитые страны мира, в частности Российская Федерация, а также США, Китай и другие страны.

 

Задачами исследования являются:

отражение экономического содержания государственного долга;

современное состояние внешнего и внутреннего долга РФ;

современное состояние внешнего и внутреннего долга других развитых стран;

Управление государственным  долгом, его основные проблемы в  Российской Федерации 

 

Теоретической и методологической основой исследования послужили  законодательство Российской Федерации, данные статистической отчетности Министерства Финансов, работы российских ученых, исследующих  государственные долги развитых стран, периодические издания, а  также информация с сайтов сети Интернет.

 

Основными методами исследования, использованными в процессе выполнения работы и послужившими инструментом в добывании необходимого фактического материала, являются: изучение и анализ научной литературы, изучение и сравнение  данных государственного долга стран  мира, анализ статистических данных объекта  исследования, моделирование и другие.

 

 

1. Государственный долг: понятие,  сущность, виды, методы управления 

 

           Государственный долг - совокупность  дефицита государственного бюджета  за определенный период. Это экономическое  определение государственного долга.  В Бюджетном кодексе Российской  Федерации дано юридическое определение  государственного долга, как долговых  обязательств  Российской Федерации  перед физическими и юридическими  лицами, иностранными государствами,  международными организациями и  иными субъектами международного  права.

 

Основными причинами образования  государственного долга являются дефицит  бюджета и наличие свободных  денежных средств у физических и  юридических лиц.[11, с. 275]

 

Государственные долговые обязательства  Российской Федерации могут существовать в форме:

кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами  и международными финансовыми организациями;

государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

договоров и соглашений о  получении Российской Федерацией бюджетных  кредитов от бюджетов других уровней  бюджетной системы Российской Федерации;

договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных  гарантий;

соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных  от имени Российской Федерации, о  пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации  прошлых лет.[1, ст. 98]

 

 Долговые обязательства   Российской Федерации могут быть  краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года  до пяти лет) и долгосрочными  (свыше пяти лет и до 30 лет). Срок погашения долговых обязательств  не может превышать 30 лет. Также   не допускается изменение условий   выпущенного в обращение государственного  займа, в том числе сроков  выплаты и размера процентных  платежей, срока обращения.[1, ст. 98]

 

Государственный долг можно  классифицировать по различным критериям. По валютному критерию государственный  долг делится на внешний и внутренний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные – к внешнему. В международной практике есть и другое определение внешнего долга - как совокупного долга нерезидентам, а внутреннего долга – как совокупного долга резидентам. В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

объем обязательств по государственным  гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;

объем основного долга  по полученным кредитам правительств иностранных государств, кредитных  организаций, фирм и международных  финансовых организаций.[1, ст. 98]

В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации  включаются:

основная номинальная  сумма долга по государственным  ценным бумагам;

объем основного долга  по кредитам;

объем основного долга  по бюджетным кредитам, полученным от бюджетов других уровней;

объем обязательств по государственным  гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.[1, ст. 98]

 

Государственный долг также  делится на капитальный и текущий.

 

Капитальный долг - вся сумма  выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая  проценты.

 

Текущий долг - это расходы  по выплате доходов и погашению  обязательств.[11, с.276]

 

          По уровню управления государственный   долг делится на:

государственный долг Российской Федерации;

государственный долг субъекта Российской Федерации (представляет собой  совокупность долговых обязательств субъекта);

муниципальный государственный  долг (представляет собой совокупность долговых обязательств муниципального образования).

Рассмотри подробнее категорию  внутреннего долга.

 

    Размеры и структура  государственного  внутреннего долга  даны в программе  государственных  внутренних заимствований  Российской  Федерации, субъектов  Федерации  и муниципальных образований.  Программа входит в число документов, представляемых одновременно с   проектом бюджета на очередной   финансовый год. 

 

Предельные  объемы внутреннего  долга утверждаются законом о  бюджете на соответствующий  финансовый год (федеральным законом, законом  субъекта федерации или  местным  органом власти). Предельный объем  может быть превышен правительством РФ, если это снижает расходы по обслуживанию государственного долга. В законе о бюджете утверждается также предельный объем заемных  средств, направляемых Россией, субъектами Федерации или муниципальными образованиями  на финансирование бюджета соответствующего уровня.

 

Для субъекта Федерации этот предел не должен превышать 30% доходов  бюджета на текущий  финансовый год  без учета финансовой помощи из федерального бюджета и  заемных средств, привлеченных в  текущем году. Для муниципальных  образований он не должен превышать 15% доходов местного бюджета без  участия финансовой помощи вышестоящих  бюджетов и заемных средств в  текущем году.

 

Предельный  размер расходов на обслуживание  государственного долга субъекта РФ или муниципального долга не должно превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня. Если эти расходы превышают 15%, то могут быть применены следующие  санкции:

ревизия бюджета субъекта Федерации;

передача исполнения бюджета  субъекта РФ под контроль министерства финансов, или местного бюджета под  контроль органа, исполняющего бюджет субъекта;

иные меры[11, с.278].

 

  В  России действует  единая система  учета и  регистрации государственного  долга.  Субъекты Федерации и  муниципальные  образования регистрируют  свои  долговые обязательства  в  Министерстве финансов РФ, которое   ведет государственную долговую  книгу.

 

Внутренние  долговые обязательства  можно разбить  на две группы:

рыночные, существующие в  форме эмиссионных ценных бумаг(ГКО, ОФЗ, и др.);

нерыночные, выпущенные в  счет финансирования образовавшейся задолженности  бюджета (векселя Министерства финансов РФ, задолженность перед Банком России).[11, с. 279].

 

Далее рассмотрим подробнее  государственный внешний долг.

 

Размер и структура  внешнего долга России отражены в  программе внешних заимствований  РФ и предоставляемых Россией  государственных кредитов. Эта программа  входит в состав документов, предоставляемых  одновременно с бюджетом на следующий  финансовый год. В ней дается перечень внешних заимствований на очередной  финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата, объема заимствований.  Программа отражает все займы  и гарантии, величина которых превышает 10 млн. долл. на весь срок займа. Она  утверждается Федеральным собрание РФ.

 

 Правительство РФ может   осуществлять внешние займы, не  включенные в программу, если  это приводит к сокращению  расходов по обслуживанию внешнего  долга. В нее включаются соглашения  о займах, заключенные в предыдущие  годы.

 

Предельный объем внешнего государственного долга, пределы внешних  заимствований России на очередной  финансовый год  утверждается федеральным  законом о федеральном бюджете  на соответствующий год.

 

 Предельный размер  государственных внешних заимствований   не должен превышать годовой   объем платежей по обслуживанию  и погашению внешнего долга   РФ. Правительство может превышать   размер внешних заимствований,  если это ведет к сокращению  расходов по обслуживанию внешнего  долга.[11, с. 283]

 

Нынешние российские долги  западным странам включают в себя следующие категории:

долги перед коммерческими  банками западных стран, которые  предоставляют средства в займы  под гарантии правительств или при  условии страхования кредитов в  государственных структурах. Такую  задолженность регулирует Парижский  клуб, который состоит из официальных  представителей стран- кредиторов;

Информация о работе Государственный долг: понятие, сущность, виды, методы управления