Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 17:35, курсовая работа
Вопрос о том, означает ли финансирование государственных расходов с помощью займов большее бремя для будущих поколений по сравнению с налогами, вызывает жаркие споры среди профессионалов. Одно из недоразумений связано с тем, что государственный долг зачастую рассматривают по аналогии с частным долгом. Это действительно справедливо для внешнего государственного долга, но совсем не для внутренней задолженности государства своим гражданам. Вот как выразился по этому поводу американский экономист А. Лернер (1948):
Введение
1. Причины возникновения государственного долга и его виды
2. Последствия государственного долга и методы управления им
3. Влияние государственного долга на развитие экономики России
4. Практикум
Заключение
Литература
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Общий внешний долг России за 2007 г. вырос на 48% - до 459,6 млрд. долл., говорится в материалах ЦБ РФ. Задолженность органов госуправления за год уменьшилась на 16,2% до 37,4 млрд.долл. а долг российских банков перед нерезидентами, напротив, увеличился сразу на 618% до 163,7 млрд.долл.
Председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин сообщил, что на 1 января 2008 года корпоративный долг РФ составлял430 млрд.долл. (33% ВВП). Из этой суммы почти 90% приходится на долг российских корпораций и банков по кредитам иностранным банкам. Такая зависимость при ухудшении конъюнктуры и снижении финансовой устойчивости создает риски, в том числе и для бюджетной системы. Именно на это Счетная палата обращала внимание Правительства и Президента, и С. Степашин полагает, что соответствующие меры будут приняты.
Внешний долг России за 1 квартал 2008 г. сократился с 44,9 млрд.долл. до 44,1 млрд.долл. задолженность перед странами – членами Парижского клуба на 1 апреля 2008 г. составила 1,6 млрд.долл., сообщает Минфин РФ. Перед странами, не входящими в Парижский клуб – 2,2 млрд.долл. Перед бывшими странами Совета экономической взаимопомощи – 1,65 млрд. другим странам бывший СССР задолжал 0,7 млрд.долл. Задолженность перед международными финансовыми организациями составила 4,8 млрд., по еврооблигационным займам – 28,2 млрд., по облигациям внутреннего валютного займа – 4,5 млрд.долл.
Все это говорит о необходимости
продолжения переговорного
Текущая ситуация в области
государственных заимствований
характеризуется проведением
При этом акцент в политике
государственного заимствования на
неуклонное снижение внешнего долга (вне
зависимости от реального финансового
состояния и потребностей развития)
снижает потенциал этого
4. Практикум
Правительство для реализации
инвестиционного проекта
1. Возрастет ли при этих
условиях сумма долга
2. Увеличатся ли налоги
на граждан данной страны в
связи с новыми долговыми
3. Через сколько лет
возможно будет полностью
Решение
1. В данных условиях
сумма долга правительства не
возрастет, так как сумма
15 млн. долл. – ежегодный платеж (300 млн. долл. – 100%, х – 5%, х=15 млн. долл.)
30 млн. долл. – годовой объем ВВП.
15 млн. долл. < 30 млн. долл.
2. В связи с новыми
долговыми обязательствами
3. Полностью погасить долг можно будет через 20 лет.
300 млн. долл. – общая сумма долга.
15 млн. долл. – ежегодный платеж.
300 млн. долл./15 млн. долл. = 20 лет – срок полного погашения долга.
Заключение
Государственный долг – совокупность
дефицита государственного бюджета
за определенный период. Основными
причинами образования
Государственный долг можно классифицировать по различным критериям. По валютному критерию государственный долг делится на внутренний и внешний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные – к внешнему. В международной практике есть и другое определение внешнего долга – как совокупного долга нерезидентам, а внутреннего долга – как совокупного долга резидентам.
Государственный долг также делится на капитальный и текущий. Капитальный долг – вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты. Текущий долг – это расходы по выплате доходов и погашению обязательств.
Управление государственным долгом является составной частью финансовой политики любой страны. Существуют различные формы управления государственным долгом.
Проблемы государственного
долга затрагивают широкий
В России действует единая система учета и регистрации государственного долга. Основным результатом реформирования системы управления государственным долгом должно явиться улучшение репутации Российской Федерации на международных рынках, существенное уменьшение рисков, связанных с заимствованиями и управлением государственным долгом, сокращение зависимости расходов федерального бюджета по погашению и обслуживанию государственного долга от изменения рыночной конъюнктуры, обеспечение доступа России на внутренние и внешние рынки заимствований, снижение стоимости заимствований, повышение степени доверия кредиторов и инвесторов к заемной политике Правительства РФ, выход России на качественный уровень заимствований и управления государственным долгом, соответствующий международным критериям.
Литература
1. Бункина М.К., Семенов А.М., Семенов В.А. Макроэкономика: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2000.
2. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. – СПб.: Питер, 2001.
3. Виноградов В.В. Экономика России: Учеб. Пособие. – М.: Юритсъ, 2002.
4. Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006.
5. Куликов Л.М. Основы экономических знаний: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 1997.
6. Курс экономической теории/ Под ред. М.Н. Чепурина. – М.: АСА, 1996.
7. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. – М.: Республика, 1992.
8. Теоретическая экономика (политэкономия)./ Под ред. Г.П. Журавлевой. – М.: ЮНИТИ, 1997.
9. Учебник по основам экономической теории/ Под ред. Камаева В. Д. – М.: ВЛАДОС, 1996.
10. Экономическая теория: Учебник/ Под ред. И.П. Николаевой. – М.: «Проспект», 2000.
11. Васильев К. Мировой кризис и российский долговой рынок.// Консультант. 2008. № 17.
12. Воистинова Т. Инвесторы стали осторожней.// Консультант. 2008. № 17.
13. Мещерский А. Тяжкий крест долгов наших.// Аргументы и факты. 1999. № 48.
14. Семенищев С. Парадоксы российского государственного долга.// Финансист. 1999. № 5.
15. Хакамада И. Государственный долг: структура и управление.// Вопросы экономики. 1997. № 4.
16. Хейфец Б.А. Внешний долг России.// Финансы. 1999. № 2.
17. «Экономика и жизнь», №13, апрель 2008г. С. 2.
18. «Экономика и жизнь», № 15, апрель 2008 г. С. 2.
19. «Экономика и жизнь», №18, май 2008 г. С. 2.
20. Российский статистический ежегодник: Стат. сб./ Госкомстат России. – М.: Финансы и статистика, 2007.
Приложение 1
Таблица 1 - Внешний долг России
показатель |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
Внешний долг |
|||||||
СССР, млрд. долл. |
104 |
103 |
108 |
103 |
100 |
97,8 |
95,0 |
России, млрд. долл. |
2,8 |
9,0 |
11,3 |
17,4 |
24,2 |
33,0 |
55,0 |
Обслуживание долга % ВВП |
0,7 |
0,3 |
0,5 |
0,9 |
0,9 |
0,7 |
1,2 |
Таблица 2 - Процентные расходы федерального бюджета
Показатель |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
Процентные расходы, млрд. руб. |
0,1 |
3,3 |
12,2 |
52,3 |
125,4 |
114,5 |
148,2 |
В том числе в % к |
|||||||
Официальному ВВП |
0,7 |
1,5 |
2,0 |
3,3 |
5,7 |
4,4 |
5,4 |
Легальному ВВП |
0,9 |
2,5 |
2,7 |
4,6 |
8,2 |
6,5 |
8,7 |
Расходам федерального бюджета |
1,8 |
7,8 |
8,6 |
18,8 |
25,8 |
22,6 |
34,9 |
Приложение 2
Таблица 3 - Динамика и структура государственного долга Российской Федерации (на конец года) в % к ВВП
Годы |
Всего |
Внешний долг |
Внутренний долг |
1997 |
49,5 |
29,7 |
19,8 |
1998 |
146,4 |
118,6 |
27,8 |
1999 |
101,8 |
89,7 |
12,1 |
2000 |
61,3 |
53,7 |
7,6 |
2001 |
49,1 |
43,2 |
5,9 |
2002 |
44,8 |
37,9 |
6,9 |
2003 |
39,6 |
33,3 |
6,3 |
2004 |
26,1 |
20,9 |
5,2 |
2005 |
22,4 |
17,1 |
5,3 |
Таблица 4 - Погашение и обслуживание государственного долга (% ВВП)
Годы |
Всего |
Погашение |
Обслуживание |
2001 |
6,4 |
3,8 |
2,6 |
2002 |
5,5 |
3,1 |
2,4 |
2003 |
6,0 |
3,9 |
2,1 |
2004 |
3,0 |
1,5 |
1,5 |
2005 |
2,7 |
1,8 |
0,9 |
Таблица 5 - Государственный внешний долг Российской Федерации (млрд. долл. США)
Наименование |
На01.01.2003 г. |
На 01.01. 2004 г. |
На 01.01.2005 г. |
На 01.01. 2006 г. |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией) |
124,4 |
121,0 |
113,7 |
104,9 |
по кредитам правительств иностранных государств |
52,3 |
54,0 |
52,6 |
50,1 |
задолженность официальным кредиторам Парижского клуба |
43,6 |
46,6 |
46,1 |
44,4 |
задолженность кредиторам, не являющимся членами Парижского клуба |
4,9 |
4,4 |
3,3 |
2,9 |
задолженность бывшим странам СЭВ |
3,8 |
2,9 |
3,2 |
2,8 |
по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм |
3,4 |
- |
0,3 |
- |
задолженность кредиторам Лондонского клуба |
- |
- |
- |
- |
коммерческая задолженность |
3,0 |
- |
0,3 |
- |
по кредитам международных финансовых организаций |
13,4 |
11,0 |
10,1 |
8,9 |
Государственные ценные бумаги Российской Федерации, выраженные в иностранной валюте |
49,5 |
49,8 |
45,2 |
41,6 |
Еврооблигационные займы |
39,9 |
42,5 |
37,9 |
34,4 |
ОВГЗ |
9,6 |
7,3 |
7,3 |
7,2 |
По кредитам Центрального банка Российской Федерации |
6,2 |
6,2 |
5,5 |
4,3 |
Предельный размер предоставления гарантий |
2,6 |
2,3 |
2,0 |
2,0 |
Государственный внешний долг Российской Федерации с учетом предельного размера гарантий |
127,0 |
123,4 |
115,7 |
106,9 |
Приложение 3
Таблица 6 - Рейтинг организаторов корпоративных облигаций, Топ-15, первое полугодие 2008
№1П 08 |
№ ‘ 07 |
Инвестиционный банк |
Объем, млрд. руб |
Количество эмитентов |
Количество эмиссий |
1 |
1 |
ВТБ (включая «ВТБ 24») |
31,0 |
5 |
7 |
2 |
4 |
Райффайзенбанк |
23,8 |
8 |
9 |
3 |
2 |
Газпромбанк |
18,9 |
8 |
8 |
4 |
3 |
ИК «Тройка Диалог» |
17,8 |
5 |
8 |
5 |
17 |
Ренессанс Капитал |
17,5 |
5 |
6 |
6 |
10 |
Банк Москвы |
16,8 |
4 |
4 |
7 |
9 |
НОМОС-БАНК |
12,5 |
3 |
4 |
8-9 |
6 |
ТрансКредитБанк |
9,0 |
4 |
4 |
8-9 |
26 |
Ситибанк |
9,0 |
4 |
4 |
10 |
14 |
Банк «Зенит» |
7,6 |
4 |
4 |
11 |
5 |
Росбанк |
6,8 |
4 |
4 |
12 |
19 |
Связь-Банк |
6,6 |
7 |
7 |
13 |
31 |
Банк «Союз» |
6,0 |
2 |
3 |
14 |
30 |
Промсвязьбанк |
5,6 |
3 |
3 |
15 |
39 |
Группа компаний «Регион» |
4,9 |
8 |
8 |
Итого по Топ-15 |
193,967 |
Таблица 7 - Рейтинг организаторов еврооблигаций, Топ-15, Россия, первое полугодие 2008
№1П 08 |
№ ‘ 07 |
Инвестиционный банк |
Объем, млрд. USD |
Количество эмитентов |
Количество эмиссий |
1 |
4 |
Deutsche bank |
2361 |
3 |
5 |
2 |
3 |
Citigroup |
2333 |
5 |
8 |
3 |
1 |
ABN AMRO/RBS |
1583 |
6 |
9 |
4 |
7 |
JP Morgan |
1425 |
3 |
3 |
5 |
5 |
UBS |
1127 |
4 |
6 |
6 |
18 |
BNP Paribas |
1024 |
2 |
3 |
7 |
6 |
Morgan Stanley |
879 |
2 |
4 |
8-9 |
28 |
Calyon |
750 |
2 |
4 |
8-9 |
8 |
Barclays Capital |
750 |
3 |
4 |
10 |
11 |
Goldman Sachs |
583 |
1 |
2 |
11 |
16 |
HSBC |
500 |
3 |
4 |
12 |
14 |
ING Wholesale Banking Лондон |
400 |
2 |
4 |
13 |
2 |
Credit Suisse |
350 |
2 |
2 |
14 |
19 |
МДМ-банк |
290 |
2 |
2 |
15 |
15 |
Инвестиционный банк ТРАСТ |
269 |
4 |
4 |
Итого |
14624 |