Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 12:10, доклад
Однако впоследствии в Риме установилась система сосуществования частного и государственного секторов с явным доминированием частных форм хозяйствования. Считается, что Древний Рим - первое в истории государство, в котором государственная собственность играла активную перераспределительную роль и способствовала неуклонному росту частной собственности. Начиная с первых упоминаний о римском экономическом устройстве (4-ый век до нашей эры), просматривается преобладание частной собственности.
Государственный сектор в Древнем Риме. Римское общество изначально сформировалось на основе отношений частной собственности на землю. Однако впоследствии в Риме установилась система сосуществования частного и государственного секторов с явным доминированием частных форм хозяйствования. Считается, что Древний Рим - первое в истории государство, в котором государственная собственность играла активную перераспределительную роль и способствовала неуклонному росту частной собственности. Начиная с первых упоминаний о римском экономическом устройстве (4-ый век до нашей эры), просматривается преобладание частной собственности. Так, значительная часть сельскохозяйственных земель в ранний период республики представляла собственность римлян (в среднем по 2-3 акра на семью). Впоследствии госсектор «внедрился» и в другие отрасли экономики: были созданы государственные банки, государственные мануфактуры в горном деле и в отраслях по производству оружия и тканей. Однако положение госсектора всегда было подчиненным. Например, даже принадлежавшие государству рудники (особенно на месторождениях металлов, эксплуатация которых была обусловлена потребностями чеканки монеты), как правило, сдавались на концессионных основах в эксплуатацию частным компаниям. В это же время широкое распространение получили акционерные общества, представляющие собой разновидность частного сектора. О преобладании института частной собственности в Древнем Рима свидетельствует и тот факт, что во время второй Пунической войны все государственные военные заказы, связанные с обеспечением римской армии, выполнялись именно частными акционерными обществами. В настоящее время акционерная форма предприятий госсектора считается наиболее перспективной во всем мире.
Даже краткое рассмотрение истории древнего мира позволяет выявить универсальную экономическую закономерность: чрезмерное расширение государственного сектора приводило к упадку древних цивилизаций. Превышение некоей критической величины размера госсектора ведет к разрушению фундаментальных устоев общественно-экономической формации.
Аналогичная
схема гибели цивилизации повторилась
и в отношении самого Древнего Рима, в
котором изначально само государство
и госсектор выступали в качестве вспомогательного
инструмента урегулирования отношений
между субъектами частного сектора экономики.
Бурное развитие древнеримской культуры
имело место в эпоху Римской республики
и начального периода Римской империи
и основывалось на развитом институте
частной собственности. Однако в период
с 40-х годов до нашей эры до конца 4-го века
нашей эры начинается чрезмерное усиление
роли государства в экономике и беспрецедентный
рост масштабов государственного сектора.
Так, во времена Нерона действовала система,
в соответствии с которой все граждане
должны были завещать свое имущество лично
императору. В таких обстоятельствах удельный
вес государственной собственности всего
за несколько десятилетий стал преобладающим.
В конце 2-го века представитель семитской
династии Септимий Север начал открытое
наступление на частную собственность,
в результате чего он в кратчайшие сроки
отнял у аристократов столько имущества,
что сделался собственником половины
Апеннинского полуострова. В 235 г. во время
правления Максимилиана получили всеобщий
характер проскрипции (списки лиц, объявленных
вне закона) и конфискации. В 286 -
305 гг. в период правления Диоклетиана
положение дел еще больше обострилось,
когда вместо рыночного механизма спроса
и предложения была введена система управляемого
хозяйства, включающая в себя: централизованное
распределение продовольствия (наподобие
карточной системы); государственный надзор
за экспортом и импортом; огосударствление
промышленности; квотирование и нормирование
производства; ограничение уровня рентабельности;
национализация фабрик, связанных со снабжением
органов государственной власти и армии;
государственный контроль за деятельностью
гильдий и коллегий. «Вершиной» экономической
политики Диоклетиана стал эдикт 301 г.
о ценах (Edictum de pretiis), когда впервые в истории
государство устанавливало цены на все
товары.
Все это привело к тому,
что основа римского государства - институт
частной собственности - фактически перестала
существовать. Римская империя создала
столь централизованную экономическую
систему, что существование института
частной собственности в ее рамках стало
бессмысленным. Из-за высоких налогов
огромные земельные площади уже не обрабатывались;
землевладельцы давали свободу своим
рабам, передавали им и крестьянам в распоряжение
земли лишь бы суметь уплатить налоги
государству. В свою очередь высокие налоги
были обусловлены тем, что с ослаблением
частного сектора в римском обществе исчез
«излишний» доход. Государство должно
было содержать огромную империю: в 1-ом
веке на содержание армии в 300 тыс. чел.
Рим ежегодно тратил огромные суммы (в
современном эквиваленте 9-10 млрд. долларов).
Такое положение вещей привело к тому,
что люди покидали города и селились в
деревнях, производство, торговля и культура
приходили в упадок. Результатом таких
событий стало падение Рима и его завоевание
германскими племенами.