Государственный
сектор служит основой для выполнения
государством своих функций. Государственный
сектор, охватывающий все ресурсы, которыми
владеет и распоряжается государство,
состоит из отдельных хозяйственных
субъектов (институциональных единиц),
которые вступают в экономические
взаимоотношения друг с другом, принимают
экономические решения и несут
ответственность за их выполнение.
В каждой стране они образуют государственный
сектор, который отделяется от рыночных
секторов экономики.
Создание
институциональной структуры государственного
сектора и четкое проведение границ
этого сектора и его подсекторов,
относящихся к соответствующим
уровням власти, являются основными
предпосылками формирования системы
управления общественными финансами
на национальном и субнациональном
уровне. В результате появляется важный
инструмент оценки масштаба государственного
сектора экономики и его влияния на важнейшие
макроэкономические показатели. Можно,
в частности, определить размер доходов,
приносимых каждым видом активов в бюджет
разных уровней, расходов, производимых
за счет каждого из подсекторов — центрального
правительства, региона или муниципального
образования. Выделение государственного
сектора на национальном и субнациональном
уровнях дает возможность проводить сопоставление
их структур собственности и финансовых
потоков, проводить анализ финансовой
деятельности органов публичной власти,
в частности, определять степень воздействия
государственной (муниципальной) политики
на доходность частных корпораций, домашних
хозяйств.В большинстве стран мира секторальное
деление экономики осуществляется на
основе использования международных стандартов.
В соответствии со стандартами
Система национальных счетов и Статистика
государственных финансов экономика
страны в целом разделяется на
пять секторов, каждый из которых состоит
из институциональных единиц, имеющих
сходные цели. Пять обозначенных секторов
включают:
- сектор нефинансовых корпораций, состоящий из собственно нефинансовых корпораций, квазикорпораций и некоммерческих организаций, являющихся рыночными производителями товаров и нефинансовых услуг;
- сектор финансовых корпораций, включающий финансовые корпорации и квазикорпорации, а также некоммерческие организации, финансируемые и контролируемые финансовыми корпорациями, основной функцией которых является оказание услуг финансового посредничества или вспомогательная деятельность в сфере финансового посредничества;
- сектор государственного управления, включающий институциональные единицы, выполняющие функции органов государственного управления в качестве основного вида деятельности;
- сектор домашних хозяйств, включающий совокупность домашних хозяйств и некорпорированные семейные предприятия (подсобные хозяйства, семейные фермы ит.д.);
- сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (объединяет нерыночные некоммерческие организации, финансируемые и контролируемые домашними хозяйствами).
Помимо этих пяти секторов
существует еще и так называемый
сектор остального мира, в составе
которого учитываются все институциональные
единицы-нерезиденты, которые совершали
операции или имели какие-либо другие
экономические связи с единицами-резидентами.
В секторы нефинансовых и
финансовых корпораций включаются только
рыночные производители, а в секторы
государственного управления, домашних
хозяйств, некоммерческих организаций,
обслуживающих домашние хозяйства, —
нерыночные производители.
Государственный сектор образуют
сектор государственного управления (включающий
органы власти разных уровней и подведомственные
им учреждения) и государственные
институциональные единицы, входящие
в секторы нефинансовых и финансовых
корпораций.