Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 10:37, курсовая работа
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время проблема государственного долга это ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат. Кроме того, принимая во внимание попытки наших международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию, грамотное урегулирование государственного долга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней, да и внутренней политики.
Введение
Возникновение государственного долга
Структура внешнего долга РФ
Анализ динамики внешнего долга РФ
Источники финансирования федерального бюджета
Заключение
Вместе с тем в структуре государственного долга России при некотором снижении внешней задолженности наблюдается рост внутренних и "новых" внешних долговых обязательств. С экономической точки зрения это свидетельствует о начале реализации стратегической концепции в области государственного долга, суть которой заключается в постепенном стирании разделения долговых обязательств на внешние и внутренние. Государственный долг становится все более единым, и управление финансовыми обязательствами государства переходит к единому центру.
Показатель "государственный долг/доходы" используется международными финансовыми организациями для оценки долговой устойчивости суверенного заемщика, т. е. такого состояния государственного внешнего долга, при котором правительство выполняет обязательства по его обслуживанию в полном объеме без ущерба темпам экономического и социального развития и необходимости прибегать к списанию или реструктуризации задолженности.
Поскольку внешняя задолженность фиксируется, погашается и обслуживается в иностранной валюте, то важным показателем платежеспособности страны наряду с объемом и темпами роста ВВП является экспорт товаров и услуг. Коэффициент "внешний долг/экспорт" является индикатором состояния долга, отражающим имеющиеся возможности страны погасить его накопленный объем. Чем более развит экспортный сектор национальной экономики, тем больше у дебитора возможностей выполнять имеющиеся долговые обязательства перед внешними кредиторами и, соответственно, меньше значение данного показателя. На основе этих критериев страны делятся на три группы: с высоким, средним и низким уровнем внешней задолженности. К первой группе относятся страны, у которых первый показатель выше 80% или превышает 220%. Для второй группы эти показатели колеблются в интервале соответственно между 80 и 48%, 220 и 132%. Страны с небольшим объемом задолженности - менее 48 и 132% соответственно.
5. Источники
финансирования федерального
Источники
финансирования дефицита бюджета утверждаются
органами законодательной власти в законе
о бюджете на очередной финансовый год
по основным видам привлеченных средств.
Кредиты Банка России, а также приобретение
Банком России долговых обязательств
РФ, субъектов РФ, муниципальных образований
при их первичном размещении не служат
источниками финансирования дефицита
бюджета.
Рассмотрим источники финансирования
дефицитов бюджетов различных уровней.
Источниками финансирования
дефицита федерального бюджета являются:
1) внутренние источники — кредиты, полученные
Российской Федерацией от кредитных организаций
в национальной валюте; государственные
займы, осуществляемые путем выпуска ценных;
бумаг от имени РФ; бюджетные ссуды, полученные
от бюджетов других уровней бюджетной
системы РФ;
2) внешние источники следующих видов —
государственные займы, осуществляемые
в иностранной валюте путем выпуска ценных
бумаг от имени РФ; кредиты правительств
иностранных государств, банков и фирм,
международных финансовых организаций,
предоставленные в иностранной валюте.
Источниками финансирования дефицита
бюджета субъекта РФ являются внутренние
источники в следующих формах:
1) государственные займы, осуществляемые
путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта
РФ;
2) бюджетные ссуды, полученные от бюджетов
других уровней бюджетной системы РФ;
3) кредиты, полученные от кредитных организаций.
Источниками финансирования дефицита
местного бюджета могут быть внутренние
источники в следующих формах:
1) муниципальные займы, осуществляемые
путем выпуска муниципальных ценных бумаг
от имени муниципального образования;
2) бюджетные ссуды, полученные от бюджетов
других уровней бюджетной системы РФ;
3) кредиты, полученные от кредитных организаций.
Заключение
Выделяет несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации, но основополагающим для всех классификаций является деление его на внутренний и внешний долг;
государственный внешний долг это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные проценты) в иностранной валюте;
основной причиной возникновения большей части российского государственного внешнего долга является долг СССР;
долг России образовался в результате привлечения дополнительных ресурсов из внешних источников, которые потребовались в связи с трудностями перехода от планово-административной системы хозяйствования к рыночной;
внешняя задолженность России имеет неоднородную структуру и состоит из нескольких видов долга: больше всего внешних обязательств приходится на долговые обязательства бывшего СССР перед странами-членами Парижского клуба, другими странами - официальными кредиторами;
в структуре современного государственного внешнего долга России основной объем обязательств приходится на ценные бумаги в иностранной валюте;
в связи с досрочным погашением значительной части задолженности перед Парижским клубом кредиторов в структуре внешнего долга РФ произошли кардинальные изменения, в результате чего удельный вес государственного внешнего долга РФ сократился до $72,2 млрд.
Проблема внешней задолженности требует постоянного контроля, поскольку может оказывать очень серьезное негативное влияние на развитие страны в долгосрочной перспективе.
Схемы расчетов, применяемые в отношении государственного долга Российской Федерации, выделяют следующие:
реструктуризация задолженности перед Парижским и Лондонским клубами кредиторов с консолидацией в основной долг части процентных платежей;
операции по обмену ГКО на евробонды;
посткризисная новация ГКО-ОФЗ;
операции по обмену ОВГВЗ на ОГВЗ;
обмен коммерческой задолженности на еврооблигационные займы;
а также "нестандартные" схемы, к которым относят погашение внешней задолженности экспортом и досрочное погашение внешней задолженности (в частности из фондов Стабилизационного фонда РФ).
При последовательном проведении соответствующих мероприятий в течение предстоящего десятилетия угроза долгового кризиса будет устранена, долговая проблема в ее нынешнем виде перестанет существовать, а темпы экономического роста будут высокими.
Таким образом, государственный внешний долг России является сложной и многофакторной проблемой, решение которой, исходя из мирового опыта, требует значительных усилий.
Информация о работе Государственный внешний долг РФ: возникновение, структура, финансирование