Государственный внутренний долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 14:03, реферат

Описание работы

Переход России к рыночной экономике также потребовал от правительства пересмотра основных принципов финансирования бюджетных расходов и перехода к широко используемым в мировой практике безинфляционным методам покрытия дефицитов бюджета. Вопрос о государственных долгах связан с самим фактом непосредственного участия государства в экономической жизни общества. Это участие в современных условиях определяется задачей создания антиинфляционного механизма экономического роста, суть которого состоит в обеспечении полной занятости и установления стабильного уровня цен.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические аспекты формирования и управления государственным внутренним долгом
1.1 Понятие и значение государственного долга……………………………5
1.2 Состав внутреннего государственного долга…………………………….7
Глава 2. Внутренний государственный долг
2.1 Состояние внутреннего государственного долга……………………….10
2.2 Обслуживание государственного внутреннего долга РФ………………11
2.3 Основные принципы и направления государственного
внутреннего долга……………………………………………………………...12
Заключение……………………………………………………………………..17
Список литературы…………………………………………………………….20
Приложение 1…………………………………………………………………21

Файлы: 1 файл

Государственный внутренний долг готово.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки РФ

 

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования  «Санкт- Петербургский государственный  университет экономики и финансов»  в г. Пскове

 

Клнтрольная работа по дисциплине

«Бюджетная  система»

 

На тему: Государственный внутренний долг: современное состояние и перспективы развития.

 

 

Выполнила: студентка 5 курса

Заочного отделения

Группа 08-610 (ФК)

Карабанова Е.В.

Тел.: 89052950406

Проверил: к.э.н.  Павлов Н.П.

 

 

 

 

 

 

Псков 2012

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1 Теоретические аспекты  формирования и управления государственным  внутренним долгом

1.1 Понятие и значение  государственного долга……………………………5

1.2 Состав внутреннего  государственного долга…………………………….7

Глава 2. Внутренний государственный долг

2.1 Состояние внутреннего  государственного долга……………………….10

2.2 Обслуживание государственного  внутреннего долга РФ………………11

2.3 Основные  принципы и направления государственного 

внутреннего долга……………………………………………………………...12

Заключение……………………………………………………………………..17

Список литературы…………………………………………………………….20

Приложение 1…………………………………………………………………21

Приложение 2…………………………………………………………………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время  экономики многих стран характеризуется наличием больших государственных внешних и внутренних долгов. Ни одно государство не обходится без заимствования денежных ресурсов на финансовых рынках посредством государственных внутренних займов.

Переход России к рыночной экономике также потребовал от правительства пересмотра основных принципов финансирования бюджетных расходов и перехода к широко используемым в мировой практике безинфляционным методам покрытия дефицитов бюджета. Вопрос о государственных долгах связан с самим фактом непосредственного участия государства в экономической жизни общества. Это участие в современных условиях определяется задачей создания антиинфляционного механизма экономического роста, суть которого состоит в обеспечении полной занятости и установления стабильного уровня цен.

Идея государственного долга как некой общественной ноши возникает, потому что долги  правительства, в конечном счете, являются долгами налогоплательщиков. Однако на основе данного подхода государственный  долг как проблема не существует, за исключением той его части, которая принадлежит иностранцам, поскольку все граждане государства, вместе взятые, являются и держателями государственного долга, и должниками по нему.

Поэтому очевидно, что  нарастание внутреннего долга менее  опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительны.

Основными целями данной контрольной работы являются: раскрытие понятия государственного внутреннего долга РФ, рассмотрение структуры долга и его видов, состояния государственного внутреннего долга в настоящее время, а также, перспективы развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Теоретические аспекты формирования и управления государственным внутренним долгом

1.1 Понятие  и значение государственного  долга

Основную массу  денежных ресурсов, предназначенных  для финансирования общегосударственных  нужд, государство получает в виде налогов и обязательных платежей. В условиях дестабилизации финансового состояния народного хозяйства, снижения государственных доходов государство вынужденно привлекать для покрытия своих расходов средства из других источников. Основной формой государственных заимствований является государственный кредит.

Государственный кредит представляет собой совокупность кредитных отношений, в которых  заемщиком выступает государство  в лице его органов, а кредиторами  — физические и юридические лица. В сфере международных отношений государство выступает одновременно и кредитором, и заемщиком1.

Функционирование  государственного кредита ведет  к образованию государственного долга. Государственный долг — это  сумма задолженностей по выпущенным и непогашенным долговым обязательствам государства, включая начисленные по ним проценты2. Государственный долг делится на основной и текущий в зависимости от срока погашения. Основным государственным долгом называется вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в течении данного периода. Текущим государственным долгом называется задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа.

В современных  условиях исполнительной власти для  покрытия огромных государственных расходов не хватает налоговых поступлений, а денежная эмиссия ведет к инфляции.

Значительные  размеры государственного долга  отражают кризисное состояние экономики  России. Увеличение заимствований на финансовом рынке и у зарубежных кредиторов приводит к росту расходов на обслуживание и погашение государственного долга и уменьшению госу дарственных расходов по другим направлениям. Такие масштабы государственного долга требуют и соответствующего управления им. Одним из методов регулирования является утверждение законодательной властью его верхних пределов. Федеральным законом « О федеральном бюджете на 2012 год» верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2013 года в сумме 6 280 854 099,7 тыс. рублей.3 Установить верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации по государственным гарантиям Российской Федерации в валюте Российской Федерации на 1 января 2013 года в сумме 1 305 962 336,3 тыс. рублей, на 1 января 2014 года в сумме 1 634 412 336,3 тыс. рублей и на 1 января 2015 года в сумме 1 847 652 336,3 тыс. рублей.4

Обслуживание  государственного внутреннего долга  возложено на Центральный банк РФ.

Государственный внутренний долг обеспечивается активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

Внутренний  долг – это долг государства своему населению. Долговые обязательства  могут иметь форму: кредитов, полученных правительством; государственных займов, осуществленных посредством выпуска  ценных бумаг от имени правительства; других долговых обязательств. Долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Погашаются долги в установленные сроки, которые не могут превышать 30 лет.

Нарастание  внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительны. Это связано с тем, что погашение государственного внутреннего долга приводит к перераспределению доходов внутри страны.

1.2 Состав внутреннего государственного долга

В состав общего государственного долга в странах с рыночной экономикой, как правило, включается долг центрального правительства (федеральный долг), задолженность местных органов власти (коммунальный долг), государственных корпораций и предприятий и другие долги, причисленные законодательством страны к государственному долгу. Их соотношение определяется особенностями экономического и исторического развития каждой страны, но, как правило, большую часть внутреннего долга составляет задолженность центрального правительства.

Качественный анализ государственной задолженности  позволяет выделить три ее составных элемента.

Первый из них - финансовая задолженность, под которой понимаются денежные обязательства государства, возникшие в связи с правительственными займами кредитных средств (государственные  ценные бумаги, кредиты Центральных  банков и др.), предназначенные для финансирования расходов государственного бюджета. Данный вид задолженности широко распространен как в развитых рыночных странах, так и в странах с переходной экономикой, и именно этот вид задолженности определяет в большей степени размеры внутреннего госдолга.

Второй вид государственной  задолженности - административная задолженность, которая включает в себя находящиеся  в тесной взаимосвязи с проведением  текущей бюджетной политики денежные обязательства. К данному виду долга  относятся, прежде всего, задолженности по платежам в государственном секторе (например, долги по выплате заработной платы на государственных предприятиях и учреждениях). Другими словами, это те средства, статьи расхода по которым уже были утверждены в бюджете, но платежи по ним в силу возникших проблем не были произведены. Этот вид задолженности сохраняется до момента его погашения в новом финансовом году и носит обычно краткосрочный характер. Данный вид задолженности в большей степени характерен для стран с переходной экономикой, где существуют огромные проблемы с пополнением доходной части бюджета, связанных в первую очередь с общим экономическим кризисом в стране (падение производства, стагнация, высокие темпы инфляции, неэффективная система налогообложения). К примеру, это было в России в 1990-х годах, когда задолженность по выплате заработной платы работникам бюджетных предприятий и организаций составляла более 47 трлн. руб., или около 2% ВВП. При этом, как правило, сумма просроченных платежей такого рода из государственной казны не учитывалась в качестве составляющей госдолга и бюджетного дефицита.

Третий вид государственной  задолженности представляет собой  возможные долговые обязательства, возникающие при предоставлении государственными органами гарантий и  поручительств в рамках содействия определенной деятельности государственных и частных предприятий. Выделение бюджетных средств на подобные цели является наиболее плодотворным и отвечающим государственным экономическим интересам. Данный вид госзадолженности широко распространен в развитых странах. Для стран с развивающейся экономикой этот вид долга представляется наиболее перспективным с точки зрения промышленного подъема экономики.

В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации  согласно бюджетного кодекса включаются:

номинальная сумма долга  по государственным ценным бумагам  Российской Федерации, обязательства  по которым выражены в валюте Российской Федерации;

объём основного долга  по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

объем основного долга  по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;

объем обязательств по государственным  гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации;

объем иных (за исключением  указанных) долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие настоящего Кодекса.

Размеры и структура  государственного внутреннего долга  представлены в программе государственных внутренних заимствований Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований. Программа входит в число документов, представляемых одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год.

По данным Министерства Финансов РФ на 1 марта 2011 года государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах, составил 3 083 210,184 млн рублей5. По состоянию на на 1 июля 2012 года равен 3 795,5 млрд рублей6. Предельный объем может быть превышен правительством РФ, если это снижает расходы по обслуживанию государственного долга. В законе о бюджете утверждается также предельный объем заемных средств, направляемых Россией, субъектами Федерации или муниципальными образованиями на финансирование бюджета соответствующего уровня.

 

Глава 2. Внутренний государственный долг

2.1 Состояние  внутреннего государственного долга

Доходы Федерального бюджета запланированы в объеме:

- на 2010 год 7 874 951 608,0 тыс. рублей, расходы 10 256 419 940,1 тыс. рублей;

- на 2011 год 11 121 358 590,0 тыс. рублей, расходы 11 121 358 590,0 тыс. рублей;

- на 2012 год 11 789 065 881,0тыс. рублей, расходы 658 349 195,5 тыс. рублей.

В целом за 2010-2012 годы объем государственного долга увеличился.

Федеральным Законом о  федеральном бюджете был установлен верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2012 года по долговым обязательствам Российской Федерации в сумме 314 096 684,9 тыс. рублей. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать объемы выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации и осуществлять их размещение в объеме, не приводящем к превышению установленного верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами.7

Информация о работе Государственный внутренний долг