Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 12:15, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть сущность государственных займов как инструмента привлечения инвестиция в Российскую экономику, выявить тенденции привлекательности для инвесторов, а также проанализировать динамику структуры государственного долга Российской Федерации.
Задачами данной работы являются следующие: рассмотрение сущности государственных заимствований, роли и значения государственных заимствований Российской Федерации, а также предложение рекомендаций по поводу государственных займов Российской Федерации.
В ходе работы были использованы следующие источники информационной базы: учебники отечественных и зарубежных авторов, статистические материалы государственных органов и периодические издания.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..3-4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАЙМОВ РФ ….4-14
1.1 Экономическое содержание государственных займов РФ ……………...4-7
1.2 Виды и классификация государственных займов РФ ………………….7-11
1.3. Эмиссия облигаций в РФ ……………………………………………….11-14
2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАЙМОВ РФ ……………………….14-27
2.1 Государственный долг в системе активов и пассивов государства ….14-15
2.2 Анализ привлечения и использования Российской Федерацией средств займов ………………………………………………………………………...15-22
2.3 Внешние финансовые пассивы Российской Федерации по состоянию на 1 января (млн. долл. США)………………………………………………….22-27
3 УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ …………………………………………………27-33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...34-35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………...36-37
России необходимо прилагать все усилия к привлечению разных видов инвестиций (прямых и портфельных), т.к. каждая из них способствует будущему увеличению производительной мощи экономики. На прямые иностранные инвестиции должны распространяться отраслевые ограничения. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.), телекоммуникационную и спутниковую связь. Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих развитых стран, в частности США. В перечисленных отраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям формы привлечения иностранного капитала – зарубежные кредиты и займы, несмотря на то, что они увеличивают бремя государственного долга.
Объем иностранных инвестиций зависит от привлекательности объекта инвестирования. В данном случае уместно говорить о привлекательности или непривлекательности так называемого «инвестиционного климата» государства.
Инвестиционный климат представляет собой определенную среду, в которой осуществляются инвестиционные процессы, формирующуюся под влиянием экономических, политических, социальных, юридических и т.п. факторов, которые, в свою очередь, определяют условия инвестиционной деятельности и уровень риска инвестиций в том или ином регионе. Благоприятным является инвестиционный климат, который будет способствовать притоку капитала и активной деятельности инвесторов.
Инвестиционный климат
того или иного государства
В последнее время среди стран, осуществляющих крупнейшие инвестиции в экономику России на долю 10 крупнейших стран-инвесторов пришлось 87% иностранных инвестиций. Эти страны можно условно разделить на 2 группы: государства, входящие в оффшорные зоны, где зарегистрированы дочерние структуры российских компаний, и остальные государства, чьи компании инвестируют в Россию для расширения собственного присутствия или предоставляют кредиты российским предприятиям.
К первой группе можно отнести такие страны, как Люксембург, Кипр, Нидерланды, Виргинские и Багамские острова. Из этих стран в 2008 г. поступило 55% всех иностранных инвестиций в российскую экономику. Данный показатель свидетельствует о растущем доверии российских инвесторов к государству. Ко второй группе стран относятся Германия, Великобритания, США, Франция, Швейцария, которые инвестировали 3458 млн. долл. в 2008 г., что существенно меньше, чем за аналогичный период прошлого года ($4144 млн.). Тем не менее, инвестиции из этих стран отражают реальную заинтересованность иностранных инвесторов в выходе на российский рынок.
Иностранные инвестиции в страновом разрезе в 2007-2008 годах (млн. долл. США)
Наименование страны |
2007 |
2008 |
Бермуды |
4047 |
5279 |
Виргинские острова, Британские |
2345 |
2025 |
Германия |
2364 |
1514 |
Кипр |
5238 |
7387 |
Нидерланды |
2780 |
4599 |
Соединенное Королевство |
1352 |
624 |
Франция |
209 |
417 |
Швейцария |
194 |
340 |
США |
25 |
563 |
При покупке ценных бумаг инвестор преследует определенные цели (цели инвестирования). Принято выделять три главные цели:
- безопасность вложений — отсутствие риска потерь капитала (вложенных денежных средств и предстоящих доходов);
- доходностьвложений — получение текущего дохода на вложенный капитал в виде дивиденда или процента;
- рост вложений — увеличение капитала (рост рыночной цены ценной бумаги).
Между этими целями существуют противоречия. Например, самые безопасные ценные бумаги (краткосрочные долговые обязательства государства) являются наименее доходными; ценные бумаги, подверженные значительным ценовым колебаниям, являются самым ненадежным объектом для помещения капитала. При покупке ценных бумаг инвестор должен отвечать на вопрос, насколько ликвидна ценная бумага. Ликвидность ценной бумаги также является целью инвестирования, однако эта цель не зависит от других и ее принято рассматривать отдельно. Ликвидность — быстрое и безущербное для держателя ценной бумаги превращение ее в деньги.
Государственные облигации в нашей стране, в отличие от других стран не являются более надежными, чем облигации иных эмитентов. Поэтому более актуальными является разделение облигации на кратко – и долгосрочные, чем на государственные, муниципальные и облигации предприятий.
В последние годы имеет место тенденция снижения платежеспособности России по выполнению внешних обязательств. Повышается нагрузка на федеральный бюджет по выполнению долговых обязательств.
2.3 Анализ привлечения и использования Российской Федерацией средств займов
Создание международных организаций явилось результатом поиска эффективных мер для разрешения чрезвычайных или кризисных ситуаций в жизни государств. Когда усилия национальной дипломатии оказались недостаточными для того, чтобы справиться с проблемами современных международных отношений, правительства стремились найти адекватные методы взаимодействия в целях создания благоприятных условий для многосторонних консультаций, сотрудничества и совместных шагов в этом направлении.
С 1992 г. Россия начала активно привлекать западные кредиты, увеличивая свой внешний долг, что активно поддерживалось за рубежом. Взамен финансовой поддержки от России требовалось держать курс на проведение реформ, направленных на минимизацию государственного вмешательства в экономику.
В настоящее время проблема внешней задолженности в России не стоит так остро, как даже пять лет назад. В последние годы доля государственного внешнего долга в общем объеме государственного долга Российской Федерации неуклонно сокращалась. Это происходит вследствие осуществления в 2003-2005 гг. мер по замещению внешних заимствований внутренними, и его достаточного погашения в 2005-2008 гг. за счет средств Стабилизационного фонда РФ.
Динамика объема задолженности Российской Федерации перед международными финансовыми организациями (МФО) за период с 1995 по 2008 г. свидетельствует о том, что максимальный объем как всего внешнего долга Российской Федерации, так и задолженности перед МФО приходился на 1999 г. Так, если в 1995 г. задолженность перед МФО составляла 4,5% от всего внешнего долга, то в 1999 г. – 17,4%. В дальнейшем происходило плавное снижение задолженности и к 2008 г. она составляла уже 5,2 млрд. долл. США против 26 млрд. долл. США в 1999 г.
Период с 1992 по 1993 г. был ориентирован на поддержку со стороны Мирового банка мер по созданию условий для проведения ряда радикальных экономических реформ. Общий объем займов, предоставленных в этот период, составлял 750 млн. долл. США. Заемные средства в этот период направлялись на либеризацию цен, содействие программе приватизации, укрепление и развитие системы социальной защиты и службы занятости в связи с начавшимися процессами приватизации и реструктуризации предприятий.
Период с 1993 по 1994 г. характеризовался реализацией более широкой и комплексной программы содействия развитию экономики России. При этом она включала в себя не только поддержку структурных реформ, но и финансирование крупных инвестиционных проектов.
Период с 1995 по 1997 г. характеризовался увеличением объемов заимствований и расширением областей деятельности, а также активным привлечением финансовых займов МБРР, с которым было подписано шесть соглашений на общую сумму 5000 млн. долл. США, или около 80% т общего объема этих займов. В это время было начато финансирование из кредитных ресурсов Мирового банка проектов в области транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, содействия повышению эффективности государственного управления, экологии и др. Были одобрены инвестиционные проекты на общую сумму 2070,8 млн. долл. США.
Период с 1997 по 1998 г. отличался ростом заимствований на бюджетозамещающие цели. Это было связано со значительным увеличением как внешнего, так и внутреннего долга Российской Федерации и дефицитом федерального бюджета.
В период с 1998 по 1999 г. существенное влияние на взаимоотношения России с Международным банком реконструкции и развития (МБРР) оказал финансовый кризис 1998 г. Было приостановлено расходование средств по большинству проектов. Резкое снижение платежеспособности конечных заемщиков привело к массовому отказу от выполнения обязательств по субзаймам. Объем привлеченных у МБРР средств резко сократился и вернулся на уровень 1993 г. (400 млн. долл. США в год). Кризис 1998 г. показал опасность высоких объемов задолженности и валютных рисков, связанных с осуществлением внешних заимствований. Начиная с 1999 г. правительство Российской Федерации начало проводить политику постепенного сокращения внешнего долга Российской Федерации, замещения внешних заимствований внутренними, оптимизации структуры внешнего долга. В 1999 г. заимствования практически прекратились. Правительство Российской Федерации и МБРР провели внеочередной обзор портфеля проектов МБРР, на котором был выработан комплекс мер по реструктуризации портфеля проектов, в том числе по выборочному сокращению заемных средств. Общий размер займов был сокращен на сумму свыше 2,2 млрд. долл. США. Причиной таких решений стало резкое снижение платежеспособности конечных заемщиков (банков, администраций, предприятий) и, как следствие, выросшие риски Минфина России по возрасту перекредитованных средств займов.
Период с 2002 по 2004 г. характеризовался задержками в подготовке к реализации ряда новых проектов, подписание соглашений по которым предусматривалось ещё в 2001 г. Также продолжалась тенденция неудовлетворительных темпов освоения средств. Так, из 16 проектов, которые должны были быть завершены к концу 2003 г., только по 7 расходование средств составило более 90%. В 2004 г. из 15 планируемых к завершению проектов МФО фактически было завершено 9 проектов. По шести займам расходование средств в 2004 г. не осуществлялось.
Проводимая в последние
годы долговая политика, направленная
на замещение государственных
Рост инвестиционной привлекательности экономики повлиял на повышение суверенного кредитного рейтинга Российской Федерации ведущими международными рейтинговыми агентствами. В целом текущие показатели «долговой устойчивости» Российской Федерации, разработанные в соответствии с международной методикой, свидетельствует о существенном сокращении бремени государственного внешнего долга. В настоящее время по основным показателям Российская Федерация относится к государствам с умеренным уровнем долговой нагрузки.
В рамках стратегии сокращения внешнего долга государственная поддержка в форме суверенных займов и гарантий должна предоставляться только в случаях невозможности финансирования проекта с использованием коммерческих кредитов или частичных гарантий, а также при обосновании преимуществ использования МФО перед бюджетным финансированием.
Для того чтобы лучше понять и проанализировать инвестиционную политику РФ, рассмотрим доходность по активам и пассивам государства за 2008 год.
Платежный баланс Российской Федерации за 2008 год (млрд. долл. США)
Счёт текущих операций |
Показатели за 2008 г. | |
Активы |
Пассивы | |
Инвестиционный доход |
53,6 |
88,7 |
Итого по обязательствам |
- |
95,2 |
Итого по активам |
234,5 |
- |
Доходность |
K=0,23 |
K=0,92 |
Как видно из таблицы, доходность Российской Федерации по активам меньше доходности по пассивам. Необходимо увеличивать интерес отечественных инвесторов относительно иностранных, тем самым будет происходить увеличение внутренних заимствований относительно внешних, а это значит, что показатель доходности по активам будет возрастать.