Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 12:23, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть сущность государственных займов как инструмента привлечения инвестиция в Российскую экономику, выявить тенденции привлекательности для инвесторов, а также проанализировать динамику структуры государственного долга Российской Федерации.
Задачами данной работы являются следующие: рассмотрение сущности государственных заимствований, роли и значения государственных заимствований Российской Федерации, а также предложение рекомендаций по поводу государственных займов Российской Федерации.
В ходе работы были использованы следующие источники информационной базы: учебники отечественных и зарубежных авторов, статистические материалы государственных органов и периодические издания.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..3-4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАЙМОВ РФ ….4-14
1.1 Экономическое содержание государственных займов РФ ……………...4-7
1.2 Виды и классификация государственных займов РФ ………………….7-11
1.3. Эмиссия облигаций в РФ ……………………………………………….11-14
2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАЙМОВ РФ ……………………….14-27
2.1 Государственный долг в системе активов и пассивов государства ….14-15
2.2 Анализ привлечения и использования Российской Федерацией средств займов ………………………………………………………………………...15-22
2.3 Внешние финансовые пассивы Российской Федерации по состоянию на 1 января (млн. долл. США)………………………………………………….22-27
3 УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ …………………………………………………27-33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...34-35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………...36-37
Правительство РФ осуществляет внутренние и внешние заимствования с превышением установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственного внутреннего и внешнего долга вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установленного федеральным законом объема долга.
Государственные внутренние и внешние заимствования осуществляются в соответствии с программами, утверждаемыми на очередной финансовый год.
Ежегодно разрабатываются и утверждаются программы государственных внешних заимствований РФ и представляемых РФ государственных кредитов, отражающие перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием уели, источников, сроков возврата, общего объема заимствований, объема использованных средств по займу до начала финансового года и объема заимствований в данном финансовом году.
В программе государственных внешних заимствований РФ отдельно предусматриваются все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл. США, на весь срок займа. Правительство РФ имеет право на осуществление внешних заимствований, не включенных в программу государственных внешних заимствований РФ, если они осуществляются в процессе реструктуризации государственного внешнего долга РФ, которая приводит к снижению расходов на обслуживание государственного внешнего долга в рамках его предельного объема. Такое право распространяется только на несвязанные государственные внешние заимствования.
Программы государственных внутренних заимствований РФ, субъектов РФ, муниципальных образований представляют собой перечень внутренних заимствований РФ, субъектов РФ, муниципальных образований на очередной финансовый год по формам и видам заимствований, общий объём заимствований, направляемых на покрытие дефицита бюджета. В программы включаются соглашения о займах, заключенные в предыдущие годы, если такие соглашения не утратили силу.
1.3. Эмиссия облигаций в РФ
Рассмотрим процесс государственного заимствования денежных средств на примере эмиссии облигации. Облигация – эмиссионная долговая ценная бумага, закрепляющая право её владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок её номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право её владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права.
Государственные облигации занимают большую часть российского рынка облигаций. Их репутация пострадала после кризиса 1988 года, подорвав доверие инвесторов к государственным ценным бумагам. Понадобилось почти два года, чтобы государство смогло восстановить свою надежность как заемщика. Существующие на сегодняшний день выпуски государственных облигаций являются достаточно надежными для инвесторов. Государственные облигации на рынке представлены преимущественно так называемыми облигациями федерального займа (ОФЗ), которые представляют собой купонные облигации со сроком погашения от нескольких месяцев до пяти лет в зависимости от выпуска. Предельные объёмы выпуска государственных облигаций РФ по номинальной стоимости устанавливаются Правительством РФ в соответствии с верхним пределом государственного долга РФ, установленным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Главное назначение рынка субфедеральных и муниципальных
облигаций РФ (СМО) для эмитентов — субъектов
РФ (СРФ) и муниципальных образований (МО)
— заключается в предоставлении им возможности
обеспечения финансовыми ресурсами на
рыночной основе потребностей в ускорении
их социально-экономического развития.
По составу эмитентов рынок СМО является
своеобразным индикатором центров экономической
активности на карте России. Важные черты
этой активности — рыночная основа и опора
на собственные силы. Он мог бы послужить
одним из элементов обеспечения прорыва
в экономическом развитии России Субфедеральные
облигации – это облигации, которые выпускаются
исполнительными органами субъектов федерации
и органами местного самоуправления. Самые
известные среди таких облигаций - это
питерские облигации, московские облигации,
оренбургские облигации. Поскольку считается,
что региональные облигации более рискованные
чем государственные, то и доходность
по ним должна быть выше. Например, доходность
по питерским облигациям колеблется от
17 до 18 % годовых в зависимости от срока
погашения. Муниципальные облигации –
облигации, выпускаемые местными органами
власти. В качестве эмитентов муниципальных
облигаций могут выступать в РФ органы
власти национально-государственных и
административно-
Рассмотрим подробнее
эмиссию государственных
Эмитентом государственных федеральных облигаций от имени РФ выступает Минфин РФ. Эмиссия осуществляется отдельными выпусками. Каждый выпуск имеет государственный регистрационный номер. Облигации одного выпуска равны между собой по объему предоставляемых прав, имеют одинаковые дату погашения и регистрационный номер. Владельцами облигаций могут быть юридические и физические лица, если другое не предусмотрено условиями отдельных выпусков. Облигации предоставляют их владельцу право на получение основной суммы долга – номинальной стоимости, выплачиваемой при погашении выпуска, а также дохода в виде процента, начисляемого к номинальной стоимости облигации. Если право на получение процентного дохода в условиях отдельных выпусков не определено, доходом является разница между ценой реализации и ценой покупки облигации.
Параметры выпуска, включая дату погашения, объём выпуска, срок обращения, порядок и форму выплаты доходов и погашения номинальной стоимости облигации, порядок признания выпуска состоявшимся определяются Минфином РФ. Отличительной особенностью облигаций является их выпуск в документарной форме на предъявителя без обязательного централизованного хранения в виде суммарных и единичных сертификатов, каждый из которых удостоверяет совокупность прав по количеству облигаций, указанных в сертификате. Генеральным агентом по обслуживанию выпусков облигаций выступает Центральный банк РФ. При эмиссии каждого выпуска облигаций все суммарные и единичные сертификаты передаются Минфином РФ на хранение и учёт в депозитарий, функции которого выполняет Центральный банк РФ или другая организация, уполномоченная им на осуществление функций депозитария, заключившая с Минфином РФ депозитарный договор. При размещении облигации зачисляются на счета «депо» владельцев в депозитарии. В дальнейшем сертификаты облигаций могут выдаваться депозитарием на руки владельцам, кроме владельцев, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются нерезидентами. Облигации, выданные на руки владельцам, могут передаваться в депозитарий. По поручению Минфина РФ Центральный банк РФ осуществляет при погашении выпуска за счёт средств федерального бюджета выплату процентного дохода и основной суммы долга владельцам, облигации которых хранятся или учитываются на счетах «депо» в депозитарии. Владельцы, которым сертификаты облигаций выданы на руки, при погашении выпуска для получения процентного дохода и основной суммы долга предъявляют в депозитарий сертификаты.
Государственным ценным
бумагам присваиваются
2.1 Государственный долг в системе активов и пассивов государства
Стандартные компоненты платежного баланса используются и для определения международной инвестиционной позиции страны, которая представляет собой статистический отчет о величине ее внешних активов и обязательств на начало и конец отчетного периода. Международная инвестиционная позиция Российской Федерации публикуется Банком России.
В качестве основных классификационных групп, используемых для определения чистой инвестиционной позиции страны, выступают внешние активы и обязательства резидентов, разность между которыми и дает искомую величину.
Международная инвестиционная позиция содержит информацию, имеющую важное значение для анализа экономического состояния страны. Чистая международная инвестиционная позиция страны характеризует состояние и тенденции развития ее внешнеэкономических связей с остальными странами мира. В зависимости от того, положительна или отрицательна эта позиция, можно говорить, является ли страна "чистым кредитором" или "чистым должником".
В целом анализ показателей платежного баланса и международной инвестиционной позиции имеет важное значение при выработке экономической политики страны, например, при разработке и практическом осуществлении программ экономической стабилизации, оценке потребности в финансировании, связанном с реализацией таких программ.
Объем внешних финансовых активов РФ по состоянию на 01.01.2008 г. составил $ 1 098, 6 млрд., что на 33,4 % превышает значение на 01.01.2007 г. На рисунке ниже представлена динамика внешних активов РФ с 01.01.2005 г.
Рис. 2.1 Внешние финансовые активы Российской Федерации по состоянию на 1 января (млн. долл. США)
Динамика структуры
внешних активов в последние го
Основную долю в структуре внешних финансовых активов в 01.01.2008 г. как в абсолютном объеме, так и в относительном исчислении, занимают резервные активы. По состоянию на 01.01.2008 г. их удельный вес составил 43,5% ($477,8 млрд.). Прочие инвестиции демонстрируют уверенный рост на протяжении последних лет, так, на 01.01.2008 г. их объем составил $222,3 млрд. Удельный вес в структуре активов в данном году составил 15,7%.
2.2 Внешние финансовые пассивы Российской Федерации по состоянию на 1 января (млн. долл. США).
С 01.01.2005 г. прирост объема внешних обязательств составил 193,7%, при этом на 01.01.2007 г. наблюдалось ускорение роста. Как видно из рисунка, объем обязательств в форме прямых инвестиций на 01.01.2008 г. превышает объем портфельных инвестиций. Эта тенденция просматривалась и в предыдущих годах. На 01.01.2008 г. доля портфельных инвестиций в структуре внешних обязательств составила 28,1% (прирост в абсолютном объеме с 01.01.2005 г. составил $213,9 млрд.), прямых инвестиций – 40,1% (прирост составил $368,9 млрд.).
Наибольший удельный вес в структуре внешних финансовых пассивов на протяжении почти всего рассматриваемого периода занимали прочие инвестиции. Прочие инвестиции в российскую экономику более чем на 80% представлены ссудами и займами.
Анализ показателей платежного баланса и международной инвестиционной позиции имеет важное значение при выработке экономической политики страны. Как видно из приведенных выше данных, на протяжении последних четырёх лет чистая международная инвестиционная позиция РФ является отрицательной. Это означает, что наша страна является нетто-должником, хотя до 2004 года она являлась нетто-кредитором. Хотя в структуре активов происходит увеличение объема прямых инвестиций, прирост объема прочих инвестиций заграницу, а также значительный прирост резервных активов, объем внешних обязательств также растет, опережая объем внешних финансовых активов. Динамика внешних обязательств определяется, прежде всего, ростом объемов ссуд и займов, полученных банковским секторами и прочими секторами.
В последующих годах ожидается возвращение России из списка стран чистых должников в группу чистых кредиторов. Ожидается продолжение положительной динамики относительно резервных активов страны. Усиление вывоза капитала частным сектором в форме активов и незначительный рост обязательств относительно предыдущего года будут способствовать формированию положительного сальдо в международной инвестиционной позиции.
Перейдем к рассмотрению краткосрочной и долгосрочной структуры внешнего долга Российской федерации в 2008 г. Рассмотрим основные методы стимулирования эффективного притока иностранного капитала. В этой связи возникает два вопроса: во первых, в какие сферы приток должен быть ограничен, а во вторых, в какие отрасли и в каких формах следует в первую очередь его привлекать.
Внешний долг Российской Федерации в 2008 году (млрд. долл. США)
01.01.2008 |
01.04.2008 |
01.07.2008 |
01.10.2008 |
01.01.2009 | |
Внешний долг Российской Федерации |
465,4 |
479 |
528,6 |
542,1 |
484,7 |
Краткосрочные обязательства |
108 |
98,6 |
105,2 |
115,8 |
79,8 |
Долгосрочные обязательства |
357,4 |
380,4 |
423,4 |
426,3 |
404,9 |
Внешний долг государственного сектора в расширенном определении |
190,8 |
185,2 |
198,3 |
191,4 |
163,3 |
Краткосрочные обязательства |
22,6 |
17,4 |
21,7 |
28,9 |
16,5 |
Долгосрочные обязательства |
168,2 |
167,8 |
176,6 |
162,5 |
146,8 |
Органы государственного управления |
37,4 |
36,9 |
34,7 |
32,6 |
29,4 |
Краткосрочные обязательства |
1,7 |
1,6 |
1,6 |
1,6 |
1,6 |
Долгосрочные обязательства |
35,7 |
35,2 |
33 |
31 |
27,8 |
Органы денежно-кредитного регулирования |
9 |
4,1 |
4,2 |
10,2 |
3,3 |
Краткосрочные обязательства |
9 |
4,1 |
4,2 |
10,2 |
3,3 |
Банки |
65,5 |
67,4 |
78,2 |
71,2 |
61,7 |
Краткосрочные обязательства |
11,4 |
11,2 |
11,9 |
13,2 |
9,4 |
Долгосрочные обязательства |
54,2 |
56,2 |
66,3 |
58 |
52,2 |
Прочие секторы |
78,9 |
76,8 |
81,3 |
77,4 |
68,8 |
Краткосрочные обязательства |
0,5 |
0,4 |
4 |
3,9 |
2,1 |
Долгосрочные обязательства |
78,4 |
76,4 |
77,3 |
73,5 |
66,7 |
Внешний долг частного сектора |
274,6 |
293,8 |
330,4 |
350,7 |
321,5 |
Краткосрочные обязательства |
85,4 |
81,2 |
83,6 |
86,9 |
63,3 |
Долгосрочные обязательства |
189,2 |
212,6 |
246,8 |
263,8 |
258,2 |
Банки |
98,1 |
104 |
114,7 |
126,7 |
104,5 |
Краткосрочные обязательства |
42,3 |
44,6 |
48,6 |
50,3 |
33,4 |
Долгосрочные обязательства |
55,9 |
59,4 |
66,1 |
76,3 |
71,1 |
Прочие секторы |
176,4 |
189,8 |
215,7 |
224,1 |
217 |
Краткосрочные обязательства |
43,1 |
36,6 |
35 |
36,6 |
29,9 |
Долгосрочные обязательства |
133,3 |
153,2 |
180,7 |
187,5 |
187,1 |