Государство и предприятие: От команды к партнерству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 15:16, реферат

Описание работы

В мировой практике накоплен определенный опыт по развитию партнерства государства и бизнеса в широком спектре отраслей, обеспечивающих важнейшие интересы государства и общества, который может быть использован при формировании партнерских отношений и в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Основные подходы к изучению форм взаимоотношений государства и бизнеса 4
2. Опыт развития кооперации государства и бизнеса в России 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17

Файлы: 1 файл

Реферат по Введению в профессию.docx

— 35.02 Кб (Скачать файл)

Наиболее известный и понятный механизм – это, конечно же, особые экономические зоны. В настоящий момент в России существуют две промышленно-производственные зоны – в Липецкой области и Республике Татарстан, четыре технико-внедренческие зоны в Санкт-Петербурге, московском Зеленограде, Дубне и в Томске, семь туристско-рекреационных зон в Калининградской и Иркутской областях, Краснодарском, Ставропольском и Алтайском краях, в республиках Бурятия и Алтай. Кроме того, особый статус имеют магаданская и калининградская ОЭЗ, деятельность которых регулируется специальными законодательными актами. Сейчас ведется работа по созданию первых портовых зон.

Перейдем к более сложным в понимании для простого человека институтам ГЧП. Так, для повышения эффективности затрачиваемых бюджетных средств, при создании и реконструкции инфраструктурных объектов законодательно введена модель концессионных соглашений, которая при этом постоянно совершенствуется, охватывая все больше и больше социально ориентированные отрасли хозяйства.

Более того, у России уже имеется концессионный опыт периода НЭПа и индустриализации. В 20-е гг. проектирование и строительство почти всех советских заводов, создание новых отраслей промышленности были во многом обеспечены за счет заключенных концессионных соглашений с иностранными фирмами. Свыше 80% этих концессий были сосредоточены в сфере добычи полезных ископаемых, в эксплуатации лесных, рыбных ресурсов, в машиностроении, электроэнергетике, в сфере городской инфраструктуры, коммунального хозяйства.

Разрабатываются и другие ГЧП-инструменты, которые позволят более широко использовать частную инициативу и инвестиции в реализации государственных функций. В частности, согласно проекту Федерального закона об инфраструктурных облигациях, концессионеры и частные партнеры смогут привлекать денежные средства на фондовом рынке для последующего инвестирования в проект.

В последнее время предметно изучается идея создания правовой платформы для контрактов жизненного цикла (КЖЦ). Этот инструмент широко применяется в зарубежных странах для создания инфраструктуры за счет привлечения внебюджетных средств, в большинстве своем в транспорто-логистические проекты.

Кроме того, Министерство экономического развития РФ подготовило проект Федерального закона «Об инвестиционном партнерстве». Особенность нововведений в том, что для организации такого партнерства достаточно заключение договора между участниками, т.е. регистрировать юридическое лицо нет необходимости, также участники инвестиционного партнерства могут вложить не только материальные, но и нематериальные активы. При этом степень участия каждого из партнеров в управлении определяется также договором и может не зависеть от размера вклада партнера.

Вместе с тем практика применения уже принятых законов в области ГЧП, побуждает вести постоянную работу над внесением изменений и дополнений, в том числе с учетом пожеланий бизнес-сообщества, в целый пласт общефедеральных правовых актов, смежно или напрямую регулирующих отношения и споры, возникающие уже в ходе реализации инвестиционных проектов.

Это относится и к Налоговому Кодексу РФ касательно уплаты налога на имущество и вычета НДС в рамках концессионных соглашений. И к Бюджетному Кодексу в вопросах фиксации соглашениях о ГЧП, долгосрочных обязательств бюджета перед частными инвесторами, что, наряду с обязательствами частных инвесторов и операторов перед государством, создаст атмосферу уверенности в реализуемости и успешности проекта в целом.

К тому же, идет адаптация законодательства под проекты регионального и муниципального уровней, которые как раз и формируют массовый проектный рынок развития инфраструктуры и инвестиционной активности.

Модернизация региональной правовой базы и инструментов ее применения, ведет к качественному скачку в развитии экономики, повышению инвестиционной привлекательности и реализации инфраструктурных проектов с большим сроком окупаемости за счет частных инвестиций.

Примером успешного использования собственной правовой базы ГЧП может служить опыт г.Санкт-Петербурга и других российских регионов, реализующих масштабные инфраструктурные проекты.

Для справки:

19 июня в рамках  Петербургского форума было подписано  концессионное соглашение между  Санкт-Петербургом и ООО "Невская концессионная компания" о проектировании, строительстве, финансировании и эксплуатации Орловского тоннеля под Невой. Начало строительства - 2011 г., ввод в эксплуатацию - начало 2016 г. Стоимость проекта - 44,7 млрд.руб. Источники- 33,3% средств Инвестфонда РФ, 33,3% - городской бюджет, и 33,4% - частный инвестор.

На сегодняшний день, более чем в 20 субъектах Российской Федерации, в число которых входит и Татарстан, ведется процесс нормотворчества с использованием базовых принципов и положений, сформированных в Модельном региональном законе, разработанном Экспертным советом по законодательству о ГЧП Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы Российской Федерации.

Модельный закон, прежде всего, призван показать регионам широкие возможности ГЧП и поэтому содержит минимум императивных норм. В нем закреплены основные виды договоров по проектам государственно-частного партнерства. Особенностью данного документа является принципиально новый законодательный «взгляд» на проблему неконцессионных форм, в частности, дано непротиворечивое определение ГЧП, связанное с развитием общественной инфраструктуры.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В мировой практике на сегодняшний день складываются две схемы партнерства государства и бизнеса, которые принципиально отличаются друг от друга по формам и методам, а также по составу институциональных трансформаций в сфере формирования отношений государства и предпринимательских структур.

Первая схема получила развитие преимущественно в развитых странах и представляет собой структурную трансформацию ранее сложившейся в экономике институциональной среды к изменяющимся приоритетам и условиям хозяйственной деятельности государства. При этом внедрение новых принципов в действующие институты происходит по двум направлениям: в рамках основной экономической политики государственного регулирования (Великобритания, Новая Зеландия, Аргентина) или в рамках изменения и дополнения существующей системы государственного управления (США, Канада, Япония, страны Европейского Союза). Причем каждая из стран, развивающая партнерство в рамках данной схемы, использует свои методики, которые соответствуют уровню развития в них рыночных отношений и национальным традициям.

Вторая схема развивается в странах Восточной Европы, а также странах постсоветского пространства, в некоторых развивающихся странах. Принципиальным отличием этих стран является формирование новой нормативно-правовой базы государственно-частного партнерства, что сопровождается формированием институтов, соответствующих рыночной экономике и новому месту государства в хозяйственной жизни.

Таким образом, в мировой практике накоплен определенный опыт по развитию партнерства государства и бизнеса в широком спектре отраслей, обеспечивающих важнейшие интересы государства и общества, который может быть использован при формировании партнерских отношений и в России.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ванберг В. «Теория порядка» и конституционная экономика// Вопросы экономики, № 12, 2005. - С.86-95
  2. Государственные программы и рынок// «Экономист», №3, 2001.
  3. Зудин А.Ю. Бизнес и политика. // МИЭМО, №3, 2006. - 193 с.
  4. Лившиц А.В. Государство в рыночной экономике// Российский экономический журнал, №11, 2002. – С.15-23
  5. Локк Дж. Два трактата о правлении. - М.: Мысль, 1998. – 122 с.
  6. Папава В.Э. Роль государства в современной экономической системе // Вопросы экономики, № 11, 2003. – С.26-34
  7. Перегудов С.П. Корпорации, общество, государство. Эволюция отношений. //Наука, М.: 2006. – 352 с.
  8. Сильвестров С.В. Партнерство государства и частного сектора// М.: Экономика, 2007. – 114 с.
  9. Шохин А.Н. Теория и практика взаимодействия бизнеса и власти.// М.:ГУ-ВШЭ, 2004. – 25 с.
  10. Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика. – М.: Тандем, 1998. – 116 с.

Размещено на Allbest.ru

 

 


Информация о работе Государство и предприятие: От команды к партнерству