Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 15:16, реферат
В мировой практике накоплен определенный опыт по развитию партнерства государства и бизнеса в широком спектре отраслей, обеспечивающих важнейшие интересы государства и общества, который может быть использован при формировании партнерских отношений и в России.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Основные подходы к изучению форм взаимоотношений государства и бизнеса 4
2. Опыт развития кооперации государства и бизнеса в России 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17
Наиболее известный и понятный механизм – это, конечно же, особые экономические зоны. В настоящий момент в России существуют две промышленно-производственные зоны – в Липецкой области и Республике Татарстан, четыре технико-внедренческие зоны в Санкт-Петербурге, московском Зеленограде, Дубне и в Томске, семь туристско-рекреационных зон в Калининградской и Иркутской областях, Краснодарском, Ставропольском и Алтайском краях, в республиках Бурятия и Алтай. Кроме того, особый статус имеют магаданская и калининградская ОЭЗ, деятельность которых регулируется специальными законодательными актами. Сейчас ведется работа по созданию первых портовых зон.
Перейдем к более сложным в понимании для простого человека институтам ГЧП. Так, для повышения эффективности затрачиваемых бюджетных средств, при создании и реконструкции инфраструктурных объектов законодательно введена модель концессионных соглашений, которая при этом постоянно совершенствуется, охватывая все больше и больше социально ориентированные отрасли хозяйства.
Более того, у России уже имеется концессионный опыт периода НЭПа и индустриализации. В 20-е гг. проектирование и строительство почти всех советских заводов, создание новых отраслей промышленности были во многом обеспечены за счет заключенных концессионных соглашений с иностранными фирмами. Свыше 80% этих концессий были сосредоточены в сфере добычи полезных ископаемых, в эксплуатации лесных, рыбных ресурсов, в машиностроении, электроэнергетике, в сфере городской инфраструктуры, коммунального хозяйства.
Разрабатываются и другие ГЧП-инструменты, которые позволят более широко использовать частную инициативу и инвестиции в реализации государственных функций. В частности, согласно проекту Федерального закона об инфраструктурных облигациях, концессионеры и частные партнеры смогут привлекать денежные средства на фондовом рынке для последующего инвестирования в проект.
В последнее время предметно изучается идея создания правовой платформы для контрактов жизненного цикла (КЖЦ). Этот инструмент широко применяется в зарубежных странах для создания инфраструктуры за счет привлечения внебюджетных средств, в большинстве своем в транспорто-логистические проекты.
Кроме того, Министерство экономического развития РФ подготовило проект Федерального закона «Об инвестиционном партнерстве». Особенность нововведений в том, что для организации такого партнерства достаточно заключение договора между участниками, т.е. регистрировать юридическое лицо нет необходимости, также участники инвестиционного партнерства могут вложить не только материальные, но и нематериальные активы. При этом степень участия каждого из партнеров в управлении определяется также договором и может не зависеть от размера вклада партнера.
Вместе с тем практика применения уже принятых законов в области ГЧП, побуждает вести постоянную работу над внесением изменений и дополнений, в том числе с учетом пожеланий бизнес-сообщества, в целый пласт общефедеральных правовых актов, смежно или напрямую регулирующих отношения и споры, возникающие уже в ходе реализации инвестиционных проектов.
Это относится и к Налоговому Кодексу РФ касательно уплаты налога на имущество и вычета НДС в рамках концессионных соглашений. И к Бюджетному Кодексу в вопросах фиксации соглашениях о ГЧП, долгосрочных обязательств бюджета перед частными инвесторами, что, наряду с обязательствами частных инвесторов и операторов перед государством, создаст атмосферу уверенности в реализуемости и успешности проекта в целом.
К тому же, идет адаптация законодательства под проекты регионального и муниципального уровней, которые как раз и формируют массовый проектный рынок развития инфраструктуры и инвестиционной активности.
Модернизация региональной правовой базы и инструментов ее применения, ведет к качественному скачку в развитии экономики, повышению инвестиционной привлекательности и реализации инфраструктурных проектов с большим сроком окупаемости за счет частных инвестиций.
Примером успешного использования собственной правовой базы ГЧП может служить опыт г.Санкт-Петербурга и других российских регионов, реализующих масштабные инфраструктурные проекты.
Для справки:
19 июня в рамках
Петербургского форума было
На сегодняшний день, более чем в 20 субъектах Российской Федерации, в число которых входит и Татарстан, ведется процесс нормотворчества с использованием базовых принципов и положений, сформированных в Модельном региональном законе, разработанном Экспертным советом по законодательству о ГЧП Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы Российской Федерации.
Модельный закон, прежде всего, призван показать регионам широкие возможности ГЧП и поэтому содержит минимум императивных норм. В нем закреплены основные виды договоров по проектам государственно-частного партнерства. Особенностью данного документа является принципиально новый законодательный «взгляд» на проблему неконцессионных форм, в частности, дано непротиворечивое определение ГЧП, связанное с развитием общественной инфраструктуры.
В мировой практике на сегодняшний день складываются две схемы партнерства государства и бизнеса, которые принципиально отличаются друг от друга по формам и методам, а также по составу институциональных трансформаций в сфере формирования отношений государства и предпринимательских структур.
Первая схема получила развитие преимущественно в развитых странах и представляет собой структурную трансформацию ранее сложившейся в экономике институциональной среды к изменяющимся приоритетам и условиям хозяйственной деятельности государства. При этом внедрение новых принципов в действующие институты происходит по двум направлениям: в рамках основной экономической политики государственного регулирования (Великобритания, Новая Зеландия, Аргентина) или в рамках изменения и дополнения существующей системы государственного управления (США, Канада, Япония, страны Европейского Союза). Причем каждая из стран, развивающая партнерство в рамках данной схемы, использует свои методики, которые соответствуют уровню развития в них рыночных отношений и национальным традициям.
Вторая схема развивается в странах Восточной Европы, а также странах постсоветского пространства, в некоторых развивающихся странах. Принципиальным отличием этих стран является формирование новой нормативно-правовой базы государственно-частного партнерства, что сопровождается формированием институтов, соответствующих рыночной экономике и новому месту государства в хозяйственной жизни.
Таким образом, в мировой практике накоплен определенный опыт по развитию партнерства государства и бизнеса в широком спектре отраслей, обеспечивающих важнейшие интересы государства и общества, который может быть использован при формировании партнерских отношений и в России.
Размещено на Allbest.ru
Информация о работе Государство и предприятие: От команды к партнерству