Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 19:28, доклад
Функция права, как инструмента социального управления, рассматривается как регулятивная. Право является одновременно продуктом общества в целом и гражданского общества, в частности. Оно устанавливает правила поведения, организует общественные отношения, координирует социальные взаимосвязи. В жизни право указывает каждому члену общества то поведение, которому он должен следовать, и то поведение, которого он должен избегать, т.е. управляет его поведением.
Государство и социальное управление в России и за рубежом: сравнительный анализ.
Социальное управление является
одним из видов управленческой деятельности,
объектом которой выступают
Социальное управление можно представить как управление социальными процессами, в отличие от управления политического, экономического или управления в биологических и технических системах.
Это особая сфера научного
и практического знания, взаимодействующая
с другими видами управления.
В масштабах всего общества можно выделить
три основных уровня социального управления:
государственное, муниципальное и социальный
менеджмент.
Функция права, как инструмента
социального управления, рассматривается
как регулятивная. Право является
одновременно продуктом общества в
целом и гражданского общества, в
частности. Оно устанавливает правила
поведения, организует общественные отношения,
координирует социальные взаимосвязи.
В жизни право указывает
В качестве цели правового
регулирования принято
Правовое регулирование, при осуществлении которого право выполняет функцию социального управления, следует понимать как совокупность правовых форм, путей, средств, способов целенаправленного воздействия на поведение, деятельность людей, а через них - на общественные отношения.
Конституционное право. Система
права Российской федерации включает
более двадцати отраслей права. Ведущей
отраслью является государственное
или конституционное право. Оно
включает принципы и нормы, закрепляющие
основы государственного и общественного
строя Российской федерации, правовой
статус человека и гражданина, федеративное
устройство российского государства,
форму правления, порядок образования
и ком - потенцию Федерального Собрания,
Правительства Российской Федерации,
судебной власти, органов местного самоуправления.
Принципы и нормы государственного права
сформулированы в Конституции РФ, конституциях
и уставах субъектов в составе Российской
Федерации и в некоторых других правовых
актах. Конституция РФ является актом
прямого действия и носит программный
характер.
Гражданское
право является второй по значимости отраслью
права, а Гражданский кодекс считается
экономической конституцией государства.
Предмет гражданского права составляют,
прежде всего, имущественные отношения,
возникающие по поводу различного рода
материальных благ, т.е. вещей, работ, услуг
и иного имущества в широком смысле этого
слова, а также личные неимущественные
от - ношения, которые связаны с имущественными.
Гражданское право принято определять как совокупность правовых принципов и норм, регулирующих на началах юридического равенства сторон имущественно - стоимостные и личные неимущественные отношения.
Административное право регулирует отношения, складывающиеся в процессе государственного управления. В отличие от государственного права оно регулирует исполнительно - распорядительную деятельность правительства Российской Федерации и субъектов в составе Российской федерации, министерств, ведомств и госкомитетов, порядок прохождения государственной службы, а также устанавливает систему административных проступков и порядок привлечения к административной ответственности виновных лиц.
Принципы и нормы административного права содержатся в Конституции РФ, в Кодексе об административных правонарушениях, иных законах, а также в подзаконных нормативно - правовых актах, в том числе решениях органов местного самоуправления.
Трудовое право регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе функционирования рынка труда, организации и применения наемного труда.
Регулирование общественных отношений представляет собой основную социальную функцию права и государства. Отсюда значение, которое приобретает тот механизм, с помощью которого достигаются цели права и государства, т.е. механизм государственно-правового регулирования (в последующем - МГПР).
Понятие МГПР позволяет:
Организация социального управления
A. Богданов выявил и
сформулировал два ведущих
Второй закон расхождения. Комплексы (системы) расходятся,
различаются между собой в силу первичной
неоднородности (начальная разность),
разности среды и под воздействием исходных
изменений. В жизни закон расхождения играет
важную, направляющую роль.
Он учит, что, во-первых, в
отношениях и взаимосвязях между
социальными системами в
во-вторых, за всяким многообразием надо видеть то сравнительное единообразие, из которого оно произошло, от сложного восходить к более простому;
в-третьих, образовавшиеся части будут обладать прогрессирующими различиями;
в-четвертых, эти различия будут направлены на создание дополнительных связей, стабилизирующих систему.
Объектом исследования организации являются регулируемые и саморегулирующие процессы, происходящие в социальных организационных системах, вся совокупность организационных отношений общества.
Предметом организации социального управления являются общие, частные и специфические закономерные тенденции, действующие в организационных системах, механизм их использования различными субъектами управления. В предмет изучения организации целесообразно включить основные методы, категории, понятия, раскрывающие суть данной науки, характер организаторской деятельности.
Социальная система - это упорядоченность в определенном отношении взаимодействующих индивидуумов, групп индивидуумов, вещей, процессов, образующая интегративные качества, не свойственные составляющим ее компонентам.
Ядром, важнейшим компонентом социальных систем является человек. Человек - существо, прежде всего, общественное, сознательное, целеполагающее, связанное с другими людьми тысячью самых разнообразных отношений и форм взаимодействия. В процессе труда люди объединяются в группы, артели, социальные слои, общности и организации. Наличие человеческого компонента - сущностная и важнейшая черта социальной системы, отличающая ее от других целостных систем, скажем, биологического порядка.
Вторую группу компонентов социальной системы составляют процессы: экономические, социальные, политические, духовные.
Совокупность этих процессов представляет собой смену состояний системы в целом, или какой, - то части ее подсистем.
Процессы могут быть прогрессивными
и регрессивными, они вызваны
деятельностью людей, социальных и
профессиональных групп.
Третью группу компонентов социальной
системы составляют предметы, вовлеченные
в орбиту хозяйственной и общественной
жизни.
Это так называемые
предметы второй природы - производственные
здания, сооружения, ТЭК, орудия и средства
труда, компьютерная и оргтехника, средства
связи и управления, технологические устройства,
созданные человеком и используемые им
в производственной, управленческой и
духовной деятельности.
Четвертая группа компонентов социальной
системы имеет духовную природу. Это общественные
идеи, теории, культурные, нравственные
ценности, обычаи, ритуалы, традиции, верования,
которые обусловлены действиями и поступками
различных общественных групп и отдельных
индивидов.
Организация является ведущей функцией управления, суть которой - осуществление определенной структурированности, внутренней упорядоченности, согласованности взаимодействия относительно автономных частей в системном объекте.
Социальное управление в России сталкивается со следующими проблемами:
1. Подготовка управленцев в соответствии
с мировыми стандартами.
2. Понимание сущности управления
российскими руководителями.
3. Неспособность принимать самостоятельные
решения.
4. Неумение управленцев делегировать
полномочия.
5. Низкий профессионализм.
6. Отсутствие достаточного внимания
к корпоративной культуре.
7. Недостатки в умении использовать
информацию.
8. Отсутствие умения формировать
команду и т.д.
Управление социальным развитием
в компаниях США имеет свой
опыт и свои традиции. США занимали
первое место среди других стран
в области внедрения средств
механизации и автоматизации
производства, совершенствования технологий.
До 70-х гг. ежегодно производительность
труда в США устойчиво
Среди причин, приведших к этому, не последнее место занимали социальные факторы: ослабление прежних мотивов к труду, распространение алкоголизма и наркомании, нарастание забастовочного движения и иных форм социального протеста, неудовлетворенность людей содержанием и условиями труда.
Были приняты различные меры, в том числе и по восстановлению авторитета протестантской трудовой этики. Но наибольшее влияние имело распространение концепции качества трудовой жизни (КТЖ), суть которой – прямая связь между уровнем производительности труда и, с другой стороны, степенью самореализации человека в профессиональной деятельности и удовлетворением его личных потребностей на данном предприятии. Смысл КТЖ – совершенствование трудовой мотивации, обеспечение разнообразия и обогащение содержания труда, полное использование интеллектуального, творческого и нравственного потенциала работников.
Опыт социального управления зарубежных стран доказывает важность совершенствования правовых основ и механизма формирования и реализации государственной политики в социально-трудовой сфере.
Современные трансформации социального управления в России, как и во всем мире, определяются давлением парадигм информационного общества («общества знания»). Знание постепенно превращается в наиболее значимое и устойчивое конкурентное преимущество, а управление знаниями становится «пропуском в лидирующую группу стран» и решающей технологией управления в XXI веке. Управление знаниями выступает как новый и доминирующий вид управленческой деятельности, нацеленный на интенсивное использование тех нематериальных ресурсов общества, которые определяют экономическую и социальную динамику. Теория и практика «управления знаниями» (Knowledge Management) привели к необходимости выработки соответствующих стандартов. Существуют азиатский, американский, австралийский, британский, европейский и другие стандарты. Большинство государственных и коммерческих организаций в развитых странах внедрили или внедряют программы управления знаниями, повышая тем самым собственную конкурентоспособность.
В России интерес к управлению знаниями только формируется. Решение многочисленных частных вопросов становления информационного общества напрямую зависит от стратегических ориентиров, на практике принимаемых различными субъектами управления - федеральными и местными органами власти, коммерческими и некоммерческими организациями. Есть надежда создать собственные уникальные конкурентные преимущества в глобализирующемся мировом социально-экономическом пространстве.
В 70-80-х гг. ХХ века американскими
исследователями был разработан
ряд важных теоретических положений
и практических рекомендаций в области
национального и
Применение новых социальных технологий позволило американским элитам решить многие острые внутренние социальные, расовые и этнические проблемы. Во внешней политике умелое применение социальных технологий позволило в 1991 г. сокрушить главного геополитического конкурента США – Советскую цивилизацию, а также ее ядро - СССР.
Затем США стали успешно использовать социальные технологии для внешнего управления постсоветскими странами, включили эти страны в систему PaxAmericana, установили систему глобального доминирования.
Перед российскими элитами стоит проблема построения собственной нации и цивилизации, поскольку иначе социальное давление конкурентов приведет к распаду российского общества и самой России. Проблема эта постепенно решается на основе использования православных ценностей и светского русского опыта национального и цивилизациоонного строительства. Закладка собственного ценностного содержания позволяет без опасений обращаться к современному американскому «технологическому» опыту, который опережает аналогичные российские наработки.
Список литературы
Информация о работе Государство и социальное управление в России и за рубежом: сравнительный анализ