Государство и социальное управление в России и за рубежом: сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 19:28, доклад

Описание работы

Функция права, как инструмента социального управления, рассматривается как регулятивная. Право является одновременно продуктом общества в целом и гражданского общества, в частности. Оно устанавливает правила поведения, организует общественные отношения, координирует социальные взаимосвязи. В жизни право указывает каждому члену общества то поведение, которому он должен следовать, и то поведение, которого он должен избегать, т.е. управляет его поведением.

Файлы: 1 файл

Государство и социальное управление в России и за рубежом.docx

— 25.78 Кб (Скачать файл)

Государство и  социальное управление в России и  за рубежом: сравнительный анализ.

Социальное управление является одним из видов управленческой деятельности, объектом которой выступают управленческие процессы, протекающие в социальной сфере общества и в его отдельных  подсистемах.

Социальное управление можно  представить как управление социальными  процессами, в отличие от управления политического, экономического или  управления в биологических и технических системах.

Это особая сфера научного и практического знания, взаимодействующая  с другими видами управления. 
В масштабах всего общества можно выделить три основных уровня социального управления: государственное, муниципальное и социальный менеджмент.

Функция права, как инструмента  социального управления, рассматривается  как регулятивная. Право является одновременно продуктом общества в  целом и гражданского общества, в  частности. Оно устанавливает правила  поведения, организует общественные отношения, координирует социальные взаимосвязи. В жизни право указывает каждому  члену общества то поведение, которому он должен следовать, и то поведение, которого он должен избегать, т.е. управляет  его поведением. В результате право  способствует установлению официального обязательного для всех адресатов  общественного порядка. Осуществляется это путем, во-первых, точного определения  прав и обязанностей, указывая, кто  и на что имеет право (может  делать) и что он обязан (должен) делать; во - вторых, создавая механизм государства как материальную основу власти и определяя его функции как блюстителя установленного порядка.

В качестве цели правового  регулирования принято называть: закрепление сложившихся в обществе отношений прогрессивной направленности и способствование их развитию; вытеснение неугодных и невыгодных обществу отношений.

Правовое регулирование, при осуществлении которого право  выполняет функцию социального  управления, следует понимать как  совокупность правовых форм, путей, средств, способов целенаправленного воздействия  на поведение, деятельность людей, а  через них - на общественные отношения.  

Конституционное право. Система  права Российской федерации включает более двадцати отраслей права. Ведущей  отраслью является государственное  или конституционное право. Оно  включает принципы и нормы, закрепляющие основы государственного и общественного  строя Российской федерации, правовой статус человека и гражданина, федеративное устройство российского государства, форму правления, порядок образования  и ком - потенцию Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации, судебной власти, органов местного самоуправления. Принципы и нормы государственного права сформулированы в Конституции РФ, конституциях и уставах субъектов в составе Российской Федерации и в некоторых других правовых актах. Конституция РФ является актом прямого действия и носит программный характер. 
         Гражданское право является второй по значимости отраслью права, а Гражданский кодекс считается экономической конституцией государства. Предмет гражданского права составляют, прежде всего, имущественные отношения, возникающие по поводу различного рода материальных благ, т.е. вещей, работ, услуг и иного имущества в широком смысле этого слова, а также личные неимущественные от - ношения, которые связаны с имущественными.

Гражданское право принято  определять как совокупность правовых принципов и норм, регулирующих на началах юридического равенства  сторон имущественно - стоимостные и личные неимущественные отношения.

          Административное право регулирует отношения, складывающиеся в процессе государственного управления. В отличие от государственного права оно регулирует исполнительно - распорядительную деятельность правительства Российской Федерации и субъектов в составе Российской федерации, министерств, ведомств и госкомитетов, порядок прохождения государственной службы, а также устанавливает систему административных проступков и порядок привлечения к административной ответственности виновных лиц.

     Принципы и нормы административного права содержатся в Конституции РФ, в Кодексе об административных правонарушениях, иных законах, а также в подзаконных нормативно - правовых актах, в том числе решениях органов местного самоуправления.

Трудовое право регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе функционирования рынка  труда, организации и применения наемного труда. 

Регулирование общественных отношений представляет собой основную социальную функцию права и государства. Отсюда значение, которое приобретает  тот механизм, с помощью которого достигаются цели права и государства, т.е. механизм государственно-правового регулирования (в последующем - МГПР).

Понятие МГПР позволяет:

  1. собрать вместе все части, юридической надстройки и факторы, на нее влияющие; 
  2. расставить их по своим местам;
  3. увидеть те основные функции, которые выполняют юридические, социальные, психологические и другие факторы в процессе правового регулирования, т.е. в процессе выполнения правом своих функций;
  4. понять процесс трансформации правовых принципов и норм в поведение (правомерное и противоправное), возникновение законности и правопорядка или правового нигилизма;
  5. обосновать необходимость совершенствования правового регулирования в обществе, повышения эффективности и качества реализации права, уровня юридической культуры всего населения и профессиональной культуры всех работников механизма аппарата государства, особенно правоохранительных органов.

Организация социального  управления

A. Богданов выявил и  сформулировал два ведущих закона, которые предопределяют функционирование  и развитие организационных систем. Условно назовем законы первым  и вторым, формулировка первого  закона отражает весь организационный  и дезорганизационный опыт и  гласит: устойчивость целого зависит от наименьших относительных сопротивлений всех его частей во всякий момент. Пример действия закона: крепость цепи определяется прочностью наиболее слабого ее звена (участка). 
        Второй закон расхождения. Комплексы (системы) расходятся, различаются между собой в силу первичной неоднородности (начальная разность), разности среды и под воздействием исходных изменений. В жизни закон расхождения играет важную, направляющую роль.

Он учит, что, во-первых, в  отношениях и взаимосвязях между  социальными системами в большинстве  случаев имеют место различные  противоречия;

во-вторых, за всяким многообразием  надо видеть то сравнительное единообразие, из которого оно произошло, от сложного восходить к более простому;

в-третьих, образовавшиеся части  будут обладать прогрессирующими различиями;

в-четвертых, эти различия будут направлены на создание дополнительных связей, стабилизирующих систему.

Объектом исследования организации являются регулируемые и саморегулирующие процессы, происходящие в социальных организационных системах, вся совокупность организационных отношений общества.

Предметом организации социального  управления являются общие, частные и специфические закономерные тенденции, действующие в организационных системах, механизм их использования различными субъектами управления. В предмет изучения организации целесообразно включить основные методы, категории, понятия, раскрывающие суть данной науки, характер организаторской деятельности.

Социальная система - это упорядоченность в определенном отношении взаимодействующих индивидуумов, групп индивидуумов, вещей, процессов, образующая интегративные качества, не свойственные составляющим ее компонентам.

Ядром, важнейшим компонентом  социальных систем является человек. Человек - существо, прежде всего, общественное, сознательное, целеполагающее, связанное с другими людьми тысячью самых разнообразных отношений и форм взаимодействия. В процессе труда люди объединяются в группы, артели, социальные слои, общности и организации. Наличие человеческого компонента - сущностная и важнейшая черта социальной системы, отличающая ее от других целостных систем, скажем, биологического порядка.

Вторую группу компонентов  социальной системы составляют процессы: экономические, социальные, политические, духовные.

Совокупность этих процессов  представляет собой смену состояний  системы в целом, или какой, - то части ее подсистем.

Процессы могут быть прогрессивными и регрессивными, они вызваны  деятельностью людей, социальных и  профессиональных групп. 
Третью группу компонентов социальной системы составляют предметы, вовлеченные в орбиту хозяйственной и общественной жизни.

 Это так называемые  предметы второй природы - производственные здания, сооружения, ТЭК, орудия и средства труда, компьютерная и оргтехника, средства связи и управления, технологические устройства, созданные человеком и используемые им в производственной, управленческой и духовной деятельности. 
Четвертая группа компонентов социальной системы имеет духовную природу. Это общественные идеи, теории, культурные, нравственные ценности, обычаи, ритуалы, традиции, верования, которые обусловлены действиями и поступками различных общественных групп и отдельных индивидов.

Организация является ведущей  функцией управления, суть которой  - осуществление определенной структурированности, внутренней упорядоченности, согласованности взаимодействия относительно автономных частей в системном объекте.

Социальное управление в  России сталкивается со следующими проблемами: 

1.     Подготовка управленцев в соответствии с мировыми стандартами. 
2.       Понимание сущности управления российскими руководителями. 
3.       Неспособность принимать самостоятельные решения. 
4.       Неумение управленцев делегировать полномочия. 
5.       Низкий профессионализм. 
6.       Отсутствие достаточного внимания к корпоративной культуре. 
7.       Недостатки в умении использовать информацию. 
8.       Отсутствие умения формировать команду и т.д.

 

Управление социальным развитием  в компаниях США имеет свой опыт и свои традиции. США занимали первое место среди других стран  в области внедрения средств  механизации и автоматизации  производства, совершенствования технологий. До 70-х гг. ежегодно производительность труда в США устойчиво возрастала в среднем на 3 %. Но затем обозначилось отставание.

Среди причин, приведших  к этому, не последнее место занимали социальные факторы: ослабление прежних  мотивов к труду, распространение  алкоголизма и наркомании, нарастание забастовочного движения и иных форм социального протеста, неудовлетворенность  людей содержанием и условиями  труда.

Были приняты различные  меры, в том числе и по восстановлению авторитета протестантской трудовой этики. Но наибольшее влияние имело распространение  концепции качества трудовой жизни (КТЖ), суть которой – прямая связь между уровнем производительности труда и, с другой стороны, степенью самореализации человека в профессиональной деятельности и удовлетворением его личных потребностей на данном предприятии. Смысл КТЖ – совершенствование трудовой мотивации, обеспечение разнообразия и обогащение содержания труда, полное использование интеллектуального, творческого и нравственного потенциала работников. 

Опыт социального управления зарубежных стран доказывает важность совершенствования правовых основ  и механизма формирования и реализации государственной политики в социально-трудовой сфере.

Современные трансформации  социального управления в России, как и во всем мире, определяются давлением парадигм информационного  общества («общества знания»). Знание постепенно превращается в наиболее значимое и устойчивое конкурентное преимущество, а управление знаниями становится «пропуском в лидирующую группу стран» и решающей технологией  управления в XXI веке. Управление знаниями выступает как новый и доминирующий вид управленческой деятельности, нацеленный на интенсивное использование тех нематериальных ресурсов общества, которые определяют экономическую и социальную динамику. Теория и практика «управления знаниями» (Knowledge Management) привели к необходимости выработки соответствующих стандартов. Существуют азиатский, американский, австралийский, британский, европейский и другие стандарты. Большинство государственных и коммерческих организаций в развитых странах внедрили или внедряют программы управления знаниями, повышая тем самым собственную конкурентоспособность.

В России интерес к управлению знаниями только формируется. Решение  многочисленных частных вопросов становления  информационного общества напрямую зависит от стратегических ориентиров, на практике принимаемых различными субъектами управления - федеральными и местными органами власти, коммерческими и некоммерческими организациями. Есть надежда создать собственные уникальные конкурентные преимущества в глобализирующемся мировом социально-экономическом пространстве.

В 70-80-х гг. ХХ века американскими  исследователями был разработан ряд важных теоретических положений  и практических рекомендаций в области  национального и цивилизационного строительства, а в 80-90-гг эти наработки стали широко применяться американскими правящими элитами на практике. Для реализации разработанных социальных технологий последними были созданы многочисленные общественные организации, финансовые фонды, выделены существенные ресурсы. Все вновь созданные инструменты были вписаны в общую систему государственного управления. Успешно применять социальные технологии американцам позволили их серьезные достижения в области телекоммуникационной техники, специально созданная для этого международная сеть телекоммуникаций, включая интернет. Важным условием успеха освоения новых социальных технологий стало налаживание новых внутриэлитных отношений, создание эффективных элитных организаций.

Применение новых социальных технологий позволило американским элитам решить многие острые внутренние социальные, расовые и этнические проблемы. Во внешней политике умелое применение социальных технологий позволило  в 1991 г. сокрушить главного геополитического конкурента США – Советскую цивилизацию, а также ее ядро - СССР.

Затем США стали успешно  использовать социальные технологии для  внешнего управления постсоветскими странами, включили эти страны в систему PaxAmericana, установили систему глобального доминирования.

Перед российскими элитами  стоит проблема построения собственной  нации и цивилизации, поскольку  иначе социальное давление конкурентов  приведет к распаду российского  общества и самой России. Проблема эта постепенно решается на основе использования православных ценностей и светского русского опыта национального и цивилизациоонного строительства. Закладка собственного ценностного содержания позволяет без опасений обращаться к современному американскому «технологическому» опыту, который опережает аналогичные российские наработки.

 

Список литературы

  1. Афанасьев В.С. Социальный менеджмент.- М., 2002.- 392с.
  2. Захаров Н.Л., Кузнецов А.Л. Управление социальным развитием организации.- М., 2006.- 263с.
  3. Комаров Е.И., Войтенко А.И. Организация, управление и администрирование в социальной работе.- М., 2010.

Информация о работе Государство и социальное управление в России и за рубежом: сравнительный анализ