Государство как общественный договор (социальный контракт)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 22:26, контрольная работа

Описание работы

Еще Платон говорил о том, что Государство является продуктом общественного договора между людьми в связи с общественным разделением труда. Т.е. в результате того, что человек стал специализироваться на различных типах работ, возникла потребность в организации Государства. Соответственно Государство - это общественный договор между людьми.
Целью данной контрольной работы является рассмотрение происхождения государства по теории общественного договора.

Содержание работы

Введение
1. Понятие теории общественного договора
2. Т. Гоббс и его теория Общественного договора.
3. Дж. Локк об общественном договоре.
4. Теория Общественного договора в системе взглядов Ж.-Ж. Руссо.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

по экон2012.docx

— 36.72 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 
ФГБОУ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

 

Кафедра экономической теории и  мировой экономики

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Институциональная экономика

на  тему: Государство как общественный договор (социальный контракт)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Патлусова В.В.

студентка группы БЭЗК-23

№ зачетной книжки 11.01.310

Руководитель: канд.эконом.наук, доцент 

Асадуллина А.В.

 

2012г

 

Содержание

Введение

1. Понятие теории общественного договора

2. Т. Гоббс и его теория Общественного договора.

3. Дж. Локк об общественном договоре.

4. Теория Общественного договора в системе взглядов Ж.-Ж. Руссо.

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Еще Платон говорил о том, что Государство  является продуктом общественного  договора между людьми в связи  с общественным разделением труда. Т.е. в результате того, что человек  стал специализироваться на различных  типах работ, возникла потребность  в организации Государства. Соответственно Государство - это общественный договор  между людьми.

Целью данной контрольной работы является рассмотрение происхождения государства по теории общественного договора.

Понятие «Общественный договор» (буквальный  перевод  термина  «социальный контракт») впервые  появилось в трудах философов  Томаса Гоббса  (XVII  в.)  и Жан-Жака  Руссо  (XVIII  в). 

Эти авторы, рассуждая об общественном  договоре, имели  в  виду   следующее.   Люди   от   природы   обладают   неотъемлемыми

естественными правами –  на  свободу,  на  имущество,  на  достижение  своих личных целей  и т.п. Но неограниченное пользование  этими правами  ведет  либо к  «войне всех  против  всех»,  то  есть  к  социальному  хаосу;  либо  же  к установлению  такого  социального  порядка,  при  котором  одни  жестоко   и несправедливо  угнетают других, что, в  свою  очередь,  порождает  социальный взрыв и  опять-таки хаос. Поэтому необходимо, чтобы все граждане  добровольно  отказались от части своих  естественных  прав  и  передали  их  государству, которое – под контролем народа – будет гарантировать законность,  порядок  и справедливость.

  Человек теряет свою  естественную свободу,  но приобретает  гражданскую свободу.  Человек   теряет  естественное   право  добывать себе имущество,  но  приобретает право собственности.  Это  и  есть  «Общественный   договор»  в старинном понимании.  В настоящее время от этой  концепции  осталось  лишь  ее ядро, а именно: для достижения  социального порядка, устраивающего   всех  или хотя бы большинство,  нужны  эффективные  механизмы   согласования  интересов отдельных  людей и общественных институтов. 

 

1.Понятие теории общественного договора

 

Основой теорий общественного договора является положение о том, что государству предшествовало естественное состояние человека. Условия жизни людей и характер человеческих взаимоотношений в естественном состоянии представлялись не однозначным образом. Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы, ведущей к "войне всех против всех"; Руссо считал, что это есть мирное идеалистическое первобытное царство свободы; Локк писал, что естественное состояние человека - в его неограниченной свободе.

Сторонники естественного  права считают государство результатом  юридического акта - общественного договора, который является порождением разумной воли народа, человеческим учреждением или даже изобретением. Поэтому данная теория связывается с механическим представлением о происхождении государства, выступающего как искусственное произведение сознательной воли людей, согласившихся соединиться ради лучшего обеспечения свободы и порядка.

Некоторые идеи о договорном происхождении власти возникли еще в древности (ранний буддизм, учение Мо-Цзы), имели место в философии Эпикура (341–270 гг. до н. э.) и Тита Лукреция Кара (99–55 гг. до н. э.), его последователя. Однако основной период разработки теории общественного договора лежит между публикацией «Левиафана» Гоббса (1651 г.) и трудом Канта «Метафизические элементы справедливости» (1797 г.). Сторонниками этой теории были Гроций, Спиноза, Локк, Руссо. В России ее представителем был Александр Николаевич Радищев (1749–1802 гг.). Она оказала серьёзное влияние на формирование политического мировоззрения декабристов (демократическая трактовка идей Общественный договор содержится в «Русской правде» П. Пестеля). Оспаривая идеи божественного происхождения государства и права, Радищев считал, что государство возникает не как результат некого божественного провидения, а как следствие молчаливого договора членов общества в целях совместной защиты слабых и угнетенных. Государство, по его мнению, "есть великая махина, цель которой есть блаженство граждан".

 

2. Т. Гоббс  и его теория Общественного  договора

 

    Томас Гоббс  (1588-1649), английский философ 17 века, в своем  известном трактате "Левифиан, или  материя, форма и власть  государства  церковного  и гражданского" впервые, пожалуй, изложил  теорию  общественного   договора  в определенной, четкой   и  рационалистической  (то  есть   основывающейся  на аргументах  разума)  форме.   По  мнению   Гоббса,  появлению    государства предшествует так называемое естественное  состояние,  состояние  абсолютной, ничем неограниченной  свободы людей, равных в своих правах  и  способностях. Люди равны между собой и в желании господствовать, обладать  одними  и  теми же  правами. Поэтому естественное состояние для Гоббса есть в полном  смысле "состояние войны всех  против  всех".  Абсолютная   свобода   человека   - стремление к анархии, хаосу, беспрерывной борьбе, в которой оправдывается  и убийство человека человеком.

  В  этой  ситуации   естественным   и   необходимым   выходом   становится ограничение, обуздание абсолютной свободы каждого во имя  блага  и   порядка всех. Люди должны  взаимно ограничить  свою  свободу  чтобы  существовать  в состоянии общественного мира. Они  договариваются  между   собой   об   этом ограничении.  Это    взаимное   самоограничение   называется    общественным договором.  Ограничивая  свою  естественную  свободу,  люди  вместе  с  тем  передают полномочия по поддержанию порядка и надзор за соблюдением договора  той  или иной группе  или отдельному  человеку. Так   возникает  государство,  власть которого суверенна, то есть независима ни от каких  внешних  или  внутренних сил.  Власть  государства,  по  убеждению  Гоббса,  должна  быть  абсолютна, государство вправе в интересах общества в целом  предпринимать  любые   меры принуждения  к своим гражданам. Поэтому идеалом государства для Гоббса  была  абсолютная монархия, неограниченная власть по отношению к обществу.

 

3. Дж. Локк об общественном договоре

 

    Несколько иных  взглядов придерживался другой  английский мыслитель 17 в. Дж. Локк (1632-1704).

  В работе "Два трактата  о государственном  правлении"  он  выдвигает  иной взгляд на первоначальное ,естественное  состояние  человека.  В  отличии  от Гоббса  с  его  тезисом  о  "войне   всех   против   всех",   Локк   считает первоначальной абсолютной свободе людей  не  источник  борьбы,  а  выражение естественного их  равенства и готовности  следовать  разумным  естественным, природным  законам.  Эта  естественная  готовность  людей  приводит   их   к осознанию того, что в интересах общего блага необходимо,  сохранив  свободу, часть  функции   отдать   правительству,  которое    призвано     обеспечить дальнейшее развитие общества. Так  достигается  Общественный  договор  между людьми, так возникает государство.

  Основная цель государства  -  защита  естественных  прав  людей,  прав  на жизнь,  свободу  и  собственность.  Легко  заметить,  что  Локк  существенно отходит от теории Гоббса. Гоббс подчеркивал  абсолютную  власть  государства над обществом и людьми. Локк акцентирует  другое:  люди  отдают  государству лишь часть своей  естественной  свободы.  Государство  обязано  защищать  их естественные права на собственность,  жизнь,  свободу.  Чем  больше  прав  у человека, тем шире  круг его обязанностей перед обществом.  Государство  при этом не обладает  абсолютной  произвольной  властью.  Общественный   договор предполагает,  по  мнению  Локка,  и   ответственность   государства   перед гражданами. Если государство не выполняет своего долга  перед  людьми,  если оно нарушает естественные свободы  -  люди  вправе  бороться  против  такого государства.

   Джон Локк исходил  из того,  что  всякое  мирное  образование  государств имело в своей основе согласие народа. Оговариваясь в известной  работе  "Два трактата о правлении" по поводу того, что "с государствами  происходит  одно и  то  же,  что  и  с  отдельными  людьми:  они  обычно  не  имеют  никакого представления  о  своем  рождении  и  младенчестве",  Локк  вместе   с   тем обстоятельно развивал идеи относительно того, что  "  объединение  в  единое политическое общество" может и должно происходить не иначе, как  посредством "одного лишь согласия". А это, по мнению автора, и есть "весь  тот договор, который существует или должен существовать между личностями,  вступающими  в государство или его создающими".   Локка часто называют   в числе основных  теоретиков  демократического государственного  устройства.  Его  идеал   -   английская   конституционная монархия, в которой воплощено равновесие интересов личности, и государства.

  Взгляды Локка нашли  яркое выражение в "Декларации  независимости США" и  в "Декларации прав человека и гражданина" во Франции.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    4. Теория Общественного договора в системе взглядов Ж.-Ж. Руссо

 

  Ж.-Ж.  Руссо  (1712-1778)  был   одним   из   крупнейших   представителей французского Просвещения.  Его  теория  Общественного  договора  существенно отличалась как от взглядов Гоббса, так и от воззрений Локка.   Естественное  состояние людей Руссо трактует   состояние   первобытной гармонии с природой. Человек не нуждается ни в  общественных  ограничителях, ни в морали,  ни  в  систематическом  труде.  Способность  к  самосохранению удерживает его от состояния "войны  всех  против  всех".  Однако,  население растет,  меняются  географические   условия,   развиваются   способности   и потребности людей, что приводит в  конечном  счете  к  установлению  частной собственности. Общество расслаивается на богатых и бедных, могущественных  и притесненных,  которые  враждуют  между   собой.   Неравенство   развивается постепенно: сначала признаются богатство и бедность, затем  -  могущество  и беззащитность, наконец - господство  и  порабощение.  Общество  нуждается  в гражданском мире - заключается  Общественный  договор,  по  которому  власть над  обществом переходит государству. Но в  основе  государственной  власти, по мнению Руссо, лежит воля  и  свободы  каждого  отдельного  человека.  Эта свобода и воля остаются  абсолютными,  неограниченными  и  после  заключения Общественного договора. Поэтому, Руссо выдвигает  свой  знаменитый  тезис  о том, что носителем и источником  власти  является  народ,  который  может  и должен  свергать  власти,   нарушающие   условия   Общественного   договора.

Суверенно не  государство, суеверен народ. Народ творит законы,  меняет  их, принимает новые.

  Основная задача, которую  призван решать Общественный  договор, состоит, по мнению Руссо, в том, чтобы найти такую форму ассоциации, которая защищает  и ограждает  всею  общею  силою  личность  и  имущество  каждого   из   членов ассоциации, и благодаря которой каждый, соединяясь  со  всеми,  подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде".

   Рассматривая государство  как продукт Общественного договора,  порождение разумной  воли  народа,  а  точнее  -  человеческим  учреждением  или   даже изобретением, Руссо исходил из того, что каждый  человек  передает  в  общее достояние и ставит под высшее руководство общей воли  свою  личность  и  все силы.  В  результате  "для  нас  всех  вместе  каждый  член  превращается  в нераздельную часть целого". Это коллективное целое, по  мнению  Руссо,  есть не что иное, как  юридическое  лицо.  Раньше  оно  именовалось  "гражданской общиной". Позднее - "Республикой или Политическим организмом".  Члены  этого политического организма  называют  его  "Государством,  когда  он  пассивен, Суверенитетом, когда он активен, Державою -  при  сопоставлении  его  с  ему подобными".

   Государство рассматривается  Руссо как "условная личность", жизнь которой заключается  в  союзе   ее   членов.   Главной   его   заботой,   наряду   с самосохранением, является забота об общем благе,  о  благе  всего  общества, народа. Огромную роль при этом играют издаваемые законы, право.

   Руссо выдвигает   и  развивает  идею  прямого   народного  правления  ибо, согласно Общественному договору, "только общая воля может  управлять  силами государства в соответствии с целью  его  установления,  каковая  есть  общее благо".

   Народ, рассуждает  мыслитель, не может лишить  самого себя  неотчуждаемого права издавать законы, даже если  бы  он  этого  и  захотел.  Законы  всегда являются актами общей воли. И никто, даже государь, не может быть  выше  их.

Законами являются лишь такие  акты, которые непосредственно  принимаются  или утверждаются путем проведения референдума самим народом.    Наряду с исключительным правом на  принятие  законов у народа  имеется также неотчуждаемое право на сопротивление тиранам. Короли, писал  по  этому поводу  Руссо,  всегда  "хотят  быть  неограниченными".  Хотя   им   издавна твердили, что "самое лучшее средство стать таковыми -  это  снискать  любовь своих поданных", однако это правило  при  дворах  всегда  вызывало  и  будет вызывать только насмешки".

Информация о работе Государство как общественный договор (социальный контракт)