Государство как субъект рынка труда и орган, регулирующий отношения на рынке труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 13:43, реферат

Описание работы

Данная работа посвящена рассмотрению темы рынка труда и места государства в нем, как субъекта рынка труда и органа, регулирующего отношения на рынке труда. Рынок труда – это динамическая система, включающая в себя комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма, использования и обмена рабочей силы на жизненные средства, и механизм его самореализации, механизм спроса и предложения, функционирующий на основе информации, поступающей в виде изменений цены труда (заработной платы).

Файлы: 1 файл

Государство как субъект рынка труда.docx

— 237.33 Кб (Скачать файл)

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

Реферат

по дисциплине:

 «Государственное регулирование экономики и реструктуризация предприятий»

на тему: «Государство как субъект рынка труда и орган, регулирующий отношения на рынке труда»

 

 

 

 

Выполнила студентка

4 курса 

группы БЗ-402

заочного отделения

Удальцова О.В.

 

 

 

 

 

Москва 2014

Оглавление

Введение 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Данная работа посвящена рассмотрению темы рынка труда и места государства в нем, как  субъекта рынка труда и органа, регулирующего отношения на рынке труда. Рынок труда – это динамическая система, включающая в себя комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма, использования и обмена рабочей силы на жизненные средства, и механизм его самореализации, механизм спроса и предложения, функционирующий на основе информации, поступающей в виде изменений цены труда (заработной платы). 
Степень развития рынка труда оказывает непосредственное влияние на процессы, происходящие в обществе. Рынок труда как неотъемлемый элемент рыночной системы хозяйствования выполняет важнейшие функции в системе воспроизводства рабочей силы, распределения ее между отраслями и секторами экономики, регулирует объемы спроса и предложения, придает действенный импульс профессиональной и территориальной мобильности. То есть отношения на рынке труда не ограничиваются только актом купли-продажи, они затрагивают все, что связано с системой социального партнерства и защиты, образования, профессиональной подготовки и переподготовки кадров, с управлением занятостью на предприятиях, на региональном и федеральном уровне. Государство как субъект рынка труда представлено федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации и местного самоуправления, а также отраслевыми органами управления. Оно играет важную роль в формировании необходимых условий для существования рынка труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие государственного регулирования рынка труда

 Государственное регулирование рынка труда это комплекс административных, экономических, организационных и законодательных мер государства по защите работников от финансовых потерь, вызванных безработицей в стране.

Индивидуально развитые страны накопили достаточно богатый опыт по регулированию рынка труда. Необходимость государственного воздействия на развитие социально - трудовых отношений была осознана в начале XX века. Показательным является тот факт, что среди участников рынка труда (государства, бизнесменов и наемных работников) именно трудящиеся сделали первые шаги, противодействующие стихии рынка в сфере труда. Это проявилось в сознании первых рабочих объединений предприятий, ставших впоследствии основой профессиональных союзов, формировавшихся в течение XIX века практически во всех индустриально развитых странах. Государственные органы обычно не оставались в стороне от самодеятельных рабочих трестов. Конец XIX - начало XX века охарактеризовался значительным обострением отношений в сфере труда практически во всех цивилизованных странах. Это было вызвано во многом стихийностью процессов, протекающих на рынке труда, отсутствием полноценного трудового законодательства. В результате участники рынка труда оказались в заведомо неравном положении: обычно работодатели и бизнесмены диктовали наемным работникам условия найма. В конфликтных ситуациях государство становилось на сторону бизнесменов, поддерживая их, в том числе и силой оружия. Это способствовало усугублению критического положения на рынке труда, наиболее ярко проявившегося в Российской Федерации.1

Специфические черты, присущие Российской Федерации в сфере труда и обусловленные особенностями ее исторического развития и национального менталитета, во многом способствовали усугублению противоречий между работодателями и наемными работниками, проявившимися в начале XX века. Отсутствие законодательного регулирования трудовых отношений приводило в российской практике к злоупотреблениям со стороны работодателей. Этим объясняется и предельно возможная продолжительность рабочего дня (12 - 14 часов), широкие масштабы использования женского труда на работах с вредными и тяжелыми условиями, детский труд, низкие ставки заработной платы. Наличие подобных явлений естественным образом подталкивало наемных работников к борьбе за более приемлемые условия продажи своей рабочей силы. Однако государство было не готово к такому повороту событий и во всех случаях трудовых конфликтов поддерживало работодателей, иногда с помощью карательных органов.

Такая однонаправленная позиция государственной власти ослабляла позиции наемных работников в трудовых спорах и одновременно усиливала позиции работодателей. Это лишь усугубляло остроту социально - трудовых проблем и делало невозможным достижение компромисса и договоренностей. Крайними проявлениями недовольства наемных работников своим положением в сфере труда стало перерастание экономической борьбы в политическую, и в результате - смена общественного строя и государственной власти в стране. Опыт революционных потрясений, а также мировые экономические катастрофы первой половины XX века способствовали переходу к качественно новым отношениям на рынке труда между наемными работниками и бизнесменами: от противостояния и конфронтации к поиску компромисса и путей сотрудничества.

В современных условиях экономического и социального развития необходимость государственного регулирования рынка труда не вызывает сомнений. Особо следует подчеркнуть, что те меры, которые предпринимает государство, воздействуя на рынок труда, должны отвечать интересам и наемных работников, и бизнесменов. Государство на рынке труда должно выступать в качестве законодателя и арбитра, не отдавая предпочтений ни той, ни другой стороне. Соблюдение этого принципа является чрезвычайно важным с точки зрения гармонизации социально - трудовых отношений, создания реальных предпосылок, обеспечивающих подлинное равенство сторон на рынке труда.

 

Из государственного регулирования рынков рабочей силы выделяют:

  1. Прямое
    • Программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе
    • Программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы
    • Программы по социальному страхованию безработицы
  1. Косвенное
    • Налоговая политика
    • Денежно-кредитная
    • Амортизационная политика
    • Правительственное законодательство

 

 

 

 

start="2"

 Правовое регулирование занятости населения в Российской Федерации

Отношения в сфере занятости определяются международными и национальными нормативными правовыми актами.

Законодательство РФ о занятости населения состоит из Конституции РФ, Закона РФ № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», принятого 19.04.1991 года с последующими изменениями и дополнениями, других ФЗ и нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере занятости населения .

В Конституции РФ закреплено право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Также Конституция РФ предусматривает право граждан на трудовые споры, на профессиональные объединения, на защиту от безработицы.2

Закон РФ № 1032-1 «О занятости населения в РФ» определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы.3

Законодательство РФ о занятости населения распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РФ.

В законодательстве определены полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в осуществлении государственной политики в области содействия занятости населения.

К полномочиям федеральных органов государственной власти в осуществлении государственной политики в области содействия занятости населения относятся:

1) разработка  и реализация государственной  политики в сфере занятости  населения;

2) принятие  федеральных законов и иных  нормативных правовых актов Российской  Федерации в сфере занятости  населения;

3) разработка  и реализация федеральных программ  в сфере занятости населения  и контроль за их исполнением;

4) установление  норм социальной поддержки безработных  граждан;

5) разработка  и реализация мер в сфере  занятости населения, за исключением  мер в области содействия занятости  населения, реализация которых отнесена  к полномочиям органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации;

6) формирование  средств на социальную поддержку  безработных граждан и контроль  за их целевым использованием;

7) координация  деятельности по созданию экономических  условий для обеспечения занятости  населения, развития предпринимательства  и самозанятости;

8) разработка  прогноза баланса трудовых ресурсов  Российской Федерации, осуществляемая  в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией решают следующие вопросы:

1) разработка  и осуществление государственной  политики содействия занятости  населения с учётом национальных, культурных традиций, а также  исторически сложившихся в субъектах  видов занятости;

2) обеспечение  реализации прав граждан на  занятость;

3) содействие  занятости граждан, особо нуждающихся  в социальной защите и испытывающих  трудности в самостоятельном  поиске работы;

4) разработка  и реализация мероприятий по  стабилизации положения на рынке  труда региона, предупреждение массовых  увольнений работников;

Согласно существующему законодательству, в случаях массового высвобождения работников и затруднений в их дальнейшем трудоустройстве, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления, по предложению органов службы занятости, профсоюзных органов или иных представительных органов наёмных работников могут приостановить на срок до 6 месяцев решение о высвобождении работников или принять решение о проведении поэтапного их высвобождения в течение одного года, осуществляя финансирование данных мероприятий за счёт средств существующих бюджетов.

5) сохранение  существующих и создание новых  рабочих мест;

6) организация  временных и общественных работ  и др.

Кроме этого законодательством Российской Федерации, решениями органов местного самоуправления, а также коллективными договорами и соглашениями могут предусматриваться: условия и порядок выплаты пособия по безработице; порядок прохождения безработными перерегистрации; усиление социальной защищённости граждан, включающее:

Таким образом, современная экономика характеризуется многообразием форм занятости, что оказывает влияние на разработку и реализацию мероприятий государственной политику занятости. Важность проблемы занятости подчёркивается конституционным закреплением права граждан на свободный труд, а также развитием и кодификацией современного российского трудового законодательства.

 

  1. Государственная программа «Содействие занятости населения»

На сегодняшний день Государством реализуется программа «Содействие занятости населения». Краткая информация содержится в Паспорте программы, который приведен ниже в таблице.

Ответственный исполнитель программы

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

Соисполнители программы

Федеральная миграционная служба

Участники программы

Федеральная служба по труду и занятости,

Министерство финансов Российской Федерации

Подпрограммы программы, в том числе федеральные целевые программы

Подпрограмма 1. Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан,

Подпрограмма 2. Внешняя трудовая миграция,

Подпрограмма 3. Развитие институтов рынка труда

Цели программы

Создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда

Задачи программы

1. Предотвращение роста  напряженности на рынке труда

2. Привлечение иностранных  работников в соответствии с  потребностями экономики.

3. Содействие поддержанию  высокой квалификации и сохранению  здоровья работников, обеспечение  защиты трудовых прав граждан

Целевые индикаторы и показатели программы

1. Уровень безработицы (по  методологии МОТ), %;

2. Уровень регистрируемой  безработицы, %;

3. Уровень удовлетворенности  потребности экономики субъектов  Российской Федерации в иностранных  работниках, %;

4. Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих  санитарно-гигиеническим нормам (в  списочной численности работников  в наблюдаемых видах экономической  деятельности), %

Этапы и сроки реализации программы

Содействие занятости населения: 01.01.2013 — 31.12.2020

Объемы бюджетных ассигнований программы

Объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы из средств федерального бюджета составляет - 579 025 967,3 тыс. руб.;

 Объем бюджетных ассигнований  на реализацию государственной  программы по годам составляет (тыс. руб.): 

Год

Федеральный бюджет

2013

71 649 195,7

2014

75 756 345,3

2015

75 919 834,8

2016

75 659 568,1

2017

66 592 216,4

2018

68 893 473,9

2019

71 152 927,1

2020

73 402 406

Ожидаемые результаты реализации программы

создание условий для формирования гибкого, эффективно функционирующего рынка труда;

предотвращение роста напряженности на рынке труда за счет минимизации уровней общей и регистрируемой безработицы;

создание в период с 2013 по 2015 год ежегодно до 14,2 тыс. специализированных рабочих мест для инвалидов;

удовлетворение не обеспеченного внутренними ресурсами спроса экономики на рабочую силу за счет внешней трудовой миграции;

снижение численности иностранных граждан, незаконно осуществляющих трудовую деятельность в Российской Федерации;

создание основы для приведения содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда путем утверждения к 2015 году не менее 800 профессиональных стандартов;

обеспечение сохранения здоровья работников за счет улучшения условий их труда;

обеспечение соблюдения трудовых прав граждан;

поддержание социальной стабильности в обществе.

Информация о работе Государство как субъект рынка труда и орган, регулирующий отношения на рынке труда