Характер и особенности инфляции в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в рассмотрении существующего состояния инфляционных процессов.
Задачи исследования:
1. изучить теоретические аспекты инфляции и ее влияние на экономические процессы;
2. провести анализ уровня инфляции;
3. выявить основные аспекты государственной политики по преодолению инфляции в России.

Содержание работы

Введение..............................................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы и понятия инфляции....................................................................5
1.1 Сущность и виды инфляции. Методы измерения инфляционных процессов в экономике..5
1.2 Причины инфляции......................................................................................................................8
1.3 Социально-экономические последствия инфляции................................................................12
1.4 История инфляции в России......................................................................................................15
Глава 2. Особенности инфляции в России.....................................................................................18
2.1 Оценка и динамика уровня инфляции в России......................................................................18
2.2 Влияние экономического кризиса на темпы инфляции в России..........................................20
Глава 3. Государственная политика по преодолению инфляции в России................................22
3.1 Антиинфляционная политика как благотворно влияющий на экономику России фактор................................................................................................................................................22
3.2 Перспективы регулирования инфляционного процесса.........................................................26
Заключение........................................................................................................................................31
Список использованной литературы..............................................................................................33

Файлы: 1 файл

курсач 26.12.12 с причинами.doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

С другой стороны, рост экономики  и увеличение национальных сбережений создают условия для дальнейшего  роста спроса на деньги. В целом уровень монетизации экономики  может повыситься с 28,3% ВВП в 2006 году до 60-65% в 2015 году и 70-75% в 2020 году, что создаст предпосылки для сближения российской экономики по глубине развития финансовых институтов с развитыми странами Евросоюза.

Устойчивый рост вкладов  в банках и небанковских финансовых организациях – негосударственных  пенсионных фондах, инвестиционных фондах, расширение активов страховых компаний создает условия для повышения  роли банковского кредитования, институтов коллективного инвестирования, внутреннего рынка акций и облигаций, а также частных инвесторов, в финансировании экономического роста. Потенциальный уровень банковского кредитования экономики может повыситься с 30% ВВП в 2006 году до 70-75% в 2015 году и 80-85% в 2020 году при этом капитализация российских компаний может превысить ВВП в полтора - два раза. Благодаря развертыванию деятельности государственных институтов развития и усилению долгосрочной составляющей в банковском кредитовании вклад банковского сектора в финансирование инвестиций повысится с 11,3% в 2006 году до 20% в 2020 году.

Инновационный сценарий предполагает превращение России в  один из ведущих мировых финансовых центров, включая:

достижение российской экономикой и ее финансовым сектором уровня капитализации и инвестиционной привлекательности, сопоставимого с уровнем высокоразвитых стран, обеспечивающей устойчивый масштабный приток иностранных инвестиций;

обеспечение прочной  финансовой стабильности, превращение  российского рубля в одну из ведущих мировых (региональных ) валют;

создание эффективной  инфраструктуры торговли активами российских компаний, их долговыми обязательствами, российскими энергоносителями и  основными сырьевыми, особенно экспортными  товарами и связанными с ними производными финансовыми инструментами;

развитие национальной системы бизнеса;

создание в России конкурентоспособной на мировом  уровне национальной банковской системы, страхового рынка и рынка пенсионных и частных инвестиций.

В развитии бюджетной  системы предполагается, что конструкция основных налогов и сборов в долгосрочной перспективе останется в целом неизменной, но при этом значительно повышается собираемость налогов и роль налоговых стимулов инновационной деятельности. Основные тенденции формирования ресурсов бюджетной системы следующие:

снижение доли нефтегазовых доходов в общих доходах бюджетной  системы и в ВВП, что обусловлено  отставанием темпов роста нефтегазового  сектора от темпов роста экономики  в целом;

снижение налоговой  нагрузки на высокотехнологичные инновационные виды деятельности;

снижение доли налогов  и сборов на импорт в ВВП в результате сокращения доли импорта в ВВП;

рост поступлений НДС  на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории Российской Федерации  за счет развития секторов с высокой  добавленной стоимостью и повышения качества администрирования доходов;

рост налогов на прибыль  и доходы в результате опережающего роста объема прибыли в экономике  и налогооблагаемых доходов населения  после 2010 года.

Доходы бюджетной системы  могут составить к 2020 году 32,8-33,5% ВВП (с учетом доходов от инвестирования средств Резервного фонда). Дополнительные доходы бюджетной системы за счет улучшения уровня администрирования оцениваются в 1,5%–2,0% ВВП. В России существует значительный потенциал повышения собираемости основных налогов и прежде всего НДС. По экспертным оценкам, уровень собираемости НДС в развитых странах достигает 90-95%. В Российской Федерации коэффициент собираемости данного налога по различным оценкам составляет 70-75%. Повышение указанного показателя до уровня развитых стран в долгосрочной перспективе позволит увеличить доходы бюджетной системы Российской Федерации на 1,0–1,8% ВВП. Кроме того, потенциал увеличения поступлений доходов от НДС и таможенных пошлин на импорт оценивается в настоящий момент в 0,5-0,6% ВВП.

Динамика величины расходных  обязательств и вытекающих из них  расходов бюджетной системы будет  определяться необходимостью решения  важнейших задач:

увеличения соотношения  между средней трудовой пенсией  и средней зарплатой к 2020 году в рамках сценария инновационного развития до уровня 30% по сравнению с 26% в 2010 году;

увеличения расходов на научные исследования, образование  и здравоохранение одновременно с совершенствованием системы финансирования услуг в этих секторах экономики;

преодоления инфраструктурных ограничений, что потребует некоторого увеличения государственных инвестиций, в том числе, в рамках механизмов частно-государственного партнерства;

сближения уровней оплаты труда в бюджетном и частном  секторе экономики и развития отраслевых систем оплаты труда.

В инновационном сценарии прогнозируется некоторый рост величины расходов бюджетной системы в 2015 году до 32,5% ВВП и к 2020 году до 32,8% ВВП (без учета использования  средств Фонда национального  благосостояния).

Энерго-сырьевой и инерционный сценарии характеризуются более низкими расходами в процентах к ВВП, что связано, в первую очередь, с меньшим объемом расходных обязательств, необходимых для реализации сценариев.

Проблемы, связанные со старением населения, станут одной из основных причин возникновения рисков дестабилизации государственных финансов. Объем публичных обязательств в сфере пенсионного обеспечения будет последовательно увеличиваться и к 2020 году может на 2% ВВП превысить уровень 2010 года. Основным источником финансирования прироста расходных обязательств будут регулярные доходы бюджетной системы, а также ожидаемые нововведения в пенсионной системе, в том числе в связи с реализацией программы софинансирования добровольных пенсионных накоплений за счет средств Фонда национального благосостояния.

При таких параметрах бюджетных расходов обеспечивается долгосрочная устойчивость бюджетной  системы, поскольку к 2020 году бюджетные  расходы будут покрываться располагаемыми доходами бюджетной системы и  нефтегазовым трансфертом. Таким образом, в долгосрочной перспективе сохраняется высокая сбалансированность бюджетной системы при активной перестройке структуры доходов и расходов.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом.

Инфляция существовала со времен экономического развития человечества, но целиком проявилась сравнительно недавно, поразив экономики как развитых, так и развивающихся стран. В условиях развитой рыночной экономики инфляция может рассматриваться, как неотъемлемый элемент хозяйственного механизма, там она может не представлять серьезной угрозы. Тогда как в странах, осуществляющих преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс развертывается, как правило, в возрастающих темпах. Это весьма необычный, специфический тип инфляции, плохо поддающийся сдерживанию и регулированию.

Инфляция бывает различной по своему характеру, интенсивности и проявлениям.

Инфляционный рост цен не является простым следствием «злой воли» или непродуманных акций государственных чиновников. Это неизбежный результат глубинных процессов в экономике, объективное следствие нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством товаров потребления и средств производства, накоплением и потреблением. А значит, инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики. Исходя из выше сказанного, следует признать, что процесс инфляции (в различных его проявлениях) носит не случайный, а весьма устойчивый и практически неизбежный характер.

Высокие показатели инфляции - закономерный результат социалистического строя и неграмотных действий Правительства России. Последствия наблюдается в каждом городе, районе, области. Большая часть населения ушла за черту бедности, многие как мелкие, так и крупные предприятия не выжили и разорились.

Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. При этом необходимо учитывать многосложный и много факторный характер инфляции, поскольку в ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них – стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов

Антиинфляционная политика в России – это, до недавнего времени, политика проб и ошибок. Некоторые люди на западе говорят, что Россия умирает, что страну из разрухи не поднять. Но на протяжении веков Россия была и остаётся великой страной, а российский народ - великим народом. Возможно, Россия выберется из этой ситуации в будущем. Есть, конечно и несомненные плюсы во всей этой ситуации. Люди на собственном опыте научились выживать в моменты инфляции, на фоне разоряющихся предприятий появились новые, молодые, перспективные фирмы. Их руководители – люди современного поколения, которые не будут сидеть и ждать благоприятных условий. Они действуют, выживают и помогают выживать окружающим.

Россия имеет все возможности для выхода из инфляционного тупика, так как, несмотря на все трудности, она без всякого сомнения остается сверхдержавой, обладающей громадными ресурсами и в значительной степени определяющей обстановку во всем мире.

 

 

Список использованной литературы:

 

    1. Бриттан С. Капитализм с человеческим лицом.- СПб.: Питер,2007. – 230 с.
    2. Илларионов А. Природа российской инфляции. «Вопросы экономики». 2007г. №3. - 24 с.
    3. Краткий словарь современных понятий и терминов / Н.Т. Бунимович В.Г., Жаркова Т.М., Корнилова и др. Сост. и общ. ред. В.А. Макаренко. - М.: Республика, 2007. – 87 с.
    4. Курс экономики: Учебники / Под ред. Б.А. Райзберга. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 720 с.
    5. Курс экономической теории. Учебное пособие под ред. проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. - Изд-во "АСА", Киров, 2007. - 625 с.
    6. Никитин С. Инфляция и возможности ее преодоления. «Экономист». 2008. №8. – 41 с.
    7. Райская Н.Н. Инфляционные процессы в России (92-03 гг.): тенденции, факторы. Финстатинформ - 2007, 151 стр.
    8. Современная инфляция: истоки, причины, противоречия. М.: Мысль, 2010. – 134 с.
    9. Видяпин В.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория: учеб.- 4-е изд.-М.: Юристъ ,2004. – 241 с.
    10. Деньги, кредит, банки: учеб./Под. Ред. О.И. Лаврушина.- 7-е изд.-М.:КНОРУС,2008. – 155 с.
    11. Куликов Л.М. Основы экономической теории: учебное пособие.- М.: Проспект ,2006. – 323 с.
    12. Красавина Л.Н. Инфляция в условиях современного капитализма.-М.: Финансы, 2005. – 221 с.
    13. Носова С.С. Экономическая теория: учебник для студентов высших учебных заведений.- М.: Феникс,2004. – 317 с.
    14. Теоретическая экономика/ Под ред. Журавлевой Г.П.. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008. - 155 с.
    15. Урюпина А.А. Инфляция и антиинфляционная политика в постсоциалистический период: вопросы теории и практики: монография. – М.: МАКС Пресс, 2009. – 21 с.
    16. Урюпина А.А. Банковский сектор в условиях сдерживающей денежно-кредитной политики: статья // Банковские услуги. – 2008. – № 7. – 12 с.
    17. Урюпина А.А. Денежная сфера в Российской Федерации: анализ динамики основных показателей денежной массы и их влияние на темпы инфляции: статья // Вестник МГИМО-Университета. – 2009. – № 2(5). – 15 с.
    18. Урюпина А.А. Инфляция в странах Балтии: статья // Российский внешнеэкономический вестник. – 2009. – № 3. – 5 с.
    19. Урюпина А.А. Российская инфляция в условиях мирового роста цен и глобальной финансовой нестабильности: статья в коллективной монографии «Российская экономика: пути повышения конкурентоспособности» / Под ред. А.В. Холопова. – М.: Журналист, 2009. – 13 с.
    20. Урюпина А.А. Инновационное развитие как фактор снижения инфляции в России: статья в коллективной монографии «Экономические проблемы инновационного развития» / Под ред. К.А.Хубиева. – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2009. – 21 с.
    21. Урюпина А.А. Инфляция как отражение диспропорций в российской экономике / А.А. Урюпина // Экономика. Управление. Право. – 2010. – № 5. – С. 13.-23.
    22. Урюпина А.А. Антиинфляционная политика в России в стратегии модернизации и инновационного развития / А.А. Урюпина // Вестник МГИМО-Университета. - 2011. - № 1 (16). – 31 с.



Информация о работе Характер и особенности инфляции в России