Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 01:01, реферат
Вопрос оценки акций тесно связан с ее жизненным циклом, который охватывает выпуск, первичное размещение и обращение акций. Поэтому первая оценка акций по российскому законодательству в период ее выпуска номинальная. Номинал акции – это то, что указано на ее лицевой стороне, поэтому иногда ее называют лицевой, или нарицательной, стоимостью. Номинальная стоимость всех обыкновенных акций общества должна быть одинаковой и обеспечивать всем держателям акций этого общества равный объем прав. По ФЗ «Об акционерах общества» уставный капитал общества равен сумме номиналов акций в обращении. Предприятие, выпустившее акцию с указанием ее номинальной стоимости еще не гарантирует ее реальную ценность. Такую ценность определяет рынок.
Введение ................................................................................................................ 2
Раздел 1. Общая характеристика акций................................................................5
Раздел 2. Учет уровня контроля над предприятием в оценке
стоимости пакетов акций.......................................................................................7
Раздел 3. Расчет премии и скидок с учетом степени контроля и ликвидности пакета акций..........................................................................................................10
Раздел 4. Оценка пакета акций с учетом премий и скидок...................................................................................................……………….14
Раздел 5. Особенности оценки финансово-кредитных институтов............................................................................................................ 17
Заключение ......................................................................................................... 23
Список использованных источников и литературы.......................................... 24
Контрактные ограничения. Если предприятие имеет существенные долговые обязательства, выплата дивидендов может быть ограничена и т.д. В этом случае часть стоимости премии за контроль теряется.
Финансовые условия бизнеса. Если финансовое положение компании неустойчиво, то многие связанные с контролем права становятся труднореализуемыми.
Эффект распределения
Эффект регулирования. При оценке должны учитываться ограничения, связанные с государственным регулированием. Таким образом, в каждом конкретном случае необходимо провести анализ элементов контроля, и если какой-либо из них отсутствует, то стоимость контрольного пакета должна будет уменьшиться.
Рассмотрим основные методы определения премий за контроль.
1. Наиболее распространенным
2. «Горизонтальный»
подход — сравнение
В первом способе расчета премии за контроль сравниваются цены, по которым акции предприятия продавались на фондовом рынке в течение определенного периода. Разность цен, выраженная в процентах от цены неконтрольного пакета, является премией за контроль.
При проведении такого анализа обычно исследуются ретроспективные данные по рынку за последние два-три месяца. В ходе анализа информации необходимо учитывать факторы:
2) для определения
степени сопоставимости
Контрольные пакеты более ликвидны, чем неконтрольные, а пакеты открытых компаний более ликвидны, чем закрытых. Первый постулат понятен: выше возможность контроля — выше ликвидность. Второй требует разъяснения:
1) акционер не контрольного
2) владельцы неконтрольных
3) отсутствие права на участие в продаже.
Базовой величиной, из которой вычитается скидка за неконтрольный характер пакета, является пропорциональная данному пакету доля в общей стоимости предприятия, включая все права контроля.
Основные методы определения скидки за недостаточную ликвидность представлены в табл. 2.
Таблица № 2
Основные методы определения скидки за недостаточную ликвидность |
Примечание |
Метод сравнения показателей « |
Сравниваются показатели «стоимость
предприятия/прибыль» для аналогичных закрытых и открытых предприятий |
Метод анализа затрат на продвижение акций на фондовый рынок |
Оцениваются затраты на регистрацию
акций, комиссионные брокерам за продвижение акций компании на фондовый рынок. Вычисляется процентное отношение этих затрат к стоимости выпускаемых акций. Это процентное отношение рассматривается как величина скидки за недостаточную ликвидность. Для закрытых компаний эти затраты гипотетические, т.е. учитывается, какими бы были затраты в случае эмиссии акций |
Когда говорят об использовании премий и скидок в бездолговом анализе, то здесь частой ошибкой является использование в качестве базы всего инвестированного капитала. Скидки и премии должны применяться уже после вычета долга.
Раздел 4. Оценка пакета акций с учетом премий и скидок
Владелец
пакета акций является собственником
части предприятия. Поэтому стандартный
подход к оценке пакетов акций
заключается в определении
Стоимость контрольного пакета акций компании закрытого типа обычно предполагается пропорциональной общей стоимости предприятия.
Пример 1.1. Стоимость предприятия в целом составляет 53 550 тыс. руб. Тогда стоимость пакета 60% акций составит:
53 550 × 60% = 32 130 (тыс. руб.).
Стандартный подход к оценке неконтрольного пакета акций включает этапы:
1) определение стоимости
2) деление полученной величины
стоимости предприятия в целом
на общее число выпущенных
и находящихся в обращении
акций, в результате чего
3) определение стоимости акции
вычитанием из базовой
4) определение стоимости пакета умножением стоимости акции на количество акций в пакете.
Пример 1.2. Определена стоимость предприятия в целом, ее величина составила 10 млн руб., общее количество обыкновенных акций, выпущенных предприятием, — 10 тыс. штук.
Требуется определить стоимость пакета 20% акций этого предприятия. По мнению оценщика, скидка за неконтрольный характер пакета составляет 30%.
1. Найдем базовую стоимость
10 : 10 = 1 (тыс. руб.).
2. Определим стоимость одной
акции с учетом скидки за
неконтрольный характер, так как
единичная акция, как и
1000 - 30% × 1000 = 700 (руб.).
Таким образом, единичная акция или одна акция внутри неконтрольного пакета оценивается в 700 руб. за 1 шт.
3. Найдем количество акций,
10 × 20% = 2 (тыс. шт.).
4. Рассчитаем стоимость
2 × 700 = 1 400 000 (руб.).
Таким образом, стоимость пакета 20% акций предприятия составляет
1,4 млн. руб.
Однако следует учесть эффект распределения собственности: при оценке небольших по размеру пакетов не следует вычитать скидки за неконтрольный характер, если в фирме мажоритарным интересом никто не владеет, но один из акционеров, стремясь получить контрольный пакет, готов заплатить премию за возможность приобрести один или несколько мелких пакетов. Тогда неконтрольные пакеты, приобретаемые для получения контрольного пакета, наоборот заслуживают премии.
Возможна
следующая модификация
Пример 1.3. Стоимость предприятия 10 млн. руб. Предположим, требуется определить стоимость пакета 20% акций этого предприятия, если скидка за неконтрольный характер пакета составляет 30%.
1. Найдем 20% стоимости предприятия
(так как владелец
10 × 20% = 2 (млн руб.).
2. Определим стоимость
2 - 2 × 30% = 1 400 000 (руб.).
Таким образом, стоимость пакета 20% акций предприятия составляет
1,4 млн. руб.
Оценить неконтрольные пакеты можно и другими способами:
1) информация для оценки
2) на основе прогнозируемых по
срокам и сумме дивидендов
и выручки от продажи в
3) на основе прогноза не
В целом, для получения итоговой величины стоимости в процессе оценки предприятия в зависимости от размера приобретаемого пакета акций и его ликвидности учитываются: премия за приобретение контрольного пакета, скидка за неконтрольный характер, скидка за недостаточную ликвидность и иные факторы, влияющие на стоимость пакетов в конкретной ситуации.
Раздел 5. Особенности оценки финансово-кредитных институтов
ФКИ – государственные и частные коммерческие организации, уполномоченные осуществлять финансовые операции по кредитованию, депонированию вкладов, ведению расчётных счетов, купле/продаже валюты и ценных бумаг, оказанию финансовых услуг.
Таблица № 3.
Виды финансово-кредитных институтов
№ п/п |
Вид института |
Название закона, устанавливающего принципы деятельности данного института |
Кредитные организации |
Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», изложенный Федеральным законом от 3.02.96 г. № 17-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» | |
Инвестиционные фонды |
Федеральный закон от 29.11.01 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» | |
Пенсионные фонды |
Федеральный закон от 7.05.98 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» | |
Страховые организации |
Федеральный закон от 27.11.92 № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ» | |
Кредитные кооперативы |
Федеральный закон от 7.08.01 № 117-ФЗ «О
кредитных потребительских | |
Профессиональные участники |
Федеральный закон от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» |
Также к финансово-кредитным институтам следует относить и валютные биржи, и различного рода финансовые компании. К финансовым компаниям, работающим на российском финансовом рынке, можно отнести венчурные (разновидность инвестиционных компаний), дилинговые, брокерские компании, финансовые корпорации.
Следует заметить, что в силу значительных колебаний цен на активы ФКИ, существуют и некоторые особенности оценки их стоимости. Например, оценка активов ФКИ по рыночной стоимости проводится лишь в случаях их обращения на вторичных финансовых рынках. Если же активы ФКИ не обращаются на вторичных рынках, для оценки их стоимости следует использовать расчётные методы.
Следует различать
рыночную и бухгалтерскую стоимость.
Бухгалтерская стоимость
Для ФКИ очень
велика роль нематериальных активов, которые
в значительной степени могут
увеличивать стоимость
Среди целей оценки рыночной стоимости ФКИ выделим следующие:
1.
Повышение эффективности
2.
Определение
3.
Определение инвестиционной
4.
Продажа/приобретение
5.
Контроль со стороны
6. Страхование;
7. Реструктуризация.
Рассмотрим указанные цели более подробно. Грамотное управление финансово-кредитным бизнесом, направленное на повышение доходности и снижение совокупного риска деятельности ФКИ, невозможно без правильной и своевременной оценки стоимости активов и пассивов организации. Только правильное представление о реальной стоимости имеющихся средств и реальном покрытии обязательств перед клиентами позволит организации принимать адекватные управленческие и финансовые решения.